12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Хечумян Эрмине Гагиковна16

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное

учреждение № 17 г. Армавира






«НЕТРАДИЦИОННЫЕ ТЕХНИКИ РИСОВАНИЯ»


Методическая разработка в образовательной области

«Художественно – эстетическое воспитание в ДОУ»











Автор: Никитина Юлия Сергеевна

воспитатель высшей категории








Армавир, 2022



Методическая разработка в образовательной области «Художественно – эстетическое воспитание в ДОУ», рабочая программа «Нетрадиционное рисование» для детей старшего дошкольного возраста/ сост. Никитина Ю.С. - Армавир: МАДОУ № 17




Методическая разработка представляет собой вариативную рабочую программу «Нетрадиционное рисование» для детей старшего дошкольного возраста, разработка направлена на художественное и эстетическое развитие детей старшего дошкольного возраста. Методическая разработка адресована педагогам дополнительного образования по изобразительной деятельности, руководителям кружковой работы, а также воспитателям дошкольных организаций для ознакомления детей старшего и подготовительного дошкольного возраста методам и приёмам нетрадиционного рисования. В основу методической разработки легли методические рекомендации Т. Н. Дороновой, Р. Г. Казаковой, И. А. Лыковой, Г. Н. Давыдовой, А.А. Фатеевой и мой личный опыт работы с детьми дошкольного возраста.


Содержание

1. Пояснительная записка

2. Методическая часть

3. Техническое оснащение

4. Планирование работы

5. Нетрадиционные техники рисования

Список используемой литературы





1. Пояснительная записка


Детский сад - островок радости, это место, где детям предоставляются условия для развития творческого потенциала, изначально заложенного в каждом ребенке.

Дошкольный возраст самый подходящий период для эстетического и художественного развития. В этом возрасте у детей раскрывается потенциал фантазии, творчества, особенно обострено чувство самовыражения, есть потребность в сотрудничестве, творчестве.

Творческие способности развиваются у детей не равномерно в силу их индивидуальных особенностей, но каждый ребёнок талантлив и обладает самобытными способностями самовыражения, и для развития таланта каждого из детей нужно только создать благоприятную среду, которая основана на доверии и восприятии прекрасного.

Мир в детстве яркий и выразительный, эмоциональный и сказочный. В каждом ребенке с раннего детства заложено стремление узнавать и созидать. Художественное творчество с применением разных материалов расширяет грани возможностей детей, развивает воображение, дает простор полету фантазии.

«Истоки способностей и дарования детей — на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити — ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами, «чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок», — утверждал В. А. Сухомлинский.[1]

Современная педагогическая наука в лице специалистов психологов и педагогов пришла к единому мнению, что рисование – это один из видов аналитико - синтетического мышления. Дети, обычно, рисуют не конкретный символ, предмет, а свое знание о нём, при этом индивидуальные черты обозначены символическими признаками, которые, отражают и упорядочивают его знания о миропорядке и месте ребенка в нём. Вот почему, по мнению учёных, рисовать ребёнку также необходимо, как и разговаривать. Ведь неслучайно Л.С. Выготский называл рисование «графической речью».[1]

Работа в дошкольном учреждении убедила меня в том, что художественная деятельность приносит детям радость. Традиционных подходов зачастую недостаточно для развития творчества у современных детей, потому что они ограничивают ребенка определенными правилами и техниками, не дают возможность развитию воображения.

Нетрадиционные техники рисования до сих пор не получили широкого распространения в дошкольных образовательных учреждениях, они являются скорее экспериментальными.

В способах нетрадиционного рисования нет точного задания и строгого контроля, но есть свобода творчества. В результате рисунки очень эффектно выглядят, потому что результат практически никогда не зависит от умений и способностей.

Использование нетрадиционных техник рисования помогает овладению универсальными предпосылками учебной деятельности. Ведь для того, чтобы ребенок справился с работой, он должен уметь работать по правилу и по образцу, слушать педагога и выполнять его инструкцию. А в процессе работы с использованием нетрадиционных техник рисования создаются благоприятные условия для развития эмоциональной отзывчивости ребенка. Необычные материалы, красивые и разные, их разнообразие помогают не допустить в детской изобразительной деятельности однообразия и скуки. Приложив усилия и получив одобрение сверстников и взрослых, ребенок испытывает радость, поднимается его настроение. Это способствует развитию эмоциональной отзывчивости.

