Нестандартное домашнее задание по технологии
Всероссийский конкурс для учителей технологии на лучшую методическую разработку «Нестандартное домашнее задание»
ГРУППОВОЕ ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ
ПРЕЗЕНТАЦИИ НА GOOGLE ДИСКЕ
Автор разработки – Брашко Е.В., учитель технологии МАОУ СМОШ № 67 с углубленным изучением отдельных предметов, г.Екатеринбург
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Данный вид домашних заданий предназначен для выполнения во время ограничительных мероприятиях по ОРВИ и гриппу, которые в последнее время часто объявляют в регионах. В результате ограничительных мероприятий школам рекомендуется дистанционное обучение. Однако некоторые учащихся вынужденные меры считают очередными каникулами и о самостоятельном ознакомлении с материалом не
задумываются.
Противоречие заключается в том, что, с одной стороны, необходимо учащимся предложить самостоятельное освоение или закрепление материала, с другой стороны, традиционные формы работы не подходят. Актуальная проблема заключается в поиске новых форм, как к объяснению домашнего задания, так и его проверке. При этом домашнее задание по времени не должно превышать 15 минут. Не должна возрастать и нагрузка на учителя по проверке домашних заданий.
Решением данной проблемы может быть совместное (групповое) домашнее задание с использованием Google Диска. На диске создается шаблон презентации. В шаблоне указывается на первом слайде тема, пишется задание, могут дополнительно указываться критерии оценивания. Используется два варианта. Либо по системе «зачет-незачет» (выполнены все задания – все участники получают «зачет»), либо выставляется оценка. Указываются сроки работы. Учителю достаточно посмотреть готовую работу и выписать фамилии выполнивших.
В подобного рода заданиях важно предусмотреть либо количество вопросов, соответствующих количеству учащихся, либо разрешить учащимся добавлять слайды с ответами на вопросы к уже имеющимся, что позволяет расширить тематику ответов. Важным условием является в конце совместный просмотр полностью выполненного задания либо учащимися дома перед уроком в школе, либо на самом уроке. В случае, если учащиеся допускают в ответах ошибки, учитель может указать им на это, используя комментарии или выполняется разбор ошибок на уроке уже в школе после
снятия ограничительных мер.
Учащимся предлагается не просто подобрать иллюстрации или найти готовый текст, включаются также задания по созданию коллажей, созданию видеофрагмента и другие творческие работы. Это позволяет увлечь выполнением заданий учащихся с разными интересами и мотивацией к учебе.
Ниже приводится домашнее задание, которое учащиеся 10 класса выполняли коллективно удаленно с помощью презентаций на google диске во время
ограничительных мероприятий в феврале 2019 г.
Тема «Энергетика и энергоресурсы. Альтернативные источники энергии». 10
класс. Для того, чтобы задание вызывало интерес у десятиклассников, им предлагалось не только использовать найденные в интернете текст и рисунки, но и создать свои видеоролики, коллажи и плакаты по теме.
Время выполнения. На каждого ученика – не более 15-20 минут, в целом на
презентацию – 1 неделя (время ограничительных мероприятий).
Учитывая, что тему учащиеся уже рассматривали в 8 классе, в старшей школе она дается в качестве повторения, а практическую работу по альтернативным источникам энергии старшеклассники выполняют с помощью конструктора «Альтернативные источники энергии» уже на уроке в школе. Особенность конструктора заключается в том, что предлагаются мини-проекты, позволяющие сравнить источники энергии.
Ход работы.
Учащийся выбирает слайд и выполняет указанное на нем задание, подписывая работу. Учитывая, что не все учащиеся могут работать над заданием в google (по разным причинам), разрешалось объединяться в группы. Учащиеся самостоятельно выбирают какое задание они выполняют.
Учитель проверяет задание и в случае его принятия ставит специальную отметку (в данной презентации использовался рисунок с красной галочкой).
С целью экономии сил и времени учащимся разрешалось объединяться в группы. Например, один озвучивал кадры с помощью специальной программе, находящейся в свободном доступе в интернете, другой подбирал иллюстрации, третий всё компоновал, четвертый размещал и т.д.
Готовые презентации учащиеся либо просматривают дома перед уроком, либо отводится время на уроке для просмотра и разбора ошибок. В данном случае был выбран второй вариант.
Перечень заданий, которые указывались на слайдах:
- подобрать иллюстрации,
- подобрать видеоматериалы,
- раскрыть понятия «энергетика», «энергоресурсы»,
- создать ролик о тепловых электростанциях,
- раскрыть понятие «гидроэлектростанция»,
- раскрыть понятие «атомная электростанция»,
- перечислить альтернативные источники энергии,
- привести примеры профессий сферы энергетики,
- привести примеры учебных заведений города и страны, которые готовят специалистов по направлению энергетика и энергоресурсы,
- перспективные направления развития энергетики,
- синквейн по теме «Энергетика и энергоресурсы».
Особые условия.
Все учащиеся, принявшие участие в работе (при условии, что выполнены верно все задания и заполнены все слайды), получают оценку «отлично». Задание выдавалось сроком на 1 неделю, чтобы каждый учащийся мог его выполнить в удобное для него время. Имелась возможность добавлять слайды, если хотелось выполнить именно это задание, но его уже выполнили другие.
Елена Владимировна