Рабочая программа художественно-эстетической направленности «Паутинка» для детей 4–5 лет
Введение.
В современных условиях проблеме творчества и творческой личности уделяют внимание и педагоги и психологи. Психологи убедительно доказали, что задатки творческих способностей присущи любому ребёнку, не менее важным является вывод психолого-педагогической науки о том, что творческие способности необходимо развивать с раннего детства. В процессе продуктивной творческой деятельности, присвоения ценностей культуры у ребёнка появляются и развиваются творческое воображение, мышление, коммуникативные навыки, способность понимать позицию другого человека.
Дети обладают способностями ко всем видам художественного творчества. Они способны целостно и одномоментно воспринимать окружающий мир, эмоционально сопереживать всему что видят и слышат. Сенсорное восприятие окружающего мира особенно развито у ребёнка в раннем возрасте. Необходимо не пропустить развитие того потенциала возможностей и способностей, которым обладает ребёнок.
Работа по развитию творческих способностей в детском саду тесно связана со всеми сторонами воспитательного процесса, формы её организации разнообразны и результаты проявляются в различных видах деятельности: игре, лепке, аппликации, рисовании, ручном труде и пр. Один из способов развития творческих способностей: вышивание в технике «изонить».
Пояснительная записка.
Программа работы кружка имеет художественно-эстетическую направленность, поскольку способствует формированию личности ребенка средствами декоративно-прикладного искусства, основывается на использовании техники ниткографии (или изонити) – как одного из видов прикладного искусства. Изонить – техника, напоминающая вышивание. Она заключается в создании художественного образа путем пересечения цветных нитей на картоне. В настоящее время изонить пользуется необычайной популярностью. Она привлекает простотой исполнения и эффектностью готовых работ. Изображение предметов и композиций в изонити составляется из углов и окружностей, работа выполняется довольно быстро, отличается доступностью и волшебной для ребенка «возвратностью» - можно исправить работу на любой стадии, не повредив ее.
Актуальность работы кружка продиктована необходимостью развивать творческие задатки дошкольников, мелкую моторику пальцев рук; самоутверждаться, проявляя индивидуальность и получая результат своего художественного творчества. У детей формируются навыки обращения с инструментами, необходимые для начала школьного обучения. Происходит ориентация старших дошкольников на ценность труда в эмоционально-поведенческом аспекте.
Цель: развитие художественно - творческих способностей у детей дошкольного возраста
Задачи:
- Учить детей искусству вышивания «изонитью».
- Обучать дошкольников техническим умениям и навыкам.
- Учить различать толщину ниток, изнаночную и лицевую стороны изделия.
- Обучать плоскостному моделированию – умению составлять из линий изображения предметов и композиций.
- Формировать умение владеть иголкой, ниткой.
- Развивать мускулатуру кисти руки, глазомер, остроту зрения.
- Развивать координацию движений рук под контролем глаз.
- Развивать эстетическое восприятие.
- Развивать творчество, фантазию дошкольников.
- Прививать умение использовать знания, полученные на других видах изобразительной деятельности (навык рисования, навык аппликации)
- Воспитывать аккуратность в работе с различным материалом, содержать свое место в порядке.
- Воспитывать ценностное отношение к собственному труду, труду других людей и его результатам.
- Способствовать формированию усидчивости, терпения, прилежания, умение доводить начатое дело до конца.
Предполагаемые результаты.
Дети знают:
- правила поведения, правила техники безопасности;
- инструменты и материалы
- правила и последовательность работы над углом, треугольниками;
Дети умеют:
- отличать лицевую и изнаночную стороны изделий
- дорисовывать изображение после вышивки
- самостоятельно подбирать цвет ниток
- анализировать образцы;
- создавать свои композиции;
- взаимодействовать со сверстниками и взрослыми
- соблюдать технику безопасности при работе с ножницами, иглой
Форма подведения итогов реализации программы.
