12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Пархоменко Ольга Владиславовна216
Россия, Тюменская обл., Тобольск

Статья «Язык искусства на уроках английского языка».

Пархоменко Ольга Владиславовна

Учитель английского языка

МАОУ СОШ № 16 имени В.П.Неймышева

г.Тобольск Тюменской обл.


Несколько лет назад впервые попала на мастер-класс по живописи. Меня удивили те эмоции, которые я испытала во время урока и то послевкусие, которое осталось после творчества. Начала интересоваться визуальным искусством: слушала подкасты, читала статьи, ходила на выставки и, главное, пробовала писать сама.

Мой мир перевернулся с ног на голову. Благодаря визуальному искусству стала замечать больше деталей, начала видеть то, что раньше было незримым для меня. Одним словом, моё восприятие стало более качественным.

Всё это позволило начать использовать визуальное искусство в разных формах на своих уроках. На мой взгляд, очень важно брать материалы из реальной жизни, знакомить ребят с выдающимися художниками, фотографами, актерами, режиссерами разных эпох. Это позволяет более эффективно вовлекать учащихся в процесс обучения, улучшать их языковые навыки.

Для реализации требований нового стандарта появилась необходимость в более ярких и нестандартных уроках, которые могли бы более эффективно решать проблемы глобального характера. А для того, чтобы общество могло успешно отвечать глобальным вызовам, перед учителем ставится приоритетная задача - воспитание личности, готовой работать в условиях многоязычия и культурного разнообразия. Для этого необходимо развивать навыки критического мышления, прививать общечеловеческие ценности, формировать навыки общения и мышления на разных языках, эмпатии и позитивного отношения к культурным различиям.

Уроки английского языка имеют огромный потенциал для формирования эстетической культуры, дают возможность ребятам познавать красоту мира через чужой язык, культуру и произведения искусства других стран и народов.

Внедрение небольших элементов визуального искусства, которые можно применить на разных этапах урока и при разном уровне сформированности предметных навыков, позволяет не просто привнести что- то новое и выйти за рамки учебного предмета, но и совершенно иначе взглянуть на мировые шедевры разных направлений в искусстве. Хочу предложить вам несколько практических идей, которые, надеюсь вдохновят вас и ваших учеников.

Мы рассмотрим 4 возможных направления, в которых мы можем использовать разнообразные приемы формирования эстетической культуры наших учеников, с помощью разных видов визуального искусства.

Мне бы хотелось начать с грамматических правил, ведь именно это тот аспект, часто рутинный и требующий множественных повторений, может стать вашим помощником в комфортном приобщении учащихся к искусству.

Для тренировки прилагательных  с –ed/ — ing я предлагаю использовать примеры фигуративной (где есть чётко различимый предмет) и нефигуративной живописи (где непонятно, что изображено).

Покажу на примере, как можно использовать картины в рамках этой темы. Вы видите здесь 2 картины. Я прошу своих учеников взглянуть на них и ответить на вопросы«What do you see? And what do you feel ?», используя структуры «It makes me feel + adjective with –ED» и «It’s + adjective with –ING». После выполнения грамматического задания я интересуюсь, знакомы ли ребятам, эти картины и рассказываю немного о художнике или самих работах. Так перед вами работа Эрнста Кирхнера , соучредителя группы художников Brücke. Один из лейтмотивов его жизни и творчества – поиски «экзотики» и первобытного далеких стран и культур. Акварель Кандинского представляет собой графический лист небольшого формата, содержание которого напоминает некий экспромт.    Белый фон здесь можно трактовать как безмолвие, ведь Кандинский расшифровывал этот цвет как выразитель молчания. Красный обозначает в картине движение и беспокойство, тогда как синий выступает символом тайны и даже мистики. Но вся прелесть абстракционизма- что, каждый здесь видит что- то свое.

Опишите комнату – это классическое задание для тренировки конструкции there’s/there are , предлогов места, артиклей и слов по теме House. Вместо безликих интерьеров из сети я беру картины  комнат художников для описания. Перед вами работы Ван Гога и Роя Лихтенштейна. Возможно, картину Ван Гога узнают многие.  Вторая работа — комната Роя Лихтенштейна. Он рисовал в стиле поп-арт. Это его картины напоминают страницы из комиксов. Многие его работы отражают навязываемую массовую культуру  и «одноразовое» общество.

Предлагаю натюрморты при отработке лексике по теме еда, а также, когда нужно закрепить употребление some/any/much/many/no.

 Что означает английское слово still life,? «всё ещё жизнь» или  «неподвижная жизнь». Художники, обращаясь к этому жанру, стремятся нарисовать  овощи, фрукты, цветы таким образом, чтобы эта мёртвая природа была как будто бы всё еще жива. Так Казимир Малевич  создал свой натюрморт в 1911-м. Работа выполнена в стиле фовизм.  Здесь очень простые очертания, нет светотени, зато есть динамичность и стремительность. «Ягоды на фоне красного подноса» Ильи Машкова – работа отличается уникальным чувством радости от каждого мгновения. Хотя все изображенные здесь предметы хорошо всем знакомы, но художнику удалось передать свое восхищение щедростью природы и богатством окружающего мира.

Past Simple, Past Continuous
Для описания давно минувших дней предлагаю рассмотреть картины, отражающие любые исторические события. 
Исторические картины Сурикова - это всегда нечто большее, чем просто сюжет, художественно исполненный на полотне. Знаменитая "Боярыня Морозова" демонстрирует не столько разность сословий, сколько единение простых людей. Даю своим ученикам задание:  используйте Past Simple, Past Continuous. Опишите, что произошло/происходило в  1671 году согласно этой картине.


