Рабочая программа внеурочной деятельности по биологии для 5 класса «Семицветик»
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ КАЛУЖСКОЙ ОБЛАСТИ
Государственное казённое оздоровительное образовательное учреждение Калужской области санаторного типа для детей, нуждающихся в длительном лечении, «Редькинская санаторная школа-интернат»
ПРИНЯТА УТВЕРЖДАЮ
Решением Педагогического совета Директор ГКООУ КО «Редькинская
Протокол№ _____ от _______ 2013 г. санаторная школа-интернат»
_______________ Л.Н. Филиппова
Приказ № ______ от ______ 2013 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Внеурочной деятельности по биологии
для 5 класса
практико-ориентированный проект
«Семицветик»
Составитель программы
М.И. Фролова
учитель высшей квалификационной категории
д. Редькино
2013 г.
1. Пояснительная записка
Всем, кто безумно и жадно стремится
В каменный панцирь одеть общий дом,
Мы предлагаем: «Давайте трудиться,
Сделаем краше наш школьный газон!»
Школа, школьный дворик, школьная тропинка. Как много значат эти дорогие сердцу слова. И детские годы, а потом и юношеские, неразрывно связаны со школьной тропинкой, от звонка на первой, праздничной линейке в первом классе до последнего в девятом. И, став взрослыми, мы обязательно будем памятью возвращаться к своей школьной тропинке, слыша шепот деревьев, шорох трав.
И по какому участку мы каждый день идем в школу: захламленному, неухоженному, или радующему своей чистотой, блеском утренней росы на изумрудной зелени, красочной фантазией цветочных клумб, вазонов – зависит от нас.
Актуальность проекта
Нашему школьному участку уже более 50 лет.
Те, кто жили и учились здесь эти годы, преобразили пустырь в мини-парк. Здесь растут ели, тополя, липы, рябины и другие древесно-кустарниковые и травянистые растения. Они создают уют и прохладу в летний период, встречают осенним многоцветьем в наш первый сентябрьский денек, изумляют зимними кружевами инея, приветствуют нас первыми листочками весной.
Как всему живому, растениям нашего участка, нужно внимание, уход, забота. Ведь за прошедшие пятьдесят лет биогеоценоз пришкольного участка претерпел значительные изменения.
Наблюдается старение и выпадение деревьев и кустарников. Большая часть травянистого покрова представлена, в основном, злаково-крестоцветными, разнотравными микро-участками. Сам участок по границам «оброс» забором, автодорогой. Это снижает санитарно-оздоровительное и эстетическое значение рабочей среды участников «школьного социума».
Поэтому все более актуальным становится обращение к ландшафтному дизайну, благодаря которому возможно проведение работ на новом качественном уровне по восстановлению и облагораживанию территории, увеличению зеленой зоны нашего пришкольного участка, чтобы его внешний вид, созерцание красоты создавало хорошее настроение, ощущение гармонии с природой, повышало жизненный тонус. А очищенные «зелеными помощниками» от вредных примесей пыли, газа и прочих вредных веществ воздух, почва способствовали оздоровлению окружающей среды, где школьники проводят поурочные, досуговые и другие занятия по разным направлениям: спортивным, научно-исследовательским, предметам естественно - научного цикла, технологии.
Приобщение сотрудников и детей школы-интерната, которые постоянно используют участок, как микро-парк, является хорошим вкладом в оздоровление пришкольного участка.
Развитие экологического мышления и культуры поведения, осознание уникальности, красоты естественных и искусственных ландшафтов помогает в воспитании любви к своей малой родине, так как,
во-первых, современные, красивые и ухоженные клумбы у фасада школьного здания только прибавят привлекательности школы-интерната;
во-вторых, эта идея, если будет претворена в жизнь, позволит увидеть результат своего труда;
в-третьих, открываются возможности выгодно показать нашу школу, результаты нашей проектной деятельности и в этой области не только на районном, но и на областном уровне.
Анализ перечисленных ситуаций по пришкольному участку показывает актуальность, востребованность проведения работ по ландшафтному дизайну на территории школы, в которых могут активно участвовать представители школьного социума и все желающие.
Основы проекта
материалы и рекомендации ФГОС основного общего образования по биологии;
материалы и рекомендации ФГОС основного общего образования по географии;
Цель проекта: усовершенствование экологически привлекательного пространства возле школы, формирование комфортной среды для учащихся посредством технологии проектной деятельности.
Задачи:
Освоить технологию проектной деятельности.
Обновление школьного двора.
Создание цветочной клумбы на месте старого, потерявшего плодородие цветника.
Совершенствовать умение видеть и понимать прекрасное.
Продолжать бережное отношение к окружающей природе.
