Нестандартное домашнее задание «Решение расчетных задач на вычисления по уравнениям химическим реакций» (8 класс)
Нестандартное домашнее задание.
Скурихина С.В. учитель химии МКОУСОШ «Образовательный центр»
г. Зуевка Кировской области.
Пояснительная записка.
На уроке химии в 8 классе по теме: «Решение расчетных задач на вычисления по уравнениям химическим реакций» задаётся домашнее задание :
Придумать самим интересное ( необычное ) условие задачи и объяснить её решение одноклассникам на следующем уроке.
Тип задания – индивидуальное или с родителями.
Степень сложности – высокая ( если индивидуально) , средняя( с родителями)
Наиболее оптимальный способ проверки – ответ у доски и дискуссия, с использованием рецензии одноклассника.
Данное задание способствует повышению познавательной активности учащихся, стимулирует их более совершенно овладевать химической терминологией, закрепляет умение решать задачи по уравнениям химических реакций и развивает коммуникативные умения учащихся..
Примеры условий задач, составленных учениками 8 класса
( орфография сохранена)
1.Химик взял 250 граммов ( Fe2 O3 )и ему стало интересно, сколько в этом веществе граммов железа и сможет ли он сделать из этой массы монетку, массой 100 граммов.
2.Петя решил надуть воздушные шарики водородом, он знал, что водород можно получить при взаимодействии цинка с соляной кислотой. На каждый шарик нужно примерно 2 г. водорода. А кислоту и цинк он решил попросить у папы ( папа у Пети учёный- химик ) Папа пригласил Петю в свою лабораторию и дал ему 330 граммов цинка и раствор соляной кислоты. Сколько воздушных шаров сможет надуть Петя
Следующий урок получается очень интересным, так как ребята сами пытаются объяснить решение задачи. К ним появляются вопросы , например;
Как называется вещество Fe2 O3 и как из него получить железо?
А почему, именно 2 г. водорода необходимо для того чтобы надуть шарик?
Почему сейчас не надувают шарики водородом?
И другие вопросы.
Для учителя – это своеобразный урок – импровизация, когда он не знает заранее, что придумали ученики и все совместными усилиями пытаются решать задачи.
Пример решения задачи №2
Дано: m ( H2) = 2г.
m (Zn) = 330 г.
Найти: количество шариков
Решение : находим n (Zn) = 330 / 65 = 5 моль
Составляем уравнение химической реакции, ставим коэффициенты
Zn + 2HCI = ZnCI2 + H2
Составляем пропорцию 5 моль Zn - х моль H2
1 моль Zn - 1 моль H2
Значит n( H2)= 5моль
m ( H2)= n/ M
M(H2) = 2 г./моль
m ( H2)= 10 г.
количество шариков = 10/ 2 = 5
Ответ : можно надуть 5 шариков.
Также данные задачи можно разобрать на занятиях внеурочной деятельности.