Итогом реализации программы является выставка работ детей, участие лучших работ в конкурсах.
Инструменты и материалы.
- Иголка (гобеленовая) с широким ушком и затупленным концом.
- Цветные нитки «ирис».
- Ножницы.
- Канцелярские гвоздики.
- Кусок пенопласта - подставка для прокалывания рисунка.
- Цветной картон, белый картон.
- Простые и цветные карандаши, фломастеры.
- Цветная бумага, клей ПВА.
- Скотч для закрепления ниток.
Календарно-тематическое планирование
- Программа рассчитана для детей 4 – 5 лет
- Срок реализации – один учебный год
- Комплектование учебной группы: для успешной реализации программы в учебной группе находится не более 8 человек.
- Формы организации деятельности учащихся: групповая, индивидуальная.
- Формы занятий: практические занятия, выставки, конкурсы.
Методическое обеспечение реализации программы: инструкционные карты, таблицы, графические изображения, схемы, образцы поэтапного выполнения работы, образцы готовых работ в технике «Изонить», компьютерные разработки
Методы и приемы:
- Пальчиковые игры.
- Коммуникативный массаж. Физкультминутки.
- Музыкальное сопровождение. Упражнение на релаксацию.
- Игры и упражнения на развитие мелкой моторики (массаж пальцев рук), артикуляционная гимнастика, логоритмические упражнения, игры с прищепками и цветными скрепками, со спичками и счётными палочками
Учебный план
№ |
Название раздела |
Количество часов |
||
теория |
практика |
всего |
||
1. |
Вводное занятие. Диагностика детей. |
0,5 |
0,5 |
1 |
2. |
Выполнение детьми графических работ Овладение техникой «Изонить» |
3 |
16 |
19 |
3. |
Выполнение детьми графических работ (вертикальные линии) |
1 |
6 |
7 |
5. |
Творческие работы учащихся |
1 |
1 |
2 |
6. |
Итоговое занятие. Диагностика детей. |
0,5 |
0,5 |
1 |
|
Итого |
7 |
23 |
30 |
Учебно-тематический план
№ |
тема |
задачи |
материал |
|
октябрь |
||||
1/1нед.
|
Вводное занятие. |
|||
1. Знакомство с техникой "Изонить»
|
Знакомить дошкольников с новым видом декоративно-прикладного искусства; сравнить работы в технике «изонити» с работами, выполненными в процессе лепки, аппликации. Знакомить с техникой безопасности при работе с иглой, ножницами. Формировать умение различать лицевую и изнаночную сторону картона, учить правильно держать иголку. |
Для воспитателя - образцы работ в технике «изонити», иголка с широким ушком, ножницы, игольница, нитки разных цветов с завязанными узелками. Презентация (мультимедиа)
|
||
Выполнение детьми графических работ. Овладение техникой «изонить» |
||||
2/ 2 нед.
|
2. «Тропинка» |
Продолжать обучение детей изонити, учить выполнять прямые горизонтальные линии и выбирать по желанию цвета нитей. |
Для воспитателя – готовый образец. Загадка. Для каждого ребёнка - картонка с проделанными отверстиями. Нитки, игла, ножницы, клей, скотч. Для аппликации: картинки зверят (дикие животные) |
|
3/3 нед
|
3. «Дорожка» |
Продолжать обучение детей изонити, учить выполнять прямые горизонтальные линии и выбирать по желанию цвета нитей. |
Для воспитателя – готовый образец.Сказка. Для каждого ребёнка - картонка с проделанными отверстиями. Нитки, игла, ножницы, клей, скотч. Для аппликации: картинки зверят (домашние животные) |
|
4/4 нед
|
4. «Рамка для картины» |
Продолжать обучение детей изонити, формировать умение выполнять шов «вперед иголку».
