Статья на тему «Методы и формы работы с одарёнными детьми на уроках английского языка»
«Методы и формы работы с одарёнными детьми на уроках английского языка»
Аннотация
В российском обществе на сегодняшний день существует растущая потребность в людях, которые нестандартно мыслят, способны решать задачи, выходящие за привычные рамки и формулировать новые, многообещающие цели.
Одной из основных задач современной школы является выявление одаренных детей и организация работы с ними. Интерес к одарённости как явлению очень высок, и это объясняется как общественными потребностями, так и требованиями, сформированными во ФГОС. Поэтому выявление, обучение и воспитание одарённых детей составляет одну из главных проблем совершенствования системы образования. Широкомасштабная деятельность по работе с одарёнными детьми началась в 1996 году в связи с принятием Федеральной целевой программы «Одарённые дети».
Уже в начальной школе можно встретить таких учеников, которых не удовлетворяет работа со школьным учебником, им неинтересна работа на уроке, они читают словари и специальную литературу, ищут ответы на свои вопросы в различных областях знаний. Поэтому так важно именно в школе выявить всех, кто интересуется различными областями науки и техники, помочь претворить в жизнь их планы и мечты, вывести школьников на дорогу поиска в науке, в жизни, помочь наиболее полно раскрыть свои способности. Таких детей называют одарённые. По модели Л.А.Венгера, понятие одаренности раскрывается через понятие способностей. Под одаренностью понимается высокий уровень развития способностей ребенка, устойчиво проявляющихся на протяжении длительного отрезка его жизни в сочетании с высокой познавательной мотивацией.
Одаренный ребенок — это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности.
Прежде всего, одаренных детей надо уметь выявить. Выявление одаренных детей не одноразовое мероприятие, а длительный процесс. Оно должно начинаться уже в начальной школе на основе наблюдения, изучения психологических особенностей, речи, памяти, логического мышления.
Одаренные дети имеют ряд особенностей:
любознательны, настойчивы в поиске ответов, отличаются хорошей памятью;
высокий уровень мышления и интеллекта;
хорошо развитая речь и большой словарный запас;
стремление к лидерству, повышение требование к себе и окружающим, стремление к совершенству во всём;
способность классифицировать информацию и опыт, умение широко пользоваться накопленными знаниями.
Я, как учитель считаю, что очень важно понять таких детей, направить все усилия на то, чтобы передать им свой опыт и знания. Мы должны понимать, что эти дети нуждаются в поддержке со стороны взрослых.
Работа с одарёнными детьми прежде всего включает формирование интереса к учебному предмету. Задача учителя – добиться того, чтобы этот интерес был постоянным и устойчивым. Но, как известно, обучение иностранному языку – длительный процесс и интерес учащихся к учебному предмету постепенно падает. Использование интересных, эффективных приёмов, активных форм работы позволяет добиться успехов в поддержании и повышении интереса к изучению иностранного языка.
Методы и формы работы с одарёнными детьми можно разделить на урочные и внеурочные. Урочная деятельность:
проектная деятельность;
индивидуальные творческие задания;
нетрадиционные уроки с применением ИКТ-технологий, критического мышления;
разноуровневые задания;
интеллектуальный марафон.
Внеурочная деятельность:
факультативы по предмету;
участие в конкурсах различного уровня;
участие в конкурсах исследовательских работ;
олимпиады по предмету;
научно-практические конференции.
Система моей работы с одарёнными детьми на уроках английского языка включает в себя следующие компоненты:
выявление одарённых детей;
развитие творческих способностей на уроках;
развитие способностей во внеурочной деятельности (олимпиады. Конкурсы, исследовательская работа);
создание условий для всестороннего развития одарённых детей.
Большую роль в развитии одаренности учащихся играют нетрадиционные формы урока: уроки-семинары, зачеты, лекции, конкурсы, путешествия, интегрированные уроки, диспуты, тематические игровые уроки, благодаря которым ученики быстрее и лучше усваивают программный материал и развивают свои способности.
В целях поддержки интереса к предмету и развития природных задатков учащихся я использую творческие задания, занимательные формы обучения: игры-упражнения, состязания, конкурсы.
