12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Сивкова Людмила Борисовна63
Россия, Тамбовская обл.

Теория и практика дистанционного обучения детей с ОВЗ ( из опыта работы)



Дистанционное образование позволяет

реализовать два основных принципа

современного образования – « образование

для всех» и «образование через всю жизнь».

В.А. Канаво

 

 

Под дистанционными образовательными технологиями понимаются образовательные технологии, реализуемые в основном с применением информационно-телекоммуникационных сетей при опосредованном (на расстоянии) взаимодействии обучающихся и педагогических работников. 

Использование дистанционных образовательных технологий – это не модное веяние времени, обусловленное появлением современных гаджетов, а значит, и новых возможностей коммуникации. На самом деле это качественно новый уровень взаимодействия между учителем и обучающимися. Современным обществом востребована активная личность, способная ориентироваться в бесконечном информационном потоке, готовая к непрерывному саморазвитию и самообразованию. В такой ситуации педагог получает новую роль – роль проводника знаний, помощника и консультанта. Знания же выступают не как цель, а как способ развития личности.

При реализации образовательных программ с применением дистанционных образовательных технологий должны быть созданы условия для функционирования электронной информационно-образовательной среды, включающей в себя электронные информационные ресурсы, электронные образовательные ресурсы, совокупность информационных технологий, телекоммуникационных технологий, соответствующих технологических средств и обеспечивающей освоение обучающимися образовательных программ в полном объеме независимо от места нахождения обучающихся. 

Использование дистанционных технологий стимулирует педагога к постоянному самообразованию и саморазвитию, ведь оно предполагает умение:

1) вести поиск в различных электронных справочниках, базах данных, информационно-поисковых системах;

2) организовывать хранение информации, проводить ее анализ и выбирать адекватные формы ее представления с помощью современных мультимедийных технологий;

3) использовать полученные данные при решении конкретных творческих и проблемных задач.

 Применение дистанционных технологий в обучении позволяет

Во- первых, создать для обучающихся ситуацию выбора темпа, форм работы, повысить его мотивацию к самостоятельной познавательной деятельности.

Во- вторых, повысить уровень индивидуализации образования,

В- третьих, сделать возможным обучение в удобное время, в удобном месте (особенно для детей с ОВЗ)


Дистанционное обучение школьников с ОВЗ

Особенно актуально дистанционное обучение для детей с ограниченными возможностями здоровья. Такие школьники могут обучаться на дому в удобное время и в оптимальном темпе, необходимо лишь владение элементарными навыками работы с компьютером. Личный опыт восьмилетней работы с обучающимися с ОВЗ в рамках проекта «Дистанционное образование детей- инвалидов» подтверждает, что использование дистанционных технологий помогает индивидуализировать обучение, создать ситуацию успеха, обеспечить деятельностный подход, ориентировать на самообразование и саморазвитие.

Дистанционные уроки с детьми-инвалидами провожу в режиме онлайн. Всегда четко обозначается время, когда мы с учеником встречаемся в Skype. Также выделяю время на получение от ученика отсканированной копии домашнего задания, его проверки, сканирования проверенной работы и последующей отправки назад обучающемуся. Все отсканированные письменные работы хранятся в отдельных папках.

Организующей основой дистанционного, как и очного,  обучения являются программа, учебник, поурочные методические рекомендации и подробные инструкции учителя.  Но и в силу специфичности  такого вида обучения большую часть образовательных средств составляют электронные: гипертекстовые и мультимедийные учебники и пособия, интерактивные практикумы, тестовые системы, видеофильмы, иллюстрации, словари, справочники, энциклопедии и любые другие материалы в цифровом формате, если они используются для решения учебных задач.

При планировании дистанционного урока учитываю, что осознание учеником изучения нового материала, его закрепление и т.д. будет происходить индивидуально, в зависимости от его подготовленности и обученности.

Процесс обучения состоит из следующих этапов: 1) получение новых знаний; 2) выполнение различных тренировочных заданий, упражнений с применением новых знаний; 3) обобщение и систематизация знаний.

На этапе получения новых знаний для более качественного запоминания учебного материала возможно использование видеозаписи лекции, создание видеороликов, организация видеоконференции, в рамках которой педагог излагает новый материал.