Конструкция used to идеальна для тех ситуаций, когда мы хотим сказать о частотных действиях в прошлых, которые  ранее были привычны, но больше таковыми не являются. И здесь картины соцреализма, на мой взгляд,  просто созданы для тренировки этой грамматической темы: ведь это было в жизни наших родителей, бабушек и дедушек, но больше этого нет. Ребята получают задание: взгляните на картины. Опишите то, что видите. Используйте used to/ didnt use to + verb.

Когда мы говорим о соцреализме в живописи,  мы понимаем модернистское направление  30-40-х годов 20-го века. Для художников, работающих в этом направлении, важно было отразить реалистично будни советского народа.  Картины, как правило, имеют жизнеутверждающее настроение. Прослеживается взаимосвязь жизни отдельно взятого человека с судьбой народа. Это эмоционально насыщенные картины. Визуальное искусство рассматривалось как один  из инструментов донесения информации. Поэтому картины очень убедительны. Я использовала картины: Сергея Герасимова «Колхозный праздник» и Федора Решетникова «Прибыл на кани­кулы», где юный суворовец у новогодней елки отдает честь деду.

Используя Present Continuous, для описания картины, я поясняю, что действие на картине происходит в данную минуту, а мы просто подглядываем за тем, что сейчас творится там. Поэтому am/is/are + ing. Работа Жоржа-Пьера Сёра  «Воскресный день на острове Гранд-Жатт» прекрасно подходит для этого. Работа написана  в технике «пуантилизм» (от слова “punto”=точка). Это значит, что художник наносил на холст точки, которые потом оптически смешиваются и мы видим то, что есть.

Одной из ключевых компетенций , над формированием которой мы работаем на уроке, конечно же, является коммуникативная . Очень эффективным приемом является озвучка. И здесь мне очень нравится брать отрывки именно немого кино. Ведь в нем больше возможности уловить мимику героев, взгляды, движения. Погрузиться в атмосферу действа, не отвлекаясь на слова и комментарии. Потому что порой, именно наблюдая за мельчайшими изменениями в телодвижениях, в позе, в жестах, мы можем действительно понять, что хочет сказать человек или, наоборот, что он чего-то недоговаривает.

Для того, чтобы достигнуть таких предметных результатов, как определение временнЫх и причинно-следственных взаимосвязяй событий, прогнозирование развития/результата излагаемых фактов/событий, определения замысла автора, я использую такие приемы как «Что будет дальше?», «Придумай свое продолжение». Чарли Чаплин невероятно искренен и трогателен, никто не может остаться равнодушным к его работам.

Для развития умений языковой и контекстуальной догадки, способности осуществлять межкультурное общение с применением знаний о культурных особенностях страны, я люблю обращаться к работам фотохудожников. Известная фотография французского фотографа Марка Рибу была сделана 21 октября 1967 года на демонстрации пацифистов против войны во Вьетнаме. Беззащитная, хрупкая девушка с цветком, против штыков вооруженных солдат национальной гвардии. Фотография была опубликована по всему миру и стала символом антивоенного движения.

Для того, что быть способным сравнивать факты родной культуры и культуры стран изучаемого языка, на мой взгляд, нет ничего лучше чем знакомство с творчеством уличных художников. На фото - впечатляющая работа бразильского уличного художника Eduardo Kobra под названием «Разлука, в которой мы вместе». Что он пытается нам сказать? То,что было близко всем нам в 2020 году. Мы все преодолеем. Во времена необходимой социальной изоляции людям нужна Вера. Независимо от географического положения, этнической принадлежности и религии, он, как будто вещает - пусть Бог вдохновит ученых найти решение этой пандемии. Отрабатывать речевые обороты, учиться выражать свое мнение и находить подтверждение всему этому в мировом искусстве.

Невероятные произведения искусства Джи Ар, учат ребят видеть красоту в неожиданных ее проявлениях и учиться ее создавать. Джи Ар получил широкую известность за свои работы в фавелах – трущобах, не только показывая то, что считается непрезентабельным и неприятным глазу, но и создавая прекрасное в самых неожиданных для этого местах.


Одним из заданий части говорения в ЕГЭ по английскому языку является задание на умение составлять различные виды вопросительных предложений. Почему бы не учиться этому, рассуждая и дискутируя по проблемам, поднятых в работах всемирно известного художника.  

Себастьян Сальгадо — один из самых известных в мире фотографов-документалистов, классик фотографии. За десятилетия своей работы он создал множество выдающихся снимков и навсегда вошел в историю фотоискусства и фотожурналистики. В его объективе нашли отражение самые сложные социальные проблемы.

Вывод:

Процесс формирования эстетической культуры личности для каждого ученика заключается не только в расширении художественного кругозора, просмотре шедевров кинематографа или прослушивании музыкальных произведений, но и в организации чувств, духовного роста и регуляции поведения.

На мой взгляд, каждый педагог способен почувствовать себя в полной мере художником, ведь человек называется художником не только в том случае, если он создал произведение искусства, посвятил себя написанию поэм, стихотворений, музыке или живописи, но и в случае, если он вносит что-то прекрасное в свою жизнь, педагог- в свои уроки. Эстетика находится в самой идее человеческого труда и его деятельности, которая направлена на то, чтобы преобразовать личность и жизнь вокруг. 

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.