Статья «Методы и приёмы повышения мотивации к обучению на уроках литературы»

4
0
Материал опубликован 17 November 2020 в группе

Методы и приёмы повышения мотивации к обучению

на уроках литературы

Мотивация – совокупность мотивов, побуждающих человека к основной деятельности, процесс действия мотива. В школе это самая сложная проблема, с которой приходится работать всем педагогам. Высшей учебной мотивацией учащегося является интерес к предмету. Отечественные психологи подчеркивают, что интеллектуальная активность ребенка в целом направляется и подчеркивается интересом – именно он оказывает влияние на направленность внимания.

Учебная мотивация учащихся по мере пребывания их в школе снижается. Что делать преподавателю, чтобы заинтересовать, сформировать положительную мотивацию к предмету? Важнейшая задача преподавателя - обучить детей способам овладения разными видами деятельности, не дать угаснуть интересу к ним.

Художественная литература призвана сыграть особую роль в формировании творчески развитой, активной личности.

Но литература может повлиять на формирование ребенка только в том случае, если он будет с ней «общаться», если будет читать. В противном случае разрушится его образовательное пространство, культура. Дать знания, развить навыки и умения – не самоцель. Гораздо важнее – пробудить интерес к познанию, побудить ребят читать книги. Делать это можно по-разному.

Отчего снижается мотивация учения?

Психологи выделяют следующие причины:

- неправильный отбор содержания учебного материала;

- плохое владение учителем современными методами обучения и их оптимальным сочетанием;

- неумение строить отношения с учащимися и организовывать взаимодействие школьников друг с другом;

- несформированность у обучающихся приёмов самостоятельного приобретения знаний;

- отсутствие понимания связи учебных предметов с жизнью;

Поэтому одной из главных задач педагога становится задача развития у обучающихся положительной мотивации, которая побуждала бы их к упорной, систематической учебной работе. Еще В.А. Сухомлинский писал: «Не забывайте, что почва, на которой строится ваше педагогическое мастерство, в самом ребенке, в его отношении к знаниям и к вам, учителю. Это - желание учиться, вдохновение, готовность к преодолению трудностей. Заботливо обогащайте эту почву, без нее нет школы».

Этому способствует использование:

- разнообразных форм и методов работы на уроках;

- дифференцированного и индивидуального подходов в обучении;

-приемов развития коммуникативных навыков, умения работать в сотрудничестве со сверстниками и самостоятельно.

Какими же методами и приёмами располагает современный учитель литературы, чтобы повысить мотивацию к изучению литературы?

Использование ИКТ как средства повышения учебной мотивации.  

Современные школьники уверенно пользуются мобильными телефонами, компьютерами, смартфонами, плейерами и т.д. И им стали не интересны приготовленные нами для уроков картинки, схемы. В результате, как показывает практика работы, наблюдается слабая мотивация к учебе, снижается познавательная активность учащихся на уроках, желание мыслить и работать самостоятельно, да и просто учиться. Отсюда вытекает педагогическая идея использовать информационно-коммуникационные технологии как средство, с помощью которого можно зажечь в глазах современных учеников пытливый огонёк жажды знаний.

Остановимся на уроках изучения биографии писателя с использованием ИКТ. Уроки изучения биографии писателя – самые распространенные из уроков с использованием ИКТ, так как дают возможность широко использовать иллюстративный материал (фотографии, репродукции, иллюстрации), который можно найти в сети Internet , на диске «Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия», помещать тексты цитат писателей, высказывание современников. Цель урока – презентации по биографии писателя – способствовать созданию живого, яркого, порой противоречивого образа писателя. Формы проведения – лекция учителя, сообщения учеников, семинар, сопровождаемые показом слайдов. В конце урока возможно проведение итогового теста, проверяющего качество усвоения материала, беседы, письменной работы. Отбор материала, изучаемого на уроке, и формирование слайдов могут происходить по тематическому принципу и по жизненным этапам.

При создании презентации данного вида уроков необходимо избегать перенасыщенности слайдов текстом, так как это затруднит восприятие материала. Показ слайдов сопровождается рассказом учителя или ученика. 
Раздаточным материалом могут быть тексты произведений, высказывания современников о личности писателя. Естественно, что использование современной техники на каждом уроке нереально, да это и не нужно. Но умелое использование ИКТ на уроках не только повышает их эффективность, но, в первую очередь, способствует повышению познавательных потребностей учеников. Каждый учитель в состоянии распланировать свои уроки таким образом, чтобы использование компьютерной поддержки было наиболее продуктивным, уместным и интересным для учащихся.

