12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Козаногина Любовь Юрьевна1045
Россия, Донецкая Народная Респ., г. Донецк

Козаногина

Любовь Юрьевна

учитель-логопед, «специалист первой категории»

МБДОУ «Ясли- сад №370

г. Донецка»

Нестандартное занятие в ДОУ по развитию речи в группе компенсирующего типа для детей 5-го года жизни с нарушениями речи

«Что нам осень принесла?»

Цель: Систематизация основных признаков осени и изменений, происходящих в природе. Активизация речевой деятельности детей.


Коррекционно – образовательные задачи: Формирование представлений об осени на основе ознакомления с существенными признаками сезона. Обобщение понятия время года. Совершенствование грамматического строя речи (образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами).

Коррекционно – развивающие задачи: Совершенствование речевого слуха, зрительного восприятия и внимания. Развитие длительного направленного плавного выдоха, артикуляционной и общей моторики. Развитие тактильной чувствительности.

Воспитательные задачи: Формирование положительной установки на участие в занятии. Воспитание внимательного, бережного отношения к природе.

Словарь:

Существительные: Осень, время года, погода, дождь, солнце, ветер, листья, деревья, звери, птицы, одежда.

Прилагательные: теплый, холодный, разноцветный, зеленый, желтый, золотой, красный, дождливый, солнечный, короткий.

Глаголы: наступать, желтеть, краснеть, опадать, дуть, улетать, сохнуть, шуршать, мокнуть.

Наречия: солнечно, дождливо, мокро, сыро.

Оборудование. Иллюстрации об осени, стойка и листья для игры «Осенние листочки», мнемотаблица «Время года-осень», карточки с изображением контуров природных явлений, предметов, растений, животных, обруч, каштаны и желуди, рисунок дерева, краски, влажные салфетки, вазы с осенними листьями, иллюстрации для сопровождения артикуляционной гимнастики, запись «Осенней песни» П. И. Чайковского.

Предварительная работа. Прогулки в осенний парк, беседы об осени, наблюдения за осенними изменениями в природе, сбор осенних листьев и плодов деревьев, разучивание коммуникативной игры «Здравствуйте!», пальчиковой гимнастики «Осенний букет», подвижного упражнения «Дождик».


Интеграция областей: Художественно-эстетическое развитие «Музыкальная деятельность», «Речевое развитие».

Основные направления игры-занятия:

1.Организационный момент. Формирование положительной установки на участие в занятии.

- Здравствуйте, ребята! Поприветствуем друг друга.

Коммуникативная игра «Здравствуйте!»

Здравствуйте, ладошки хлоп — хлоп — хлоп

Здравствуйте, ножки — топ — топ — топ

Здравствуй те, глазки — мырг, мырг, мырг

Здравствуй, мой носик — пип — пип — пип

Здравствуйте, ушки — ух — ух — ух

Здравствуйте, щечки — плюх — плюх — плюх

Здравствуйте, губки — чмок — чмок — чмок

Здравствуйте, дети, здравствуйте!

- Давайте сейчас мы отправимся в осенний лес и поговорим о том, что мы там увидим. Дети слушают запись «Осенней песни» П. И. Чайковского.

- Какая сегодня погода: солнечная и дождливая? (Ответы детей).

Осенью гулять – просто благодать!

Из листочков можно букеты собирать,

Ягоды, грибочки по лесу искать,

Опавшими листочками весело шуршать.

- Красавица осень, настоящий художник, разукрасила все деревья разными красками. Почему уже много желтых листьев? (Наступила осень). Какие цвета вы видите? (Ответы детей).

- Правильно. Пришла осень, листья на деревьях начали желтеть и краснеть. Когда ветер подует, листья оторвутся от своих веточек и закружатся в воздухе. Давайте мы с вами покажем, как ветер будет дуть на листочки.

- Давайте послушаем, повторим звуки осеннего леса.

Ветер шумит: у-у-у.

