Нестандартное музыкальное занятие по сказкотерапии
Цель: Научить детей понимать и различать эмоциональное состояние героев сказки и развивать у детей способности к эмоциональной регуляции и естественной коммуникации.
1. Создавать комфортный психологический микроклимат в группе, бодрое и радостное настроение.
2. Продолжать знакомство с нравственными категориями: добро, зло, дружба. Формировать умение действовать в соответствии с ними.
3. Воспитывать гуманные чувства, стремление к взаимопомощи и сотрудничеству.
4. Развивать творческие способности детей: воображение, речь.
Материал:
- запись фоновой музыки;
- яблоня с яблоками (красные, зеленые), корзинки;
- дощечки;
- солёное тесто;
- влажные салфетки
- синяя ткань
Предварительная работа.
- слушание сказки «Гуси – лебеди»,
-рассматривание иллюстраций к сказке «Гуси – лебеди».
- разучивание песен и танцев
Ход занятия:
Дети заходят в музыкальный зал
Муз рук: Ребята, я очень рада вас видеть. Посмотрите друг на друга самой доброй и приветливой улыбкой, бережно прикоснитесь своими ладонями друг к другу и пропойте «Здравствуй, это я!» (мелодия вверх по звукоряду)
Ребята, сегодня я приглашаю вас в гости в сказку. Давайте дружно скажем наши волшебные слова, чтобы попасть в сказку.
Звучит аудиозапись музыки «В гостях у сказки».
Опять в путь отправляемся,
Уже сказок много знаем!
Влево-вправо повернемся,
Дружно за руки возьмемся,
Наши глазки загораются,
Наши личики улыбаются:
«Сказочные двери открываются,
Замечательная сказка начинается!»
Итак, мы с вами отправляемся… в сказку!!!
-А вот в какую, вы узнаете, отгадав музыкальные загадки. (По мере отгадывания загадок выставляются картинки с изображением отгадок).
1. Звучит песня «Жили у бабуси два веселых гуся» (дети угадывают, про кого поется в песне)
2. Звучит отрывок из пьесы М.П.Мусоргского «Баба-Яга»
3. Звучит отрывок из «Лебединого озера» П.И.Чайковского «Танец маленьких лебедей»
Муз руководитель: -Что объединяет всех этих героев? Из какой они сказки? (Из русской народной сказки «Гуси – лебеди)
- Назовите всех героев этой сказки. (Машенька, Иванушка, баба яга, гуси лебеди, яблонька, речка, печка).
-Что случилось с братцем? Почему?
- Как Машеньки спасти своего братца?
(Нужно идти к Бабе Яге и вызволить, спасти Иванушку).
- А вы хотите помочь Машеньке?
Но предупреждаю, что помочь может человек, у которого доброе сердце и бесстрашный характер. Поднимите руку кто готов!?
- Если вы готовы, тогда в путь.
Звучит аудиозапись музыки «Вместе весело шагать». Дети маршируют по залу.
По ровненькой дорожке
По ровненькой дорожке
Шагают наши ножки
По кочкам, по кочкам
По камушкам, по камушкам
Вот к печки мы пришли
Муз рук: Вот и печка. Давайте с вами исполним про нее песенку
Дети исполняют песню «Русская печка»
Муз. рук. Ребята, а ведь девочки на пути тоже печка встретилась. Но она ей, почему, то не помогла. Как вы думаете, почему печка не помогла? (слова детей)
А кто помнит, какие слова она говорила?
Каким тоном она говорила? (грубым, злым)
Кто может сказать, как она говорила.
А как ребята нужно было к печке обратиться (слова детей)
Звучит Голос печки в записи: Ух- ух! Неужели мне никто так и не поможет? Дрова прогорели, а пирожки не печёны остались. А так хотелось мне людей добрых вкусными пирогами угостить! Кто же мне поможет?
Муз рук: Слышите, печка просит о помощи. Давайте сделаем пирожки и поставим их в печку.
(Лепка пирогов: работа с солёным тестом) Звучит фоновая музыка
Муз. рук. Печка мы тебе помогли, теперь и ты нам путь дорогу укажи.
Голос печки: «Идите по ровненькой дорожке, встретите яблоньку она вам и поможет».
Звучит песня «Вместе весело шагать»
По ровненькой дорожке
По ровненькой дорожке
По кочкам, по кочкам
По камушкам, по камушкам
К яблоньке мы пришли
Муз рук: Ребята, а вот и яблонька. Давайте мы с вами и про нее песенку споем!
Дети исполняют русскую народную песню «Яблонька»
Раз она у нас в сказке, значит яблонька у нас не простая, она у нас волшебная. Как нашей яблоньке тяжела. Кто знает почему. (ответы детей)
Голос яблоньки. - Ребятушки, помогите мне: соберите с моих веток спелые яблочки.