Даже самая традиционная техника может превратиться в самобытную, если выполняется на основе нетрадиционных материалов.

В основе данного подхода – естественное и непринуждённое приобщение детей к миру прекрасного, развитие активного интереса к изобразительному искусству.


2. Методическая часть


Актуальность данной разработки в том, что изобразительная деятельность с использованием нетрадиционных техник рисования является очень благоприятной для творческого развития способностей детей. Проблема развития детского творчества неоднократно освещалась в научной педагогической литературе и периодике и в настоящее время является одной из наиболее актуальных, как в теоретическом, так и в практическом отношениях, поскольку проблема состоит в формировании индивидуального своеобразия личности на первых этапах её становления.

Художественно - творческая деятельность – это ведущий способ эстетического воспитания, основное средство художественного развития детей. Данная разработка воплощает новый подход к художественно - творческому развитию дошкольников через обучения нетрадиционным техникам рисования. Важным периодом для развития художественно-творческих способностей детей является дошкольный возраст. Именно в этом возрасте ребенок выражает все свои переживания, фантазии, впечатления об окружающем мире через рисунок.[3]

Формирование творческой личности – одна из важных задач педагогической теории и практики. На современном этапе изобразительная продуктивная деятельность с использованием нетрадиционных изобразительных технологий является наиболее благоприятной для творческого развития способностей детей, т.к. в ней особенно проявляются разные стороны развития ребенка.

Целью данной разработки является развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста через нетрадиционные техники изобразительной деятельности.

Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач:

расширять представления о многообразии нетрадиционных техник рисования;

обучать приемам нетрадиционных техник рисования и способам изображения с использованием различных материалов;

развивать художественно – творческие способности детей;

формировать эстетическое отношение к окружающей действительности на основе ознакомления с нетрадиционными техниками рисования;

создать условия для свободного экспериментирования с нетрадиционными художественными материалами и инструментами;

приумножать опыт творческой деятельности, формировать культуру творческой личности (самовыражение ребёнка);

развивать творческое воображение, фантазию, мышление дошкольников через занятия по освоению нетрадиционных техник рисования;

развивать цветовосприятие и зрительно – двигательную координацию, чувство композиции и колорита;

подводить детей к созданию выразительного образа при изображении предметов и явлений окружающей деятельности.

Разработка рассчитана для детей старшего дошкольного возраста, включает занятия по изобразительной деятельности с использованием нетрадиционных техник рисования, включает предметное, сюжетное, декоративное рисование, рисование по замыслу, включает необходимое оборудование.

Методика организации работы детей старшего дошкольного возраста включает в себя принципы: систематичности, последовательности, доступности, учитывает возрастные и индивидуальные особенностей детей.

Качество детских работ зависит от грамотного методического руководства со стороны педагога, уровня умственного развития ребенка, развития памяти, воображения, навыков анализа образцов, оценки результатов своего труда, наличия у детей практических навыков и умений работы с материалом, развития настойчивости, целеустремленности, внимательности, любознательности, взаимопомощи и других навыков.

Педагогическая целесообразность. Из многолетнего опыта работы с детьми по развитию художественно творческих способностей в рисовании стало понятно, что стандартных наборов изобразительных материалов и способов передачи информации недостаточно для современных детей, так как уровень умственного развития и потенциал нового поколения стал намного выше. В связи с этим, нетрадиционные техники рисования дают толчок к развитию детского интеллекта, активизируют творческую активность детей, учат мыслить нестандартно, развивают речь.

Важное условие развития ребенка – не только оригинальное задание, но и использование нетрадиционного бросового материала и нестандартных изобразительных технологий. Все занятия в программе носят творческий характер. Проведение занятий с использованием нетрадиционных техник по этой разработке, развивает уверенность в своих силах. Способствует снятию детских страхов. Учит детей свободно выражать свой замысел. Побуждает детей к творческим поискам и решениям. Учит детей работать с разнообразными художественными, природными и бросовыми материалами. Развивает мелкую моторику рук. Развивает творческие способности, воображение и полёт фантазии. Во время работы дети получают эстетическое удовольствие. Воспитывается уверенность в своих творческих возможностях, через использование различных изобразительных техник.

