Календарно-тематическое планирование Кружка «Стиль» для 7-8 класса
МБОУ средняя общеобразовательная школа №1
п. Нарышкино Урицкого района Орловской области
РАССМОТРЕНО: На заседании ШМО Руководитель ШМО _________________ Протокол №____ «___» _______ 20___г. |
СОГЛАСОВАНО: Заместитель директора _________________ «___» ________ 20___г. |
УТВЕРЖДАЮ: Директор ОУ _________________ Приказ № ________ «___» __________ 20__г |
Календарно-тематическое планирование
Кружка
«Стиль»
для 7- 8 класса
Количество часов:
всего 68 часов
за первое полугодие 34 часов
за второе полугодие 34 часов
в неделю 2 час
Учитель: Гасилина Елена Михайловна
2016-2017 учебный год
Календарно -тематический план
№ занятия |
Темы занятий |
Кол-во занятий |
УДД |
Форма проверки |
Дата проведения., |
||||
Теорет. |
Практи |
||||||||
1-2 |
Введение. Инструктаж по ТБ. |
1 |
1 |
Коммуникативные - научатся взаимодействовать с соседом по парте, в группе. Познавательные – научатся выполнять тестовые задания; Личностные- научатся контролировать свою деятельность. |
Тестирование |
||||
Работа с природным материалом |
|||||||||
3-8 |
Подготовка природного материала к работе. Изготовление подарка. |
1 |
5 |
Коммуникативные - научатся взаимодействовать с соседом по парте, в группе. Познавательные – научатся выполнять подарки несколькими способами; Личностные- художественно-эстетическое оценивание деятельности. |
Сдача готового изделия |
||||
Работа с бросовым материалом. |
|||||||||
9-14 |
Работа с бросовым материалом, изготовление подарочного пано. |
1 |
5 |
Коммуникативные - научатся взаимодействовать с соседом по парте, в группе. Познавательные – научатся выполнять пано несколькими способами; Личностные- художественно-эстетическое оценивание |
Сдача готового изделия |
||||
Вышивка крестиком |
|||||||||
15-20 |
Из истории вышивки .Виды крестиков. Чтение схем. Изготовление подарочной открытки |
1 |
5 |
Познавательные – учащиеся узнают правила безопасной работы с инструментами и материалами.. Коммуникативные – научатся взаимодействовать с соседом по парте Регулятивные – научатся контролировать свою деятельность |
Сдача готового изделия |
||||
Вязание |
|||||||||
21-24 |
Вязание с бисером и бусами. |
1 |
3 |
Познавательные – учащиеся узнают правила безопасной работы с инструментами и материалами.. Коммуникативные – научатся взаимодействовать с соседом по парте Регулятивные – научатся контролировать свою деятельность |
Сдача образца |
||||
25-28 |
Вязаный чехол с застежкой на пуговицу |
1 |
4 |
Познавательные- учащиеся ознакомятся с материалами, инструментами и приспособлениями, необходимыми для работы; Регулятивные- учащиеся научатся подбирать материал в зависимости от выбранного изделия; Личностные – самоопределение:что уже известно, а что нет. |
Сдача готового изделия |
||||
29-34 |
Вязание трикотажных изделий |
1 |
5 |
Познавательные- учащиеся ознакомятся с материалами, инструментами и приспособлениями, необходимыми для работы; Регулятивные- учащиеся научатся подбирать пряжу и крючок в зависимости от выбранного изделия, вязать изделия; Личностные – самоопределение: что уже известно, а что нет. |
Сдача готового изделия |
||||
Декоративный изделие из ткани |
|||||||||
35-38 |
Декоративный цветок из ткани |
1 |
3 |
Коммуникативные - научатся взаимодействовать с соседом по парте, в группе. Познавательные – научатся выполнять цветок несколькими способами; Личностные- художественно-эстетическое оценивание |
Сдача готового изделия |
||||
39-42 |
Сумочка, декорированная цветочными мотивами |
1 |
3 |
Коммуникативные - научатся взаимодействовать с соседом по парте, в группе. Познавательные – ознакомятся с выкройками сумок и способами их декорирования.Сформируют безопасные и правильные навыки работы; Личностные- художественно-эстетическое оценивание. |
Сдача образца |
||||
43-46 |
Изготовление мягких игрушек |
1 |
3 |
Коммуникативные - научатся взаимодействовать с соседом по парте, в группе. Познавательные – научатся выполнять мягкие игрушки несколькими способами; Личностные- художественно-эстетическое оценивание |
Сдача готового изделия |
||||
47-49 |
Виды ручных швов: "вперед иголку", "назад иголку", "через край", "петельный" и др. |
1 |
2 |
Регулятивные - научатся контролировать свою деятельность по ходу выполнения задания. Познавательные - научатся формулировать последовательность выполнения изделия; использовать при выполнении задания иллюстративный материал., ознакомятся со строением различных тканей. Личностные- художественно-эстетическое оценивание |
Сдача образца |
||||
50-52 |
Изготовление шаблонов. |
1 |
2 |
Регулятивные - научатся контролировать свою деятельность по ходу выполнения задания. Познавательные - научатся формулировать последовательность выполнения изделия; использовать при выполнении задания иллюстративный материал., Личностные- художественно-эстетическое оценивание. |
