Нетрадиционные способы рисования в дошкольном учреждении
Нетрадиционные способы рисования в дошкольном учреждении. Воспитатель Бурмистрова О.Н.
Формирование творческой личности - одна из важнейших задач педагогической теории и практики на современном этапе. Развивать творческую личность нужно с дошкольного возраста. Как говорил В.А. Сухомлинский» Истоки способностей и дарования детей на кончиках пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити - ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок.» Как утверждают многие педагоги –все дети талантливы. Поэтому необходимо вовремя заметить, почувствовать эти таланты и постараться, как можно раньше дать возможность проявить их на практике, в реальной жизни.
Дошкольники в своем эстетическом развитии проходит путь от элементарного наглядного впечатления до создания оригинального образа (композиции) адекватными изобразительно- выразительными средствами. Таким образом, необходимо создать базу для его творчества.
Эту базу нужно создавать в детском саду, рисуя необычными способами и используя при этом материалы, которые окружают нас в повседневной жизни, вызывают у детей огромные положительные эмоции. Рисование увлекает детей, а особенно нетрадиционное, дети с огромным желанием рисуют, творят и сочиняют что-то новое сами. чтобы привить детям любовь к изобразительному искусству, вызвать интерес к рисованию, необходимо начать с игры. Как кстати подходят для этого нетрадиционные способы рисования, которые, сопутствуя традиционным способам, творят чудеса и превращают обычные занятия в игру, в сказку. Рисуя этими способами, дети не боятся ошибиться, так как все легко можно исправить, а из ошибки легко можно придумать что-то новое, и ребенок обретает уверенность в себе, преодолевает «боязнь чистого листа бумаги» и начинает чувствовать себя маленьким художником. У него появляется интерес, а вместе с тем желание рисовать. Рисовать можно чем угодно, где угодно и как угодно.
При этом решаются очень разнообразные задачи, соящие перед педагогом.
Развивающие:
- формировать творческое мышление, устойчивый интерес к художественной деятельности;
- развивать художественный вкус, фантазию, изобретательность, пространственное воображение;
- формировать умения и навыки, необходимые для создания творческих работ;
- развивать желание экспериментировать, проявляя яркие познавательные чувства: удивление, сомнение, радость от узнавания нового.
Образовательные:
- закреплять и обогащать знания детей о разных видах художественного творчества;
- знакомить детей с различными видами изобразительной деятельности, многообразие художественных материалов и приемами работы с ними;
- закреплять приобретённые умения и навыки и показывать детям широту их возможного применения.
Воспитательные:
- воспитывать трудолюбие и желание добиваться успеха собственным трудом;
- воспитывать внимание, аккуратность, целеустремлённость, творческую самореализацию.
Как лучше всего в детском саду обучать рисовать. Вот техника, которая уже несколько лет отлично работает в детском саду. Эта методика позволяет с первого раза получить правильный детский рисунок.
Этап 1
Усаживаем детей на стульчике (в 2 ряда) перед одним столом. На нем воспитатель будет делать показ.
На глазах у детей начинаем нашу работу. Показываем как не правильно, и как правильно. Пусть на вашем примере дети убедятся, что способ, предложенный воспитателем, самый оптимальный.
Этап 2
Нарисовали на глазах у детей один рисунок. Теперь берем еще один лист и спрашиваем у детей, «Что надо делать?». Дети подсказывают, вы «косячите», дети исправляют вас, подсказывают как надо – вы исправляетесь и продолжаете то ошибаться, то исправляться. Теперь уже дети выступают в роли «знающего учителя». После этой игры предлагаем детям выполнить работу самостоятельно. Дети сами садятся за столы, где их ждет заготовка для работы, уже со знанием «дела» выполняют каждый свою поделку.
Когда дети усвоят несколько способов нетрадиционного рисования, их можно объединить. Вместе с детьми сочиним сказку с использованием нескольких нетрадиционных техник.
1. Жил-был одуванчик (методом «тычка» ватной полочкой на тонированной бумаге (голубое небо, зеленая трава) рисуем одуванчик).
2. Он жил в густой траве (способом «примакивание» кисточкой рисуем высокую траву).
3. Рядом протекал ручеек (способом итопринтинг (в переводе с английского-печатание) наносим ниткой, смоченной краской, на бумагу волны).
4. Вокруг летали бабочки (способ «монотипия» - вид печатной графики, изобретение итальянского художника-гравера Джовани Кастильоне. На лист прямоугольной формы, сложенный пополам, на одну половинку наносим мазки краски разного цвета, прикладываем вторую половинку и прижимаем рукой. Получился отпечаток. Вырезываем бабочек и приклеиваем их на травку).
.5. «Какие вы красивые!»- воскликнул одуванчик. «А мы взяли краски у радуги» - сказали бабочки (нетрадиционным способом рисования губкой рисуем радугу: на губку, наносим кисточкой 7 цветов радуги и проводим изогнутую линию по верхней части листа.
6. Одуванчик поднял голову вверх и увидел в небе облака (нетрадиционным способом рисования мятой бумагой рисуем облака, обмакнув скомканную бумагу в белую гуашь, наносим оттиск на голубом фоне листа).
7. «Я хочу быть таким же белым, легким и воздушным» - сказал одуванчик (способом «набрызг», используя трафарет круглой формы. На голубом фоне листа зубной щеткой, обмакнув ее в белую гуашь, «набрызгтваем» белый одуванчик).
8. Подул ветерок и с белого одуванчика отлетели маленькие зонтики и полетели вверх (нетрадиционным способом рисования кончиком спички рисуем белые зонтики).
9. Мечта одуванчика сбылась.
Проведение занятий с использованием нетрадиционных техник:
- способствует снятию детских страхов;
- развивает уверенность в своих силах;
- развивает пространственное мышление;
- учит детей выражать свои мысли;
- побуждает детей к творческим поискам и решениям;
- учит детей работать с разным материалом;
- развивает чувство композиции, ритма, колорита, цветовосприятия;
- чувство фактурности и объемности;
- развивает мелкую моторику рук;
- развивает творческие способности, воображение и полет фантазии;
- во время работы дети получают эстетическое удовольствие.
Нетрадиционное рисование – это не значит что-то сложное. Наоборот – именно нетрадиционная техника превращает занятие по ИЗО в простую и веселую забаву. Не надо вырисовывать сложные элементы, не надо виртуозно владеть кисточкой. Нетрадиционные техники потому и созданы, потому что они упрощают труд ребенка, облегчают задачу педагога в методическом плане и дают ребенку потрясающий творческий опыт с превосходным итоговым результатом. Вы увидите, какие красивые картины и рисунки можно делать в простых приемах нетрадиционного рисования. Ребенок полюбит ваши занятия — он сам потянется к искусству, когда почувствует, что может творить красоту своими руками.
Разнообразие материалов ставит новые задачи и заставляет все время, что - нибудь придумывать. А из этих детских рисунков в итоге вырисовывается узнаваемый объект. Ничем не замутненная радость удовлетворения оттого, что «это сделал я- все это мое!»
Потамошнева Наталья Алексеевна
Язенина Ольга Анатольевна
Трефилова Раиса Поликарповна