Статья на тему «Нетрадиционные формы урока английского языка»

2
0
Материал опубликован 23 October 2021

      Сегодня, в эпоху глобализации, когда роль межличностной коммуникации, в том числе и межнациональной, возрастает день ото дня, знание иностранного языка становится залогом успешного развития общества. Кроме того, иностранный язык выполняет важную роль в формировании личностных качеств человека, в повышении уровня образования. В последнее время в нашей стране существенно возрос интерес к иноязычному образованию, открывается все больше курсов, главным образом, нацеленных на повышение уровня владения английским языком и развитие коммуникативной компетенции, включающей в себя как языковую, так и социокультурную компетенцию, ибо без знания социокультурного фона нельзя сформировать коммуникативную компетенцию даже в ограниченных пределах. Целью изучения иностранного языка является формирование личности, способной и желающей участвовать в межкультурной коммуникации, а изучение языка и культуры одновременно обеспечивает не только эффективное достижение практических, общеобразовательных и развивающих целей, но и содержит значительные возможности для вызова и дальнейшего поддержания мотивации обучаемых.

     Ученик получает возможность пользоваться языком в его коммуникативной функции прежде всего на уроке, поэтому внимание учёных, методистов и учителей направлено на поиск резервов для совершенствования урока иностранного языка, на повышение его эффективности, действенности, а следовательно, и повышение качества обучения. Задача учителя — создать положительную атмосферу занятий, способствующую налаживанию контакта с учеником, правильно организовать процесс обучения. Для организации благоприятного климата, ориентирующего учащихся на коммуникацию, необходимо выбирать такие формы урока, которые будут стимулировать деятельность учащихся. Чтобы урок повышал мотивацию учащихся в изучении иностранного языка, материалы, на основе которых происходит изучение языка, должны быть интересными и учителю, и детям. Как показывает опыт, для поддержания плодотворной и эффективной деятельности учащихся оправдано регулярное применение нетрадиционных форм проведения занятий, обеспечивающих активность учащихся.

     Нестандартные уроки — это неординарные подходы к преподаванию учебных дисциплин. Нестандартные уроки — это всегда праздники, когда все учащиеся активны, когда каждый имеет возможность проявить себя в атмосфере успешности. Нетрадиционные формы проведения занятий направлены на повышение эффективности деятельности учащихся. Сегодня педагоги-новаторы активно внедряют и поощряют нетрадиционные формы занятий, в корне отличающиеся от традиционных форм организации уроков.

Они не заменяют традиционных уроков, но они их разнообразят, дополняют, вносят оживление, повышают интерес, способствуя тем самым совершенствованию учебного процесса.

    К нестандартным формам урока целесообразно прибегать при завершении или повторении темы, когда у учащихся есть необходимый запас слов, когда они получили нужную информацию по данной теме и у них сформировались навыки аудирования, говорения и чтения на основе пройденной лексики и закреплённых грамматических структур.

   Преимущество нестандартных уроков состоит в том, что на них учащиеся видят результаты своей работы по определенной теме, они могут показать свои умения и навыки во всех видах речевой деятельности, причём эти умения оцениваются часто не одной, а несколькими оценками. Ученикам нравятся нестандартные формы уроков и, как правило, работают они активно и с большим интересом. Их привлекают интересная форма урока и атмосфера общения. На таких уроках дети, как правило, не боятся говорить на иностранном языке и чувствуют себя раскованно. Подобные уроки повышают мотивацию обучения и активизируют работу всех учащихся, даже самых слабых и позволяют осуществлять более глубокий контроль знаний учащихся. Как правило, если ребята заранее знают о проведении итогового нестандартного урока по теме, они серьёзнее готовятся к повседневным урокам.  

Можно выделить целый ряд функций, которые выполняет нестандартный урок:

обучающая — развитие памяти, внимания, навыков владения языком, восприятия информации различного характера;

развлекательная — создание благоприятной атмосферы, трансформация урока в увлекательное действо;

коммуникативная — сплочение коллектива, установление положительных эмоциональных контактов;

развивающая — гармоничное развитие личностных качеств;

воспитательная — психотренинг и психокоррекция проявления личности в условных (игровых) моделях жизненных ситуаций;

релаксационная — снятие эмоционального напряжения.

  На нестандартных уроках удается достичь самых разных целей методического, педагогического и психологического характера. На них осуществляется контроль знаний, навыков и умений учащихся по определенной теме , обеспечивается рабочая атмосфера и серьезное отношение учащихся к уроку.