Сдача образца |
||||
53-54 |
Гармония цвета |
1 |
1 |
Регулятивные - научатся контролировать свою деятельность по ходу выполнения задания. Познавательные - научатся формулировать последовательность выполнения изделия; использовать при выполнении задания иллюстративный материал., Личностные- художественно-эстетическое оценивание. |
|||||
55-59 |
Изделия в стиле пэчворк |
1 |
4 |
Регулятивные - научатся контролировать свою деятельность по ходу выполнения задания. Познавательные - научатся формулировать последовательность выполнения изделия; использовать при выполнении задания иллюстративный материал., ознакомятся со строением различных тканей. Личностные- смыслообразование ориентация в социальных ролях и межличностных отношений. |
Сдача готового изделия |
||||
60-61 |
Конструирование узоров, сборка: "треугольники". |
1 |
Познавательные- учащиеся ознакомятся с материалами, инструментами и приспособлениями, необходимыми для работы; Регулятивные- учащиеся научатся подбирать материал в зависимости от выбранного изделия; Личностные – самоопределение: что уже известно, а что нет. |
Сдача готового изделия |
|||||
62-64 |
Выполнение лоскутного квадрата. Прихватка |
1 |
2 |
Коммуникативные - научатся взаимодействовать с соседом по парте, в группе. Познавательные – научатся выполнять лоскутный квадрат несколькими способами; Личностные- художественно-эстетическое оценивание |
Сдача готового изделия |
||||
65-67 |
Выполнение проектной работы. |
1 |
2 |
Коммуникативные - научатся взаимодействовать с соседом по парте, в группе. Познавательные – научатся выполнять лоскутный квадрат несколькими способами; Личностные- художественно-эстетическое оценивание |
Сдача готового проекта |
||||
68 |
Выставка и презентация работ учащихся. |
1 |
1 |
Познавательные- учащиеся ознакомятся с экспонатами различных творческих выставок. Личностные – самоопределение: что уже известно, а что нет. |
|||||
Всего занятий |
68 |
МБОУ средняя общеобразовательная школа №1
п. Нарышкино Урицкого района Орловской области
РАССМОТРЕНО: На заседании ШМО Руководитель ШМО _________________ Протокол №____ «___» _______ 20___г. |
СОГЛАСОВАНО: Заместитель директора _________________ «___» ________ 20___г. |
УТВЕРЖДАЮ: Директор ОУ _________________ Приказ № ________ «___» __________ 20__г |
Программа кружка
«Стиль»
для 7- 8 класса
Количество часов:
всего 68 часов
за первое полугодие 34 часов
за второе полугодие 34 часов
в неделю 2 час
Учитель: Гасилина Елена Михайловна
2016-2017 учебный год
Пояснительная записка.
«Истоки способностей и дарований детей – на кончиках их пальцев»
В.А.Сухомлинский
В проекте Федерального компонента государственного Образовательного стандарта общего образования одной из целей, связанных с модернизацией содержания общего образования, является гуманистическая направленность образования. Она обуславливает личностно-ориентированную модель взаимодействия, развитие личности ребёнка, его творческого потенциала. Процесс глубоких перемен, происходящих в современном образовании, выдвигает в качестве приоритетной проблему развития творчества, мышления, способствующего формированию разносторонне-развитой личности, отличающейся неповторимостью, оригинальностью.
Программа кружка «Сувенир» разработана для занятий с учащимися 7-9 класса во второй половине дня в соответствии с новыми требованиями ФГОС начального общего образования второго поколения и на основании нормативно-правовых документов:
1.Закон об образовании РФ, ст.9 ( в редакции, введённой в действие с 19.01.1996 г. Федеральным законом от 13.01.1996 г. №12-ФЗ, с изменениями на 22.08.2004 г.)
2.Санитарно-эпидемиологические требования к учреждениям дополнительного образования детей (внешкольные учреждения) (утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 03.04.2003 г. №27).
3.Примерные требования к программам дополнительного образования детей (приложение к письму Департамента молодёжной политики, воспитания и социальной защиты детей Минобрнауки России от 11.12.2006 г. №06-1844)
4. Модель программы дополнительного образования детей (разработана д.п.н., профессором Н.М.Борытко, к.п.н., профессором А.Н.Кузибецким и утверждена Комитетом по образованию и науке Администрации Волгоградской области, 2006 г
5. Дополнительная программа «Художественное творчество» автор Т.Н. Проснякова.
6.Дополнительная программа «Мир бумаги» автор Е.И. Лепилина.
Форма подбора детей в группы свободная, состав группы - постоянный.
Форма работы - объединение детей по интересам, по возрасту, по объему получаемых знаний.
В процессе разработки программы главным ориентиром стала цель гармоничного единства личностного, познавательного, коммуникативного и социального развития учащихся, воспитание у них интереса к активному познанию истории материальной культуры и семейных традиций своего и других народов, уважительного отношения к труду.
