Статья на тему «Нетрадиционные формы урока английского языка»
Сегодня, в эпоху глобализации, когда роль межличностной коммуникации, в том числе и межнациональной, возрастает день ото дня, знание иностранного языка становится залогом успешного развития общества. Кроме того, иностранный язык выполняет важную роль в формировании личностных качеств человека, в повышении уровня образования. В последнее время в нашей стране существенно возрос интерес к иноязычному образованию, открывается все больше курсов, главным образом, нацеленных на повышение уровня владения английским языком и развитие коммуникативной компетенции, включающей в себя как языковую, так и социокультурную компетенцию, ибо без знания социокультурного фона нельзя сформировать коммуникативную компетенцию даже в ограниченных пределах. Целью изучения иностранного языка является формирование личности, способной и желающей участвовать в межкультурной коммуникации, а изучение языка и культуры одновременно обеспечивает не только эффективное достижение практических, общеобразовательных и развивающих целей, но и содержит значительные возможности для вызова и дальнейшего поддержания мотивации обучаемых.
Ученик получает возможность пользоваться языком в его коммуникативной функции прежде всего на уроке, поэтому внимание учёных, методистов и учителей направлено на поиск резервов для совершенствования урока иностранного языка, на повышение его эффективности, действенности, а следовательно, и повышение качества обучения. Задача учителя — создать положительную атмосферу занятий, способствующую налаживанию контакта с учеником, правильно организовать процесс обучения. Для организации благоприятного климата, ориентирующего учащихся на коммуникацию, необходимо выбирать такие формы урока, которые будут стимулировать деятельность учащихся. Чтобы урок повышал мотивацию учащихся в изучении иностранного языка, материалы, на основе которых происходит изучение языка, должны быть интересными и учителю, и детям. Как показывает опыт, для поддержания плодотворной и эффективной деятельности учащихся оправдано регулярное применение нетрадиционных форм проведения занятий, обеспечивающих активность учащихся.
Нестандартные уроки — это неординарные подходы к преподаванию учебных дисциплин. Нестандартные уроки — это всегда праздники, когда все учащиеся активны, когда каждый имеет возможность проявить себя в атмосфере успешности. Нетрадиционные формы проведения занятий направлены на повышение эффективности деятельности учащихся. Сегодня педагоги-новаторы активно внедряют и поощряют нетрадиционные формы занятий, в корне отличающиеся от традиционных форм организации уроков.
Они не заменяют традиционных уроков, но они их разнообразят, дополняют, вносят оживление, повышают интерес, способствуя тем самым совершенствованию учебного процесса.
К нестандартным формам урока целесообразно прибегать при завершении или повторении темы, когда у учащихся есть необходимый запас слов, когда они получили нужную информацию по данной теме и у них сформировались навыки аудирования, говорения и чтения на основе пройденной лексики и закреплённых грамматических структур.
Преимущество нестандартных уроков состоит в том, что на них учащиеся видят результаты своей работы по определенной теме, они могут показать свои умения и навыки во всех видах речевой деятельности, причём эти умения оцениваются часто не одной, а несколькими оценками. Ученикам нравятся нестандартные формы уроков и, как правило, работают они активно и с большим интересом. Их привлекают интересная форма урока и атмосфера общения. На таких уроках дети, как правило, не боятся говорить на иностранном языке и чувствуют себя раскованно. Подобные уроки повышают мотивацию обучения и активизируют работу всех учащихся, даже самых слабых и позволяют осуществлять более глубокий контроль знаний учащихся. Как правило, если ребята заранее знают о проведении итогового нестандартного урока по теме, они серьёзнее готовятся к повседневным урокам.
Можно выделить целый ряд функций, которые выполняет нестандартный урок:
обучающая — развитие памяти, внимания, навыков владения языком, восприятия информации различного характера;
развлекательная — создание благоприятной атмосферы, трансформация урока в увлекательное действо;
коммуникативная — сплочение коллектива, установление положительных эмоциональных контактов;
развивающая — гармоничное развитие личностных качеств;
воспитательная — психотренинг и психокоррекция проявления личности в условных (игровых) моделях жизненных ситуаций;
релаксационная — снятие эмоционального напряжения.