  Высокоэффективными нетрадиционными формами обучения являются урок-спектакль, урок-праздник, видео-урок, урок-экскурсия, урок-интервью и другие формы занятий.

Вот несколько примеров нестандартных форм проведения уроков.

Видеоурок

     Важной  задачей учителя является создание реальных и воображаемых ситуаций общения на  уроке иностранного языка  с использованием различных приемов работы и приобщение школьников к культурным ценностям народа – носителя языка. В этих целях  большое  значение  имеют  аутентичные материалы, в том числе видеофильмы. Их  использование  способствует   реализации   важнейшего   требования коммуникативной  методики  –  представить  процесс  овладения   языком   как постижение живой иноязычной культуры. Достоинством  видеофильма   является   его   эмоциональное воздействие  на  учащихся. Видеофильмы   помогает   также   развитию   различных   сторон   психической деятельности учащихся, и прежде всего внимания и памяти. Во время  просмотра в классе возникает атмосфера совместной познавательной деятельности. В  этих условиях даже невнимательный  ученик  становится  внимательным

Урок – Спектакль

   Подготовка спектакля – творческая работа,  которая  способствует выработке навыков языкового общения  детей  и  раскрытию  их  индивидуальных творческих способностей. Дети знакомятся с лингвострановедческим материалом страны изучаемого языка, развивают познавательные способности и навыки межличностного общения. Урок спектакль решает сложную задачу моделирования ситуаций реального человеческого общения, и в этом состоит его главное преимущество перед формализованным традиционным уроком. Формируется языковая среда, в которой ребенок использует приобретенные навыки и умения.

 Урок  – интервью

   Самым надежным  свидетельством  освоения изучаемого языка является способность учащихся вести  беседу  по  конкретной теме. В данном случае целесообразно проводить  урок-интервью.  Урок-интервью – это своеобразный  диалог  по  обмену  информацией.  На  таком  уроке учащиеся овладевают  определенным  количеством  частотных  клише  и пользуются ими в автоматическом режиме. Такая форма урока требует тщательной подготовки. Учащиеся самостоятельно работают над заданием по рекомендованной учителем страноведческой литературе, готовят вопросы, на которые хотят получить ответы.

Подготовка и проведение урока подобного типа стимулирует учащихся к дальнейшему изучению иностранного языка, способствует углублению знаний в результате работы с различными источниками, а также расширяет кругозор.

Урок-праздник

  Весьма интересной и плодотворной формой проведения уроков является урок-праздник. Эта форма урока расширяет знания учащихся о традициях  англоязычных стран, и развивает у школьников способности, позволяющие участвовать в различных ситуациях межкультурной коммуникации. 

Урок-эссе.

  Словарь кратких литературоведческих  терминов трактует понятие  "эссе" как разновидность очерка, в котором главную роль играет  изображение впечатлений, раздумий, ассоциаций.  На уроках английского языка ученики  анализируют  избранную проблему, отстаивают  свою  позицию,  критически   оценивают прочитанные  произведения, в  письменном  виде  излагают  мысли   согласно поставленной проблеме. Такая форма урока развивает логическое и  аналитическое мышление и умение  мыслить  на  иностранном языке.

Интегрированный урок

      В средней школе все более  острую  необходимость  приобретают  решение   важных педагогических  задач,  имеющих   целью расширить  общеобразовательный  кругозор учащихся. Одним из  путей  решения  этих задач  является   интеграция   учебных   дисциплин   в   процессе   обучения иностранного    языка.    Межпредметная    интеграция    дает    возможность систематизировать и обобщать знания учащихся по смежным учебным предметам. Исследования  показывают,  что   повышение   образовательного   уровня обучения с помощью  межпредметной  интеграции  усиливает  его  воспитывающие функции. Особенно заметно это проявляется в области гуманитарных  предметов.  Науки гуманитарного цикла ставят предмет  для  разговора. Литература влияет на эстетическое развитие учащихся и приобщает учащихся к культуре страны изучаемого языка. На  уроках МХК учащиеся знакомятся с представителями  в различных видах  искусства. Использование  интеграции  формирует художественные  вкусы  учащихся,  умение   правильно   понимать   и   ценить произведения искусства, совершенствует  коммуникативно-познавательные  умения и расширяет  знания.

 Урок-игра

Урок -игра является плодотворным видом организации нетрадиционной формы урока английского языка. Она расширяет знания учащихся об обычаях англоязычных стран и развивает способности участвовать в различных ситуациях межкультурной коммуникации. Нетрадиционные формы урока английского языка в виде игры могут проходить в виде следующих игр: деловая игра, время которой может занимать весь урок или несколько занятий; дидактическая игра;  логическая игра; ролевые игры на уроке (инсценирование); урок-соревнование, урок-конкурс, урок-путешествие, урок-КВН; игровая организация учебного процесса с использованием заданий, типичных для традиционного урока.

Урок – экскурсия

      В наше время все шире и шире развиваются  связи  между  разными странами и народами, знакомство с русской национальной культурой  становится необходимым элементом процесса обучения иностранного  языка.  Ученик  должен уметь  провести  экскурсию  по  городу,  рассказать  иностранным  гостям   о самобытности русской культуры. Принцип  диалога  культур  предполагает использование  культуроведческого  материала  о   родной   стране,   который позволяет  развивать  культуру  представления   родной   страны,   а   также формировать представления о культуре стран изучаемого языка. Учителя   сознают   стимулирующую    силу    страноведческой     и культурологической мотивации и стремятся развивать у учащихся  познавательные потребности путем нетрадиционного проведения урока.

     Итак, нетрадиционные формы проведения  уроков  дают  возможность  не  только поднять  интерес  учащихся  к  изучаемому  предмету,  но  и   развивать   их творческую самостоятельность,  обучать  работе  с  различными   источниками знаний. На каждом уроке могут быть использованы  песни, игры, сказки, которые развивают воображение и мышление ребенка, придают каждому  уроку своеобразность и нестандартность и приводят к благоприятному климату на уроках,  а значит затрагивает решение еще одной актуальной проблемы  в  современном обществе – сохранение здоровья наших детей!

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Барменкова О.И. Видеозанятия в системе обучения  иностранной  речи  // ИЯШ -  1993 -  №3. С.20–25.

 Владимирова Л.П. Интернет на уроках иностранного языка // ИЯШ -   2002  - №3. С.39–41.

 Гальскова Н.Д. Новые технологии обучения в контексте современной компетенции образования в области иностранных языков// Иностранные языки в школе № 7.

 Елухина Н.В. Роль дискурса в  межкультурной  коммуникации  и  методика формирования дискурсивной компетенции // ИЯШ -  2002 -  №3. С.9-13.

 Зимняя  И.А. Психология обучения иностранному языку в школе. – М.: Просвещение, 1991

 Корнилова Л.А. Социокультурная компетенция как  одна  из  составляющих профессионального мастерства учителя иностранного языка. Международный сборник научных трудов / Отв.  ред.:  В.М.  Курицын.  –  Шуя:  Изд-во “Весть”, ШГПУ,  2002. С.40-43.

 Кузьменко О.Ю. Динамика развития социокультурной компетенции учащихся.  Международный сборник научных трудов /  Отв.  ред.:  В.М.  Курицын.  -      Шуя: Изд-во “Весть”, ШГПУ, 2002. С.56-60.

 Кулагин  П.Г.  Межпредметные  связи  в  процессе  обучения.  -    М.:

           Просвещение, 1980.

  Кульневич С.В., Лакоценина Т.П. Совсем  необычный  урок:  Практическое пособие для учителей и классных  руководителей,  студентов  средних  ивысших педагогических учебных заведений, слушателей ИПК. -  Ростов-на- Дону: Изд-во “Учитель”,  2001.

 Курицын  В.М.  К   вопросу   об   организационных   формах   учебно- познавательной  деятельности  учащихся  сельской  школы  и  готовности  учителя к  их  реализации.  Сборник  научных  трудов  /  Ответственный редактор Добродеева И.Ю. -   Шуйский гос. пед. универ., 1999. С.26-32.

 Максимова В.Н. Межпредметные связи  в  учебно-воспитательном  процессе современной школы. -  М.: Просвещение, 1987.

 Махмутов М.И. Современный урок:  Вопросы  теории.  -  М.:  Педагогика,1981. С.29

 Мильруд  Р.П.,  Максимова  И.Р.  Современные  концептуальные  принципы  коммуникативного обучения иностранному языку / ИЯШ -  2000 -  №4. С.19

 Мусницкая Е.В. Обучаем, развиваем и воспитываем / ИЯШ -  1989 -  №3.

 Никитенко З.Н. Специфика обучения английскому языку в начальной школе//Английский язык – 2009 - №21. С 22-28












7


в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.