12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
инга18

Тема урока: Песни огненных лет (7 класс)

Цель урока: Воспитание чувства патриотизма у учащихся через знакомство с песнями о войне. Тип урока: Урок повторения, систематизации и обобщения знаний Задачи: – воспитание патриотического чувства у подрастающего поколения, любовь к своей Родине, уважение к старшему поколению через музыку, написанную в годы войны. - знакомство учащихся с историческим прошлым через творчество композиторов К.Я. Листова, А.В. Александрова, М.И. Блантера, Н. Богословского, Э. Колмановского, В. Кирсанова. - развитие творческого нестандартного мышления и воображения учащихся посредством слушания и анализирования музыкальных произведений, ассознативных связей музыки с литературой, историей.

Планируемые результаты:

Личностные УУД: - внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к занятиям музыкой, к школе; - ориентация на понимание предложений и оценок учителя и товарищей.

Метапредметные: а) регулятивные: умение определять и сохранять цель; принимать установленные правила в планировании и контроле; в сотрудничестве с учителем, классом находить разные способы решения учебной задачи. б) познавательные: умение сравнивать, делать выводы; в) коммуникативные: умение вести диалог. Предметные: - организация деятельности по выявлению знаний по теме: «Песни Великой Отечественной войны»

- развитие навыков самоанализа, контроля и самооценки. Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, фортепиано, музыкальный центр. На уроке используется: 1) мультимедийная презентация «Памятники русскому воину» (солдат – освободитель в г.Берлин, «Алеша» в г.Мурманск, г. Пловдив, 2) видеофрагменты из художественных и документальных фильмов «Два бойца» (Марк Бернес, песня «Темная ночь»), кинохроника Великой Отечественной войны, «Афганская война», 3) фонограммы песен, 4) фонограмма «Диктор Левитан объявляет о начале войны», 5) портреты композиторов, 6) Словарь В.Даля.

Оформление кабинета: Карта СССР с обозначениями военных действий, рисунки учащихся, репродуктор – «тарелка». На доске – эпиграф: «Гордиться славою своих предков не только можно и должно, не уважать оной есть постыдное малодушие» (А.С. Пушкин) ХОД урока:

Организационный момент. Работа над эпиграфом.

Учитель: Добрый день. Сегодня мне хотелось, ребята, начать урок словами А.С.Пушкина (читает эпиграф). Как вы понимаете эти слова? О чем говорит поэт, к чему призывает? ( Пушкин говорит о том, что мы должны помнить историю нашей страны, гордиться и уважать славное прошлое народа, потому что без этого нет будущего у людей живущих).

Актуализация знаний. Обобщение по теме.

Фонограмма «Диктор Левитан объявляет о начале войны», демонстрация хроники военных лет. Звучит песня «Священная война» (на фоне музыки ученица рассказывает историю песни).

Учитель: «Священная война» … Эту войну называли священной, потому что священна сама Родина, сильная и непокоренная. Настанет время – и критики назовут песню «Священная война» эмблемой Великой Отечественной. А для первых слушателей это была просто песня. Может быть, самая последняя в их жизни.

Ребята, вы, наверное, догадались, что сегодня на уроке речь пойдет о песнях Великой Отечественной войны - песнях огненных лет. Мы попытаемся ответить на вопрос: в чем секрет любви многих поколений, в том числе и невоенных, к песне о войне? - В чем, по- вашему, патриотический пафос песни? (Слова: пафос, патриотизм - работа со словарем) Патриотизм – преданность и любовь к своему Отечеству. Пафос – страстное воодушевление, подъем, энтузиазм. (Эта песня призывает весь народ подняться на защиту Родины: «Вставай, страна огромная, вставай на смертный бой». И весь народ поднялся на защиту своей страны, потому что это война была не захватническая, а освободительная, поэтому и «ярость благородная»).