|
Для воспитателя - образец , сказка. Для детей – картон с отверстиями, иголка, нитки и клей. Для аппликации: котенок |
|
ноябрь |
||||
5/1 нед
|
5. «Светофор» |
Продолжать обучение детей изонити, формировать умение выполнять шов «вперед иголку». |
Для воспитателя - образец , Загадка Для детей – картон с отверстиями, иголка, нитки и клей. Для аппликации: кружки |
|
6/2 нед |
6. «Теремок» |
Продолжать обучение детей изонити, совершенствовать навык выполнения шва «вперед иголку» и выбирать по желанию цвета нитей. |
Готовый образец. Для каждого ребёнка - картонка с проделанными отверстиями. Нитки, игла, ножницы, клей, скотч. Для аппликации: иллюстрации зверят. |
|
7/3 нед |
7. «Домик для щенка» |
Продолжать обучение детей изонити, совершенствовать навык выполнения шва «вперед иголку» и выбирать по желанию цвета нитей. |
У восп. – готовый образец. Для каждого ребёнка - картонка с проделанными отверстиями. Нитки, игла, ножницы, клей, скотч. Для аппликации: иллюстрация щенка.
|
|
8/4 нед |
8. «Шарик» |
Продолжать обучение детей изонити, совершенствовать навык выполнения шва «вперед иголку» по кругу |
У восп. – готовый образец. Для каждого ребёнка - картонка с проделанными отверстиями. Нитки, игла, ножницы, клей, скотч. Для аппликации: иллюстрации зверей
|
|
декабрь |
||||
9/1 нед |
9. «Утенок» |
Продолжать обучение детей изонити, совершенствовать навык выполнения шва «вперед иголку» |
У восп. – готовый образец. Для каждого ребёнка - картонка с проделанными отверстиями. Нитки, игла, ножницы, клей, скотч, восковые карандаши |
|
10/2 нед
|
10. «Котенок» |
Совершенствовать навык выполнения шва «вперед иголку» по контуру
|
У восп. – готовые образцы. Для каждого ребёнка - картонка с проделанными отверстиями. Нитки, игла, ножницы, клей, скотч. Для аппликации: бантик |
|
11/3 нед |
1. Творческая работа. «Яблоко» |
Совершенствовать навык выполнения шва «вперед иголку» по контуру
|
У восп. – готовые образцы. Для каждого ребёнка - картонка с проделанными отверстиями. Нитки, игла, ножницы, клей, скотч. Для аппликации: червячок из бумаги |
|
12/4 нед |
11. «Звездочка» |
Совершенствовать навык выполнения шва «вперед иголку» по контуру |
Для воспитателя – готовый образец. Загадка. Для каждого ребёнка - картонка с проделанными отверстиями. Нитки, игла, ножницы, клей, скотч. Для аппликации: иллюстрации новогодних игрушек. |
|
январь |
||||
13/3 нед |
12. «Зайчик» |
Совершенствовать навык выполнения шва «вперед иголку» по контуру |
Для воспитателя – готовый образец. Загадка. Для каждого ребёнка - картонка с проделанными отверстиями. Нитки, игла, ножницы, клей, скотч. Для аппликации: бантик |
|
14/4 нед |
13. «Мишка косолапый» |
Совершенствовать навык выполнения шва «вперед иголку» по контуру, упражнять во вдевании нитки в иголку |
Для воспитателя – готовый образец. Загадка. Для каждого ребёнка - картонка с проделанными отверстиями. Нитки, игла, ножницы, клей, скотч. Для аппликации: бантик из бумаги |
|
февраль |
||||
15/1 нед |
14. «Ракета» |
