Нетрадиционное родительское собрание – одна из инновационных форм работы с семьей
Нетрадиционное родительское собрание –
одна из инновационных форм работы с семьей
Согласно традиционным формам работы ведущая роль в организации работы с семьей отводится педагогам, так как целью многих форм является помощь родителям, рекомендации, советы. Это указывает на то, что семья воспринимается общественностью как педагогически несовершенный фактор в становлении личности ребенка, а ведь именно в семье создается особый эмоциональный микроклимат.
В. А. Сухомлинский писал: «От того, как прошло детство, кто вёл ребёнка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира – от этого в решающей степени зависит, каким человеком станет сегодняшний малыш».
Арнаутова Е. П. [1] считает, что в основе взаимодействия семьи и детского сада, школы лежит идея, что за обучение и воспитание детей несут ответственность родители, а все другие социальные институты призваны помочь им, поддержать, направить, дополнить их образовательную деятельность.
Поэтому педагогам необходимо выработать новую философию взаимодействия с семьей, пересмотреть свою роль и позицию.
Инновационной формой взаимодействия педагогов и родителей может стать родительское собрание в форме исследовательского проекта, где ведущая роль отводится родителям.
Памятка педагогу для разработки собрания
в форме исследовательского проекта
1. Тема родительского собрания для исследования (Как будет называться исследование, которое заинтересует родителей?).
2. Введение. Актуальность проблемы. Необходимость изучения этой темы для родителей? Интерес для учителя и для родителей? Что должны узнать и понять?
3. Цель и задачи исследования.
«Поставил(а) цель: изучить …».
Задачи (Для чего необходимо провести исследование?
«Выяснить, сколько…»; «Выявить связь…»; «Установить, зависит ли…»; «Изучить, для чего…»; «Выяснить, как…»; «Установить, почему…»)
4. Гипотеза исследования
Для решения проблемы потребуется гипотеза или несколько гипотез-предположений по теме исследования.
5. Методика работы. ( Для педагога – наблюдение, для родителей – поиск информации.)
7. Результаты, выводы исследования.
9. Заключение (Что оказалось трудным в исследовании, что не удалось выполнить?)
Пример родительского собрания
Тема
Активным или пассивным участником
должен быть родитель в жизни ребенка? Форма проведения собрания: исследовательский проект, согласно теме.
Форма работы родителей: в группах «за круглым столом».
Целевая аудитория: родители обучающихся начальных классов.
Актуальность темы
В наше время дети испытывают недостаток внимания и общения со стороны родителей, поэтому подобный проект проведения родительского собрания актуален: чрезмерная занятость родителей в жизни детей рассматривается как одна из важнейших проблем современного общества. В основе этого понятия лежит представление, согласно которому без активного участия родителей в жизни ребёнка невозможна его социализация и не исключает развитие антиобщественного противоправного поведения индивида.
Цель
Изучить к каким последствиям может привести родительская невнимательность и занятость.
Объект исследования: дети.
Предмет исследования: родительская занятость и как следствие недостаток внимания детям.
Задача
Согласно выдвинутым гипотезам, развеять мифы родителей, что их задача – обеспечить детей едой и одеждой, дать деньги на кино и отправить летом в лагерь. А разговоры по душам, семейные ужины и проявления чувств – не нужны.
Предварительная подготовка к собранию:
Комфортные условия для работы групп в отдельных кабинетах (В приложении фото 1)
Организация работы модераторов из числа родителей (В приложении фото 2)
Сценарий собрания
Первый этап работы
Демонстрация видео ролика, где отражаются последствия детских делинквентных поступков или социальный ролик с призывом внимания к детям.
Например, видео ролик, где инспекторы по делам несовершеннолетних Московской области призвали родителей проводить больше времени с детьми. Они записали социальный ролик, в котором рассказали, как важно слушать своих малышей. «Мы знаем не понаслышке, что детям часто не хватает внимания, и именно это приводит к сложным жизненным ситуациям, которых можно было бы избежать. Нужно позволять детям быть собой», – отметила старший инспектор ПДН МУ МВД России «Люберецкое», майор полиции Светлана Дудкина https://360tv.ru/video/embed/290
После просмотра ролика родители выдвигают гипотезы, согласно теме собрания, которые педагог фиксирует на разных цветных листах.
