Нестандартное домашнее задание по литературе "Мир Никиты"
Пояснительная записка
Автор: Иванова Н.В., учитель русского языка и литературы МБОУ Лицея №103 «Гармония» г. Железногорска Красноярского края
Название: Нестандартное домашнее задание «Мир Никиты»
Тема: «Мир глазами ребёнка в рассказе А.П. Платонова «Никита»
Предмет: литература
УМК: В.Я. Коровиной
Аудитория: 5 класс
Степень сложности: средняя
Тип задания: творческое, индивидуальное
Время выполнения: 20 минут
Способ проверки: представление своей работы и её защита перед классом
Описание
Задание соединяет литературу (анализ образа Никиты из рассказа А. Платонова) с визуальным мышлением (работа с изображением комнаты) и креативным письмом. Это соответствует современным трендам в образовании. Через «оживление» предметов ученик погружается в мир детского воображения, учится понимать внутренний мир героя. Открытый формат (описание внешности, характера, занятий) позволяет проявить индивидуальность. Требуется не просто пересказать рассказ, а интерпретировать его через призму предметного мира, что демонстрирует понимание авторской поэтики.
Цель задания
Формирование у обучающихся навыков:
художественной интерпретации текста
образного мышления и детализированного описания;
интеграции визуального и вербального компонентов в анализе литературного произведения.
Задачи
Образовательные: закрепить понимание художественного мира рассказа А. Платонова «Никита»; выявить связь между предметным окружением и внутренним состоянием героя.
Развивающие: развить творческое воображение и эмпатию; сформировать умение создавать оригинальные образы на основе текста.
Воспитательные: пробудить интерес к детской литературе как источнику понимания человеческой психологии.
Ожидаемые результаты
Предметные: понимание специфики художественного мира Платонова, умение интерпретировать текст через образы.
Метапредметные: развитие воображения, навыков описания, визуальной грамотности.
Личностные: эмпатия, интерес к внутреннему миру литературного героя.
Критерии оценивания
Соответствие тексту Платонова. Образы связаны с мотивами рассказа (одиночество, страх, любопытство) – 2 балла
Оригинальность образов. Нестандартные, запоминающиеся персонажи – 3 балла
Детализация описания. Полнота раскрытия внешности, характера, занятий – 2 балла
Визуальная логика. Стрелки точно указывают места, нет противоречий – 1 балл
Ясность изложения. Чёткие, грамотные предложения, логичная структура – 2 балла
Домашнее задание
Посмотри на изображение комнаты. Представь, что в этой комнате оказался Никита, герой рассказа А. Платонова «Никита». Какими «тайными жителями» Никита «заселил» бы это помещение.
Укажи с помощью стрелок, где спрятался «тайный житель».
Напиши, кто этот «тайный житель». ( например, «тень-шептунья»).
Опиши внешний вид каждого «жителя».
Напиши, какими чертами характера обладает этот «житель», чем он занимается.
Портрет «тайного жителя».
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Черты характера и занятия «тайного жителя»
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
