Нестандартное домашнее задание по изобразительному искусству «Изображение и фантазия. Путешествие на планету ВоображулиЯ. Создание фантастического образа»
Нестандартное домашнее задание по изобразительному искусству «Изображение и фантазия. Путешествие на планету Воображу ли Я. Создание фантастического образа»
Автор: Садварий Жанна Владиславовна, учитель изобразительного искусства МБОУ « Средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов № 38» г. Курска
Класс: 2 класс
Цель: посредством выполнения задания развивать воссоздающее и творческое воображение школьников.
Задачи:
Активизировать посредством выполнения задания воспроизводящее и творческое воображение
Актуализировать знания о способах изображения частей разных животных.
Формировать представления школьников о способах создания фантастического образа
Развивать изобразительные навыки
Степень сложности: средняя
Рекомендуемое количество времени на выполнение задания: 20-30 минут
Тип задания: задание выполняется индивидуально, однако возможно соединение отдельных образов в единую групповую композицию.
Оптимальный тип проверки: все творческие образы могут быть оценены, как отдельно, так могут быть объединены в групповую композицию и получить общекомандную оценку.
Пояснительная записка
Воображение… Пожалуй, о нем обычно вспоминают именно в контексте уроков изобразительного искусства, полагая, что воображение нужно исключительно художнику для создания образов. Сколько замечательных произведений литературы не увидело бы свет, а удивительные открытия не состоялись бы, если бы у их авторов не было бы развито творческое воображение?
Творческое воображение - это способность человека к построению новых образов посредством переработки психических компонентов, которые были приобретены в прошлом опыте.(1)
Кроме творческого воображения есть еще и воображение воспроизводящее. Воспроизводящим изображением называется т процесс воссоздания образа какого-либо предмета, события, по описанию, чертежу или схеме. Развитие этого воображения необыкновенно важно для школьников и не только на уроках изобразительного искусства. Представьте себе урок истории , где школьник имеет возможность « в красках» представить себе описываемое событие, или урок географии, на котором школьник по описанию местности, жителей, обычаев может зрительно и наглядно увидеть описываемую страну и т д. Человек с развитым воспроизводящим воображением лучше воспринимает и запоминает информацию, опираясь на зрительные образы памяти, поэтому развивать воспроизводящее воображение необходимо.
Часто на уроках изоискусства, связанных с выполнением творческих заданий сталкиваешься с проблемой. Дети с трудом могут описать и тем более изобразить фантастический образ. Почему? Казалось бы, принято считать , что дети фантазеры и выдумщики.
Замечательный исследователь детского творчества, советский психолог Л.С. Выготский писал: ... всякое создание воображения всегда строится из элементов, взятых из действительности и содержащихся в прежнем опыте человека. Было бы чудом, если бы воображение могло создавать из ничего...” [2]. Следовательно, “чем богаче опыт человека, тем больше материал, которым располагает его воображение. Вот почему у ребенка воображение беднее, чем у взрослого...»(3)
Именно по этой причине часто второклассники, получив задание создать фантастический образ, идут по пути простого, зачастую репродуктивного, срисовывания с доски того, что изобразил учитель. Решить проблему , можно не только расширяя опыт ребенка путем наблюдения объектов окружающей действительности, но создания ситуации в которой школьник может манипулировать этими образами и на основе реальных создавать фантастические.
Именно на этом приеме построено это домашнее задание.
Задание , которое я хочу предложить внимаю коллег, представляет собой отдельные стихотворения –небылицы ,содержащие описание уже готовых образов жителей планеты Воображу ли Я.
Стихи написаны с учетом различных способов создания воображаемого образа. В некоторых из них используется агглютинация.
К примеру:
Необычная красотка:
Хвост пантеры , взгляд орла..
Подобный прием помогает не только сделать образ необычным , но и актуализировать способы изображения животных и птиц.
В некоторых стихотворениях используется прием акцентирования.
Так в стихотворении описывается удивительный хвост героя , на котором растут конфеты или удивительные рога, которые можно использовать не для обороны , а вполне в мирных целях. При этом в стихах нет очень подробного описания внешнего вида жителя планеты, что дает автору рисунка свободу творческого воображения.
В некоторых стихах применен прием типизации.
К примеру, чудо-птица доктор имеет черты многих докторов, и ребенку при создании образа необходимо будет обратиться к собственному опыту и изобразить предметы, относящиеся в представлении ребенка, к этому образу ( белый халат, очки, шапочку с красным крестом и.т.д.)
Некоторые стихи написаны с учетом приема олицетворения, то есть герой наделен человеческими качествами и перед школьником стоит задача их передать, используя самые различные выразительные средства и детали ( мимика, прическа, элементы одежды, говорящие о герое)
Таким образом, выполняя подобное задание, школьник будет использовать сразу несколько приемов создания воображаемого образа.
Инструкция для учителя
На уроке, который будет предшествовать этому домашнему заданию, школьники на больших листах, объединившись в три группы, изображают планету со сказочными растениями и домами. Эти изображения станут фоном для фантастических образов.
При объявлении инструкции к домашнему заданию можно распечатать стихи и предложить представителям трех команд ( по рядам) вытянуть по билетику со стихами. Так у каждого ученика окажется задание по созданию образа героя.
Вырезанные и раскрашенные изображения объединяются каждым рядом- командой в отдельную групповую композицию. При этом , поскольку каждый образ трижды повторится в разных командах , их можно сравнить межу собой и выбрать наиболее выразительный.
Критерии оценки рисунка
Оригинальность и выразительность изображения, наличие творческой составляющей;
Соответствие описанному образу;
Цветовая гармония, соответствующая образу.
