Урок в 1 классе «Освоение средств музыкальной выразительности»

0
0
Материал опубликован 21 January 2019

МБУ ДО «Детская школа искусств №19» с. Сасыколи

Урок по музыкальному инструменту с ученицей хорового класса 1 года обучения

Дусеновой Динарой

Преподаватель: Тарасова Дина Вячеславовна


 

Тема:

«Освоение средств музыкальной выразительности»


 

Цель:

Формирование навыков игры на инструменте у фортепиано у первоклассников – хоровиков.

Освоение средств музыкальной выразительности.

Задачи:

Научить самостоятельно контролировать правильную посадку и постановку рук во время игры на инструменте.

Научить ребенка освобождению мышц рук при помощи гимнастики и упражнений на фортепиано.

Отработать приёмы игры non legato, legato и staccato.

Развивать слуховой контроль при игре на инструменте.

 

Прогнозируемый результат:

Ребенок научится владеть и управлять мышцами рук, закрепит приёмы игры на инструменте non legato, legato и staccato, научится с помощью слухового контроля оценивать извлекаемые звуки и игру в целом.

Оборудование:

Фортепиано, 2 стула, таблица средств музыкальной выразительности, нотные пособия.


 

Используемые педагогические технологии:

 

Здоровьесберегающая:

рациональная организация урока: динамическая пауза (упражнения для глаз, упражнения на свободные повороты головы и упражнения для рук «Колобок»), упражнения на расслабление мышц шеи, рук, плечевого пояса, снятия мышечных зажимов («Качели», «Маятник»).

правильная организация пианистического аппарата во время игры;

- психологический комфорт, проявление доброжелательности учителя.

 

Игровая технология:

Обязательно использовать её в период начального обучения. Включение в учебный процесс игровых моментов повышает интерес учащихся к занятиям на фортепиано, активизирует их творческую деятельность («Окошечко», «Солдатик марширует», «Сесть-встать» «Курочка клюёт зернышки», «Волшебный платок», «В школу»).


 

План урока

Организационный момент.

Разминка с использованием игровой технологии. Упражнения, направленные на свободу двигательного аппарата, пальчиковая гимнастика

Работа с музыкальным материалом (с использованием здоровьесберегающей технологии).

Закрепление пройденного материала - выразительные средства в музыке.

Итог урока

Домашнее задание.


 

Ход урока

Организационный момент: Озвучивание темы урока, задач. Подготовка ученицы к занятию – упражнения направленные на расслабление мышц корпуса и рук («Маятник», «Качели»), ноты, посадка за инструментом. Педагог обращает внимание на положение ног на подставке, руки свободно лежат на коленях, спина прямая.

Разминка. Упражнения, направленные свободу двигательного аппарата.

«Окошечко» (постановка 1-го пальца – высокое положение ладони); «Солдатик марширует» («шагаем» non legato 2-м и 3-м, затем 3-м и 4-м пальцами и т.д.);

 

Работа с музыкальным материалом

Педагог: Какое произведение ты нам сейчас исполнишь?

Ученица: русскую народную песню «Во саду ли в огороде»

Педагог: Какое настроение у произведения?

Ученица: Светлое, солнечное.

Педагог: Давай подробнее рассмотрим, какими красками, т.е. какими средствами музыкальной выразительности передаётся характер в произведении.

Делаем небольшой анализ произведения: определяем темп (allegretto –оживлённо) как ты и сказала музыка звучит светло и солнечно. Разнообразить её нам помогает динамика (F и P) и штрихи (non legato с фрагментами legato,tenuto) и т.д. (замедление).

Закрепление приёма – legato. Преподаватель формирует правильные движения руки, опираясь на изученные ранее упражнения «Сесть-встать»

Педагог: Какие образы возникают у тебя, когда ты играешь эту пьесу?

Ученица: Я представляю весёлых подружек, которые вышли погулять в сад.

Далее идёт работа над произведением, выразительным исполнением.


 

Физкультминутка.

Упражнение для глаз: подвигать глазками (вправо, влево, вверх, вниз).

Упражнение на раскрепощение мышц шеи( свободные повороты головы вправо, влево, вверх, вниз).

Упражнение на раскрепощение мышц рук и снятие мышечных зажимов («Колобок»), пальчиковая игра: « Волшебный платок».


Педагог:

У меня живет Проглот

Весь платок он скушал, вот!

Сразу стало у Проглота

Брюшко, как у бегемота


Берём небольшой платок за уголок и целиком вбираем его в ладонь, используя пальцы только одной руки. Другая рука не помогает. Сначала одной рукой, потом другой.

Упражнение: «Курочка клюёт зёрнышки» - Палец ударяет по ноте и сразу отпускает её. Этот приём можно сравнить с печатанием на клавиатуре или с птицей, клюющей зерна.

Педагог: Динара, как называется твое следующее произведение?

Ученица: Друшкевичова «Полька»

Педагог: Скажи, какой характер у пьесы?

Ученица: Весёлый, радостный.

Педагог: Что такое полька?

Ученица: - чешский народный танец.

Педагог: Как ты думаешь, кто танцует эту польку?

Ученица: Весёлый танец зверюшек. Они прыгают и скачут вокруг ёлочки.

Педагог: Какие средства выразительности мы будем использовать, играя польку?

Ответы ученицы: играть отрывисто (staccato), весело и подвижно, чередуя громкую и тихую игру (динамика mf и p).

Педагог: Давай сыграем нашу пьеску, так, как мы сейчас обговорили,

Не забывай, что эту пьеску мы играем штрихом staccato.

Упражнение для правильной осанки и освобождения тела

«Балерина»

Упражнения на развитие хватательных движений

«Летающий платочек»
 

Закрепление пройденного материала

Исполняется наизусть ранее выученная пьеса. Педагог обращает внимание на характер пьесы – весёлый, радостный.


 

Итог урока

Средства музыкальной выразительности самым непосредственным образом влияют на характер музыкального произведения, его образ. Отмечая выразительное значение тех или иных средств, целостное восприятие музыки учеником становится полноценнее, осознаннее. Активное переживание музыкального произведения помогает восприятию музыки и положительно сказывается на исполнении.

Домашнее задание

- Закрепление пьес «Во саду ли в огороде» и «Полька»

- Нарисовать рисунок к пьеске «Полька»

- Дома повторять упражнения «Говорящие пальцы», «Сесть встать» и «Курочка клюёт зёрнышки»

Педагог: На этом наш урок закончен. Спасибо за внимание!


 

Список литературы:

Б. Милич «Маленькому пианисту». Кiев. «Музична Украiна» 1984.

Л. Баренбойм «Путь к музицированию». Ленинград «Советский композитор». Ленинградское отделение. 1980 г.

А. Шмидт-Шкловская «О воспитании пианистических навыков»; М.: «Классика XXI», 2013г.

А. Щапов «Фортепианный урок в музыкальной школе и училище»; М.: «Классика XXI», 2009г.

Николаев А.В. «Фортепианная игра». Учебное пособие для фортепиано. - Музыка, 2004г.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.