Данная методическая разработка рассчитана на один год обучения (для детей с 6 до 7 лет), содержит перспективное планирование, которое представлено помесячно, включает занятия по изобразительной деятельности с использованием нетрадиционных техник рисования, включает предметное, сюжетное, декоративное рисование, рисование по замыслу, включая необходимое оборудование.

Занятия с детьми проводятся в форме совместной партнёрской работы. Пособия и оборудование находятся на видном месте. В процессе работы дети свободно передвигаются по мастерской, берут тот или иной материал, тихо общаются между собой и с любым вопросом обращаются к педагогу. Курс занятий рассчитан на 1 раз в неделю. Занятия проводятся продолжительностью 30 минут с детьми 6-7 лет, по подгруппам (10-12 человек). Общее количество занятий в год: 36 занятий.

С учётом возрастных особенностей дошкольников доминирует сказочно - игровая форма преподнесения материала. Сказочное повествование, игровые ситуации, элементы пантомимы, игры - путешествия, дидактические игры, погружение ребёнка то в ситуацию слушателя, то в ситуацию актёра, собеседника придают занятиям динамичность, интригующую загадочность. Педагог может выступать в роли Художника, Волшебника, который творит мир по законам красоты и гармонии.

Художественно-изобразительная деятельность связана с содержанием конкретного занятия и включает задания, связанные с использованием выразительных возможностей материалов, техник исполнения. Предусматривает использование синтеза видов искусств и художественных видов деятельности. Литературные произведения помогают формированию у детей умения сравнивать, сопоставлять различное эмоционально-образное содержание произведений изобразительного искусства, настроение живой природы. Музыкальное сопровождение побуждает дошкольников через пластические этюды, импровизации передавать эмоции, чувства в практической деятельности: рисовании, лепке, аппликации. Ребёнок способен «превратиться» в цветок, показать, как он растёт; почувствовать себя птицей, хрупкой веточкой, узнать себя в звуках и красках. На занятиях используются игровые персонажи которые делают ошибки, допускают неточности, путают. Дети с удовольствием помогут им, почувствуют уверенность в себе. Дети учатся проектировать свои эмоции и переживания в красках, изобразительных материалах, замечать необычное в обыденном, в неказистом - выразительное.

Презентация работ. Соединение индивидуальных и коллективных форм работы способствует решению творческих задач. Выставки детского изобразительного творчества, индивидуальные вернисажи, совместное обсуждение работ являются хорошим стимулом для дальнейшей деятельности. Позитивный анализ результатов всех воспитанников кружка с позиций оригинальности, выразительности, глубины замысла помогает детям ощутить радость успеха, почувствовать значимость своего труда.



3. Техническое оснащение для занятий


Материально-техническое оснащение кабинета: наличие необходимого освещения, водоснабжения, рабочих мест для детей, инструментов и материалов, используемых в процессе обучения, мебель для их хранения, школьная настенная и интерактивная доска, рамы различного размера для оформления работ и проведения выставок.

В качестве дидактического материала необходимо иметь:

Наглядные пособия, схемы, чертежи.

Тематические образцы изделий.

Методическая литература по изготовлению поделок, сувениров.

Детская литература с иллюстрациями художников.

Фотографии и изображения диких и домашних животных, растений (цветов и деревьев).

Литература по искусству.

Психолого-педагогическая литература


Для проведения теоретических и практических работ по темам разработки используются разнообразные инструменты и материалы. (См. таблицу № 1)


Таблица № 1. Инструменты и материалы

Инструменты

Материалы

ластик;

простой карандаш;

точилка для карандашей;

цветные карандаши;

ножницы;

пластилин;

кисти;

альбом для рисования;

палитра;

бумага для рисования акварелью;

емкости для воды;

бумага для рисования гуашью;

оттиски, дающие фигурный оттиск на готовом изделии;

бесцветный лак;

пластиковые дощечки разного формата;

зубные щётки;

сито;

палочки или стержни для процарапывания;

мольберты;

поролоновые печатки;

магнитная доска;

ватные палочки;

рабочие столы;

коктейльные трубочки;

муляжи и макеты для постановки натюрмортов;

акварель художественная;


гуашь художественная;


восковые и масляные мелки;


цветная бумага;


цветной картон;


мука;


соль;


клей – карандаш;


свеча или воск;



4. Планирование работы по использованию нетрадиционных техник в изобразительной деятельности

в МБДОУ № 17 г. Армавира на 2022-2023 год.


