12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Королёва Ольга Петровна158

На уроках русского языка и литературы очень часто приходится подбирать разного рода задания, чтобы детей не утомить рукописном текстом, подобрать «фишечки» для урока, не упустить внимание и ритм детей.

Отсюда вытекают и специфика обучения, и учебно-воспитательные задачи, которые начальная ступень обучения решает, и конкретные задачи изучения каждого учебного предмета.

Школа должна готовить учащихся к самообразованию, сформировать у них постоянную потребность в пополнении и обновлении знаний, их активном использовании в учебной и трудовой деятельности.

 Предметы и явления окружающего мира имеют сходства и различия. Сходство и различие предметов отражаются в их признаках. Наиболее главные признаки предметов отражаются в понятии. Понятие – это то, что мы понимаем, когда произносим или пишем какое-либо слово.

Между понятиями бывают разные отношения. Во-первых, отношения "вид - род". Это такие отношения, когда все предметы, входящие в "вид", входят и в "род", имеют общие существенные признаки. Например, сандалии – обувь, окунь – рыба.

На уроках русского языка часто используются следующие упражнения:

Подбери родовое понятие к словам:

картофель - …                      вилка - …

глаз - …                                 серебро - …

ромашка - …                         деление - …

      Понятия могут относиться друг к другу и как  "часть - целое". В связи с этим можно дать задание:

Укажи целое, частью которого являются:

крыло - …                              кабина - …

карман -                                 окно - …

ветка - …                               ступень -…

         Понятия могут находиться между собой в отношении рядоросположенности, когда указывают предметы, вещи, явления, в чем-то сходные, принадлежащие к одной группе, которую можно назвать общим понятием.

В данных рядах слов подчеркни понятия, которые находятся в отношении рядоросположенности:

Река, озеро, водоем, вода, берег (река, озеро)

Горизонт, север, компас, восток, стрелка (север, восток)

Автобус, самолет, вертолет, транспорт, корабль (самолет, вертолет)

         Иногда понятия отражают какие-то явления одного порядка, но являющиеся противоположными по смыслу. Это отношение противоположности.

Подбери противоположные понятия:

свет - …                               длинный - …

день - …                              молодость - …

сладкий - …                        ложь - …

Назови вероятные причины следующих событий:

синяк - …                                  опоздание - …

авария - …                                наказание - …

ошибка - …                               драка - …

Назови возможные следствия следующих событий:

засуха - …                                 праздник - …

сражение - …                           молния - …

праздник - …                             осень - …

          Бывает, что события происходят одно за другим, но не являются причиной и следствием друг друга. Эти понятия находятся в отношении последовательности.

К следующим словам подбери понятия, которые находятся в отношении последовательности:

вторник - …

февраль - …

вечер - …

           Отношения между понятиями, когда одно из них отражает какое-то свойство, качество, признак или функцию другого, называют функциональными.

Придумай предложение (небольшой рассказ), где бы все слова начинались на одну букву.

Например: Председатель Петр промчался по пыльному полю.

    Одна из важных задач современной школы – создание в системе обучения таких условий, которые бы способствовали развитию ребенка, раскрытию его творческого потенциала. Дорог каждый день жизни ребенка, начина с самого рождения, а тем более нельзя упустить время в первые школьные годы. С помощью учителя ребенок должен научиться рассуждать, выделять главное, анализировать разные факты и точки зрения, составлять и сравнивать их, задавать вопросы и пытаться самостоятельно искать ответ на них. Без способности к самостоятельному мышлению вряд ли возможно интеллектуальное развитие ребенка.        

Опыт работы по развитию логического мышления  показал, что у учащихся:

Повышается обучаемость, улучшается внимание, восприятие, память; дети умеют «видеть», «слышать», рассуждать;

Развивается способность к переносу полученных мыслительных навыков на незнакомый материал;

Формируются начальные основы психической культуры: учащиеся стремятся самостоятельно добывать знания, испытывают потребность в учебной деятельности; дети самоорганизованны, спокойны, радостны, уверены в себе.

      Одним из главных итогов является воспитание родителей, которые, развиваясь вместе с детьми, содействуют их обучению путем развития познавательных процессов.



Дата проведения: с 7 февраля по 26 марта
Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.