Возможные гипотезы и опровержения (гипотезы выдвигаются родителями и могут быть сформулированы иначе), например,
Гипотеза 1
Занятость и недостаток внимания можно компенсировать деньгами и подарками?
Опровержение гипотезы 1
Психологический дискомфорт недостатка внимания взрослых заставляет ребенка искать развлечения вне дома. Развлечения при наличии денег вне дома могут стать зависимостью.
Гипотеза 2
Внимание занятых родителей можно компенсировать заботой бабушек и дедушек?
Опровержение гипотезы 2
В отсутствие родителей, находясь у бабушки, ребенок попадает в диссонанс. Родители и старшее поколение имеют разные взгляды на обучение и воспитание ребенка. Ребенок, понимая, что трудовая деятельность родителей отнимает много времени, перестанет уделять внимание учебной деятельности и станет придавать значение другим развлечениям, а развлечение может стать зависимостью.
Гипотеза 3
Время отсутствия занятых родителей можно заполнить посещением кружков и секций?
Опровержение гипотезы 3
Посещая кружки и секции, ребенку также важно добиться успеха. Без внимания родителей, ребенок потеряет интерес к занятиям и начнет искать внимание других людей, возможно даже в социальных сетях и это станет зависимостью. Возможно, и не исключено, что дети вырастут успешными, посещая кружки и секции. Став взрослыми ваши дети также кружками и секциями заполнят время и своих детей, но вот в какие кружки и секции они определят своих стареющих родителей?
Второй этап – практический
Родители работают в группах под руководством модератора
Родителям предлагается рассмотреть цитаты и предположить, если сейчас так рассуждает ваш ребенок то, какие последствия могут быть, согласно выдвинутой гипотезе.
Цитаты и предполагаемые рассуждения
Мои потребности и желания не имеют значения.1
В детстве у нас были потребности, как у всех детей. Мы знали, что важно, что хорошо, что плохо. Нам только было нужно, чтобы кто-то расспросил о наших желаниях и потребностях. Но никто не обращал на них внимания, и мы решили, что это неважно.
Рассказывать о проблемах — просто зря напрягать людей.
Мы росли, и у нас были трудности в общении в школе, дома с братьями и сестрами, с друзьями. И нам важно было знать, что мы можем рассказать о проблемах родителям. Но им было не до наших проблем, с тех пор мы держим их при себе.
Плачут только слабаки.
Все плачут, потому что плач — естественный способ пережить эмоции. В детстве мы иногда плакали (возможно, часто). Но в нашей семье не знали, что мы плачем не просто так, и игнорировали наши слезы. Желание сдержать слезы и уверенность в том, что плакать вредно, явный признак родительского безразличия.
Люди осуждают проявления чувств.
Если ребенка наказывали за проявление чувств в родительском доме, он приносит во взрослую жизнь установку «Скрывай эмоции, иначе о тебе подумают плохо или используют твои чувства против тебя».
Злость — это негативная эмоция, и ее нужно избегать.
В детстве мы часто злились, потому что злость — это часть жизни. Нам требовалась помощь, чтобы осознать злость и управлять ей. Но мы научились подавлять и замещать злость. Потому что нас наказывали за то, что мы ее демонстрировали.
Полагаться на других — значит разочаровываться.
Дети нуждаются в помощи так же, как подростки и взрослые. В детстве мы нуждались в поддержке, направлении. Но родителям было не до нас. И мы поняли, что лучше не просить о помощи, чтобы не переживать из-за отказа.
Никому не интересно, что я говорю.
В детские годы мы удивлялись окружающему миру и хотели столько рассказать и много спросить. Но в семье это считали пустой болтовней. Тогда мы решили, что наши слова никого не волнуют, а вопросы лучше не озвучивать.
Я один в этом мире.
В детстве мы нуждались в ощущении безусловной поддержки. Но взрослые были вечно заняты и безразличны, и мы поняли, что одиноки.
Каждая группа родителей оформляет свои тезисы на компьютере в виде презентации или на листах бумаги. Результатом работы должно быть либо подтверждение, либо опровержение выдвинутой гипотезы. Образцы опровержений приведены выше.
Заключительный этап
Общий сбор, где модераторы озвучивают тезисы своей группы и проговаривают вывод.
