Статья на тему «Нет предела к совершенству...»
Нестерова Г.Г.
Нет предела совершенству…
Л. Н Толстой писал: «Знание только тогда знание, когда приобретено усилиями своей мысли, а не памятью».
Цели образования! Цели: становление личности ребенка, ее самоопределение и самореализация. С определением таких целей образования пришлось отказаться от надежного, привычного, годами сформированного шаблона, позволяющего держать класс в напряжении 40 минут, создающего иллюзию, что именно на таких уроках ученики учатся думать. И придумать новую конструкцию, которая не закрепляла бы «вечные ценности», а позволяла бы в любой сложной ситуации организовать поиск своего пути. Учитель обязан предоставить возможность личности ученика попасть в интеллектуальное пространство, в котором его мысль сосредоточится на интересующей его проблеме. Каждому педагогу необходимо расстаться с авторитарными методами педагогики и овладеть гуманистическими. Новое образование состоит в постоянном поиске методов, созвучных времени, приемов, которые так организуют жизнь ребенка на каждом уроке в школе, что в дальнейшем он сможет спокойно, самостоятельно строить свою жизнь. Одновременно новое образование требует от учителя отказа от всего того, что закомплексовывает ребенка, формирует установки, которые способны испортить ему не только сегодняшнюю, но и дальнейшую жизнь. Давайте подумаем, без чего нельзя мыслить урок. Попробуйте исключить из перечисленных ниже «параметров» те, без которых можно спокойно обойтись: творчество учителя и ученика; инициатива учителя; четкость речи, логика изложения материала учителем; обратная связь; понимание учеником задания; комфортность работы ученика; наличие проблемных вопросов и ситуаций; определенность, ясность установок учителя; достигнутый результат; привязка к стандартам; любовь учителя к своему делу, к ученикам; самоотверженность работы учителя; забота учителем о творческом росте ребенка; воспитание честного, порядочного, думающего, доброжелательного, знающего человека. Исключили? Что же осталось? А без власти учителя, без полного ему подчинения, без учителя, ведущего мысль ученика к истине известным ему путем, построить и провести урок можно? Вопросы, вопросы, вопросы…
Хочется познакомить на примере с одной из форм организации учебного процесса – мастерской, которую я провела в 7 классе по геометрии. Сначала немного о том, что такое мастерская. По моему мнению, это процесс взаимодействия взрослых и детей, цель которого – личностный рост каждого ученика. "Мастерская педагогическая — это такая форма обучения детей и взрослых, которая создаёт условия для восхождения каждого участника к новому знанию и новому опыту путём самостоятельного или коллективного открытия". Определение подчёркивает открытие нового и самостоятельность пути. На мастерской ученик поставлен перед проблемой выбора, на него же возложена нравственная ответственность за это выбор. Результатом деятельности учителя и ученика является процесс выполнения творческих заданий, стимулирующих творчество ребенка, а значит, развитие заложенных в нем качеств.
Пример: Серединный перпендикуляр.
Приведу содержание мастерской и задания в той последовательности. В которой ее предлагала.
Ребята разбиты на группы по 4 человека.
Жители трех сельских домов решили выкопать новый колодец. Они попросили землекопа расположить его так, чтобы расстояния от всех трех домов до колодца было одинаково. (Выберите в четверке достойного землекопа и посоветуйте, как ему действовать. «Землекопу» - записать советы.)
Начертите отрезок. Постройте точку, равноудаленную от концов этого отрезка. Постройте еще 3- 4 таких точек. (Что же вы заметили? Сравните свои результаты. Вывод запишите под чертежом. Сообщите о своих выводах.)
Проведите эту прямую на чертеже. Запишите, как она расположена по отношении к отрезку. (Сравните свои наблюдения и придумайте название для этой прямой.)
Дайте свое определение серединного перпендикуляра отрезка.
Прочитайте еще раз втрое задание и свой вывод под черетежом. Включите в его термин «серединный перпендикуляр». Как бы вы назвали это утверждение? Запишите его: «Если точка равноудалена от концов отрезка, то она лежит на серединном перпендикуляре к нему».
Подчеркните по-разному условие и заключение этой теоремы. Первая из четверки пара готовит доказательство у доски; в это время вторая пара думает над способом построения серединного перпендикуляра отрезка и записывает план.
Слушаем доказательство теоремы.
Запишите теорему, обратную данной. Обсудите, верна ли она. Вторая пара четверки доказывает у досок; в это время первая пара строит серединный перпендикуляр отрезка, используя план второй пары.
Слушаем доказательство обратной теоремы.
Возвращаемся к задаче о колодце. Если появились новые советы «землекопу», то дайте их.
«Землекоп» (от каждой четверки) выбирает себе помощника и схематически изображает на доске, как найти место для колодца.
Смотрим, слушаем.
Предлагаю четверкам следующие задания: 1) Возьмите 3-4 карандаша и ручку, расположите их так, чтобы любая их точка была равноудалена от концов ручки. 2) Возьмите лист бумаги и ручку, расположите лист бумаги так, чтобы любая его точка была равноудалена от концов ручки. 3) Обведите монету. Найдите центр полученной окружности.
Монтень образно сказал, что учитель должен снабжать ребенка цветами, из которых тот мог добывать материал для меда, но перерабатывать его он должен сам. На мастерской воистину воплощаются идеи Сергея Иосифовича Гессена – ученого-педагога, философа, публициста: существующие там отношения между учителем и учеником есть отношения равенства. Он призывает позволить самим детям знать, в чем их благо, «им самим воспитывать себя и идти путем, который они сами себе изберут». Но это не значит, что на мастерской царит беспорядок. Свобода, как указывал Гессен, пронизывает и, тем самым, последовательно отменяет каждый акт принуждения, по необходимости применяемый в образовании.