Методологическая основа в достижении целевых ориентиров – реализация системно-деятельностного подхода в начальном обучении, предполагающая активизацию познавательной, художественно-эстетической деятельности каждого учащегося с учетом его возрастных особенностей, индивидуальных потребностей и возможностей. Работа с комплектом учебных пособий представит детям широкую картину мира прикладного творчества, поможет освоить разнообразные технологии в соответствии с индивидуальными предпочтениями.
Занятия художественной практической деятельностью в школе являются актуальными, т.к. решают не только задачи художественного воспитания, но и более масштабные – развивают интеллектуально-творческий потенциал ребенка. В силу того, что каждый ребенок является неповторимой индивидуальностью со своими психофизиологическими особенностями и эмоциональными предпочтениями, необходимо предоставить ему как можно более полный арсенал средств самореализации. Освоение множества технологических приемов при работе с разнообразными материалами в условиях простора для свободного творчества помогает детям познать и развить собственные возможности и способности, создает условия для развития инициативности, изобретательности, гибкости мышления.
Особенности программы:
Ручной труд вырабатывает такие волевые качества, как терпение и настойчивость, последовательность и энергичность в достижении цели. Аккуратность, тщательность в исполнении работы, позволяют воспитанникам самоутверждаться, проявляя индивидуальность и получая результат своего художественного творчества. У детей формируются навыки обращения с инструментами, необходимые для школьного обучения.
Воспитанники школы-интерната получают возможность изготавливать картины-сувениры, картины-подарки к праздникам и дарить их учителям, воспитателям, товарищам, что повышает их самооценку, а также изготавливать различные полезные мелочи, необходимые в быту. Все это способствует практической подготовке воспитанников к самостоятельной жизни, повышает общий уровень их развития, формирует у них знания и умения, способствующие социальной и психологической адаптации.
Главной задачей педагога является умение заинтересовать детей, зажечь их сердца, развивать в них творческую активность, не навязывая собственных мнений и вкусов. Педагог должен пробудить в ребенке веру в его творческие способности, индивидуальность, неповторимость, веру в то, что творить добро и красоту, приносит людям радость.
Направленность программы кружка «Сувенир» по содержанию является художественно – эстетической; по функциональному предназначению – прикладной; по форме организации – кружковой; по времени реализации – одногодичной. Программа является основой для дальнейшего знакомства детей с элементами дизайна, декоративно – прикладного искусства.
Актуальность программы обусловлена её практической значимостью. Дети могут применить полученные знания и практический опыт для изготовления подарков к различным праздникам (ко Дню рождения, к 8 марта и т.д.), для оформления интерьера своей комнаты, для собственных нужд (сумочка для телефона, кулон). То есть учащиеся учатся своими руками создавать работы в технике декоративно-прикладного творчества. Тематика занятий по программе обширна – это игрушки из бумаги и картона, открытки, сувениры для украшения интерьера; необычные поделки из бросового материала и замечательные сувениры из бисера.
Новизна программы состоит в том, что впервые осуществляется обучение детей изготовлению игрушек разных по назначению (игровая, декоративная), из различных по виду и способам обработки материалов. Используются нестандартные формы проведения занятий и методы работы с творчески одарёнными детьми – программа дополнена элементами свободного творчества (изготовление подарков, сувениров, открыток к праздникам и др. по индивидуальному выбору).
Педагогическая целесообразность программы- её содержание нацелено на активизацию художественно-эстетической, познавательной деятельности каждого учащегося с учётом его возрастных особенностей, индивидуальных потребностей и возможностей, преемственность с дошкольными видами деятельности детей, формирование мотивации детей к труду, к активной деятельности на уроке и во внеурочное время. Значительное внимание уделяется повышению мотивации, ведь настоящий процесс художественного творчества невозможно представить без особого эмоционального фона, без состояния вдохновения, желания творить. В таком состоянии легче усваиваются навыки и приёмы, активизируются фантазия и изобретательность. Произведения, возникающие в этот момент в руках детей, невозможно сравнить с результатом рутинной работы.
Ведущая идея данной программы - создание комфортной среды общения, развитие способностей, творческого потенциала каждого ребёнка и его самореализации.
Программа рассчитана на один год обучения, занятия проводятся один раз в неделю по 1 часу.
Возраст детей, участвующих в реализации программы: 12-15лет.
1. Методическое обеспечение:
- Набор нормативно правовых документов.
- Наличие утвержденной программы.
- Наглядные пособия, образцы изделий.
- Технологические схемы, карты.
- Специальная литература (журналы, книги)
- Сценарии для досуговых мероприятий.
2. Материально-технического обеспечение:
- Помещение для проведения занятий, соответствующие санитарно-гигиеническим требованиям.
- Инструменты.
- Материалы для работы.
-Компьютер, программное обеспечение, программы по вышивки, диски принтер, сканер
3. Организационное обеспечение:
- Необходимый контингент воспитанников.
-Соответствующее требованиям расписание занятий.
- Связь с различными детскими учреждениями поселка (краеведческий музей, центральная библиотека, КМЦ «Юность», Дом культуры, комплексный центр социального обслуживания населения).
4. Инструменты и материалы, необходимые для выполнения и оформления работ:
- Канва, ткань.
