Нестандартное домашнее задание по русскому языку и литературе
На уроках русского языка и литературы очень часто приходится подбирать разного рода задания, чтобы детей не утомить рукописном текстом, подобрать «фишечки» для урока, не упустить внимание и ритм детей.
Отсюда вытекают и специфика обучения, и учебно-воспитательные задачи, которые начальная ступень обучения решает, и конкретные задачи изучения каждого учебного предмета.
Школа должна готовить учащихся к самообразованию, сформировать у них постоянную потребность в пополнении и обновлении знаний, их активном использовании в учебной и трудовой деятельности.
Предметы и явления окружающего мира имеют сходства и различия. Сходство и различие предметов отражаются в их признаках. Наиболее главные признаки предметов отражаются в понятии. Понятие – это то, что мы понимаем, когда произносим или пишем какое-либо слово.
Между понятиями бывают разные отношения. Во-первых, отношения "вид - род". Это такие отношения, когда все предметы, входящие в "вид", входят и в "род", имеют общие существенные признаки. Например, сандалии – обувь, окунь – рыба.
На уроках русского языка часто используются следующие упражнения:
Подбери родовое понятие к словам:
картофель - … вилка - …
глаз - … серебро - …
ромашка - … деление - …
Понятия могут относиться друг к другу и как "часть - целое". В связи с этим можно дать задание:
Укажи целое, частью которого являются:
крыло - … кабина - …
карман - окно - …
ветка - … ступень -…
Понятия могут находиться между собой в отношении рядоросположенности, когда указывают предметы, вещи, явления, в чем-то сходные, принадлежащие к одной группе, которую можно назвать общим понятием.
В данных рядах слов подчеркни понятия, которые находятся в отношении рядоросположенности:
Река, озеро, водоем, вода, берег (река, озеро)
Горизонт, север, компас, восток, стрелка (север, восток)
Автобус, самолет, вертолет, транспорт, корабль (самолет, вертолет)
Иногда понятия отражают какие-то явления одного порядка, но являющиеся противоположными по смыслу. Это отношение противоположности.
Подбери противоположные понятия:
свет - … длинный - …
день - … молодость - …
сладкий - … ложь - …
Назови вероятные причины следующих событий:
синяк - … опоздание - …
авария - … наказание - …
ошибка - … драка - …
Назови возможные следствия следующих событий:
засуха - … праздник - …
сражение - … молния - …
праздник - … осень - …
Бывает, что события происходят одно за другим, но не являются причиной и следствием друг друга. Эти понятия находятся в отношении последовательности.
К следующим словам подбери понятия, которые находятся в отношении последовательности:
вторник - …
февраль - …
вечер - …
Отношения между понятиями, когда одно из них отражает какое-то свойство, качество, признак или функцию другого, называют функциональными.
Придумай предложение (небольшой рассказ), где бы все слова начинались на одну букву.
Например: Председатель Петр промчался по пыльному полю.
Одна из важных задач современной школы – создание в системе обучения таких условий, которые бы способствовали развитию ребенка, раскрытию его творческого потенциала. Дорог каждый день жизни ребенка, начина с самого рождения, а тем более нельзя упустить время в первые школьные годы. С помощью учителя ребенок должен научиться рассуждать, выделять главное, анализировать разные факты и точки зрения, составлять и сравнивать их, задавать вопросы и пытаться самостоятельно искать ответ на них. Без способности к самостоятельному мышлению вряд ли возможно интеллектуальное развитие ребенка.
Опыт работы по развитию логического мышления показал, что у учащихся:
Повышается обучаемость, улучшается внимание, восприятие, память; дети умеют «видеть», «слышать», рассуждать;
Развивается способность к переносу полученных мыслительных навыков на незнакомый материал;
Формируются начальные основы психической культуры: учащиеся стремятся самостоятельно добывать знания, испытывают потребность в учебной деятельности; дети самоорганизованны, спокойны, радостны, уверены в себе.
Одним из главных итогов является воспитание родителей, которые, развиваясь вместе с детьми, содействуют их обучению путем развития познавательных процессов.