Краткосрочный курс «Юный экскурсовод» (4–9 класс)
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Школа бизнеса и предпринимательства»
СОГЛАСОВАНО методическим советом МАОУ «Школа бизнеса и предпринимательства» протокол № _______ от «____» __________ 2016 г. |
УТВЕРЖДАЮ директор МАОУ « Школа бизнеса и предпринимательства » ___________ / Горбунова И.В./ приказ № _______ от «____» __________ 2016 г. |
Программа "Юный экскурсовод"
Составитель :
Учитель географии
Боровик А.В.
Пермь 2016
Пояснительная записка.
Программа краткосрочного курса "Юный экскурсовод" предназначена для учащихся 5 класса. Данная программа предназначена для учащихся, интересующихся историей родного края и музееведением. Она предполагает использование музейной педагогики, особенностей профессии экскурсовода, требующие умений и навыков как научно-исследовательской, так и просветительской деятельности; введение старинных предметов в современную среду ребенка; дает интереснейший материал для развития ассоциативного мышления.
В словосочетании «Юный экскурсовод» ключевым является слово экскурсовод. Профессиональный экскурсовод обладает рядом качеств, умений, навыков, присущих представителям данной профессии. Вместе с тем нельзя игнорировать эпитет «юный» т.к. данная программа предусматривает подготовку экскурсоводов для аудитории, состоящей, прежде всего, из школьников . В настоящее время остро ощущается необходимость возрождения духовности, изучения культуры своего народа, изучения прошлого и настоящего своей “малой родины”, восстановление духовности для формирования нравственной личности гражданина и патриота своей страны. Неоспорима мысль о том, что малая родина, отечество, родной край играют значительную роль в жизни каждого человека. Частица любимой Отчизны, дорогие сердцу места, близкие душе обычаи. Но мало говорить о любви к родному краю, надо знать его прошлое и настоящее, богатую духовную культуру, народные традиции, природу, что возможно понять через поисковую и исследовательскую деятельность.
В процессе знакомства с народной культурой в среднем школьном возрасте начинается формирование национальных чувств, уважительного отношения к традициям и истории родного края.
Цель: создать условия для пробуждение у обучающихся интереса к изучению культурно-исторического наследия родного края, подготовка экскурсоводов для проведения экскурсий по Перми и Пермскому краю.
Задачи:
1. Создать условия для воспитания чувства сопричастности к системе культурных, природных ценностей, истории родного края;
2. Создать условия для развития потребностей в здоровом образе жизни, эстетической восприимчивости к прекрасному.
3. Создать условия для самовыражения и раскрытия творческого потенциала обучающихся через различные формы работы: поисково-исследовательскую, экскурсионно-просветительскую, самостоятельную работу с краеведческими источниками.
4. Создать условия для накопления знаний по краеведению, приобретению опыта практической экскурсионно- просветительской деятельности.
5. Вовлечение обучающихся в поисково-исследовательскую деятельность.
6. Выработка умений по ведению посильной исследовательской работы в области краеведения.
7. Формирование у школьников навыков информационной культуры. Использование Интернет и информационных технологий в изучение краеведения
Категория участников:
Занятия предназначены для учеников 5 класса, три цикла занятий по 8 занятий в каждом. Занятие длится 1 академический час в неделю. Оптимальная численность участников 10-15 человек.
Место проведения:
Кабинет географии и биологии
Методы и формы работы: Программа предусматривает различные формы проведения занятий: беседы, лекции, консультации со специалистами, работа с литературой, краеведческими источниками, индивидуальная и коллективная творческая работа, посещение музеев, выставок, творческие встречи, учебно- познавательные и экскурсионные поездки.
Ожидаемый результат: Осмысление ребенка себя как части своей школы, Родины, ее патриота..
Формы подведения итогов: По окончанию курса, проводится экскурсия по г. Перми и ее окрестностям.
Тематическое планирование 5 класса.
Тема занятия |
Количество часов |
Виды занятий |
Введение. Профессия – экскурсовод. Требования к экскурсоводу. Основные принципы подготовки и проведения экскурсий. Тема и цель экскурсии |
1 |
Беседа |
Тема и цель экскурсии. Изучение темы экскурсии |
1 |
Групповые дискуссии |
Отбор экспонатов (объектов) и составление маршрута |
2 |
Дискуссия. |
Работа над содержанием экскурсии (подготовка текста) |
2 |
Работа в группах. |
Экскурсионные методы и приёмы |
1 |
Работа в группах. |
Отработка и проведение экскурсии |
1 |
Экскурсия |
Содержание программы
ЗАНЯТИЕ №1 Введение. Профессия – экскурсовод.
Требования к экскурсоводу (знание материала, культура речи, владение методикой)
Основные принципы подготовки и проведения экскурсий
Экскурсия как одна из форм образовательной и культурно-просветительной работы. Объекты экскурсии. Принципы экскурсионной методики: целенаправленность, научность, логическая и хронологическая последовательность, доступность, наглядность и конкретность.
Практическое занятие: Прослушивание экскурсии с помощью интернет-ресурсов, историко-краеведческом музее, экскурсии по городу (на выбор).