2)Учитель: Но во время войны были и другие песни: «Синенький скромный платочек», «Огонек», «Соловьи», в которых пелось о любви, о тоске по ушедшему на фронт мужу, о верности. Эти лирические песни почему-то необходимы были людям. Давайте подумаем: почему? (ответы детей)

Учитель: Давайте вспомним одну из таких песен. Ответьте на вопросы викторины и назовите, о какой песне идет речь:

На премьере 27 ноября 1938 года эта песня была исполнена «на бис» три раза.

Есть мнение, что мелодия этой песни очень похожа на мелодию Стравинского в опере «Мавра».

В селе «Всходы» Угранского района в Доме культуры расположен музей этой песни.

Именем песни народ окрестил ракетные минометы БМ. («Катюша»)

Учитель: Конечно же, это легендарная «Катюша». Давайте исполним эту песню. (Учащиеся исполняют песню под фортепиано). Учитель: Так, в чем секрет популярности лирической песни на войне? (На войне бойцу не хватало тепла родного дома. Воспоминания о семье, о матери, о жене, детях грели душу, помогали жить и бороться). 3) Учитель: В одной песне из кинофильма «Батальоны просят огня» есть такие строки: Как ни странно, в дни войны есть минуты тишины, Когда бой умолкает усталый, и разрывы почти не слышны. Как ни странно, в дни войны есть минуты тишины.

(Демонстрируются кадры из кинофильма «Два бойца», звучит песня «Темная ночь» в исполнении М.Бернеса). Ученики подпевают.

Учитель: Песня «Темная ночь»… А чем эта песня отличается от «Катюши»? Почему эту песню исполняет один человек? ( Этот солдат тоскует о доме, он думает о своей любимой, о том, что знает только он – это его личные воспоминания ). Учитель: Вы совершенно правы, в годы войны была востребована лирика не только героико – патриотическая, проклинающая врагов, но и сокровенная, задушевная. Интересна история создания матрицы пластинки с этой песней. В свет «Темная ночь» вышла только со второй матрицы, потому что первая матрица пострадала от слез работницы, которая её изготавливала.

4) Кадры кинохроники победы советского народа . Учитель: 1945 год. Май. Берлин. Германия капитулировала. Окончилась война, в которой страна потеряла более 20 миллионов человек. В память о погибших, воздавая должное героизму, мужеству и стойкости защитникам Отечества, народ воздвигал памятники, мемориальные комплексы, обелиски по всей стране и на территории освобожденных государств. (Презентация «Памятники русскому солдату»)

Учитель: Перед вами памятник русскому войну, установленный в Болгарии . А в 1966 была написана песня – память «Алеша». Давайте ее послушаем (фонограмма песни) (Историю песни рассказывает ученик). 5) Кадры из документального фильма «Афганская война». Учитель: По-разному говорят об обретении мира – его завоевывают, восстанавливают, создают. Россия мир выстрадала. И после Великой Отечественной войны во многих частях света идут «маленькие войны». А бывают ли «маленькие войны» (проблемный вопрос). Война – это всегда горе. (Звучит песня «Кукушка» в исполнении вокальной группы класса) Учитель: Как вы думаете, ребята, когда была написана эта песня? (История создания песни рассказывает ученик). Учитель: Почему эта песня называется «Кукушка»? ( Наверное, потому что кукушка считает года, а жизнь солдата на войне полна опасностей, и в любую минуту ее может оборвать вражеская пуля). А почему песня, написанная участником Великой Отечественной войны, стала популярной у афганцев? («Кукушка» - символ родины, воспоминая о родине, о доме, всего того, что для солдата важнее всего на свете). 3.Рефлексия. - Давайте вспомним, с какими песнями военных лет мы познакомились? Какие чувства вы испытали, когда исполняли и слушали эти песни? Что особенно вам понравилось на уроке? 4. Итог урока. Учитель: В чем же секрет любви многих поколений к песням о войне – к песням огненных лет? (ответы учащихся) 5.Домашнее задание - заполнить таблицу

Песня

Автор слов

Композитор

Характеристика песни

       
Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.