На нестандартных уроках удается достичь самых разных целей методического, педагогического и психологического характера. На них осуществляется контроль знаний, навыков и умений учащихся по определенной теме , обеспечивается рабочая атмосфера и серьезное отношение учащихся к уроку.
Высокоэффективными нетрадиционными формами обучения являются урок-спектакль, урок-праздник, видео-урок, урок-экскурсия, урок-интервью и другие формы занятий.
Вот несколько примеров нестандартных форм проведения уроков.
Видеоурок
Важной задачей учителя является создание реальных и воображаемых ситуаций общения на уроке иностранного языка с использованием различных приемов работы и приобщение школьников к культурным ценностям народа – носителя языка. В этих целях большое значение имеют аутентичные материалы, в том числе видеофильмы. Их использование способствует реализации важнейшего требования коммуникативной методики – представить процесс овладения языком как постижение живой иноязычной культуры. Достоинством видеофильма является его эмоциональное воздействие на учащихся. Видеофильмы помогает также развитию различных сторон психической деятельности учащихся, и прежде всего внимания и памяти. Во время просмотра в классе возникает атмосфера совместной познавательной деятельности. В этих условиях даже невнимательный ученик становится внимательным
Урок – Спектакль
Подготовка спектакля – творческая работа, которая способствует выработке навыков языкового общения детей и раскрытию их индивидуальных творческих способностей. Дети знакомятся с лингвострановедческим материалом страны изучаемого языка, развивают познавательные способности и навыки межличностного общения. Урок спектакль решает сложную задачу моделирования ситуаций реального человеческого общения, и в этом состоит его главное преимущество перед формализованным традиционным уроком. Формируется языковая среда, в которой ребенок использует приобретенные навыки и умения.
Урок – интервью
Самым надежным свидетельством освоения изучаемого языка является способность учащихся вести беседу по конкретной теме. В данном случае целесообразно проводить урок-интервью. Урок-интервью – это своеобразный диалог по обмену информацией. На таком уроке учащиеся овладевают определенным количеством частотных клише и пользуются ими в автоматическом режиме. Такая форма урока требует тщательной подготовки. Учащиеся самостоятельно работают над заданием по рекомендованной учителем страноведческой литературе, готовят вопросы, на которые хотят получить ответы.
Подготовка и проведение урока подобного типа стимулирует учащихся к дальнейшему изучению иностранного языка, способствует углублению знаний в результате работы с различными источниками, а также расширяет кругозор.
Урок-праздник
Весьма интересной и плодотворной формой проведения уроков является урок-праздник. Эта форма урока расширяет знания учащихся о традициях англоязычных стран, и развивает у школьников способности, позволяющие участвовать в различных ситуациях межкультурной коммуникации.
Урок-эссе.
Словарь кратких литературоведческих терминов трактует понятие "эссе" как разновидность очерка, в котором главную роль играет изображение впечатлений, раздумий, ассоциаций. На уроках английского языка ученики анализируют избранную проблему, отстаивают свою позицию, критически оценивают прочитанные произведения, в письменном виде излагают мысли согласно поставленной проблеме. Такая форма урока развивает логическое и аналитическое мышление и умение мыслить на иностранном языке.
Интегрированный урок
В средней школе все более острую необходимость приобретают решение важных педагогических задач, имеющих целью расширить общеобразовательный кругозор учащихся. Одним из путей решения этих задач является интеграция учебных дисциплин в процессе обучения иностранного языка. Межпредметная интеграция дает возможность систематизировать и обобщать знания учащихся по смежным учебным предметам. Исследования показывают, что повышение образовательного уровня обучения с помощью межпредметной интеграции усиливает его воспитывающие функции. Особенно заметно это проявляется в области гуманитарных предметов. Науки гуманитарного цикла ставят предмет для разговора. Литература влияет на эстетическое развитие учащихся и приобщает учащихся к культуре страны изучаемого языка. На уроках МХК учащиеся знакомятся с представителями в различных видах искусства. Использование интеграции формирует художественные вкусы учащихся, умение правильно понимать и ценить произведения искусства, совершенствует коммуникативно-познавательные умения и расширяет знания.