ЗАНЯТИЕ №2 Тема и цель экскурсии. Изучение темы.
Тема и цель экскурсии. Тема и структура содержания. План экскурсии. Формулировка цели. Практическое занятие: Распределение тем между кружковцами и прослушивание тем этих экскурсий. Составление примерного плана каждой экскурсии, определение её цели.
Составление библиографии по теме экскурсии. Порядок изучения литературы, источников и экспонатов (объектов). Отбор и систематизация необходимых сведений и фактов. Детальное изучение экспонатов, выявление их истории и содержания.
Практическое занятие: Изучение и анализ литературы и источников по выбранным экскурсионным темам; составление летописи основных событий и картотеки экспонатов (объектов) по каждой теме; запись полученных сведений на карточки экспонатов (объектов) и в блокнот экскурсовода; заслушивание рассказов кружковцев об отдельных событиях и экспонатах (объектах).
ЗАНЯТИЕ№ 3 Отбор экспонатов (объектов) и составление маршрута.
Выявление подтем и отдельных вопросов темы, их логическая и хронологическая последовательность и взаимосвязь.
Отбор соответствующих экспонатов (объектов). Критерии отбора. Создание и оформление маршрута экскурсии.
Практическое занятие: Окончательная формулировка и запись темы и цели каждой подготавливаемой экскурсии; составление тематического плана экскурсии, отбор экспонатов по подтемам экскурсии; расстановка карточек экспонатов (объектов) в соответствии с отбором экспонатов; запись маршрута экскурсии, вычерчивание графика движения. Экскурсия в один из музеев города и ее анализ.
ЗАНЯТИЕ №4 Работа над содержанием экскурсии (подготовка текста).
Структура экскурсии. Вступительная беседа, её содержание, план и порядок проведения. Основная часть экскурсии.
Отработка маршрута в соответствии с тематико-хронологическим принципом и целеустановкой.
Определение содержания подтем применительно к отобранным экспонатам (объектам). Соразмерность отдельных частей содержания. Учёт времени. Логические переходы, их варианты. Выводы и обобщения в экскурсии. Заключение, её содержание.
Практическое занятие: Прослушивание экскурсии в национальном музее с заданием установить структуру экскурсии, содержание отдельных частей, вычертить маршрут движения; составление вступительной и заключительной части, порядок показа и рассказа по экспонатам (объектам); формулировка и запись выводов; хронометраж рассказа по подтемам и вопросам; заслушивание и обсуждение отдельных частей экскурсий.
Занятие №5 Экскурсионные методы и приёмы.
Взаимодействие методов на экскурсии. Метод показа. Обязательное сочетание показа с рассказом. Приёмы сравнения и мыслительной реконструкции. Метод рассказа и его основные приёмы. Требования к языку экскурсовода. Приём цитирования. Метод беседы, его варианты и условия использования. Использование «портфеля» экскурсовода. Элементы ритуала на экскурсии. Контакт экскурсовода с группой.
Практическое занятие: Отработка методики показа и анализа группы экспонатов (объектов), использование приёмов демонстрации, сравнение экспонатов, цитирование; составление вопросника и проведение тематической беседы в ходе экскурсии.
ЗАНЯТИЕ №6 Отработка и проведение экскурсии.
Работа по овладению содержанием и методикой поведения экскурсии. Определение и применение методов и приёмов для каждой конкретной экскурсии. Запись экскурсии. Развёрнутый план или индивидуальный текст экскурсии.
Практическое занятие: Индивидуальная или групповая отработка маршрута, содержания, методов и приёмов проведения каждой экскурсии; составление текстов экскурсии; прослушивание и обсуждение всех подготовленных экскурсий, проведение экскурсии (для каждого - по одному объекту или эпизоду).
Литература:
- Работа ш кольных музеев (методические рекомендации), 1987.
- О сборе, учете и хранении памятников истории и культуры (рекомендации для руководителей поисковой работы учащихся и школьных музеев).
- Как организовать работу школьного краеведческого музея. Пермь, 1980г.
- Подготовка и проведение экскурсий (методические рекомендации), М., 1974г.
- Дьякова Р., Емельянов Б. Основы экскурсоведения, М., Просвещение, 1998
- Музей и школа. М., Просвещение, 1988г.
- Сейнейский А.Е. Музей воспитывает юных, М., Просвещение, 1988г.
- Краеведение, М., Просвещение, 1987г.
- Изобразительное искусство РК. М., ИПЦ «Дизайн, информация, картография», 2001г.
Рекомендуемые ученикам материалы
1. Бабошина Е.Б.Краеведение и школа:к постановке проблемы обучения.-Курган, 1992.
2. Организация проектной деятельности в школе: система работы /авт.-сост. С.Г.Щербакова и др..- Волгоград: Учитель, 2009.
3. Савенков А.И.Путь в неизведанное: как развивать свои исследовательские способности.- М.:Генезис, 2005.
4. Сергеев И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся: практическое пособие для работников общеобразовательных учреждений.-М., АРКТИ, 2003.
ЛюдмилаХМАО