Совершенствовать навык выполнения шва «вперед иголку» по контуру, упражнять во вдевании нитки в иголку |
Для воспитателя – готовый образец. Стих. Для каждого ребёнка - картонка с проделанными отверстиями. Нитки, игла, ножницы, клей, скотч. Для аппликации: кружки из цветной бумаги |
|
16/2 нед |
15. «Машина» |
Совершенствовать навык выполнения шва «вперед иголку» по контуру, упражнять во вдевании нитки в иголку, дополнять работу аппликацией |
Для воспитателя – готовый образец. Картинки. Для каждого ребёнка - картонка с проделанными отверстиями. Нитки, игла, ножницы, клей, скотч. Для аппликации: иллюстрации зверят |
|
17/3 нед |
2. Творческая работа. «Грузовик» |
Совершенствовать навык выполнения шва «вперед иголку» по контуру, упражнять во вдевании нитки в иголку, |
Для воспитателя – готовый образец. Картинки. Для каждого ребёнка - картонка с проделанными отверстиями. Нитки, игла, ножницы, клей, скотч. Для аппликации: кабина и колеса из цветной бумаги |
|
18/4 нед |
16. «Мордочка кота» |
Совершенствовать навык выполнения шва «вперед иголку» по контуру, упражнять во вдевании нитки в иголку, дополнять работу аппликацией |
Для воспитателя – готовый образец. Стихи. Для каждого ребёнка - картонка с проделанными отверстиями. Нитки, игла, ножницы, клей, скотч. Для аппликации: бантик из бумаги |
|
март |
||||
19/1 нед |
17. «Бабочка» |
Продолжать обучение детей изонити, совершенствовать навык выполнения шва «вперед иголку», упражнять во вдевании нитки в иголку, дополнять работу аппликацией |
Для воспитателя – готовый образец. Загадки. Для каждого ребёнка - картонка с проделанными отверстиями. Нитки, игла, ножницы, клей, скотч. Для аппликации: кружки из бумаги |
|
20/2 нед |
18. «Лодка» |
Продолжать обучение детей изонити, совершенствовать навык выполнения шва «вперед иголку» |
Для воспитателя – готовый образец. Загадки. Для каждого ребёнка - картонка с проделанными отверстиями. Нитки, игла, ножницы, клей, скотч. Для аппликации: кружки из бумаги, флажок |
|
21/3 нед |
19 «Зонтик» |
Продолжать обучение детей изонити, совершенствовать навык выполнения шва «вперед иголку», упражнять во вдевании нитки в иголку, дополнять работу аппликацией |
Для воспитателя – готовый образец. Стихи. Для каждого ребёнка - картонка с проделанными отверстиями. Нитки, игла, ножницы, клей, скотч. Для аппликации: иллюстрации зверят |
|
Выполнение детьми графических работ (вертикальные линии) |
||||
22/4 нед |
1. «Травка» |
Продолжать обучение детей изонити, формировать навык выполнять прямые наклонные линии и выбирать по желанию цвета нитей. |
Для воспитателя – готовый образец. Стихи. Для каждого ребёнка - картонка с проделанными отверстиями. Нитки, игла, ножницы, клей, скотч. Для аппликации: иллюстрации зверят |
|
апрель |
||||
23/1 нед |
2. «Дождик для лягушонка» |
Продолжать учить прошивать стежки «вперед иголкой»; Упражнять в вышивании вертикальных стежков |
Для воспитателя – готовый образец. Стихотворение про лягушонка. Для каждого ребёнка –заготовка, нитки, иголка, клей, фломастеры, скотч.