-бросовый материал
- Нитки. Мулине.
- Иголки, булавки
-Крючок, нитки вязальные
-Природный материал
-Ножницы.
- Клей ПВА
- Бисер
- Крючок
- Цветная бумага, картон.
- Различные отделочные материалы для оформления рамочек.
- Гуашь и кисти, фломастеры, маркеры, цветные карандаши.
5. Методические пособия и дидактические материалы:
- Образцы готовых изделий.
- Виды оформлений изделий.
- Альбомы, журналы, книги с различными схемами вышивок
Цель программы: Овладение учащимися теоретическими знаниями и практическими навыками работы с различными материалами, направленными на воспитание художественно-эстетического вкуса.
Задачи обучающие:
– обучить практическим навыкам работы в различных техниках рукоделия;
– формировать интерес к декоративно-прикладному творчеству;
– развивать художественный вкус и ориентировать на качество изделий.
Задачи воспитательные:
– способствовать воспитанию творческой активности;
– формировать чувство самоконтроля.
Задачи развивающие:
– способствовать развитию у обучающихся логического мышления;
– содействовать формированию всесторонне развитой личности.
Задачи мотивационные:
– создавать комфортную обстановку на занятиях, а также атмосферу доброжелательности и сотрудничества;
– развивать активную деятельность.
Задачи социально-педагогические: формирование общественной активности, реализация в социуме.
Создать условия для формирования и развития у учащихся
Элементов технико-технологических и организационно-экономических знаний;
Начальных общетрудовых и специальных умений (ручного труда), основ трудовой и экологической культуры, умений кооперации и сотрудничества в трудовом процессе: коммуникативных навыков, способствующих развитию умений работать в группе, вести дискуссию;
Развития творческих способностей каждого учащегося, элементов технического, художественного мышления, конструкторских способностей в моделировании некоторых видов одежды, умения оценивать свою деятельность;
Позитивного и эмоционально окрашенного отношения к труду, как личной и общественной ценности, воспитания честности, порядочности, ответственности, самостоятельности, инициативности, деловитости и предприимчивости;
Качеств грамотных и рачительных хозяек;
Благоприятного отношения к дому и семье как основам индивидуального развития личности.
Уровень подготовки выпускников – для практикума.
Содержание теоретического обучения направлено на развитие у учащихся навыков выполнения прибавления, убавления и перемещения петель, овладением умением ориентироваться в схемах и описаниях рапорта рисунка.
В процессе практического обучения школьники овладевают умением работать с разными материалами, изучают требования к организации рабочего места и безопасности труда, приобщаются к творческой деятельности путем моделирования изделий, выполнение различных отделок.
Практическое применение:
Реализация данной программы поможет ученице:
Разобраться в основах выполнения вязки;
Развивать творческие способности в процессе включения в художественную деятельность по изготовлению изделий с использованием различных материалов;
Побудить к сознательному выбору увлечения или профессии. При изучении курса учащимися осваиваются такие виды деятельности как:
Исследовательско – поисковый
Коммуникативный (дискуссионный)
Рефлексивный
Репродуктивный
Творческий
Планируемые результаты:
Личностные универсальные учебные действия
У обучающегося будут сформированы:
- широкая мотивационная основа художественно-творческой деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы;
- интерес к новым видам прикладного творчества, к новым способам самовыражения;
- устойчивый познавательный интерес к новым способам исследования технологий и материалов;
- адекватное понимания причин успешности/неуспешности творческой деятельности;
Обучающийся получит возможность для формирования:
- внутренней позиции обучающегося на уровне понимания необходимости творческой деятельности, как одного из средств самовыражения в социальной жизни;
- выраженной познавательной мотивации;
Регулятивные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
- принимать и сохранять учебно-творческую задачу;
- учитывать выделенные в пособиях этапы работы;
- планировать свои действия;
- выполнять учебные действия в материале, речи, в уме.
Обучающийся получит возможность научиться:
- проявлять познавательную инициативу;
- самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в незнакомом материале;
Коммуникативные универсальные учебные действия
Учащиеся смогут:
- допускать существование различных точек зрения и различных вариантов выполнения поставленной творческой задачи;
Обучающийся научится:
- осуществлять поиск нужной информации для выполнения художественно-творческой задачи с использованием учебной и дополнительной литературы в открытом информационном пространстве, в т.ч. контролируемом пространстве Интернет;
Обучающийся получит возможность научиться:
- осуществлять расширенный поиск информации в соответствии с исследовательской задачей с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;
- осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;
В результате занятий по предложенной программе учащиеся получат возможность:
- Развить воображение, образное мышление, интеллект, фантазию, техническое мышление, конструкторские способности, сформировать познавательные интересы;
- Расширить знания и представления о традиционных и современных материалах для прикладного творчества;
Сформировать и навык и работы с информацией
Требования к уровню подготовки учащихся
Учащиеся должны знать:
Последовательность изготовления изделий: разметка, резание, сборка, оформление;
Способы соединения деталей: клеем, нитками, плетением;
Способы контроля по шаблону;
Приемы правильной и безопасной работы с инструментами и приспособлениями;
Учащиеся должны уметь:
Организовывать рабочее место в соответствии с используемым материалом и поддерживать порядок во время работы;
Изготавливать изделия по образцу, рисунку, инструкционным картам;
Работать самостоятельно инструментами и материалами, указанными в программе;
Использовать различные материалы в изготовлении одной творческой работы;
Применять разные способы соединения деталей;
Работать индивидуально и группами.