При планировании работы по обучению детей рисованию через нетрадиционные техники я учитывала, что ребёнок должен приобретать опыт художественной деятельности, знакомиться с новыми техниками рисования, развивать ручную умелость. Для работы по методической разработке составлено годовое учебно - тематическое планирование:


Учебно-тематический план занятий

с детьми 6-7 лет (подготовительная группа)


Тема

Задачи

Сентябрь

«Каждый охотник желает знать где сидит фазан…»

Рисование лесного пейзажа (небо, берег, река) в технике пейзажной монотипии. Изображение радуги веерной кистью

Бабочка на ромашке

(рисование бабочки)

Передача в нетрадиционной технике «штампинг» внешнего вида насекомого. Дорисовывание деталей тонкой кистью (тельце, головка, усики).

Бабочка на ромашке

(рисование ромашки)

Доведение работы до логического завершения (изображение цветущей ромашки). Передача выразительности рисунка путём комбинирования различных изоматериалов (кисть, восковые мелки, пастель)

Рябина красная

Создание растительного узора: рисование ягод губкой, последующая прорисовка деталей (пользование точкой, мазком, линией).

Октябрь

Осень царица (натюрморт)

Рисование в жанре живописи — натюрморт.

Использование техники «батик» (восковые мелки+акварель), выделение в рисунке особенностей фруктов (форма, цвет, величина).

Золотой лес

Рисование пейзажа кистью и губкой. Развитие умения работать с палитрой, использование определённой цветовой гаммы в соответствии с настроением и временем года.

«Листик желтый, листик красный, осенью окрашенный...»

Использование шаблона кленового листа. Закрепление навыка аккуратного закрашивания предмета, не выходя за контуры; развитие умения выразительно сочетать тёплые тона, использование приёма вливания цвета в цвет. Прорисовка прожилок тонкой кистью.

Осенний сад

Закрепление представлений о пейзаже.

Подготовка фона для будущего рисунка в технике «кляксография». Выбор средств для изображения пейзажа (кисть, пастель, сангина, уголь).

Ноябрь

За окном дождливо, осень…

Закреплять представления о приметах осени. Использование техники тычкования для рисования осенней листвы. Формировать умение композиционно располагать предметы, используя приём «ближе-дальше».

Спящий город

Рисование многоэтажного дома в технике «батик». Развитие умения передавать в рисунке архитектурное строение здания.

Формирование чувства цветосочетания

Зайчик под елочкой

Развивать умение рисовать штрихами: хвою молодой ёлочки — короткими отрывистыми, иголки ежа — неотрывными зигзагообразными в несколько рядов. Учитывать пропорцию между предметами.

Первый снег

Рисование дерева без листьев у берега замерзающего озера в технике пейзажной монотипии. Выбор приёмов и материалов для изображения снега (кисть, губка; техника «набрызг»), а также их сочетание. Развивать чувство композиции.

Декабрь

Цветик-семицветик

Экспериментирование с цветной пряжей: создание образа сказочного сверкающего цветка из обрезков ниток на бархатной бумаге.

Развитие мелкой моторики рук.


Белая пушинка-

ажурная снежинка


Развивать интерес детей к такому виду бумажной пластики, как оригами. Активизировать детей к созданию узорных форм при помощи ножниц.

Елочка пушистая иголочка


Изготовление в технике пластилинографии пейзажной композиции (пушистые зелёные ёлочки в зимнем наряде). Способствовать развитию силы кисти руки. Закреплять представления детей о приметах зимы.

Новогодняя игрушка

Закрепление умения работать с фольгой (техника гравирования): рисование узора на силуэте хлопушки по собственному замыслу.

Развитие творческого воображения.

Январь

Волшебный цветок

Передача образа фантастического растения гуашью белого, «золотого», «серебряного» цветов, используя приёмы рисования разными материалами (веерная и тонкая кисти, ватные палочки, губка).

Развитие творческого воображения.

Шишка для белки

Передача выразительного образа заснеженной ветки ели в технике пластилинографии.

Развитие мелкой моторики рук. Аккуратности.

Мамонтенок на льдине

Закреплять умение использовать простой карандаш для рисования контурного эскиза. Раскрашивание методом тычкования.