Игры на уроках литературы

Игра, как известно, является интересной и привлекательной деятельностью для обучающихся. В игре наиболее полно проявляются индивидуальные особенности, интеллектуальные возможности, склонности, способности детей. Ценность этого метода заключается в том, что в игровой деятельности образовательные, развивающие и воспитательные функции действуют в тесной взаимосвязи. Игры формируют у учащихся навыки взаимодействия с другими людьми, умение четко формулировать и обосновывать свою точку зрения, вести дискуссию и находить компромиссные варианты. А значит, на таких уроках дети готовятся к самостоятельной жизни.

Какие же интерактивные игры использую на уроках литературы?

«Продолжение предложения»

После ознакомления с биографией писателя учитель предлагает ученикам продолжить предложение типа:

Я знаю про Александра Сергеевича Пушкина, что он ...

Больше всего меня поразило то, что Пушкин ...

Выдающейся датой биографии А. С. Пушкина я считаю ...

Счастливый период в жизни Пушкина, по моему мнению, ...

Кто желает продолжить предложение-поднимает руку. Наивысшую оценку получает ученик, который последним дополнит предложения, то есть имеет самый полный багаж информации.

«Аукцион»

Предварительная подготовка: учащиеся (9-11 кл.) получают задание детально ознакомиться с биографией писателя, воспользоваться дополнительной литературой, подготовить интересные сообщения по лотам аукциона. Например, при изучении биографии Л. Н. Толстого, предлагаем следующие «лоты»:

Детские годы в Ясной Поляне;

«Университеты» Толстого;

Участие в Крымской войне;

Начало творческой деятельности;

Реформаторская деятельность в Ясной Поляне;

Лучшие произведения Толстого;

Мировоззрение Толстого, отношение к церкви, религии;

Последние годы жизни.

Наивысший балл получают учащиеся, которые подготовили полные и интересные сообщения и «выкупили» несколько лотов.

«Ты мне - я тебе»

Работа в группах. Группы получают задание разработать текст и подготовить вопросы по содержанию. Ученики обмениваются вопросами, получают исчерпывающие ответы, сами выставляют оценки членам группы оппонентов.

«Письмо литературному персонажу»

Ученики должны написать «письмо» литературному персонажу, в котором поддержать его или, наоборот, осудить, помочь советом, выразить свое отношение к его поступкам.

Например: при изучении романа А. Пушкина «Дубровский» учащиеся пишут письма поддержки (осуждения) Владимиру Дубровскому.

«Помоги героям»

Учитель предлагает ученикам вмешаться в сюжет и помочь героям в сложных ситуациях, разработать для них план действий.

Например, при изучении рассказа В. Астафьева «Васюткино озеро» учитель задает учащимся вопрос: «Когда, по вашему мнению, необходимо вмешаться в сюжет и помочь герою спасти свою жизнь».

«Цепочка»

Ученики по очереди характеризуют какого-либо литературного героя. Каждый говорит одно предложение.

«Коллективный рассказ»

Учитель предлагает ученикам составить коллективно рассказ на заданную тему. Каждый говорит одно предложение, связывая его с предыдущим. Например, при изучении темы «Сказки» в 5 классе учащиеся сочиняют коллективно сказку о приключениях героя в фантастическом мире по заданным началом: «Не за синими морями, не за высокими горами, а в нашем ...»

«Таинственный чемодан» («Стол находок»)

Учитель предлагает угадать, какому литературному герою принадлежат вещи, которые в нём лежат. Например, вырванный зуб, засушенная крыса, огрызок яблока, нитки черные и белые (Том Сойер)

«Таинственный герой»

Можно применить при проведении итоговых уроков. Учитель предлагает ученикам узнать литературного героя с его личными приметами.

«Соедините сердца влюбленных»

Учащиеся получают карточки в виде сердечек, на которых написаны имена героев. Задача - объединить тех героев, которые по сюжету произведений любят друг друга.

«Распределите героев по их произведениям»

Учащиеся получают карточки с именами героев разных произведений данной темы. Задача - объединить героев по произведениям.



«Продолжение сюжетной линии»

Учитель предлагает ученикам придумать свое продолжение сюжетных линий, пофантазировать, как сложились дальнейшие судьбы главных и второстепенных героев. Например, при изучении повести Н. Гоголя «Тарас Бульба» учащиеся составляют рассказ о судьбе матери после смерти ее сыновей - Остапа и Андрея. Фантазируют, станут ли в будущем Том Сойер и Гек Финн разбойниками, как они мечтают.

«Узнайте книгу»

Учитель рассказывает об истории создания книги, интересные данные об авторе и другие подробности, предлагая отгадать ее название. Например, «Ревизор» Гоголя: «Сюжет для этого произведения подсказал Пушкин, в основе его лежит забавный случай, который произошел с ним в одном из провинциальных городов. На премьере присутствовал сам царь, который дал такую оценку: «Всем досталось, а мне больше всех».

