Использование в образовательном процессе ИКТ технологий для обучения детей с ОВЗ
Использование в образовательном процессе ИКТ технологий для обучения детей с ОВЗ.
Проблема обучения детей с ограниченными возможностями здоровья становится актуальной в связи со значительным увеличением численности данной группы в обществе с одной стороны, а с другой, появляющимися новыми
возможностями для их адаптации в обществе.
Одна из основных функций образования является развивающая функция образования, становление и развитие личности школьника. А одним из основных показателей становления личности школьника является познавательный интерес, уровень развития которого в значительной мере определяет эффективность процесса обучения.
Для детей с ОВЗ характерны быстрая истощаемость ресурсов внимания, снижение объёма памяти, эмоциональная неустойчивость, отсутствие интеллектуальных мотивов, снижение внешней мотивации учебной деятельности. Отсюда снижение познавательного интереса. Чтобы заинтересовать учащихся, сделать их обучение более осознанным, нужны новые техники и технологии.
Поиск путей и средств повышения эффективности формирования познавательного интереса у младших школьников показывает, что одним из приоритетных в этом направлении, наряду с традиционными, признается использование средств информационно-коммуникационных технологий.
Применение электронных учебных материалов на уроках и занятиях не только знакомит детей с предметным миром, но и способствует развитию их информационной компетентности и коррекции познавательной сферы.
Цель и задачи использования ИКТ для детей с ОВЗ:
Цель: создание условий, способствующих максимальной активизации учебной деятельности младших школьников, развитию обще-учебных умений и навыков, необходимых для качественного усвоения учащимися программных требований, самостоятельности в учебной деятельности посредством применения информационно-коммуникационных технологий.
Задачи:
- активизировать образовательный процесс путем включения в него ИКТ;
- формировать и развивать самостоятельность и информационно-коммуникативную компетентность учащихся с ОВЗ;
- использовать возможности учебных тренажеров для создания сопровождения уроков в начальной школе;
- раскрыть возможности применения ИКТ при обучении детей с ОВЗ;
- использовать разнообразные творческие задания с помощью ИКТ, способствующие развитию учебной деятельности.
- воспитывать самостоятельность, способность к самообразованию;
Формы использования ИКТ:
- компьютерные презентации.
- работа с интерактивной доской (игры, тесты, тренировочные упражнения).
- видео и аудио фрагменты.
- готовые программные продукты: учебные диски,
электронные библиотеки, виртуальные экскурсии, и др.
- работа в сети Интернет (поиск информации, общение, публикации).
Образовательный ресурс –« телешкола»
Свои уроки я стараюсь сделать интересными и яркими, и для этого мне необходимо шагать в ногу со временем. Информационные технологии помогают мне использовать новые методы и приемы в моей работе. Я не только воспитываю, развиваю и учу ребят на уроке, но и самореализуюсь как педагог, нахожу новые средства работы – исследую, наблюдаю и творю.
Возможности использования ИКТ на уроках:
Использовать ИКТ можно на любом предмете общеобразовательного цикла.
На уроках русского языка, математики, литературного чтения и окружающего мира использую Интерактивное наглядное пособие «Наглядная школа» по всем годам обучения, которое включает в себя
Полноэкранные иллюстрации с текстовыми подписями, комментариями, формулами;
Интерактивныё 3D модели, которые можно вращать, выбирая требуемое положение;
Анимации, иллюстрирующие различные явления и изучаемые процессы:
Интерактивные таблицы величин и параметров;
Интерактивные модели явлений, процессов, исследований и экспериментов;
Интерактивный задачник.
Материалы пособий соответствуют как базовому, так и углубленному уровню подготовки обучающихся по учебным дисциплинам. Их содержание носит универсальный характер, они могут быть использованы при работе с любым учебником, имеющим гриф Министерства образования и науки РФ и включенным в Федеральный перечень учебников.
На уроках письма использование ИКТ помогает организовать работу над звуком, звуковой схемой слова, над предложением, текстом. Так же очень удобно проводить словарную работу, орфографические, слуховые диктанты, проверочные работы. Здесь у учащихся появляется возможность быстро проверить, исправить ошибки и оценить свою работу.