Учащиеся могут знать:
Способы изготовления поделок из материалов, не указанных в программе;
Учащиеся могут уметь:
Самостоятельно вырезать простейшие детали без шаблона;
Использовать в оформлении сувениров материалы, не указанные в программе;
У учащихся будут сформированы:
широкая мотивационная основа художественно-творческой деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы;
интерес к новым видам прикладного творчества, к новым способам самовыражения;
Учащиеся получит возможность для формирования:
внутренней позиции обучающегося на уровне понимания необходимости творческой деятельности, как одного из средств самовыражения в социальной жизни;
выраженной познавательной мотивации;
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса
Программа позволяет добиваться следующих результатов освоения образовательной программы основного общего образования:
личностные:
у учащихся будут сформированы:
1) ответственное отношение к учению;
2) готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
3) умение ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи, понимать смысл поставленной задачи, выстраивать аргументацию, приводить примеры и контрпримеры;
4) начальные навыки адаптации в динамично изменяющемся мире;
1) первоначальные представления о технологии как сфере человеческой деятельности, об этапах её развития, о её значимости для развития цивилизации;
2) коммуникативная компетентность в общении и сотрудничестве со сверстниками в образовательной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности;
3) критичность мышления, умение распознавать логически некорректные высказывания, отличать гипотезу от факта;
4) креативность мышления, инициативы, находчивости, активности при решении технологических задач;
метапредметные:
регулятивные
у учащихся должны быть сформированы следующие знания:
1) формулировать и удерживать учебную задачу;
2) выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;
3) планировать пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
познавательные
учащиеся научатся:
1) самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель;
2) использовать общие приёмы решения задач;
учащиеся получат возможность научиться:
1) устанавливать причинно-следственные связи; строить логические рассуждения, умозаключения (индуктивные, дедуктивные и по аналогии) и выводы;
2) формировать учебную и общепользовательскую компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (ИКТ-компетентности);
3) видеть математическую задачу в других дисциплинах, в окружающей жизни;
4) выдвигать гипотезы при решении учебных задач и понимать необходимость их проверки;
5) планировать и осуществлять деятельность, направленную на решение задач исследовательского характера;
учащиеся научатся:
1) организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками: определять цели, распределять функции и роли участников;
2) взаимодействовать и находить общие способы работы; работать в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; слушать партнёра; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
3) прогнозировать возникновение конфликтов при наличии разных точек зрения;
4) разрешать конфликты на основе учёта интересов и позиций всех участников;
предметные:
в познавательной сфере:
1) осознание роли техники и технологий для прогрессивного развития общества; формирование целостного представления о техносфере, сущности технологической культуры и культуры труда; классификация видов и назначения методов получения и преобразования материалов, энергии, информации, природных объектов, а также соответствующих технологий промышленного производства; ориентация в имеющихся и возможных средствах и технологиях создания объектов труда;
2) практическое освоение обучающимися основ проектно-исследовательской деятельности; проведение наблюдений и экспериментов под руководством учителя; объяснение явлений, процессов и связей, выявляемых в ходе исследований;
3)уяснение социальных и экологических последствий развития технологий промышленного и сельскохозяйственного производства, энергетики и транспорта; распознавание видов, назначения материалов, инструментов и оборудования, применяемого в технологических процессах; оценка технологических свойств сырья, материалов и областей их применения;
4) развитие умений применять технологии представления, преобразования и использования информации, оценивать возможности и области применения средств и инструментов ИКТ в современном производстве или сфере обслуживания, рациональное использование учебной и дополнительной технической и технологической информации для проектирования и создания объектов труда;
в трудовой сфере:
1) планирование технологического процесса и процесса труда; подбор материалов с учётом характера объекта труда и технологии; подбор инструментов, приспособлений и оборудования с учётом требований технологии и материально-энергетических ресурсов;
2) овладение методами учебно-исследовательской и проектной деятельности, решения творческих задач, моделирования, конструирования; проектирование последовательности операций и составление операционной карты работ;
3) выполнение технологических операций с соблюдением установленных норм, стандартов, ограничений; соблюдение трудовой и
в мотивационной сфере:
1)оценивание своей способности к труду в конкретной предметной деятельности; осознание ответственности за качество результатов труда;
2)согласование своих потребностей и требований с потребностями и требованиями других участников познавательно-трудовой деятельности;
3)формирование представлений о мире профессий, связанных с изучаемыми технологиями, их востребованности на рынке труда;
в эстетической сфере:
1)овладение методами эстетического оформления изделий, обеспечения сохранности продуктов труда, дизайнерского проектирования изделий; разработка варианта рекламы выполненного объекта или результата труда;
2)рациональное и эстетическое оснащение рабочего места с учётом требований эргономики и элементов научной организации труда;
3)умение выражать себя в доступных видах и формах художественно-прикладного творчества; художественное оформление объекта труда и оптимальное планирование работ;
в коммуникативной сфере:
1)практическое освоение умений, составляющих основу коммуникативной компетентности: действовать с учётом позиции другого и уметь согласовывать свои действия; устанавливать и поддерживать необходимые контакты с другими людьми; удовлетворительно владеть нормами и техникой общения; определять цели коммуникации, оценивать ситуацию, учитывать намерения и способы коммуникации партнёра, выбирать адекватные стратегии коммуникации;
2)установление рабочих отношений в группе для выполнения практической работы или проекта, эффективное сотрудничество и способствование эффективной кооперации; интегрирование в группу сверстников и построение продуктивного взаимодействия со сверстниками и учителями;
в физиолого-психологической сфере:
1) развитие моторики и координации движений рук при работе с ручными инструментами; достижение необходимой точности движений при выполнении различных технологических операций;
2) соблюдение необходимой величины усилий, прилагаемых к инструментам, с учётом технологических требований;
3)сочетание образного и логического мышления в проектной деятельности.
