Теория и практика дистанционного обучения детей с ОВЗ ( из опыта работы)
Теория и практика дистанционного обучения детей с ОВЗ ( из опыта работы)
Дистанционное образование позволяет
реализовать два основных принципа
современного образования – « образование
для всех» и «образование через всю жизнь».
В.А. Канаво
Под дистанционными образовательными технологиями понимаются образовательные технологии, реализуемые в основном с применением информационно-телекоммуникационных сетей при опосредованном (на расстоянии) взаимодействии обучающихся и педагогических работников.
Использование дистанционных образовательных технологий – это не модное веяние времени, обусловленное появлением современных гаджетов, а значит, и новых возможностей коммуникации. На самом деле это качественно новый уровень взаимодействия между учителем и обучающимися. Современным обществом востребована активная личность, способная ориентироваться в бесконечном информационном потоке, готовая к непрерывному саморазвитию и самообразованию. В такой ситуации педагог получает новую роль – роль проводника знаний, помощника и консультанта. Знания же выступают не как цель, а как способ развития личности.
При реализации образовательных программ с применением дистанционных образовательных технологий должны быть созданы условия для функционирования электронной информационно-образовательной среды, включающей в себя электронные информационные ресурсы, электронные образовательные ресурсы, совокупность информационных технологий, телекоммуникационных технологий, соответствующих технологических средств и обеспечивающей освоение обучающимися образовательных программ в полном объеме независимо от места нахождения обучающихся.
Использование дистанционных технологий стимулирует педагога к постоянному самообразованию и саморазвитию, ведь оно предполагает умение:
1) вести поиск в различных электронных справочниках, базах данных, информационно-поисковых системах;
2) организовывать хранение информации, проводить ее анализ и выбирать адекватные формы ее представления с помощью современных мультимедийных технологий;
3) использовать полученные данные при решении конкретных творческих и проблемных задач.
Применение дистанционных технологий в обучении позволяет
Во- первых, создать для обучающихся ситуацию выбора темпа, форм работы, повысить его мотивацию к самостоятельной познавательной деятельности.
Во- вторых, повысить уровень индивидуализации образования,
В- третьих, сделать возможным обучение в удобное время, в удобном месте (особенно для детей с ОВЗ)
Дистанционное обучение школьников с ОВЗ
Особенно актуально дистанционное обучение для детей с ограниченными возможностями здоровья. Такие школьники могут обучаться на дому в удобное время и в оптимальном темпе, необходимо лишь владение элементарными навыками работы с компьютером. Личный опыт восьмилетней работы с обучающимися с ОВЗ в рамках проекта «Дистанционное образование детей- инвалидов» подтверждает, что использование дистанционных технологий помогает индивидуализировать обучение, создать ситуацию успеха, обеспечить деятельностный подход, ориентировать на самообразование и саморазвитие.
Дистанционные уроки с детьми-инвалидами провожу в режиме онлайн. Всегда четко обозначается время, когда мы с учеником встречаемся в Skype. Также выделяю время на получение от ученика отсканированной копии домашнего задания, его проверки, сканирования проверенной работы и последующей отправки назад обучающемуся. Все отсканированные письменные работы хранятся в отдельных папках.
Организующей основой дистанционного, как и очного, обучения являются программа, учебник, поурочные методические рекомендации и подробные инструкции учителя. Но и в силу специфичности такого вида обучения большую часть образовательных средств составляют электронные: гипертекстовые и мультимедийные учебники и пособия, интерактивные практикумы, тестовые системы, видеофильмы, иллюстрации, словари, справочники, энциклопедии и любые другие материалы в цифровом формате, если они используются для решения учебных задач.
При планировании дистанционного урока учитываю, что осознание учеником изучения нового материала, его закрепление и т.д. будет происходить индивидуально, в зависимости от его подготовленности и обученности.
Процесс обучения состоит из следующих этапов: 1) получение новых знаний; 2) выполнение различных тренировочных заданий, упражнений с применением новых знаний; 3) обобщение и систематизация знаний.