На уроках русского языка, обучающимся нравится задания, где нужно вставить пропущенные буквы, расставить предложения по смыслу. При такой организации материала включаются три вида памяти детей: зрительная, слуховая, моторная. С презентацией урок проходит интересней, дети активно участвуют в процессе обучения. Благодаря тому, что презентация дает возможность последовательно выполнять задания, дети выполняют все более внимательно.
Урок литературного чтения должен быть ярким и образным для развития эмоциональной отзывчивости учащихся. Возможно использование ИКТ на обобщающих уроках по некоторым темам, где возможно составление кроссвордов, проведение викторин и других творческих заданий. На уроках мы прослушиваем аудиозаписи тех произведений, которые проходим, что облегчает в дальнейшем восприятие текста, его понимание. Трудный материал всегда легче запомнить с помощью таблиц, схем. Так как в моем классе дети подобрались с разными проблемами здоровья, проверка усвоения учебного материала проходит индивидуально.
На уроке математике использую презентации во время устного счета, или при объяснении геометрического материала, работе над таблицей умножения, решению разных видов задач.
Тренажеры помогают отрабатывать вычислительные навыки.
В начальной школе, дети во время урока быстро утомляются, а дети с ОВЗ в два раза быстрее. При разработке урока с использованием ИКТ уделяю особое внимание здоровью детей. Обязательно включаю физические и динамические паузы, зарядку для глаз, смену поз.
Активно использую ИКТ при проведении внеклассных мероприятий во внеурочное время.
Использование ИКТ в образовательном процессе:
- позволяет проводить уроки на высоком эстетическом и эмоциональном уровне ;
- обеспечивает наглядность;
- привлекает большое количество дидактического материала;
- повышает объём выполняемой работы на уроке;
- обеспечивает высокую степень дифференциации обучения (индивидуальный подход к ученику, применяя разно уровневые задания).
Я использую ИКТ не только на уроках, но и в методической работе, что позволяет мне более качественно подготовиться к преподнесению того или иного материала учащимся, самообразовываться, расти и развиваться в своей профессиональной деятельности.
• Разрабатываю, систематизирую и собираю методические разработки и документацию (перспективные планы, конспекты, игры, музыкальные подборки и т.д.)
• Диагностирую развитие детей (строю диаграммы, графики)
• Обмениваюсь опытом, дидактическими материалами и пособиями с другими специалистами в области образования по всей России.
В процессе работы по развитию познавательного интереса младших школьников с помощью ИКТ могу отметить:
- повышение уровня познавательных процессов у детей с ОВЗ, после внедрения в процесс обучения информационных технологий,
- повышение уровня личного профессионализма в области информационных технологий и методики коррекционной - развивающей работы,
- формирование мотивационных компонентов деятельности у учащихся.
Именно, поэтому ИКТ вызывают интерес и активно внедряются мною в практической деятельности.
Таким образом, использование современных ИКТ обогащает учебно-воспитательный процесс, позволяет организовывать образование детей с ОВЗ на высоком профессиональном уровне, сделать обучение более эффективным, обеспечивающем успешную социализацию детей с ограниченными возможностями здоровья в обществе.
Литература
1. Гончарова Е.Н., Кукушкина О.И. Ребенок с особыми образовательными потребностями // Альманах Института коррекционной педагогики РАО. 2002. Вып. № 5.
2. Королевская Т. К. Компьютерные интерактивные технологии и устная речь как средство коммуникации: достижения и поиск // Дефектология. 1998. № 1. С. 47–55.
3. Кукушкина О.И. Применение информационных технологий в специальном образовании // Специальное образование: состояние, перспективы развития. Тематическое приложение к журналу «Вестник образования». 2003. № 3. С. 67–76.
Список использованной литературы
1. Босова, Л.Л. Компьютерные уроки в начальной школе // Информатика и образование. – 2002. - №1.
2. Васильева, И.А. Психологические аспекты применения информационных технологий / И.А. Васильева, Е.М. Осипова, Н.Н. Петрова //
Вопросы психологии. – 2002. – №3.
3. Ермолаева, М.В. Психологические рекомендации и методы развивающей и коррекционной работы с дошкольниками. – М.: Институт
практической психологии, 1998.
4. Никольская, И.А. Информационные технологии в специальном образовании. – М.: Коррекционная педагогика, 2004.