ОСНОВНЫЕ ВИДЫ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ
• рассказывать о рукотворном мире как результате труда человека;
• различать предметы рукотворного мира;
• выполнять доступные действия по самообслуживанию (сохранять порядок на рабочем месте во время работы и убирать рабочее места по окончанию работы, пришивать пуговицы с двумя отверстиями);
• использовать приобретенные знания о видах и свойствах природных и текстильных материалов при изготовлении изделий;
• анализировать устройство изделия (под руководством учителя), определять его назначение;
• организовывать рабочее место для выполнения практической работы (под руководством учителя);
• понимать приемы безопасного использования ручных инструментов: ножниц, швейных игл, булавок с колечком;
Учебный план.
Продолжительность занятия |
Периодичность в неделю |
Количество часов в неделю |
Количество часов в год |
2 часа |
1 раза |
2 часа |
68 |
Календарно-тематический план
№ занятия |
Темы занятий |
Кол-во занятий |
УДД |
Форма проверки |
Дата проведения., |
||||
Теорет. |
Практи |
||||||||
1-2 |
Введение. Инструктаж по ТБ. |
1 |
1 |
Коммуникативные - научатся взаимодействовать с соседом по парте, в группе. Познавательные – научатся выполнять тестовые задания; Личностные- научатся контролировать свою деятельность. |
Тестирование |
||||
Работа с природным материалом |
|||||||||
3-8 |
Подготовка природного материала к работе. Изготовление подарка. |
1 |
5 |
Коммуникативные - научатся взаимодействовать с соседом по парте, в группе. Познавательные – научатся выполнять подарки несколькими способами; Личностные- художественно-эстетическое оценивание деятельности. |
Сдача готового изделия |
||||
Работа с бросовым материалом. |
|||||||||
9-14 |
Работа с бросовым материалом, изготовление подарочного пано. |
1 |
5 |
Коммуникативные - научатся взаимодействовать с соседом по парте, в группе. Познавательные – научатся выполнять пано несколькими способами; Личностные- художественно-эстетическое оценивание |
Сдача готового изделия |
||||
Вышивка крестиком |
|||||||||
15-20 |
Из истории вышивки .Виды крестиков. Чтение схем. Изготовление подарочной открытки |
1 |
5 |
Познавательные – учащиеся узнают правила безопасной работы с инструментами и материалами.. Коммуникативные – научатся взаимодействовать с соседом по парте Регулятивные – научатся контролировать свою деятельность |
Сдача готового изделия |
||||
Вязание |
|||||||||
21-24 |
Вязание с бисером и бусами. |
1 |
3 |
Познавательные – учащиеся узнают правила безопасной работы с инструментами и материалами.. Коммуникативные – научатся взаимодействовать с соседом по парте Регулятивные – научатся контролировать свою деятельность |
Сдача образца |
||||
25-28 |
Вязаный чехол с застежкой на пуговицу |
1 |
4 |
Познавательные- учащиеся ознакомятся с материалами, инструментами и приспособлениями, необходимыми для работы; Регулятивные- учащиеся научатся подбирать материал в зависимости от выбранного изделия; Личностные – самоопределение:что уже известно, а что нет. |
Сдача готового изделия |
||||
29-34 |
Вязание трикотажных изделий |
1 |
5 |
Познавательные- учащиеся ознакомятся с материалами, инструментами и приспособлениями, необходимыми для работы; Регулятивные- учащиеся научатся подбирать пряжу и крючок в зависимости от выбранного изделия, вязать изделия; Личностные – самоопределение: что уже известно, а что нет. |
Сдача готового изделия |
||||
Декоративный изделие из ткани |
|||||||||
35-38 |
Декоративный цветок из ткани |
1 |
3 |
Коммуникативные - научатся взаимодействовать с соседом по парте, в группе. Познавательные – научатся выполнять цветок несколькими способами; Личностные- художественно-эстетическое оценивание |
Сдача готового изделия |
||||
39-42 |
Сумочка, декорированная цветочными мотивами |
1 |
3 |
Коммуникативные - научатся взаимодействовать с соседом по парте, в группе. Познавательные – ознакомятся с выкройками сумок и способами их декорирования.Сформируют безопасные и правильные навыки работы; Личностные- художественно-эстетическое оценивание. |
Сдача образца |
||||
43-46 |
Изготовление мягких игрушек |
1 |
3 |
Коммуникативные - научатся взаимодействовать с соседом по парте, в группе. Познавательные – научатся выполнять мягкие игрушки несколькими способами; Личностные- художественно-эстетическое оценивание |
Сдача готового изделия |
||||
47-49 |
Виды ручных швов: "вперед иголку", "назад иголку", "через край", "петельный" и др. |
1 |
2 |