На этапе получения новых знаний для более качественного запоминания учебного материала возможно использование видеозаписи лекции, создание видеороликов, организация видеоконференции, в рамках которой педагог излагает новый материал.
Применение новых знаний в практической деятельности реализую в программах-тренажерах, играх. Использование функции «Демонстрация экрана» в рамках индивидуального занятия позволяет контролировать работу, выполняемую обучающимся.
Практика показывает, что в режиме Skype некоторые обучающиеся могут отвлекаться и даже сбивать темп учебного занятия. Для решения этих проблем целесообразно:
* давать учебный материал дозированно и с учетом индивидуального уровня подготовленности обучающихся;
* использовать разнообразные виды деятельности, менять их в рамках одного учебного занятия;
* чередовать материалы, содержащие звуковую и визуальную информацию;
* проводить физкультпаузы, зрительную гимнастику.
Стараюсь вовлечь родителей обучающихся в образовательный процесс, организую дистанционное общение с ними, осуществляю постоянную связь. Это способствует тому, что родители становятся единомышленниками и помощниками педагога.
В дистанционном режиме по электронной почте или через Skype осуществляю пересылку учебных материалов (текстовую информацию и видеоматериалы).
Контроль знаний проводится посредством выполнения тестовых заданий и итоговых проверочных работ. На этом этапе организуется взаимодействие с учениками в офлайн режиме (электронная почта) и онлайн режиме (текстовая конференция, Skype).
Применение дистанционных образовательных технологий способствует решению следующих задач:
* повышение учебной мотивации;
* развитие познавательной активности обучающихся через умение работать с различными дополнительными источниками информации, используя технические возможности компьютера и сети Интернет;
* стимулирование самостоятельности обучающихся в учебном процессе.
На уроках русского языка используются презентации, видеофильмы, аудиофайлы, разнообразные тесты, электронные учебники и тренажеры, звуковые диктанты, электронные энциклопедии, материалы лингвистических и литературоведческих сайтов и т.д. Вот некоторые примеры:
* Справочно-информационный портал ГРАМОТА.РУ – русский язык для всех http://www.gramota.ru/
* Культура письменной речи http://gramma.ru/
* Мегаэнциклопедия Кирилла и Мефодия http://megabook.ru/
* Русские словари. Служба русского языка http://www.slovari.ru/start.aspx?s=0&p=3050
* Электронная библиотека - тексты русской литературы http://public-library.narod.ru/
На уроках литературы часто показываю видеоматериалы в качестве иллюстраций к произведению, для сопоставления авторской и режиссёрской интерпретаций, для сравнения фрагментов художественного текста и видеофрагмента, для выполнения заданий на восстановление сюжетной линии произведения, а также для организации беседы по просмотренному эпизоду.
Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов http://fcior.edu.ru/ дает большие возможности для проведения дистанционного урока русского языка и литературы на высоком уровне. Речь идет о разнообразных учебных модулях, для воспроизведения которых необходимо установить специальную программу – проигрыватель ресурсов Использование предлагаемых модулей помогает провести полноценный урок со всеми необходимыми этапами.
В своей работе использую материалы Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов http://school-collection.edu.ru/:/ многоуровневые интерактивные таблицы, тесты, лингвистические загадки, иллюстрации к художественным произведениям, разнообразные задания по работе с текстом художественного произведения и т.д.