Мой любимый клоун

Рисование фигуры человека в одежде в технике пальчиковой палитры, передача его пропорций. Свободный выбор материалов для печатания (катушки из-под ниток, пробки, пластиковые колпачки...). Создание выразительной композиции клоуна.

Февраль

Сны зимнего леса

Закреплять навыки рисования в технике «граттаж» (процарапывание). Развивать умение выстраивать композицию пейзажа, передавать колорит вечернего (ночного) зимнего леса.

Птица Феникс

(коллективная работа)

Закрепление навыков работы с фольгой: украшение перьев Феникса в технике гравирования.

«Сказка о золотой рыбке...»

(рыбка)


Передача образа сказочной рыбки в технике папертоль (вырезывание рыбки из бумаги, используя шаблон; расписывание и наклеивание силуэта рыбки на фон — море).

Развитие творческой фантазии, воображения.

«Сказка о золотой рыбке...»

(море)


Воспитание интереса к книге и книжной графике. Выбор материалов для придания образу моря большей выразительности (губка, зубная щетка).

Март

Моя любимая мама

Дать детям знания о портрете как жанре изобразительного искусства. Учить отображать особенности внешности (цвет волос, глаз, причёска). Развивать навыки рисования восковыми мелками, пастелью.

Кружевные зонтики

Познакомить детей с искусством ажурного вязания и плетения. Учить передавать в рисунке особенности ажурного узора, сочетая плотные его части с лёгкой воздушной сеткой. Развивать навыки рисования фломастерами, гелиевыми ручками.

Петушок золотой гребешок

Закреплять навык тычкования щетинистой кистью. Учить передавать образ сказочной птицы (величавая поза, гордый изгиб шеи, корона).

И расцветет подснежник

Рисование подснежников восковыми мелками и пастелью, обращая внимание на склонённую головку цветка. Развитие цветовосприятия.

Апрель

Вербное воскресенье

Упражнять в рисовании «по-сырому», развивать технический приём работы с гуашью путём вливания цвета в цвет. Передача выразительного образа веточки вербы с мохнатыми почками.

Мы космос покорим

(ознакомительное)


Знакомство с книжной графикой, изображающей образ звёздного неба. Подготовка фона для будущей композиции в технике кляксографии.

Мы космос покорим

(продолжение)


Самостоятельность в выборе изобразительных средств (акварель, цветные карандаши, восковые мелки, фломастеры). Развивать творческие способности и фантазию в изображении космических кораблей, млечного пути, планет в космосе.

В царстве Нептуна

Цветной «граттаж». Упражнять в передаче формы и пластики обитателей моря.

Развивать фантазию, творческую инициативу.


Май

Весенняя поляна

Продолжать учить рисовать пейзаж, передавая строение деревьев, создавать многоплановую композицию. Совершенствовать умение пользоваться различными изоматериалами для создания выразительного образа цветущего сада (восковые мелки, пастель, поролон, жёсткая кисть).

Салют ко дню Победы

Совершенствование навыков рисования в технике «батик» (восковые мелки+акварель). Передача выразительного образа салюта в вечернем небе.

Одуванчики в траве

Закреплять навыки рисования штрихами полусухой жёсткой кистью: прямыми — при рисовании жёлтой головки цветка, и короткими вертикальными («выбивание») - при изображении пушистой белой головки одуванчика. Передавать образ цветка в соответствии с его описанием в стихах поэтов.

Скоро лето, здравствуй море…

Самостоятельность в выборе изобразительных средств (акварель, цветные карандаши, восковые мелки, фломастеры). Выбор материалов для придания образу моря большей выразительности (губка, зубная щетка).



11. Нетрадиционные техники рисования


При организации образовательного процесса мы используем, следующие нетрадиционные техники изображения:


Пальцеграфия

Самый простой и распространённый способ нетрадиционной техники - рисование подушечками пальцев. Для этого отлично подходят специальные пальчиковые краски, также можно использовать гуашь или акварель, предварительно намочив её водой.


Граттаж

Описание техники:

На бумагу наносится цветной фон акварелью, бумага подсушивается, далее весь фон затирается воском. В розетке перемешивается чёрная гуашь и немного шампуня, тщательно перемешивается. Этой смесью покрываем подготовленный парафиновый лист. Заострённой палочкой процарапывается рисунок.