Важнейшей формой работы с одаренными учащимися являются олимпиады. Они способствуют выявлению наиболее способных детей, становлению и развитию образовательных потребностей личности, подготовки учащихся к получению высшего образования, творческому труду в разных областях, научной и практической деятельности. Работу по подготовке к олимпиадам провожу в течение всего учебного года. Каждый год учащиеся участвуют в городских, Всероссийских предметных олимпиадах.
Другая новая форма работы с одарёнными детьми в школе является проектирование. Проектный метод представляет такой способ обучения, который, по словам Дж.Дьюи, можно охарактеризовать как «обучение через делание», когда учащийся самым непосредственным образом включён в активный познавательный процесс, самостоятельно формулирует учебную проблему, осуществляет сбор необходимой информации, планирует возможные варианты решения проблемы, делает выводы, анализирует свою деятельность, формируя «по кирпичикам» новые знания и приобретая новый учебный жизненный опыт. Этот метод находит применение на различных этапах обучения в работе с учащимися и при работе с материалом различной сложности. Проекты развивают независимость, так как дети учатся не только иметь своё собственное мнение, но и принимать решения. Проект всесторонне развивает ребёнка, обогащает его образовательный уровень, положительно влияет на эмоциональное развитие. Метод адаптируется к особенностям практически каждого учебного предмета и в данном аспекте несёт в себе черты универсальности.
Особую роль в формировании самостоятельной деятельности учащихся играет работа в группе. Она формирует аналитические, коммуникативные навыки, является ступенькой к социализации личности, формирует навыки участия в дискуссии (если работа носит проблемный характер). Здесь проявляются лидерские качества ребенка, так как именно способные ученики, как правило, выступают координаторами работы в группе, учат других анализировать и систематизировать материал, так как групповая работа подразумевает охват материала большого объема, они помогают каждому, кто работает с ним в группе высказаться по тому или иному вопросу.
Принципиально значимым в организации учебного процесса с одарёнными учащимися считаю использование информационно-коммуникативных технологий на всех этапах процесса обучения: при изучении нового материала, закреплении, повторении, контроле.
Использование информационных технологий и компьютерных средств обучения на уроках английского языка повышает познавательную активность учащихся, расширяет их кругозор и позволяет применить личностно-ориентированную технологию интерактивного обучения иностранному языку. На своих уроках я часто использую такие сервисы, как ed.ted.com для создания видеоуроков, stepic.org для создания уроков и интерактивных курсов, т.к. очень удобные и простые в использовании. Применение сервисов learningapps.org и onlinetestpad.com превращает учение в увлекательную игру, обучение становится дифференцированным и индивидуализированным, помогает быстро составить качественные тренировочные упражнения и тесты для тренировки в аудировании и чтении, для развития лексических и грамматических навыков.
Каждый ребенок талантлив по-своему. Выявление и воспитание одаренных, талантливых детей, безусловно, важный вопрос. Наша задача – так построить учебную и внеурочную деятельность, воспитательную работу, чтобы любые индивидуальные особенности детей, содержащие в себе ростки опережающего развития в той или иной области, были замечены, развиты и реализованы в нашей педагогической деятельности с этими детьми.
Очень важно, чтобы наше педагогическое сообщество и все, кто причастен к воспитанию и развитию ребенка, смогли бы создать для способного, одаренного, талантливого и любого ребенка именно такое счастливое для него пространство.
В заключении хотелось ещё раз напомнить, что одарённость проявляется на разных уровнях, во всех сферах жизнедеятельности и рассматривать её надо не только как достижения, но и как возможность достижений.
Рассмотренные выше методы и приемы обучения нацеливают деятельность каждого учителя на поддержку познавательного интереса своих учеников, формирование потребности и способности личности к саморазвитию, создание максимальных условий для развития одаренной личности.
Список использованных источников
Белова, Е. С. Одарённость малыша: раскрыть, понять, поддержать [Текст]: пособие для воспитателей и родителей.- 3 –е изд. / Е. С. Белова. – М.: Московский психолого – социальный институт: Флинта, 2004. - 144 с.
Акимова Е.А. Индивидуальное обучение одаренного ребенка // Учитель в школе. – 2009.
Бодрых О.Р. Работа с одаренными детьми.// Завуч начальной школы.- 2009.- № 8.- С. 91- 114. 20.
Одарённый ребёнок: особенности в обучении: пособие для учителя / Н.Б. Шумякова, Н.И. Авдеева, Л.Е. Журавлёва и др.; под ред. Н.Б. Шумяковой- М.; Просвещение, 2006