Регулятивные - научатся контролировать свою деятельность по ходу выполнения задания. Познавательные - научатся формулировать последовательность выполнения изделия; использовать при выполнении задания иллюстративный материал., ознакомятся со строением различных тканей. Личностные- художественно-эстетическое оценивание |
Сдача образца |
||||
50-52 |
Изготовление шаблонов. |
1 |
2 |
Регулятивные - научатся контролировать свою деятельность по ходу выполнения задания. Познавательные - научатся формулировать последовательность выполнения изделия; использовать при выполнении задания иллюстративный материал., Личностные- художественно-эстетическое оценивание. |
Сдача образца |
||||
53-54 |
Гармония цвета |
1 |
1 |
Регулятивные - научатся контролировать свою деятельность по ходу выполнения задания. Познавательные - научатся формулировать последовательность выполнения изделия; использовать при выполнении задания иллюстративный материал., Личностные- художественно-эстетическое оценивание. |
|||||
55-59 |
Изделия в стиле пэчворк |
1 |
4 |
Регулятивные - научатся контролировать свою деятельность по ходу выполнения задания. Познавательные - научатся формулировать последовательность выполнения изделия; использовать при выполнении задания иллюстративный материал., ознакомятся со строением различных тканей. Личностные- смыслообразование ориентация в социальных ролях и межличностных отношений. |
Сдача готового изделия |
||||
60-61 |
Конструирование узоров, сборка: "треугольники". |
1 |
Познавательные- учащиеся ознакомятся с материалами, инструментами и приспособлениями, необходимыми для работы; Регулятивные- учащиеся научатся подбирать материал в зависимости от выбранного изделия; Личностные – самоопределение: что уже известно, а что нет. |
Сдача готового изделия |
|||||
62-64 |
Выполнение лоскутного квадрата. Прихватка |
1 |
2 |
Коммуникативные - научатся взаимодействовать с соседом по парте, в группе. Познавательные – научатся выполнять лоскутный квадрат несколькими способами; Личностные- художественно-эстетическое оценивание |
Сдача готового изделия |
||||
65-67 |
Выполнение проектной работы. |
1 |
2 |
Коммуникативные - научатся взаимодействовать с соседом по парте, в группе. Познавательные – научатся выполнять лоскутный квадрат несколькими способами; Личностные- художественно-эстетическое оценивание |
Сдача готового проекта |
||||
68 |
Выставка и презентация работ учащихся. |
1 |
1 |
Познавательные- учащиеся ознакомятся с экспонатами различных творческих выставок. Личностные – самоопределение: что уже известно, а что нет. |
|||||
Всего занятий |
68 |
Содержание программы
1-2 занятие: Введение: даются общие сведения о творческих объединениях, об организации работы коллектива. Инструктаж по ТБ.
3-8 занятие: Работа с природным материалом: Подготовка природного материала к работе. Изготовление подарка.
9-14 занятие: Работа с бросовым материалом: разновидности бросового материала ,изготовление подарочного пано, плетение из пакетов,газет.
15-20 занятие: Вышивка крестиком: Из истории вышивки .Виды крестиков. Чтение схем. Изготовление подарочной открытки
21-24 занятие: Вязание с бисером (бусами) – обучающиеся узнают о старинном виде рукоделия, изготовлении самодельных бус, о способах нанизывания бисера на нить, декорировании цветочными мотивами, вязании и сборке квадратов, использовании одновременно нескольких цветов, изготовлении подвесок, вязании сетки с бусами.
25-28 занятие: Вязаный чехол с застежкой: -технология изготовления чехла для телефона в технике вязания крючком.
29-34 занятие: Вязание трикотажных изделий. Выбор модели. Построение выкройки. Расчёт плотности вязания.
35-38 занятие: Изготовление декоративного цветока из ткани. Обучающиеся узнают о способах изготовления цветов из ткани. Выполнят изделие на выбор.
39-42 занятие: Изготовление сумочки, декорированной цветочными мотивами. Способы изготовления и выкройки сумок, их отделка.
43-46 занятие: Изготовление мягких игрушек. Игрушечный мир – обучающиеся знакомятся с технологией выполнения мягкой игрушки в домашних условиях, изготовления веревочных кукол, игрушек с каркасом, узнают историю возникновения игрушки
47-54 занятие: Техника лоскутного шитья – обучающиеся узнают о приемах работы с лоскутками, технологии набора в квадрат из полосок, соединении деталей различной формы и размера в треугольник, изготовлении изделий в форме полукруга, о технологии изготовления текстильного коллажа, аппликации, требованиях работы с лоскутками, получают сведения о цвете и композиции в лоскутных изделиях.