|
|
24/2 нед |
3. «Солнышко» |
Закреплять навык выполнять прямые наклонные линии и выбирать по желанию цвета нитей. |
Для воспитателя – готовый образец. Загадка. Для каждого ребёнка - картонка с проделанными отверстиями. Нитки игла, ножницы, клей, скотч. Для аппликации: смайлик из желтой бумаги
|
|
25/3нед |
4. «Воздушный шар» |
Закреплять навык выполнять прямые наклонные линии и выбирать по желанию цвета нитей. |
Для воспитателя – готовый образец. Стихи. Для каждого ребёнка - картонка с проделанными отверстиями. Нитки игла, ножницы, клей, скотч. Для аппликации: иллюстрации
|
|
26/4 нед |
5. «Клетка с попугаями» |
Закреплять навык выполнять прямые наклонные линии и выбирать по желанию цвета нитей. |
Для воспитателя – готовый образец. Загадка. Для каждого ребёнка - картонка с проделанными отверстиями. Нитки игла, ножницы, клей, скотч. Для аппликации: иллюстрации попугаев |
|
май |
||||
27/1 нед |
6. «Одуванчик» |
Совершенствовать навык выполнять прямые наклонные линии и выбирать по желанию цвета нитей вдевать нитку в иголку |
Для воспитателя – готовый образец. Загадка. Для каждого ребёнка - картонка с проделанными отверстиями. Нитки игла, ножницы, клей, скотч.
|
|
28/2 нед |
7. «Вкусная конфета»» |
Совершенствовать навык выполнять прямые наклонные линии и выбирать по желанию цвета нитей. |
Для воспитателя – готовый образец. Загадка. Для каждого ребёнка - картонка с проделанными отверстиями. Нитки игла, ножницы, клей, скотч.
|
|
29/3 нед |
2. Творческая работа «Ежик» |
Закреплять знания лицевой и изнаночной стороны работы. Продолжать подбирать цвета нитей в соответствии с цветом картона. |
Готовый образец. Стихи. Для каждого ребёнка – заготовка такая же, как и у воспитателя; нитки , иголка, клей, фломастеры |
|
Выставка работ |
||||
30/4 нед |
1. Итоговое занятие. Диагностика детей.
|
Определять динамику в развитии, закреплять полученные знания. |
Индивидуальные задания для детей, иголки, разноцветные нитки, ножницы, «мордочки» зверят. |
|
Содержание
1. Вводное занятие.
Знакомство с программой; режим работы; инструменты и приспособления; используемые материалы; демонстрация фотографий и готовых работ учащихся; инструктаж по безопасным условиям труда.
2. Выполнение графических работ.
Формирование навыка выполнять шов «вперед иголку», прямые вертикальные и горизонтальные линии, прошивать по контуру, закреплять нитку на картоне. Выполнение работ по образцу, прошивание прямых вертикальных и горизонтальных линий, прошивание по контуру.
Литература для педагога:
1. Гусарова Н. Н. Техника изонить для дошкольников. Методическое пособие. – СПб.: “Детство – Пресс”, 2000.
2. Гуткович И.Я. Методическое пособие по организации и проведению развивающих занятий с дошкольниками. – Ульяновск, 1996. – 100с.
3. Гильман Р.А. Иголка и нитка в умелых руках. – М.:Легпромбытиздат, 1993.
4. Махмутова Х.И. Чудесные превращения. – М.: «Школьная пресса», 2008.
5. Одаренный ребенок / под ред. О.М. Дьяченко. – М.: Международный образовательный и психологический колледж, 1997. – 149с.
6. Сафонова Н. С. Кружки художественной вышивки. - М.: Просвещение, 1997.
Литература для детей:
1. Махмутова Х. И. Чудесные превращения. – М.: «Школьная Пресса», 2008.
2. Нагибина М. И. Чудеса для детей из ненужных вещей. - Ярославль.: Академия развития, 1998.
3. Шухова С. А Поделки из всякой всячины. – М.: АЙРИС ПРЕСС, 2008.
/data/files/g1476303088.jpg (0x0)/data/files/j1476303071.jpg (0x0)/data/files/k1476303057.jpg (0x0)/data/files/b1476303035.jpg (0x0)/data/files/r1476303001.jpg (0x0)/data/files/e1476302971.jpg (0x0)/data/files/j1476302830.jpg (0x0)/data/files/a1476302780.jpg (0x0)/data/files/q1476302721.jpg (0x0)/data/files/r1476302687.jpg (0x0)