Монотипия

Описание техники:

Для работы понадобится гуашь разных цветов и согнутый пополам лист бумаги. На одной половине листа при помощи гуаши можно нарисовать, например, цветы, а на второй бабочек. Складываем лист, разглаживаем, и получаем летний луг.


Штампинг

Описание техники:

Для изготовления штампа можно использовать обычный ластик, нарисовать на торце рисунок и срезать всё ненужное. Прижимаем штамп к штемпельной подушечке с краской, а затем к листу бумаги. Получается ровный и чёткий отпечаток из которых можно составить композицию.


Рисование по сырой

Описание техники:

Для рисования в этой технологии нам понадобиться влажная салфетка и ёмкость с водой. Намочим бумагу и разместим её на влажной салфетке.

Рисунок наносится акварельным мелком или кисточкой с акварельной краской.


Кляксография

Описание техники:

На листе бумаги делается пятно или ставится клякса из акварельной краски. Берем трубочку и выдуваем воздух на кляксу.


Набрызг

Описание техники:

Её суть в разбрызгивании капель с помощью приспособленной для этого зубной щётки и деревянной лопатки. Держа в левой руке зубную щётку наберём немного краски, а стекой будем проводить по поверхности щётки – быстрыми движениями по направлению от себя. Брызги полетят на бумагу.


Печать от руки

Описание техники:

Обмакиваем всю ладонь или её часть в краску и оставляем отпечаток на бумаге. К отпечаткам ладоней можно добавить отпечатки одного или нескольких пальцев в разных комбинациях.


Рисование нитью.

Описание техники:

Лучше всего рисовать шерстяной нитью. Нить обмакиваем в краску и прикладываем ее к листу бумаги и создаем узор отпечатыванием с движением нити. Шерстяная нить создает причудливый узор, который подходит для изображения тучи, облака, овечки, необычного цветка.

Рисование восковыми мелками.

Описание техники:

Цветными восковыми карандашами или восковыми мелками наносим рисунок на лист бумаги. Затем покрываем одним или несколькими слоями акварели. Получается необычный и яркий рисунок.


Рисование сыпучими веществами

Для этого способа можно использовать соль, песок или какую-либо крупу. Рисование происходит поэтапно. Сначала следует нанести на бумагу какой-либо рисунок. Затем в определённые места капнуть клей ПВА и посыпать их солью или крупой. После засыхания следует стряхнуть лишнее. Получится необычный объёмный рисунок.


Батик

Это техника рисования на ткани. Для занятия потребуется кусок хлопкового материала белого цвета. Для детского сада подойдёт самый простой вариант росписи — узелковый. Для этого нужно завязать на ткани несколько узелков, затем окунуть их в краску. После высыхания узелки следует развязать — на ткани останутся интересные узоры.


Список используемой литературы


1. Доронова Т.Н. Изобразительная деятельность и эстетическое развитие дошкольников: методическое пособие для воспитателей дошкольных образовательных учреждений. – М. Просвещение, 2006. – 192с.

2. «Методические рекомендации к программе воспитания и обучения в детском саду», под редакцией М.А.Васильевой.

3. Алексеевская Н.А. Карандашик озорной. – М: «Лист», 1998. – 144с.

4. Белкина В.Н., Васильева Н.Н., Елкина Н.В. Дошкольник: обучение и развитие. Воспитателям и родителям. – Ярославль: «Академия развития», «Академия К˚», 1998.– 256с.

5. Коллективное творчество дошкольников: конспекты занятий./Под ред. Грибовской А.А.– М: ТЦ «Сфера», 2005. – 192с.

6. Лыкова И. А. учебно-методические пособия по возрастам к программе «Цветные ладошки», Москва, Карапуз – Дидактика 2006.-108с.

7. Микляева Н.В. Комментированное рисование в детском саду. – М.: ТЦ Сфера, 2010. – 128с.

8. Фатеева А.А. Рисуем без кисточки. – Ярославль: Академия развития, 2006. – 96с.

9. Фиона Уотт. Я умею рисовать. – М: ООО Издательство «РОСМЭН – ПРЕСС», 2003.– 96с.

10. Штейнле Н.Ф. Изобразительная деятельность. – Волгоград: ИТД «Корифей». 2006. – 128с.



Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.