Инструкция к выполнению задания для ученика
Представьте себе , что вы на космическом корабле переместились на волшебную планету под названием Воображу ли Я. Но она полупуста, поскольку злой волшебник превратил ярких жителей в невидимок, но, к счастью, осталось описание многих обитателей. Именно вам поручена миссия, расколдовать их.
Внимательно прочитайте стихотворение, мысленно представьте себе героя по описанию .
Проанализируйте текст. Какие особенности инопланетного жителя описаны и должны быть изображены? Какие не описаны, и их можно придумать самому?
Выполните рисунок . Создавая образ, можно фантазировать , добавлять свои придуманные элементы. При необходимости можно воспользоваться инструкционными картами или найти изображения частей животного в интернете.
Раскрасьте и вырежьте изображение, вырезанный рисунок необходимо принести на следующий урок для создания групповой композиции.
Стихотворения -небылицы
Образ 1. Романтический герой
Джинсы, кеды и гитара
В его облике недаром
Скажем вам заранее,
Он душа компании.
По цветам, как эльф порхает
И баллады распевает.
Крылом бабочки взмахнет
И как соловей поет.
Образ 2. Отец семейства
Он заботливый папаша,
А с ним рядом малыши
У него большие уши,
Всех услышать он спешит
Восемь рук, чтоб успевать
Всех детишек одевать.
На ногах коньки и лыжи,
Чтоб детишек догонять.
Образ 3. Необычный отличник
Он Змей Горынычу не брат,
Но мудрый беспредельно,
Одна из трех его голов
Совет дать может дельный.
Раскинув два своих крыла,
По свету он летает,
Отличником был в школе он
И очень много знает.
Образ 4. Модница
Необычная красотка:
Хвост пантеры, взгляд орла
Туфли с каблучком надела
В лапки сумочку взяла
От косичек до хвоста
Просто супер! Красота!
Образ 5. Сладкий персонаж
Внешне он похож немножко
На павлина и на кошку.
На хвосте, поверьте в это,
У него растут конфеты.
В ночь конфеты созревают,
Их в коробки собирают.
Утром с этого хвоста
Зреют новые сорта.
На планете он любим,
Потому что сладко с ним.
Образ 6. Рогатый персонаж
Зачем ему рога, скажите?
Бодаться не умеет он,
Забавнейший планеты житель
И в видах спорта чемпион.
Вот, если праздник, отовсюду
Он носит на рогах посуду,
Чтоб праздничный банкет накрыть.
Рогами может он забить
Мяч в баскетбольную корзину,
А может написать картину.
Образ 7. Чудо- доктор
Кто лечит жителей планеты?
Конечно, всем известно – это
Опытный врач и чудо- птица,
Что не перестает учиться.
И помнит множество рецептов
Совы премудрой голова.
Болезнь у жителей случится,
Ее зовите, и едва
Вы ей укажите маршрут,
Она уж будет тут, как, тут.
Как она всюду успевает?
Подобно бабочке порхает,
Свободны в городе дороги?
Наденет ролики на ноги.
Образ 8. Инопланетный ученик
На загадочной планете
В школе учатся все дети.
Опишу издалека
Я портрет ученика,
Не поверите мне вы.
Есть у них две головы
Одна лучше всех считает,
Умножает, вычисляет,
И с решением задач
Не бывает неудач.
А вторая размышляет,
Рассуждает, сочиняет.
Ей легко, в жару, в морозы
Написать стихи и прозу.
Головы стараются
И мирно уживаются.
На костюме его странном
Видим множество карманов.
Есть карманы для записок,
Есть карманы для ирисок,
Для учебников бумажных
Есть карман, он самый важный.
Есть кармашек для зверюшек,
Настоящих и игрушек.
Есть кармашек для смартфона,
Подзарядки, микрофона.
Есть кармашек для планшета
Для шпаргалок только нету.
Как же все это он носит?-
Каждый точно у нас спросит.
А для жителей не новость:
Для одежды невесомость.
Образ 9. Инопланетный меланхолик
С виду очень он угрюм,
В голове так много дум.
Почему так дует ветер,
Здесь, на сказочной планете?
И от этого рубашка
Так одета, нараспашку.
От того ль жирафьей шее
Нужен шарфик поскорее?
Возле дома, на пороге
Он сидит, вытянув ноги.
На мордашке грусть, кручина,
Но поверьте, есть причина:
Его лягушачьи лапки.
Не влезают дома в тапки.
Самый важный гражданин
Среди всех такой один.
Очень преданный работе.
Днем и ночью он в заботе.
На его рабочем месте
Много телескопов вместе.
В них он смотрит и приказы
Раздает министрам сразу:
Там построить новый дом,
Чтоб уютно было в нем,
А тут высадить цветы
Нереальной красоты.
Там помочь, а здесь проверить,
В лучшем жителей уверить.
Догадались, кто же это?
Это- президент планеты.
Как он выглядит? Приметы?
Сами выдумайте это!
1.gogstudwood.ru/1766248/pedaika/tvorcheskoe_voobrazhenie
https://psy.wikireading.ru/61975 Лев Семенович Выготский Мышление и речь 2 глава
3.Там же
Горбачёва Марина Юрьевна
Садварий Жанна Владиславовна
Ватолина Светлана Анатольевна
Садварий Жанна Владиславовна
Елена Владимировна
Садварий Жанна Владиславовна
Елена Владимировна
Ивлиева Наталия Алексеевна
Садварий Жанна Владиславовна
Мастина Ольга Валерьевна
Садварий Жанна Владиславовна
Афанасьева Светлана Николаевна
Садварий Жанна Владиславовна
Дементьева Ирина Михайловна
Садварий Жанна Владиславовна
Козлова Лариса Викторовна
Садварий Жанна Владиславовна
Самойлова Наталья Владимировна