«Встреча литературных героев»

Ученики называют своих любимых литературных героев, представляют их встречу, о чем бы они говорили, какие советы дали бы друг другу. Например, о чем бы говорили при встрече Том Сойер и Пеппи Длинный чулок, Гобсек и Плюшкин, Наташа Ростова и Татьяна Ларина?

«Карта путешествия»

Ученики на контурных картах наносят путь путешествия литературных героев.

«Запутанный лист»

Учитель зачитывает письмо от автора или литературного героя, в котором допущены ряд ошибок или пропущены слова, ученики должны исправить ошибки или вставить пропущенные слова.

«Символ произведения»

Используя цветные карандаши или фломастеры, выполните следующие задачи: нарисуйте предмет, который символизировал бы произведение, был бы символом литературного героя. (Роза - символ сказки Андерсена «Снежная королева»; засушенные цветы - символ Сони из романа «Война и мир» Л. Толстого).



«Письмо сказочного персонажа»

Идеально для учеников 5-6 классов. Ребенку кто-то пишет, но взрослые не могут прочесть: очевидно, письмо заколдовано… Можно проводить то же самое в форме квеста: ребенок получает инструкции, позволяющие именно ему найти спрятанный приз.

«Письмо в бутылке».

Все помнят завязку сюжета романа «Дети капитана Гранта»? Море принесло письмо с важной информацией, однако оно более или менее повреждено водой. Необходимо восстановить текст.

«Шифровка».

Абсолютно любые шифровки, лишь бы ребенок их знал или мог разгадать. Главное здесь — азарт исследователя.

«Поиск информации»

В тексте «спрятано» слово — например, название цветка. Кто первый его найдет?

«Составь слово» («…фразу»).

Из выданных карточек с сочетаниями букв составить слово (младшим надо дать образец, а старшим можно даже не говорить, какое это слово — пусть сами догадываются). Кстати, прекрасно помогает запомнить трудные термины и словарные слова. Для составления фраз у учеников среднего звена используются карточки со словами, у более старших ребят — тоже слоги или кусочки слов.

Другие приёмы, позволяющие формировать и развивать мотивацию учения:
Интересное начало урока:

1. Прием эпиграфа, метафоры – притчи, афоризма. Например. Как вы понимаете эпиграф к теме «И. А. Крылов. Басни»: «Поэт и мудрец слились в нём воедино» (Н. В. Гоголь)?

2. Очень важно не только записать на доске тему урока, но и вызвать у детей эмоциональный отклик, отношение к этой теме. Делать это через признание личности подростка, опираясь на его жизненный опыт.

- Что вы уже знаете по этой теме?

- Какие ассоциации возникают в связи с названием темы?

- Подберите синонимы (антонимы) и т. д. на эту тему.

3. «Домысливание»

Записывается тема урока и слова «подсказки»: «повторим, изучим, узнаем, проверим, научимся».   С помощью этих слов-подсказок дети формулируют задачи урока.      

4.Упражнения при работе с текстом.

- Расположить вопросы последовательно согласно содержанию текста.

- Прочитать ответ на 1, 2…5-ый вопрос.

- Придумать вопросы к первому, второму…шестому абзацу текста.

- Пересказать текст с помощью ответов на вопросы.

- «Быстрая разведка». Упражнение, в котором максимально быстро надо найти ответы на вопросы учителя.

- Составление плана к произведению. Обнаружение ключевых слов, особенных ассоциаций, которые связывают логическую цепь воедино.

Большая проблема школьника при чтении — неумение представлять себе ситуацию, описанную в книге, героя, понимать его психологию, причины его поступков. Здесь мы затрагиваем чрезвычайно серьезную проблему, с которой сталкиваются современные дети и подростки. Методик, помогающих хотя бы отчасти решить ее, также немало.

Самая привычная — задание про литературе в форме «нарисовать иллюстрации». Создавая иллюстрацию к произведению, школьник будет вынужден перечитать описание героя или его жилища, представить себе всю ситуацию. Срисованные чужие иллюстрации следует не принимать вообще или оценивать невысоко: они не выполняют своей задачи.

Составление викторины по тексту произведения стоит поручить самим школьникам. В этом случае им будет необходимо перечитать главы, страницы книги, чтобы найти вопрос, на который никто не ответит!

Различные инсценировки и чтение по ролям – задания, любимые учащимися средних классов. Для повышения интереса можно использовать элементы сценического костюма.

Дискуссия - прием, великолепно работающий в старших классах. Однако дискуссия не всегда возникает самопроизвольно. Чаще ее надо специально организовывать. Например, продолжить спор Базарова и Павла Петровича. На чьей стороне ты? 

На этапе применения знаний на практике:

1. Технология шестиугольного обучения (автор Рассел Тарр). Есть несколько вариантов использования данной технологии.