Развивать качество бережного отношения у школьников к труду и материальным ценностям.
2. Общая характеристика курса
Курс внеурочной деятельности по биологии в пятом классе по созданию практико-ориентированного проекта «Семицветик» знакомит учащихся с особенностями строения цветковых растений и некоторыми физиологическими процессами, протекающими в них. Он направлен на формирование у учащихся интереса к биологии, развитие любознательности, расширение знаний о растительном мире. Кроме того подготавливает учащихся к изучению ботаники в 6-7 классе. В рамках данного курса запланирована практическая работа на пришкольном участке.
3. Место курса в учебном плане
На внеурочную деятельность по биологии в 5 кассе отводится 68 часов, 2 часа в неделю.
Материал курса разделен на подготовительный, основной и заключительный этапы. Им предшествует «Введение», в котором учащиеся знакомятся с правилами поведения, проходят инструктаж по безопасному осуществлению проекта.
Объектом изучения данного курса внеурочной деятельности является природное и социоприродное окружение школьников. В учебном процессе познание природы как целостного реального окружения требует её осмысленного разделения на отдельные компоненты, объекты. В качестве таких объектов рассматриваются биоценоз прифасадной клумбы и его компоненты.
Основной акцент в содержании сделан на развитии наблюдательности учащихся, умения устанавливать причинно-следственные связи. В содержание курса включены сведения о таких методах познания природы, как наблюдение, измерение, модели-
рование; даются сведения о приборах и инструментах, которые человек использует в своей практической деятельности.
Содержание факультативного курса строится на основе деятельностного подхода. Вовлечение учащихся в разнообразную деятельность является условием приобретения прочных знаний, преобразования их в убеждения и умения, формирования основ экологической ответственности как черты личности. Программа предусматривает проведение экскурсий и практических занятий в ближайшем природном и социоприродном окружении (пришкольный участок, микрорайон школы и т. п.).
Подобное содержание курса не только позволяет решать задачи, связанные с обучением и развитием школьников, но и несёт в себе большой воспитательный потенциал. Воспитательная функция курса заключается в формировании у младших школьников необходимости познания окружающего мира и своих связей с ним, экологически обоснованных потребностей, интересов, норм и правил.
Сроки реализации: долгосрочный, пролонгированный проект.
4. Ценностные ориентиры содержания курса
внеурочной деятельности учащихся по биологии
Деятельностный подход к разработке содержания курса позволит решать в ходе его изучения ряд взаимосвязанных задач: обеспечивать восприятие и усвоение знаний, создавать условия для высказывания учащимися суждений нравственного, эстетического характера; уделять внимание ситуациям, где ребёнок должен учиться различать универсальные (всеобщие) и утилитарные ценности; использовать все возможности для становления привычек следовать научным и нравственным принципам и нормам общения и деятельности. Тем самым создаются условия для интеграции научных знаний о природе и других сфер сознания: художественной, нравственной, практической.
Ценностными ориентирами содержания данного курса внеурочной деятельности являются :
развитие у учащихся эстетического восприятия окружающего мира;
формирование представлений о природе как универсальной ценности;
развитие устойчивого познавательного интереса к окружающему миру природы;
развитие представлений о различных методах познания природы
(искусство как метод познания, научные методы);
формирование элементарных умений, связанных с выполнением
учебного исследования;
вовлечение учащихся в деятельность по изучению, изменению и сохранению
ближайшего природного окружения.
Ценностные ориентации, формируемые в курсе биологии в сфере эстетических ценностей, предполагают воспитание у учащихся способности к восприятию и преобразованию живой природы по законам красоты, гармонии; эстетического отношения к объектам живой природы.
5. Личностные, метапредметные и предметные результаты
внеурочной деятельности учащихся по биологии
В соответствии с требованиями ФГОС личностные, метапредметные, предметные результаты освоения учащимися программы по биологии в 5 классе отражают достижения:
Личностных результатов
развитие любознательности и формирование интереса к изучению природы методами искусства и естественных наук;
развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся, дающих возможность выражать своё отношение к окружающему миру природы различными средствами (художественное слово, рисунок, живопись, различные жанры декоративно-прикладного искусства, музыка и т. д.);
воспитание ответственного отношения к природе, осознания не-
обходимости сохранения окружающей среды;
формирование мотивации дальнейшего изучения природы.
Метапредметных УУД:
Регулятивные УУД:
самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель УД;
выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, искать и выбирать средства достижения цели;
составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта);
работая по плану, сверять свои действия с целью и корректировать план;
в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выбранные критерии оценки;
Познавательные УУД:
анализировать, сравнивать. Классифицировать факты и явления;
выявлять причины и следствия простых явлений;
осуществлять сравнение и классификацию, самостоятельно выбирая критерии для указанных логических операций;
строить логическое рассуждение с использованием причинно-следственных связей;
создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объекта;
составлять тезисы, различные виды планов;
преобразовывать информацию из одного вида в другой;
определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать её достоверность;
Коммуникативные УУД:
самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе;
в дискуссии уметь выдвинуть аргументы и контраргументы;
учиться критично относиться к своему мнению;
понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты (гипотезы, аксиомы, теории);
уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми иных позиций;
Предметных результатов:
в ценностно-ориентационной сфере — сформированность представлений о ландшафтном дизайне как одном из направлений изучения взаимосвязей и взаимодействий между природой и человеком, как важнейшем элементе культурного опыта человечества;
в познавательной сфере — наличие углублённых представлений о взаимосвязи мира живой и неживой природы, между живыми организмами; об изменениях природной среды под воздействием человека; освоение базовых естественнонаучных знаний, необходимых для дальнейшего изучения систематических курсов естественных наук; формирование элементарных исследовательских умений; применение полученных знаний и умений для решения практических задач в повседневной жизни, для осознанного соблюдения норм и правил безопасного поведения в природной и социоприродной среде;
в трудовой сфере — владение навыками ухода за растениями
на пришкольном участке;
в эстетической сфере — умение приводить примеры, дополняющие научные данные образами из литературы и искусства;
в сфере физической культуры — знание элементарных представлений о зависимости здоровья человека, его эмоционального и физического
состояния от факторов окружающей среды.
6. Содержание программы
внеурочной деятельности учащихся по биологии
Введение.
Занятие-знакомство. Цели и задачи проектной деятельности. Техника безопасности: правила, нормы. Соблюдение.
Раздел 1. Исследование ландшафтной ситуации прифасадной территории школы. Экскурсия «Я садовником родился». Выяснение особенностей участка прифасадной территории. Обсуждение полученных данных. Обсуждение предложений по обновлению пришкольной территории.
Оформление выставки «Я знаю, саду цвесть!». Оформление выставки рисунков. Составление плана решения обнаруженных проблем.
Раздел 2. Изучение ландшафтного дизайна.
Изучение декоративных растений, подходящих для выращивания на выделенном участке. Изучение декоративных растений, подходящих для выращивания на выделенном участке. Конкурс рисунков «Наша клумба».
Поиск материалов для рабочей презентации. Подготовка материалов для рабочей презентации. Проектирование клумбы «Семицветик». Начальный этап создания рабочей презентации.
Знакомство со сказками о цветах. «Жалобная книга природы» - что это такое.
Раздел 3. Теоретическое творчество.
Подготовка сообщений учащихся о цветочно-декоративных растениях. Сообщения учащихся о цветочно-декоративных растениях. Графическое проектирование прифасадной клумбы «Семицветик».
Знакомство с растительными мотивами в процессе работы кружков школы-интерната. Оформление рекламных листовок. Наполнение рабочей презентации. Выставка творческих работ. Растительные мотивы в русских народных сказках.
Создание схемы-макета клумбы «Семицветик».
Оформление рабочих презентаций. Представление проекта «Семицветик».
Раздел 4. Практическое творчество.
Заготовка посадочного материала (семена, удобрения). Ревизия имеющегося инвентаря. Анализ информации и маркетинг.
Коррекция схемы-макета клумбы «Семицветик».
Конкурс цветов и загадок о цветах.
Подготовка почвенных стаканчиков для рассады. Подготовка и посев семян цветочно- декоративных растений. Изучение приёмов выращивания рассады. Уход за рассадой растений.
Оформление «Паспорта растения».
Корректировка схемы-макета клумбы на почве.
Подготовка почвы. Перенос плана клумбы «Семицветик» на почву. Разметка и разбивка клумбы.
Раздел 5. Заключительный этап.
Высадка рассады цветочно -декоративных культур. Оформление клумбы. Уход за растениями и клумбой.
Систематизация материалов для итоговой презентации. Фотовыставка «Семицветик».
Презентация «Наш проект «Семицветик», выбери своё желание!»
Круглый стол «Мы – участники проекта».
Сбор вызревших семян и подготовка клумбы к зиме.
8. Описание материально-технического обеспечения
проекта «Семицветик»
Ландшафтное строительство и дизайн - http://design.irrigate.ru
Д.Кудрявцев «Как вырастить цветы» Москва «Просвещение» 1993
«Мой прекрасный сад» издательский дом «Бурда» подписка ноябрь 2007
Stile.ruStile.ru - тематический портал о ландшафтном дизайне
Журнал «Приусадебное хозяйство», № 2 - 2007, №4 - 2008
Альбомы для рисования.
Цветные и простые карандаши.
Цветная бумага.
Клей.
Ножницы.
Линейки.
Пластилин.
Салфетки, подложки для лепки.
Компьютер.
Фотоаппарат
Необходимые материалы, затраты и инвентарь
№ |
Необходимые материалы |
Количество |
Стоимость |
1 |
Грунт для клумбы |
||
2 |
Почва для выращивания рассады |
||
3 |
Семена цветов |
||
4 |
Удобрения для роста растений |
||
5 |
Стимуляторы роста рассады |
||
6 |
Средства для борьбы с вредителями растений |
||
7 |
Контейнеры для выращивания рассады |
||
8 |
Мини-парник |
||
9 |
Грабли |
||
10 |
Лопаты штыковые |
||
11 |
Носилки |
||
12 |
Лейки |
||
13 |
Ведра |
||
14 |
Инструмент для обработки почвы |
||
15 |
Перчатки |
||
16 |
|||
17 |
|||
18 |
Призовой фонд для ребят, участвующих в реализации проекта. |
||
Итого |
9. Описание продукта
практико-ориентированого проекта «Семицветик»
По итогам работы создается:
электронная презентация этапов работы по проекту;
список состава растений, рекомендуемых для последующих посадок;
фонд цветочных растений впервые используемых для украшения клумб, вазонов, рабаток, объемных композиций;
плакаты, рекламные листовки, рабочие презентации;
«жалобная книга» растений микроучастка школы;
творческие отчеты учащихся;
фотовыставка «Семицветик»
итоговая презентация «Наш проект «Семицветик»: выбери своё желание!»
прифасадная клумба «Семицветик»
Предполагаемые результаты, их социальная значимость
№ |
Предполагаемый результат |
1 |
Воспитание экологической культуры и приобретение некоторых метапредметных УУД участниками проекта. |
2 |
Формирование активной жизненной позиции – осознание личной значимости в деле сохранения и улучшения окружающей природы. |
3 |
Создание эстетично-уютной зоны пришкольного участка в соответствии с нормами ландшафтного дизайна для использования в оздоровительных, воспитательных, образовательных видах деятельности. |
4 |
Приобщение к здоровому образу жизни как важной составляющей экологической культуры. |
5 |
Создание школьной клумбы как образца эстетического вкуса. |
7. Тематическое планирование
№ |
Тема занятия |
Планируемые результаты |
Дата |
|||||
Предметные |
Метапредметные |
Личностные |
||||||
Введение |
||||||||
1 |
Занятие-знакомство. Цели и задачи проектной деятельности. |
Сформированность представлений о ландшафтном дизайне как одном из направлений изучения взаимосвязей и взаимодействий между природой и человеком. |
Самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель УД. Анализировать, сравнивать. Классифицировать факты и явления. |
Развитие любознательности и формирование интереса к изучению природы методами искусства и естественных наук. Формирование мотивации дальнейшего изучения природы. |
||||
2 |
Техника безопасности: правила, нормы. Соблюдение. |
Изучение и соблюдение правил техники безопасности при проведении наблюдений, опытов и работ. |
Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе. |
Воспитание бережного отношения к природе, осознания необходимости сохранения окружающей среды. |
||||
Раздел 1. Исследование ландшафтной ситуации прифасадной территории школы |
||||||||
3 |
Экскурсия «Я садовником родился» |
Сформированность представлений о ландшафтном дизайне как одном из направлений изучения взаимосвязей и взаимодействий между природой и человеком, как важнейшем элементе культурного опыта. |
Анализировать, сравнивать. Классифицировать факты и явления. Выявлять причины и следствия простых явлений. |
Развитие любознательности и формирование интереса к изучению природы |
||||
4 |
Выяснение особенностей участка прифасадной территории. Обсуждение полученных данных. |
Формирование элементарных исследовательских умений. |
Самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему. |
Формирование мотивации дальнейшего изучения природы. |
||||
5 |
Обсуждение предложений по обновлению пришкольной территории. |
Применение полученных знаний и умений для решения практических задач в повседневной жизни, для осознанного соблюдения норм и правил безопасного поведения в природной и социоприродной среде. |
Определять цель УД; в дискуссии уметь выдвинуть аргументы и контраргументы. Уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми иных позиций. |
Воспитание ответственного отношения к природе, осознания необходимости сохранения окружающей среды. Формирование мотивации дальнейшего изучения природы. |
||||
6 |
Оформление выставки «Я знаю, саду цвесть!» |
Развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся, дающих возможность выражать своё отношение к окружающему миру природы. |
В диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выбранные критерии оценки. Создавать схематические рисунки с выделением существенных характеристик объекта. |
Развитие любознательности и формирование интереса к изучению природы методами искусства. |
||||
7 |
Оформление выставки рисунков. |
Развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся, дающих возможность выражать своё отношение к окружающему миру природы. |
Создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объекта. |
Развитие любознательности и формирование интереса к изучению природы методами искусства. |
||||
8 |
Составление плана решения обнаруженных проблем. |
Формирование элементарных исследовательских умений; применение полученных знаний и умений для решения практических задач в повседневной жизни, для осознанного соблюдения норм и правил безопасного поведения в природной и социоприродной среде. |
Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, искать и выбирать средства достижения цели. Составлять план решения проблемы (выполнения проекта). |
Развитие любознательности и формирование интереса к изучению природы методами искусства и естественных наук. |
||||
Раздел 2. Изучение ландшафтного дизайна |
||||||||
9 |
Изучение декоративных растений, подходящих для выращивания на выделенном участке. |
Наличие углублённых представлений о взаимосвязи мира живой и неживой природы, между живыми организмами; об изменениях природной среды под воздействием человека. |
Осуществлять сравнение и классификацию. Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат. |
Воспитание ответственного отношения к природе, осознания необходимости сохранения окружающей среды. |
||||
10 |
Изучение декоративных растений, подходящих для выращивания на выделенном участке. |
Наличие углублённых представлений о взаимосвязи мира живой и неживой природы, между живыми организмами; об изменениях природной среды под воздействием человека. |
Осуществлять сравнение и классификацию. Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат. |
Воспитание ответственного отношения к природе, осознания необходимости сохранения окружающей среды. |
||||
11 |
Конкурс рисунков «Наша клумба». |
Умение приводить примеры, дополняющие научные данные образами из литературы и искусства. |
В диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выбранные критерии оценки. Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие. |
Развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся, дающих возможность выражать своё отношение к окружающему миру природы различными средствами. |
||||
12 |
Конкурс рисунков «Наша клумба». |
Умение приводить примеры, дополняющие научные данные образами из литературы и искусства. |
В диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выбранные критерии оценки. |
Развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся. |
||||
13 |
Поиск материалов для рабочей презентации. |
Применение полученных знаний и умений для решения практических задач. |
В дискуссии уметь выдвинуть аргументы и контраргументы. |
Развитие любознательности и формирование интереса к изучению природы. |
||||
14 |
Подготовка материалов для рабочей презентации. |
Умение приводить примеры, дополняющие научные данные образами из литературы и искусства. |
Преобразовывать информацию из одного вида в другой; Определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать её достоверность. |
Развитие любознательности и формирование интереса к изучению природы. |
||||
15 |
Проектирование клумбы «Семицветик». |
Сформированность представлений о ландшафтном дизайне как важнейшем элементе культурного опыта человечества. |
Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, искать и выбирать средства достижения цели. |
Развитие любознательности и формирование интереса к изучению природы. |
||||
16 |
Проектирование клумбы «Семицветик». |
Сформированность представлений о ландшафтном дизайне как важнейшем элементе культурного опыта человечества. |
Создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объекта. |
Развитие любознательности и формирование интереса к изучению природы. |
||||
17 |
Начальный этап создания рабочей презентации. |
Умение приводить примеры, дополняющие научные данные образами из литературы и искусства. |
Преобразовывать информацию из одного вида в другой. |
Развитие любознательности и формирование интереса к изучению природы. |
||||
18 |
Знакомство со сказками о цветах. |
Умение приводить примеры, дополняющие научные данные образами из литературы и искусства. |
Понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты (гипотезы, аксиомы, теории). |
Воспитание ответственного отношения к природе, осознания необходимости сохранения окружающей среды. |
||||
19 |
«Жалобная книга природы» - что это такое. |
Применение полученных знаний и умений для решения практических задач в повседневной жизни, для осознанного соблюдения норм и правил безопасного поведения в природной и социоприродной среде. |
Строить логическое рассуждение с использованием причинно-следственных связей. В дискуссии уметь выдвинуть аргументы и контраргументы. |
Развитие любознательности и формирование интереса к изучению природы методами искусства и естественных наук. |
||||
Раздел 3. Теоретическое творчество |
||||||||
20 |
Подготовка сообщений учащихся о цветочно-декоративных растениях. |
Сформированность представлений о ландшафтном дизайне как одном из направлений изучения взаимосвязей и взаимодействий между природой и человеком. |
Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе. Составлять тезисы, различные виды планов. |
Развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся, дающих возможность выражать своё отношение к окружающему миру природы различными средствами. |
||||
21 |
Сообщения учащихся о цветочно-декоративных растениях. |
Сформированность представлений о ландшафтном дизайне как одном из направлений изучения взаимосвязей и взаимодействий между природой и человеком. |
Уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми иных позиций. Строить логическое рассуждение с использованием причинно-следственных связей. |
Развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся, дающих возможность выражать своё отношение к окружающему миру природы различными средствами. |
||||
22 |
Графическое проектирование прифасадной клумбы «Семицветик». |
Сформированность представлений о ландшафтном дизайне как одном из направлений изучения взаимосвязей и взаимодействий между природой и человеком. |
Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, искать и выбирать средства достижения цели. Создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объекта. |
Развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся. |
||||
23 |
Знакомство с растительными мотивами в процессе работы кружков школы-интерната. |
Умение приводить примеры, дополняющие научные данные образами из литературы и искусства. |
Понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты (гипотезы, аксиомы, теории). |
Воспитание ответственного отношения к природе, осознания необходимости сохранения окружающей среды. |
||||
24 |
Знакомство с растительными мотивами в процессе работы кружков школы-интерната. |
Умение приводить примеры, дополняющие научные данные образами из литературы и искусства. |
Понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты (гипотезы, аксиомы, теории). |
Воспитание бережного отношения к природе, осознания необходимости сохранения окружающей среды. |
||||
25 |
Оформление рекламных листовок. |
Умение приводить примеры, дополняющие научные данные образами из литературы и искусства. |
Преобразовывать информацию из одного вида в другой. |
Развитие любознательности и формирование интереса к изучению природы. |
||||
26 |
Оформление рекламных листовок. |
Умение приводить примеры, дополняющие научные данные образами из литературы и искусства. |
Преобразовывать информацию из одного вида в другой. |
Развитие любознательности и формирование интереса к изучению природы. |
||||
27 |
Наполнение рабочей презентации. |
Применение полученных знаний и умений для решения практических задач. |
В дискуссии уметь выдвинуть аргументы и контраргументы. |
Развитие любознательности и формирование интереса к изучению природы. |
||||
28 |
Выставка творческих работ. |
Умение приводить примеры, дополняющие научные данные образами из литературы и искусства. |
В диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выбранные критерии оценки. |
Развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся. |
||||
29 |
Растительные мотивы в русских народных сказках. |
Умение приводить примеры, дополняющие научные данные образами из литературы и искусства. |
Понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты (гипотезы, аксиомы, теории). |
Воспитание бережного отношения к природе, осознания необходимости сохранения окружающей среды. |
||||
30 |
Растительные мотивы в произведениях русских писателей. |
Умение приводить примеры, дополняющие научные данные образами из литературы и искусства. |
Понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты (гипотезы, аксиомы, теории). |
Воспитание ответственного отношения к природе, осознания необходимости сохранения окружающей среды. |
||||
31 |
Создание схемы-макета клумбы «Семицветик». |
Сформированность представлений о ландшафтном дизайне как одном из направлений изучения взаимосвязей и взаимодействий между природой и человеком. |
Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, искать и выбирать средства достижения цели. Создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объекта. |
Развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся. |
||||
32 |
Создание схемы-макета клумбы «Семицветик». |
Сформированность представлений о ландшафтном дизайне как одном из направлений изучения взаимосвязей и взаимодействий между природой и человеком. |
Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, искать и выбирать средства достижения цели. Создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объекта. |
Развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся. |
||||
33 |
Оформление рабочих презентаций. |
Применение полученных знаний и умений для решения практических задач. |
В дискуссии уметь выдвинуть аргументы и контраргументы. |
Развитие любознательности и формирование интереса к изучению природы. |
||||
34 |
Представление проекта «Семицветик». |
Наличие углублённых представлений о взаимосвязи мира живой и неживой природы, между живыми организмами; об изменениях природной среды под воздействием человека. |
Строить логическое рассуждение с использованием причинно-следственных связей. В дискуссии уметь выдвинуть аргументы и контраргументы. |
Формирование мотивации дальнейшего изучения природы. |
||||
Раздел 4. Практическое творчество |
||||||||
35 |
Заготовка посадочного материала (семена, удобрения). Ревизия имеющегося инвентаря. |
Формирование элементарных исследовательских умений. |
Самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель УД. |
Формирование мотивации дальнейшего изучения природы. |
||||
36 |
Анализ информации и маркетинг. |
Формирование элементарных исследовательских умений. |
Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, искать и выбирать средства достижения цели. |
Воспитание бережного отношения к природе, осознания необходимости сохранения окружающей среды. |
||||
37 |
Коррекция схемы-макета клумбы «Семицветик». |
Сформированность представлений о ландшафтном дизайне как одном из направлений изучения взаимосвязей и взаимодействий между природой и человеком. |
Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, искать и выбирать средства достижения цели. Создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объекта; |
Развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся. |
||||
38 |
Коррекция схемы-макета клумбы «Семицветик». |
Сформированность представлений о ландшафтном дизайне как одном из направлений изучения взаимосвязей и взаимодействий между природой и человеком. |
Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, искать и выбирать средства достижения цели. Создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объекта; |
Развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся. |
||||
39 |
Конкурс цветов и загадок о цветах. |
Умение приводить примеры, дополняющие научные данные образами из литературы и искусства. |
Понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты (гипотезы, аксиомы, теории). |
Воспитание ответственного отношения к природе, осознания необходимости сохранения окружающей среды. |
||||
40 |
Подготовка почвенных стаканчиков для рассады. |
Применение полученных знаний и умений для решения практических задач. |
Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе. Выявлять причины и следствия простых явлений. |
Воспитание ответственного отношения к природе, осознания необходимости сохранения среды обитания растений. |
||||
41 |
Подготовка почвенных стаканчиков для рассады. |
Применение полученных знаний и умений для решения практических задач. |
Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе. Выявлять причины и следствия простых явлений. |
Воспитание ответственного отношения к природе, осознания необходимости сохранения среды обитания растений. |
||||
42 |
Подготовка и посев семян цветочно- декоративных растений. |
Применение полученных знаний и умений для решения практических задач. |
Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе. Выявлять причины и следствия простых явлений. |
Воспитание бережного отношения к природе, осознания необходимости сохранения среды обитания растений. |
||||
43 |
Подготовка и посев семян цветочно- декоративных растений. |
Применение полученных знаний и умений для решения практических задач. |
Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе. Выявлять причины и следствия простых явлений. |
Воспитание ответственного отношения к природе, осознания необходимости сохранения среды обитания растений. |
||||
44 |
Изучение приёмов выращивания рассады. |
Применение полученных знаний и умений для решения практических задач. |
Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе. Выявлять причины и следствия простых явлений. |
Воспитание ответственного отношения к природе, осознания необходимости сохранения среды обитания растений. |
||||
45 |
Уход за рассадой растений. |
Владение навыками ухода за растениями. |
Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе. Выявлять причины и следствия простых явлений. |
Воспитание бережного отношения к природе, осознания необходимости сохранения среды обитания растений. |
||||
46 |
Оформление «Паспорта растения». |
Наличие углублённых представлений о взаимосвязи мира живой и неживой природы. умение приводить примеры, дополняющие научные данные образами из литературы и искусства. |
Определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать её достоверность. Создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объекта. |
Развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся, дающих возможность выражать своё отношение к окружающему миру природы различными средствами. |
||||
47 |
Уход за рассадой растений. |
Владение навыками ухода за растениями. |
Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе. Выявлять причины и следствия простых явлений. |
Воспитание бережнрго отношения к природе, осознания необходимости сохранения среды обитания растений. |
||||
48 |
Оформление «Паспорта растения». |
Наличие углублённых представлений о взаимосвязи мира живой и неживой природы. умение приводить примеры, дополняющие научные данные образами из литературы и искусства. |
Определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать её достоверность. Создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объекта. |
Развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся, дающих возможность выражать своё отношение к окружающему миру природы различными средствами. |
||||
49 |
Уход за рассадой растений. |
Владение навыками ухода за растениями. |
Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе. Выявлять причины и следствия простых явлений. |
Воспитание бережного отношения к природе, осознания необходимости сохранения среды обитания растений. |
||||
50 |
Корректировка схемы-макета клумбы на почве. |
Сформированность представлений о ландшафтном дизайне как одном из направлений изучения взаимосвязей и взаимодействий между природой и человеком. |
Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, искать и выбирать средства достижения цели. Создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объекта. |
Развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся. |
||||
51 |
Уход за рассадой растений. |
Владение навыками ухода за растениями. |
Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе. Выявлять причины и следствия простых явлений. |
Воспитание ответственного отношения к природе, осознания необходимости сохранения среды обитания растений. |
||||
52 |
Подготовка почвы. |
Применение полученных знаний и умений для решения практических задач. |
Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе. Выявлять причины и следствия простых явлений. |
Воспитание ответственного отношения к природе, осознания необходимости сохранения среды обитания растений. |
||||
53 |
Уход за рассадой растений. |
Владение навыками ухода за растениями. |
Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе. Выявлять причины и следствия простых явлений. |
Воспитание ответственного отношения к природе, осознания необходимости сохранения среды обитания растений. |
||||
54 |
Перенос плана клумбы «Семицветик» на почву. Разметка и разбивка клумбы. |
Сформированность представлений о ландшафтном дизайне как одном из направлений изучения взаимосвязей и взаимодействий между природой и человеком. |
Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, искать и выбирать средства достижения цели. Создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объекта; |
Развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся. |
||||
55 |
Уход за рассадой растений. |
Владение навыками ухода за растениями. |
Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе. Выявлять причины и следствия простых явлений. |
Воспитание бережного отношения к природе, осознания необходимости сохранения среды обитания растений. |
||||
Раздел 5. Заключительный этап |
||||||||
56 |
Высадка рассады цветочно -декоративных культур. |
Владение навыками ухода за растениями на клумбе. |
Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе. Выявлять причины и следствия простых явлений. |
Воспитание ответственного отношения к природе, осознания необходимости сохранения среды обитания растений. |
||||
57 |
Высадка рассады цветочно -декоративных культур. |
Владение навыками ухода за растениями на клумбе. |
Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе. Выявлять причины и следствия простых явлений. |
Воспитание ответственного отношения к природе, осознания необходимости сохранения среды обитания растений. |
||||
58 |
Оформление клумбы. |
Сформированность представлений о ландшафтном дизайне как одном из направлений изучения взаимосвязей и взаимодействий между природой и человеком. |
Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, искать и выбирать средства достижения цели. Создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объекта. |
Развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся. |
||||
58 |
Оформление клумбы. |
Сформированность представлений о ландшафтном дизайне как одном из направлений изучения взаимосвязей и взаимодействий между природой и человеком. |
Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, искать и выбирать средства достижения цели. Создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объекта. |
Развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся. |
||||
60 |
Уход за растениями и клумбой. |
Владение навыками ухода за растениями на клумбе. |
Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе. Выявлять причины и следствия простых явлений. |
Воспитание ответственного отношения к природе, осознания необходимости сохранения среды обитания растений. |
||||
61 |
Систематизация материалов для итоговой презентации. |
Развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся, дающих возможность выражать своё отношение к окружающему миру природы |
Создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объекта. |
Развитие любознательности и формирование интереса к изучению природы методами искусства. |
||||
62 |
Уход за растениями и клумбой. |
Владение навыками ухода за растениями на клумбе. |
Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе. Выявлять причины и следствия простых явлений. |
Воспитание ответственного отношения к природе, осознания необходимости сохранения среды обитания растений. |
||||
63 |
Уход за растениями и клумбой. |
Владение навыками ухода за растениями на клумбе. |
Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе. Выявлять причины и следствия простых явлений. |
Воспитание ответственного отношения к природе, осознания необходимости сохранения среды обитания растений. |
||||
64 |
Фотовыставка «Семицветик». |
Развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся, дающих возможность выражать своё отношение к окружающему миру природы |
Создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объекта. |
Развитие любознательности и формирование интереса к изучению природы методами искусства. |
||||
65 |
Презентация «Наш проект «Семицветик», выбери своё желание!» |
Применение полученных знаний и умений для решения практических задач. |
В дискуссии уметь выдвинуть аргументы и контраргументы. |
Развитие любознательности и формирование интереса к изучению природы. |
||||
66 |
Круглый стол «Мы – участники проекта». |
Наличие углублённых представлений о взаимосвязи мира живой и неживой природы, между живыми организмами; об изменениях природной среды под воздействием человека. |
Строить логическое рассуждение с использованием причинно-следственных связей. В дискуссии уметь выдвинуть аргументы и контраргументы. |
Формирование мотивации дальнейшего изучения природы. |
||||
67 |
Сбор вызревших семян и подготовка клумбы к зиме. |
Наличие углублённых представлений о взаимосвязи мира живой и неживой природы, между живыми организмами; об изменениях природной среды под воздействием человека. |
Самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель УД; Работая по плану, сверять свои действия с целью и корректировать план. |
Воспитание ответственного отношения к природе, осознания необходимости сохранения окружающей среды; Формирование мотивации дальнейшего изучения природы. |
||||
68 |
Сбор вызревших семян и подготовка клумбы к зиме. |
Освоение базовых естественнонаучных знаний, необходимых для дальнейшего изучения естественных наук. Формирование элементарных исследовательских умений. Применение полученных знаний и умений для решения практических задач в повседневной жизни. |
Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе. Осуществлять сравнение и классификацию, самостоятельно выбирая критерии для указанных логических операций. |
Воспитание ответственного отношения к природе, осознания необходимости сохранения окружающей среды. Формирование мотивации дальнейшего изучения природы. |