Применение новых знаний в практической деятельности реализую в программах-тренажерах, играх. Использование функции «Демонстрация экрана» в рамках индивидуального занятия позволяет контролировать работу, выполняемую обучающимся.

Практика показывает, что в режиме Skype некоторые обучающиеся могут отвлекаться и даже сбивать темп учебного занятия. Для решения этих проблем целесообразно:

* давать учебный материал дозированно и с учетом индивидуального уровня подготовленности обучающихся;

* использовать разнообразные виды деятельности, менять их в рамках одного учебного занятия;

* чередовать материалы, содержащие звуковую и визуальную информацию;

* проводить физкультпаузы, зрительную гимнастику.

Стараюсь вовлечь родителей обучающихся в образовательный процесс, организую дистанционное общение с ними, осуществляю постоянную связь. Это способствует тому, что родители становятся единомышленниками и помощниками педагога.

В дистанционном режиме по электронной почте или через Skype осуществляю пересылку учебных материалов (текстовую информацию и видеоматериалы).

Контроль знаний проводится посредством выполнения тестовых заданий и итоговых проверочных работ. На этом этапе организуется взаимодействие с учениками в офлайн режиме (электронная почта) и онлайн режиме (текстовая конференция, Skype).

 

Применение дистанционных образовательных технологий способствует решению следующих задач:

* повышение учебной мотивации;

* развитие познавательной активности обучающихся через умение работать с различными дополнительными источниками информации, используя технические возможности компьютера и сети Интернет;

* стимулирование самостоятельности обучающихся в учебном процессе.

На уроках русского языка используются презентации, видеофильмы, аудиофайлы, разнообразные тесты, электронные учебники и тренажеры, звуковые диктанты, электронные энциклопедии, материалы лингвистических и литературоведческих сайтов и т.д. Вот некоторые примеры:

 

* Справочно-информационный портал ГРАМОТА.РУ – русский язык для всех http://www.gramota.ru/

* Культура письменной речи http://gramma.ru/

* Мегаэнциклопедия Кирилла и Мефодия http://megabook.ru/

* Русские словари. Служба русского языка http://www.slovari.ru/start.aspx?s=0&p=3050

* Электронная библиотека - тексты русской литературы http://public-library.narod.ru/

На уроках литературы часто показываю видеоматериалы в качестве иллюстраций к произведению, для сопоставления авторской и режиссёрской интерпретаций, для сравнения фрагментов художественного текста и видеофрагмента, для выполнения заданий на восстановление сюжетной линии произведения, а также для организации беседы по просмотренному эпизоду.

Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов  http://fcior.edu.ru/  дает большие возможности для проведения дистанционного урока русского языка и литературы на высоком уровне. Речь идет о разнообразных учебных модулях, для воспроизведения которых необходимо установить специальную программу – проигрыватель ресурсов  Использование предлагаемых модулей помогает провести полноценный урок со всеми необходимыми этапами.

В своей работе использую материалы Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов http://school-collection.edu.ru/:/ многоуровневые интерактивные таблицы, тесты, лингвистические загадки, иллюстрации к художественным произведениям, разнообразные задания по работе с текстом художественного произведения и т.д.

При организации дистанционного обучения в качестве образовательных платформ я использую «МЭО», «РЭШ», «Решу ЕГЭ». Для проведения же видеоконференций можно использовать применяете и такие мессенджеры, как Zoom, МЭО


Виды деятельности учащихся в сети Интернет при изучении русского языка и литературы

Деятельность учащихся в ходе проведения уроков русского языка и литературы и в ходе выполнения домашних заданий может быть разнообразной и очень интересной. Это может быть:

Работа с различными словарями http://www.slovari.ru/

Сбор мультимедиа-материалов по заданной теме (текст, иллюстрации, анимации, видео, аудио)

Написание и защита рефератов http://express-externat.spb.ru/component/content/article/123-2009-12-09-22-58-25

Самостоятельная работа с лекцией и видеолекцией http://univertv.ru/video/filologiya/russkij_yazyk/?mark=science

Работа с веб-квестом http://laraas2011gmail.blogspot.ru/p/web.html

Составление коллекции аннотированных ссылок по теме урока

Создание документов Google (презентаций, анкет и т. п.) https://drive.google.com/?authuser=0#my-drive