55-61 занятие: Изготовление изделия в стиле пэчворк. Цветовые сочетания, техника выполнения лоскутной мозаики.
62-64 занятие: Выполнение лоскутного квадрата. Прихватка. Цветовые сочетания, техника выполнения лоскутной мозаики.
65-67 занятие: Выполнение проектной работы.
68 занятие: Массовые мероприятия :выставки, участие в конкурсах.
Формы и методы работы
Учитывая возрастные и психологические особенности обучающихся, для реализации программы используют различные формы и методы обучения: это рассказ, беседа, объяснение, а также практические упражнения.
Беседа – метод обучения, при котором педагог использует имеющиеся у обучающихся знания и опыт. С помощью вопросов и полученных ответов подводит к пониманию и усвоению материала, а также осуществляет повторение и проверку пройденного.
В обучении используют разновидность рассказа-объяснения, когда рассуждения и доказательства сопровождаются учебной демонстрацией.
Практические упражнения – целью этих упражнений является применение теоретических знаний обучающихся в трудовой деятельности. Такие упражнения способствуют трудовому воспитанию.
Учебное занятие – основная форма организации образовательного процесса в учреждении дополнительного образования детей. Предела его совершенствованию нет. Главное – не сообщение знаний, а выявление опыта детей, включение их в сотрудничество, активный поиск знаний и их обобщение.
В целом учебное занятие можно представить как последовательность следующих этапов:
1-й этап – организационный.
Задача: подготовка детей к работе на занятии.
Организация начала занятия, постановка задач, сообщение темы и плана занятия, создание психологического настроя на учебную деятельность, активизация внимания.
2-й этап – проверочный.
Задача: устранение пробелов в знаниях и их коррекция.
Проверка имеющихся у детей знаний и умений для подготовки к изучению новой темы.
3-й этап – подготовительный.
Задача: обеспечение мотивации обучения и принятие цели занятия.
Сообщение темы, цели занятия, постановка познавательных задач, мотивация учебной деятельности.
4-й этап – основной.
Задача определяется в зависимости от цели занятия: усвоение новых знаний; проверка понимания; закрепление знаний и способов действий; обобщение знаний.
Ознакомление с новыми знаниями и умениями, показ образца формирования навыков; установление осознанности усвоения знаний, выполнение тренировочных упражнений на освоение и закрепление знаний, умений и навыков по образцу, формирование целостного представления знаний по теме и т. д.
5-й этап – контрольный.
Задача: выявление качества и уровня полученных знаний и умений, их коррекция.
6-й этап – итоговый.
Задача: дать анализ и оценку достижения цели занятия, наметить перспективу работы.
Подведение итогов занятия, формирование выводов, поощрение обучающихся за работу на занятии, самооценка детьми своей работы на занятии, информация о домашнем задании, определение перспективы следующих занятий.
Таким образом, каждый этап занятия отличается от другого сменой основного вида деятельности, содержанием, конкретными задачами.
Список литературы
Для учителя:
1. Технология: Учебник для учащихся 5 класса общеобразовательной школы (вариант для девочек) под ред. В.Д. Симоненко, М.: Вентана-Графф, 2010.
2. Школа вышивки шелковыми ленточками/ Л. Т. Шереминская. – М.: Эксмо, 2007.
3. Цветочные фантазии из лент/ Деборо Хенри. – М.: Мой мир, 2007.
4. Искусство вышивки лентами/ А.Г.Чернова, Е.В.Чернова. – Ростов н/Д.: Феникс, 2005.
5. Вышивка лентами/ Пер. с анг. – М.:Издательство «Ниола-Пресс», 2008.
6. Вышивка лентами. – Минск.: Харвест, 2010.
7. «Девчонки и мальчишки» журнал 2008, 2009, 2010 г.
8. «Рукоделие» журнал 2009, 2010 г.
9. nsportal.ru социальная сеть работников образования
15. http://festival.1september.ru/
Для учащихся:
- Н. С. Шевченко “Волшебный крючок” Ростов-на-Дону “Феникс” 2003.
- Н. В. Фарафошина “Художественное вязание” “Алфавит” 1993.
- В.С. Кришталёва “Вязание узоров крючком” Москва Легпромбытиздат 1989.
- Т.А. Терешкович “Школа вязания” Минск “Полымя” 1995.
- Гильман Р.Я. Иголка и нитка в умелых руках. - М., 1993г.
- Должностная инструкция руководителя кружка филиала ЦДТ, СЮТ,
- Еременко Т.И. Иголка волшебница. - М., 1987г.
- Лоскутное шитье: Швейная мастерская дома Справочное издание. Авт.-сост.
- Н.М. Волчек - Мн.: Современный литератор, 2001.
- Овчинникова О. Н. "Приемы изготовления изделий в лоскутной технике", 2001
- http://festival.1september.ru/
- http://www.bookin.org.ru/
- http://www.it-n.ru