Вывод родителей
Родителям необходимо стараться понять своего ребенка, а не оценивать только его поступки. Так закладывается основа взаимного доверия между родителями и детьми. Поскольку они заняты на работе, к тому же у них есть еще и домашние дела, им следует каждый день выделять время для полноценного общения с ребенком. Ценность общения измеряется не количеством времени, проведенного вместе, а его качественными характеристиками, которые выражаются во внимании, уважении, понимании.
Педагог обращает внимание, что родители пришли к единственному правильному выводу, который станет решением родительского собрания.
Решение родительского собрания
Детям никакие материальные ценности и блага не заменят ласки и внимания родителей. Чтобы вырастить полноценного, уверенного в себе ребенка, в него нужно вложить душу, наладить эмоциональный контакт, вызвать доверие, чтобы впоследствии он искал поддержку именно в семье, а не вне ее.
Рефлексия
В ходе рефлексии устно или письменно родители продолжают фразу «Чтобы стать активным участником в жизни своего ребёнка я...»
Исправлю...
Сделаю...
Добавлю...
Похвалю...
Итог родительского собрания
Педагогу необходимо учитывать ещё один важный момент в системе работы с родителями. Каждый человек, сделав какую-нибудь работу, создав какой-то продукт, нуждается во внешней оценке своего труда, продукта (С. Г. Молчанов). В этом нуждаются и наши родители. «Похвала полезна, хотя бы потому, что укрепляет нас в доброжелательных намерениях», – писал Ларошфуко [3. C. 21]. Это актуально всегда и везде, поэтому педагоги не должны забывать хвалить родителей учеников.
Оценка работы родителей
Для оценки родителей можно изготовить сертификаты или удостоверения в память о родительском собрании.
Текст удостоверения
Настоящее удостоверение выдано дипломированному родителю… в том, что он(а) прошел(а) курсы повышения квалификации «Активным или пассивным участником должен быть родитель в жизни ребенка?»
В заключение собрания педагог читает стихотворение Светланы КарпукБерегите своих детей,
Их за шалости не ругайте.
Зло своих неудачных дней
Никогда на них не срывайте.
Не сердитесь на них всерьез,
Даже если они провинились,
Ничего нет дороже слез,
Что с ресничек родных скатились.
Если валит усталость с ног
Совладать с нею нету мочи,
Ну, а к Вам подойдет сынок
Или руки протянет дочка.
Обнимите покрепче их,
Детской ласкою дорожите
Это счастье? короткий миг,
Быть счастливыми поспешите.
Ведь растают как снег весной,
Промелькнут дни златые эти
И покинут очаг родной
Повзрослевшие Ваши дети.
Перелистывая альбом
С фотографиями детства,
С грустью вспомните о былом
О тех днях, когда были вместе.
Как же будете Вы хотеть
В это время опять вернуться
Чтоб им маленьким песню спеть,
Щечки нежной губами коснуться.
И пока в доме детский смех,
От игрушек некуда деться,
Вы на свете счастливей всех,
Берегите, пожалуйста, детство
Инновационная форма проведения собрания активизирует внимание уставших родителей, поспособствует более лёгкому запоминанию сути собрания (встречи с педагогом). Родительское собрание в форме исследовательского проекта, где ведущая роль отводится родителям, повысит интерес родителей к вопросам воспитания детей, значительно увеличит явку, активизирует родителей на решения проблем воспитания детей в семье.
Список используемой литературы и Интернет-ресурсов
1 Джонис Вебб, психолог, «10 последствий нехватки родительского внимания».
1. Арнаутова, Е. П. Социально-педагогическая практика взаимодействия семьи и детского сада в современных условиях [Текст] / Е. П. Арнаутова // Детский сад от А до Я. – 2004. – № 4. – С. 30–37.
2. Молчанов, С. Г. Как исполнить IV раздел нового ФГОС ДО [Текст] / С. Г. Молчанов // Детский сад от А до Я. – 2014. – № 5. – С. 4–21.
3. Молчанов, С. Г. Методика отбора содержания социализации (ОСС-ДОУ) и оценивания социализованности мальчиков и (или) девочек (ОС-ДОУ) в дошкольном образовательном учреждении [Текст] / С. Г. Молчанов. – Челябинск: Энциклопедия, 2012. – 60 с.
https://360tv.ru/video/embed/290
Приложение 1
Работа в группе «за круглым столом»
Работа модератора