Муз рук: Давайте соберём яблочки. Для этого нам нужно разделиться на две команды. Каждая команда должна собрать яблоки такого цвета, какая корзинка перед вами. (Перед детьми на полу яблоки).
Звучит фоновая музыка, дети собирают яблоки.
Молодцы ребята и с этим заданием мы справились.
Давайте подтянемся и скажем:
У дороги яблонька стоит
На ветке яблочко весит
Сильно ветку я потряс
Вот и яблочко у нас
Сладко в яблочко вопьюсь
Ах, какой приятный вкус.
Ну, яблонька помогли тебе мы, теперь и ты помоги путь дорогу укажи.
Голос яблоньки: «Идите на право по ровненькой дорожке, попросите помощи у речки, она вам и поможет».
Муз рук: Ребят посмотрите гуси-лебеди у нас там пролетали.
Полетели к речке.
Дети исполняют танец «Реченька-речушка» ( с использованием ткани)
Гуси прилетели, возле моря сели
Искупаться в синем море гуси захотели
Лапки омывали, крылья полоскали
А соленую водицу гуси пить не стали
Полетели до дома к берегу родному!
Ребята посмотрите, река перед нами разлилась.
- Как нам перейти (ответы детей).
Вот и давайте построим мост. А мост у нас будет называться «Мост волшебных слов». И так на берегу у нас лежат дощечки. Сейчас мы будем строить мост (раздаются дощечки). А вы пока подумайте, какое слово вежливое вы можете назвать. Мое первое слово ( пропеваю «здравствуйте»). Дети свои пропевают.
Все проходим через мост.
Муз рук: Дружба помогла нам пройти ещё одно испытание. Устали? Я предлагаю отдохнуть на берегу речки. Послушать, как она отблагодарит нас своей песенкой!
Минута релаксации. (Сидя на ковре). «Игра с песком» с использованием дыхательной гимнастики
Звучит спокойная музыка.
Садитесь по удобней. Закройте глаза. Дышим спокойно и ровно. Дадим вашим ногам и рукам отдохнуть, расслабим их. Давайте помолчим и прислушаемся к звукам вокруг себя…(пауза) Прислушайтесь к вашему дыханию…(пауза) Дыхание спокойное и ровное. Послушайте, что я хочу вам рассказать…Представьте себе, что вы сидите на берегу реки Наберите в руки песок (на вдохе). Сильно сжав пальцы в кулак, удерживайте песок в руках (задержка дыхания). Посыпайте колени песком, постепенно раскрывая кисти и пальцы. Уроните бессильно руки вдоль тела, лень двигать тяжелыми руками. А теперь потянитесь и на счет «три» откройте глаза. Вы хорошо отдохнули на берегу речки.
Муз рук: Вот мы и вышли на лесную опушку. Смотрите: а на ней не царский дворец, не хоромы боярские, не изба крестьянская, а избушка Б.Я. (дети договаривают).
Б. Я: - ФУ – фу чую, чую – русским духом пахнет. Кто такие, зачем пожаловали?
(Ответы детей)
Б.Я.: Знаю, знаю. Мои касатики мне уже рассказали, что вы со всеми заданиями справились, проявили трудолюбие, дружбу и смекалку. Забирайте братца домой! Доказали вы свою дружбу.
Муз рук: А нам пора возвращаться. Звучит музыка
Мы веселые ребята
Мы ребята дошколята
Очень сильно потрудились
Снова в группе очутились
Вот мы снова оказались в детском саду. Молодцы ребята.
-Вот и закончилось наше путешествие по сказке. Вам понравилось?
-Как вам показалось, оно было лёгкое или тяжёлое для вас?
-Что помогло вам в работе, а что мешало?
- Какие герои из сказки нам помогли на пути? (печка, речка, яблонька)
-А что нужно сделать, чтобы она стала добрее? (Пригласить её в гости, подарить подарки и т.д.)
-Скажите, а что сделать, чтобы люди стали добрее.
Дети исполняют песенку «Всем советуем дружить»
Вот и вернулись мы с вами в детский сад. Понравилось вам наше путешествие?
-Давайте, ещё раз вспомним - чем заканчиваются в основном все сказки?
-Конечно ребята, вы молодцы вы не побоялись трудностей, выполняли все задания, и самое главное вы делали это дружно, вместе. -
Звучит музыка.
В жизни капельки добра, сливаясь, превращаются в ручеёк, ручейки в реку, реки - в море добра. Вы ещё дети, и впереди вас ждет много славных дел, но прежде вы должны вырасти настоящими людьми – смелыми, красивыми и добрыми.
И в знак благодарности наши герои решили вас отблагодарить. (сюрприз)
Дети под музыку уходят из зала.
МБДОУ «Детский сад №396 «Подсолнушек»
Музыкальное занятие по сказкотерапии в подготовительной к школе группе
«Гуси - лебеди».
Подготовила: музыкальный руководитель
высшей категории Ижак Н.В.
Г. Н. Новгород
2020 г.