Урок-игра
Урок -игра является плодотворным видом организации нетрадиционной формы урока английского языка. Она расширяет знания учащихся об обычаях англоязычных стран и развивает способности участвовать в различных ситуациях межкультурной коммуникации. Нетрадиционные формы урока английского языка в виде игры могут проходить в виде следующих игр: деловая игра, время которой может занимать весь урок или несколько занятий; дидактическая игра; логическая игра; ролевые игры на уроке (инсценирование); урок-соревнование, урок-конкурс, урок-путешествие, урок-КВН; игровая организация учебного процесса с использованием заданий, типичных для традиционного урока.
Урок – экскурсия
В наше время все шире и шире развиваются связи между разными странами и народами, знакомство с русской национальной культурой становится необходимым элементом процесса обучения иностранного языка. Ученик должен уметь провести экскурсию по городу, рассказать иностранным гостям о самобытности русской культуры. Принцип диалога культур предполагает использование культуроведческого материала о родной стране, который позволяет развивать культуру представления родной страны, а также формировать представления о культуре стран изучаемого языка. Учителя сознают стимулирующую силу страноведческой и культурологической мотивации и стремятся развивать у учащихся познавательные потребности путем нетрадиционного проведения урока.
Итак, нетрадиционные формы проведения уроков дают возможность не только поднять интерес учащихся к изучаемому предмету, но и развивать их творческую самостоятельность, обучать работе с различными источниками знаний. На каждом уроке могут быть использованы песни, игры, сказки, которые развивают воображение и мышление ребенка, придают каждому уроку своеобразность и нестандартность и приводят к благоприятному климату на уроках, а значит затрагивает решение еще одной актуальной проблемы в современном обществе – сохранение здоровья наших детей!
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Барменкова О.И. Видеозанятия в системе обучения иностранной речи // ИЯШ - 1993 - №3. С.20–25.
Владимирова Л.П. Интернет на уроках иностранного языка // ИЯШ - 2002 - №3. С.39–41.
Гальскова Н.Д. Новые технологии обучения в контексте современной компетенции образования в области иностранных языков// Иностранные языки в школе № 7.
Елухина Н.В. Роль дискурса в межкультурной коммуникации и методика формирования дискурсивной компетенции // ИЯШ - 2002 - №3. С.9-13.
Зимняя И.А. Психология обучения иностранному языку в школе. – М.: Просвещение, 1991
Корнилова Л.А. Социокультурная компетенция как одна из составляющих профессионального мастерства учителя иностранного языка. Международный сборник научных трудов / Отв. ред.: В.М. Курицын. – Шуя: Изд-во “Весть”, ШГПУ, 2002. С.40-43.
Кузьменко О.Ю. Динамика развития социокультурной компетенции учащихся. Международный сборник научных трудов / Отв. ред.: В.М. Курицын. - Шуя: Изд-во “Весть”, ШГПУ, 2002. С.56-60.
Кулагин П.Г. Межпредметные связи в процессе обучения. - М.:
Просвещение, 1980.
Кульневич С.В., Лакоценина Т.П. Совсем необычный урок: Практическое пособие для учителей и классных руководителей, студентов средних ивысших педагогических учебных заведений, слушателей ИПК. - Ростов-на- Дону: Изд-во “Учитель”, 2001.
Курицын В.М. К вопросу об организационных формах учебно- познавательной деятельности учащихся сельской школы и готовности учителя к их реализации. Сборник научных трудов / Ответственный редактор Добродеева И.Ю. - Шуйский гос. пед. универ., 1999. С.26-32.
Максимова В.Н. Межпредметные связи в учебно-воспитательном процессе современной школы. - М.: Просвещение, 1987.
Махмутов М.И. Современный урок: Вопросы теории. - М.: Педагогика,1981. С.29
Мильруд Р.П., Максимова И.Р. Современные концептуальные принципы коммуникативного обучения иностранному языку / ИЯШ - 2000 - №4. С.19
Мусницкая Е.В. Обучаем, развиваем и воспитываем / ИЯШ - 1989 - №3.
Никитенко З.Н. Специфика обучения английскому языку в начальной школе//Английский язык – 2009 - №21. С 22-28
7