При организации дистанционного обучения в качестве образовательных платформ я использую «МЭО», «РЭШ», «Решу ЕГЭ». Для проведения же видеоконференций можно использовать применяете и такие мессенджеры, как Zoom, МЭО
Виды деятельности учащихся в сети Интернет при изучении русского языка и литературы
Деятельность учащихся в ходе проведения уроков русского языка и литературы и в ходе выполнения домашних заданий может быть разнообразной и очень интересной. Это может быть:
Работа с различными словарями http://www.slovari.ru/
Сбор мультимедиа-материалов по заданной теме (текст, иллюстрации, анимации, видео, аудио)
Написание и защита рефератов http://express-externat.spb.ru/component/content/article/123-2009-12-09-22-58-25
Самостоятельная работа с лекцией и видеолекцией http://univertv.ru/video/filologiya/russkij_yazyk/?mark=science
Работа с веб-квестом http://laraas2011gmail.blogspot.ru/p/web.html
Составление коллекции аннотированных ссылок по теме урока
Создание документов Google (презентаций, анкет и т. п.) https://drive.google.com/?authuser=0#my-drive
Публикация статей
Создание тематических веб-страниц
Создание видео-роликов
Создание фотосериалов и презентаций https://picasaweb.google.com/
Создание плэйкаста, открыток, игр, викторин http://www.playcast.ru/
http://www.imagechef.com/photos
Участие в ролевой игре
Участие в учебных исследованиях и проектах
Участие в онлайн-конкурсах и олимпиадах
Контроль знаний, умений, навыков с помощью дистанционных технологий:
Для организации контроля использую:
Разноуровненвые онлайн-тесты https://docs.google.com/spreadsheet/viewform?formkey=dFd4RUNaWFNEcDlxS1Jwd09JbmZYZXc6MQ
Дидактические материалы онлайн http://proektrus.narod.ru/proekt3.htm
Контрольно-измерительные материалы http://ege.yandex.ru/russian/
Использование дистанционных технологий при подготовке к ЕГЭ и ОГЭ
Для подготовки к итоговой аттестации учащихся , занимающихся дистанционно, использую следующие образовательные ресурсы
Образовательный портал для подготовки «Решу ЕГЭ»
Открытый банк заданий ФИПИ
Интерактивный информационно- обучающий сайт «Русский на 5»
Интерактивные задания учителей русского языка и литературы Захарьиной Е.А и Бенделевой Л.М.
В 2020-2021 учебном году была организована индивидуальная целенаправленная подготовка к ОГЭ по русскому языку с использованием дистанционных технологий. После выполнения заданий скриншоты страниц с результатами ученик отправлял по Скайпу , работа анализировалась, а затем проводилась индивидуальная коррекционная работа, способствующая устранению пробелов в знаниях обучающегося. Результаты итоговой аттестации учащихся в 2020-2021 учебном году подтвердили эффективность применения дистанционных технологий . 3 учащихся успешно справились с ОГЭ.
Опыт применения дистанционных технологий дает мне право говорить о ряде преимуществ такого обучения:
доступность для обучающихся "перекрестной" информации, так как у них появляется возможность обращаться к альтернативным информационным источникам, используя технические возможности компьютера, ресурсы сети Интернет;
индивидуализация процесса обучения, предполагающая организацию многопланового сопровождения и поддержки обучающихся со стороны учителя;
повышение качества образовательного процесса за счет ориентации на использование автоматизированных обучающих и тестирующих систем, заданий для самоконтроля и т.п.;
развитие творческого и интеллектуального потенциала школьников за счет самоорганизации, стремления к знаниям, умения взаимодействовать с современной компьютерной техникой, самостоятельно принимать ответственные решения;
оперативное обновление методического сопровождения учебного процесса, так как содержание методических материалов на электронных носителях легче поддерживать в актуальном состоянии.
Список литературы
1. Андреев А.А. Введение в дистанционное обучение. Учебно-методическое пособие. - М.: ВУ, 2007.
2. Дроздецкая Г. В. Вопросы дистанционного образования при обучении русскому языку и культуре речи // Философия образования. - 2011. - № 6 (39). - С. 307-315.
3. Дистанционное обучение/ Учебное пособие под ред. Е.С.Полат. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2008.
4.Особенности организации дистанционных уроков http://moodle.iktinfo.org.ru/mod/page/view.php?id=45
Ставцева Ирина Владимировна
Соколова Елена Борисовна
Ставцева Ирина Владимировна