Вы можете вписать учебный материал в шестиугольники, разрезать их, и предложить учащимся собрать мозаику. Например, по теме: «Серебряный век русской поэзии». Учащиеся работают в группах. Соты были заполнены терминами, определениями, основными особенностями литературных течений, именами поэтов данного периода, а также названиями их произведений. Учащимся надо не только логично соединить шестиугольники, но и рассказать данный материал, опираясь на получившуюся цепочку. Этот метод можно включить в работу с выразительными средствами: на шестиугольниках записаны примеры предложений с использованием выразительных средств. Учащимся необходимо объединить примеры и соединить с названием выразительного средства.

Работа в группах. Каждая из групп заполняет свои шестиугольники. Затем группы обмениваются и стараются собрать мозаику своих товарищей. Данный вариант, на мой взгляд, целесообразнее использовать при повторении объемного материала, например, на уроке литературы по теме «Образы помещиков в поэме Н. В. Гоголя «Мертвые души». Класс разделен на микрогруппы. На доске шестиугольник с изображением помещика, а у учащихся чистый шестиугольник. Каждая группа описывает помещика по определенному направлению: описание дома и интерьера комнат, внешность, обед, разговор о покупке душ. После этого каждая группа представляет свою работу и приклеивает свой шестиугольник к портрету. Так получается общая характеристика помещика. Второй вариант работы. Каждой группе дан свой помещик, на чистых шестиугольниках записывают характеристику. В итоге получается общая характеристика всех помещиков, делается вывод. Данные шестиугольники можно использовать на дальнейших уроках по поэме, проверяя знание текста. Например, соотнести характеристику с помещиком.



Рефлексия способствует не только развитию самооценки, но и формированию учебной мотивации. Ее можно осуществлять на любом этапе урока.

В начале урока (способствует развитию самооценки):

- Сядьте те, кто доволен своей домашней работой.

Рефлексия в течение урока:

«Лестница успеха»

Рефлексия в конце урока:

1. Отсроченная загадка: на следующем уроке мы узнаем, почему Гоголь расположил помещиков в произведении именно в таком порядке или почему возникло выражение «филькина грамота».

2. Выберите фразеологизм, отражающий вашу работу на уроке: работал засучив рукава, летал в облаках, не успел глазом моргнуть, каша в голове, зарубил себе на носу, бил баклуши и др.

3. Прием «Плюс-минус-интересно» (автор Эдвард де Боно).

4.   Прием «Рефлексивные вопросы».

- Что показалось вам сегодня трудным?

- Что в изученном сегодня для вас самое главное?

- Что показалось неубедительным, с чем вы не согласны?

- Какие новые мысли, чувства у вас появились?

- Были ли у вас моменты радости, удовлетворения от своих удачных ответов?

- Были ли моменты недовольства собой?

- Какую пользу вы извлекли из этого урока, изученного текста?

- В чём видите свои успехи?

5. Прием «Закончи предложения». Например, «самым интересным на занятии для меня было…».

Выставление отметок

Немаловажным моментом процесса обучения является оценка. Она становится не только средством контроля учебной деятельности, но и стимулирует ученика, формирует у него отношение к результату своего труда, а через него к самому себе. Поэтому оценка должна быть не только объективной, мотивированной, но и стимулирующей. Когда учащиеся выступают перед классом, оценка выступающему обсуждается коллегиально. Часто прошу прокомментировать выступление, отметить положительные и отрицательные моменты.

Кроме различных форм и методов работы, создающих положительную
мотивацию, важным является благоприятный психологический климат.
Для его создания используем «эмоциональные поглаживания» (термин
американского психотерапевта Э.Берна). Это обращение к учащимся по имени, опора на похвалу, на одобрение, на добрый, ласковый тон, на ободряющее прикосновения. Положительная мотивация является основой успешности урока, толчком к самореализации каждого учащегося на уроке, главной движущей силой, формирующей интерес к уроку. Ощущение ситуации успеха позволяет детям поверить в свои силы, повысить мотивацию к обучению.

Таким образом, учение только тогда станет для детей радостным и
привлекательным, когда они сами будут учиться: проектировать,
конструировать, исследовать, открывать, т.е. познавать мир в подлинном
смысле этого слова. Познание через напряжение своих сил, умственных,
физических, духовных. А это возможно только в процессе самостоятельной
учебно-познавательной деятельности на основе современных педагогических
технологий.

Литература
1. Щукина Г.И. Педагогические проблемы формирования познавательных интересов учащихся, М.,1998 .

2. Полат Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. - М.: Издательский центр "Академия", 2003. 
3. Селевко Г.К. Педагогические технологии на основе информационно-коммуникационных средств. - М., 2005. 

4.Мухина С.А., Соловьёва А.А., Нетрадиционные педагогические технологии в обучении. – Ростов-на-Дону, 2004.



11


в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации