Методика работы с пиктограммами в процессе обучения и воспитания детей с ОВЗ
«Невербальные средства общения. Методика работы с пиктограммами в процессе обучения и воспитания детей с ОВЗ» Подготовила Учитель начальных классов обучающихся с ОВЗ: Ганжа Ирина Анатольевна МБОУ СОШ №14 п. Серебряный Бор 2021г.
Количество детей с речевой патологией в последнее время имеет тенденцию к возрастанию. Существует категория детей, которая не используют вербальную коммуникацию вследствие нарушений развития (например, синдром Дауна, ДЦП, РДА, ментальные нарушения и другие)
ВКЛЮЧЕНИЕ НЕГОВОРЯЩИХ ДЕТЕЙ ВО ВНЕРЕЧЕВУЮ КОММУНИКАЦИЮ Возросшее число подобных детей требует от педагога поиска и использования иных средств, которые бы способствовали развитию, обучению и воспитанию ребенка. Если речь и связанное с ней вербальное общение умственно отсталого ребёнка не развиты или развиты крайне пассивно, следует использовать невербальное общение.
Общение – это социальная потребность, которая реализуется с помощью различных коммуникативных средств, в том числе, и речи. Необходимо формирование предпосылок к общению, освоение различных коммуникативных средств (эмоциональных, жестовых, предметных, речевых).
«Безречевыми»- условно считают тех детей, которые в силу разных причин лишены возможности речевого общения. «Безречевыми»- условно считают тех детей, которые в силу разных причин лишены возможности речевого общения.
Альтернативная коммуникация – это любая форма языка помимо речи, которая облегчает социальную коммуникацию для ребенка. Использование языковой альтернаты призвано улучшить общение и облегчить всестороннее развитие ребенка, а также его участие в педагогическом процессе и возможность интеграции в более широкий социум.
Альтернативные коммуникации в работе с детьми Пиктограмма Леб-система Голландская коммуникативная система Блисс Говорящая книга Пооперационные карты Макатон
Пиктография — рисуночное письмо, древнейший вид письменности. Его принципиальная особенность состоит в том, что знак никак не связан со звучанием слова — он выражает его смысл.
КАРТОЧКИ PECS Рабочий альбом, для выстраивания алгоритма Тематические наборы карточек
МЕТОДИКА-предполагает следующие этапы обучения ребёнка работе с пиктограммами: Ознакомление ребёнка со знаком-символом и уточнение его понимания. Алгоритм установления связи между изображениями предметов и их функций. Последовательность логического конструирования фразы путём самостоятельного выбора необходимого символа.