Публикация статей

Создание тематических веб-страниц

Создание видео-роликов

Создание фотосериалов и презентаций https://picasaweb.google.com/

Создание плэйкаста, открыток, игр, викторин http://www.playcast.ru/

http://www.imagechef.com/photos

Участие в ролевой игре

Участие в учебных исследованиях и проектах

Участие в онлайн-конкурсах и олимпиадах


Контроль знаний, умений, навыков с помощью дистанционных технологий:

Для организации контроля использую:

Разноуровненвые онлайн-тесты https://docs.google.com/spreadsheet/viewform?formkey=dFd4RUNaWFNEcDlxS1Jwd09JbmZYZXc6MQ

Дидактические материалы онлайн http://proektrus.narod.ru/proekt3.htm

Контрольно-измерительные материалы http://ege.yandex.ru/russian/

Использование дистанционных технологий при подготовке к ЕГЭ и ОГЭ

Для подготовки к итоговой аттестации учащихся , занимающихся дистанционно, использую следующие образовательные ресурсы

Образовательный портал для подготовки «Решу ЕГЭ»

Открытый банк заданий ФИПИ

Интерактивный информационно- обучающий сайт «Русский на 5»

Интерактивные задания учителей русского языка и литературы Захарьиной Е.А и Бенделевой Л.М.

В 2020-2021 учебном году была организована индивидуальная целенаправленная подготовка к ОГЭ по русскому языку с использованием дистанционных технологий. После выполнения заданий скриншоты страниц с результатами ученик отправлял по Скайпу , работа анализировалась, а затем проводилась индивидуальная коррекционная работа, способствующая устранению пробелов в знаниях обучающегося. Результаты итоговой аттестации учащихся в 2020-2021 учебном году подтвердили эффективность применения дистанционных технологий . 3 учащихся успешно справились с ОГЭ.

Опыт применения дистанционных технологий дает мне право говорить о ряде преимуществ такого обучения:

доступность для обучающихся "перекрестной" информации, так как у них появляется возможность обращаться к альтернативным информационным источникам, используя технические возможности компьютера, ресурсы сети Интернет;

индивидуализация процесса обучения, предполагающая организацию многопланового сопровождения и поддержки обучающихся со стороны учителя;

повышение качества образовательного процесса за счет ориентации на использование автоматизированных обучающих и тестирующих систем, заданий для самоконтроля и т.п.;

развитие творческого и интеллектуального потенциала школьников за счет самоорганизации, стремления к знаниям, умения взаимодействовать с современной компьютерной техникой, самостоятельно принимать ответственные решения;

оперативное обновление методического сопровождения учебного процесса, так как содержание методических материалов на электронных носителях легче поддерживать в актуальном состоянии.


Список литературы

1. Андреев А.А. Введение в дистанционное обучение. Учебно-методическое пособие. - М.: ВУ, 2007.

2. Дроздецкая Г. В. Вопросы дистанционного образования при обучении русскому языку и культуре речи // Философия образования. - 2011. - № 6 (39). - С. 307-315.

3. Дистанционное обучение/ Учебное пособие под ред. Е.С.Полат. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2008.

4.Особенности организации дистанционных уроков  http://moodle.iktinfo.org.ru/mod/page/view.php?id=45



Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (3)

Ставцева Ирина Владимировна
Комментарий был удалён пользователем 23 июл 2021 в 07:05
Ставцева Ирина Владимировна, 23.07.21 в 07:28 4Ответить Пожаловаться
Совпадение или плагиат? https://урок.рф/library/vozmozhnosti_tehnologii_distantcionnogo_obucheniya_v_p_165740.html
Соколова Елена Борисовна, 23.07.21 в 07:59 4Ответить Пожаловаться
Плагиат то, что по ссылке. И надо же было опубликовать одновременно! А эта работа была автором опубликована ещё в 2016 году https://multiurok.ru/files/vozmozhnosti-tiekhnologhii-distantsionnogho-obuchi.html
Ставцева Ирина Владимировна, 23.07.21 в 08:09 3Ответить Пожаловаться
Да. Та коллега не "постеснялась" и на инфоуроке опубликовать чужую работу. https://infourok.ru/statya-vozmozhnosti-tehnologii-distancionnogo-obucheniya-v-prepodavanii-russkogo-yazyka-i-literatury-5188820.html
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.