Дождик капает: кап-кап-кап.

Листья шуршат под ногами: ш-ш-ш.

2. Упражнение «Осенние листочки». (Развитие длительного направленного плавного выдоха).

На стойке натянут шнур с прикрепленными сухими желтыми листьями березы. Листья находятся на уровне рта ребенка.

- С какого дерева опали эти листья? Какие они?

- Давайте подуем на листочки, чтобы они закружились в воздухе. Посмотрите, как сделаю это я.

(Показ логопедом, затем упражнение выполняют дети. Упражнение повторяется 3-5 раз, проследить за выполнением: не поднимать плечи на вдохе и не раздувать щеки на выдохе).

- У вас получилось упражнение. Молодцы.

3. Мнемотаблица «Схема осеннего времени года».

Дети встают вокруг обруча, им раздаются карточки. Далее показывают карточки по одной. Ребенок узнает свою карточку и называет соответствующее изменение в природе и помещают в круг.

4. Подвижное упражнение «Дождик». (Развитие общей моторики, чувства ритма. Координация речи с движением).

- Вставайте вокруг меня и делайте как я, повторяя слова.

Капля раз, (Прыжок на носочках, руки на поясе).

Капля два, (Прыжок на носочках, руки на поясе).

Очень медленно сперва. (4 прыжка на носочках, руки на поясе).

А потом, потом, потом (8 прыжков на носочках, руки на поясе).

Все бегом, бегом, бегом.

Мы зонты свои раскрыли, (Развести руки в стороны).

От дождя себя укрыли. (Сомкнуть руки над головой полукругом).

5. Игра с каштанами «Скажи ласково». (Совершенствование грамматического строя речи (образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами).

Дети встают в круг и передают каштан и называть слова педагога ласково.

(Лист -листочек, птицы -птички, солнце-солнышко, дождь- дождик и т.д.)

6. Обобщающий рассказ логопеда. (Развитие речевого слуха).

- Наступила осень. Листья на деревьях стали красными и желтыми. Воздух уже холодный. Солнышко светит, но мало греет. Все чаще моросит осенний дождь. Скоро начнется листопад. В лесу появилось много грибов, созрела рябина, желуди стали коричневыми. Звери стали готовится к зиме.

7. Биоэнергопластика. (Развитие артикуляционной моторики и общей моторики). (Каждое упражнение выполняется по 3 раза).

Упражнение «Грибок».

Принесу грибы в корзинке,

Стану их перебирать,

Словно на лесной опушке

Побываю я опять.

Упражнение «Дятел».

На березе поутру,

Дятел продолбил кару.

- Молодцы. Вы очень старались и правильно выполняли упражнения.

8. Массаж каштанами ладошек. (Развитие тактильной чувствительности).

Ты катись, катись каштанчик,

Поздоровайся с каждым пальчиком.

По ладошке покружись,

Своей силой поделись!

(Проводим с легким надавливанием каштаном по каждому пальцу, затем круговое продвижение каштана по ладони).

10. Коллективная рисование «Осеннее дерево».

- Посмотрите, дерево нарисовано, но нет на нем листочков. Поможем ему нарядится в красивый осенний наряд из листьев. Для этого вам нужно подойти ко мне, обмакнуть ладошки в краску и приложить их к листу бумаги, рядом с ветками нарисованного дерева. (Дети с воспитателем выполняют задание. Воспитатель помогает детям вытереть руки влажными салфетками. Готовое «дерево» прикрепляется на доску).

10. Окончание игры-занятия. (Положительное оценивание деятельности каждого ребенка).

- Пора возвращаться в детский сад. Давайте все вместе скажем осеннему лесу: «До свидания!».

- Вспомним, где мы сегодня были, в какие игры играли. Что вам понравилось на занятии? (Ответы детей).

- Молодцы! Вы все хорошо запомнили. Мы говорили сегодня об осени, о том, что бывает осенью, какая осенняя погода.

Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.