Урок физической культуры «Нижняя прямая подача мяча в волейболе» (5–7 классы)
Тема урока: «Нижняя прямая подача мяча». Подвижная игра «Подай и попади». 5 класс.
Цели урока: выполнить комплекс ОРУ с волейбольным мячом, провести специальные беговые упражнения;познакомить с техникой нижней прямой подачей мяча: подачей мяча в стену, подачей мяча в парах — через ширину площадки с последующим приемом; разучить подвижную игру «Подай и попади».
Формируемые универсальные учебные действия:
предметные: иметь первоначальные представления о технике нижней прямой подачи; организовывать здоровьесберегающую жизнедеятельность с помощью общеразвивающих упражнений с мячом и подвижной игры «Подай и попади»;
метапредметные: принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, определять общие цели и пути их достижения; договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности; конструктивно решать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества;
личностные: развитие мотивов учебной деятельности, ответственного отношения к порученному делу; понимание физической культуры как средства организации здорового образа жизни, профилактики вредных привычек; бережного отношения к собственному здоровью и здоровью окружающих.
Инвентарь: секундомер, свисток, волейбольные мячи по количеству занимающихся, волейбольная сетка.
Ход урока
I. Вводная часть
1. Построение. Организационные команды. Рапорт учащихся, приветствие, объявление темы и задач урока.
2. Ходьба строевым шагом. Разминочный бег (3 мин). После бега учитель переводит класс на шаг. Учащиеся выполняют дыхательные упражнения: на 1-2 — вдох, руки вверх. На 3-4 — выдох, руки вниз. Когда ученики проходят по периметру зала, то берут по одному волейбольному мячу.
— Класс, на месте стой! Налево!
(Учитель останавливает класс на длинной стороне зала.)
— На первый-второй рассчитайсь! Первые остались на этой стороне, вторые на противоположную сторону зала шагом марш! Вторые, кругом!
Перестроившись таким образом в две шеренги, переходят к разминке.
3. Разминка с мячом Комплекс упражнений с мячами
Молодцы, ребята, разминка окончена.
4. Беговые упражнения
Каждый учащийся кладет свой мяч в качестве ориентира рядом с собой. Упражнения выполняются по очереди, сначала первые номера, затем вторые. Учитель заранее объявляет: «Первые приготовились» или «Вторые приготовились».
И. п. — сидя на полу спиной к ходу движения. По сигналу встать, добежать до противоположной стороны, коснуться рукой линии и вернуться.
И. п. — с мячом в руках. По сигналу передвигаться приставным шагом до противоположной стороны, обратно возвратиться приставным шагом другим боком.
И. п. — с мячом в руках. По сигналу бежать вперед, по следующему сигналу — развернуться и бежать назад, т. е. по каждому сигналу необходимо развернуться и бежать в противоположную сторону. Бег выполняется до тех пор, пока кто-то из учеников не пересечет противоположную линию. Затем ученики шагом возвращаются назад. Если кто-то во время выполнения роняет мяч, то выбывает.
II. Основная часть
1. Передача мяча сверху двумя руками
— Повторим передачу мяча над головой (выполнение упражнения не менее 1 )мин).
— Повторим прием и передачу мяча снизу (не менее 2 мин). Старайтесь не набрасывать себе рукой, а потом складывать руки в замок, нужно сразу играть правильно сложенными руками.
3. Нижняя прямая подача: знакомство и подводящие упражнения
— Проверим домашнее задание. Кто понял технику выполнения прямой нижней подачи (учебник Виленского 5-6-7 классы)?
Примерные ответы: Это наиболее легкий и простой вариант подачи в волейболе. При выполнении нижней подачи удар по мячу наносится ниже уровня головы. Соответственно, те удары, которые наносятся на уровне головы или выше ее, — это верхние подачи. А прямой эта подача называется, потому что игрок стоит лицом к партнеру, стене или сетке. Если же игрок поворачивается боком, то это уже будет боковая подача.
— Наша задача — отработать именно нижнюю прямую подачу. Разберем технику выполнения: находясь лицом к цели (сетка, партнер, стена), положить мяч на ладонь левой руки, левую ногу поставить немного вперед, перенести на нее тяжесть тела, наклонить тело вперед, правую отвести назад.
Разберем технику удара: удар нужно наносить ладонью, сложенной в виде лодочки, причем не самой ладонью, а ее верхней частью. Если подачу выполняет левша, соответственно, все делаем наоборот: мяч на правой руке, бьем левой и т. п.
— Выполним тренировочные упражнения.
Имитация подачи. Нужно отработать движение руки и то место, по которому будет наноситься удар. Мяч держим на ладони, но не сбиваем, а только касаемся. Упражнение выполняется 1—2 мин. Пробуем выполнять подачу у стены, отойдя от нее на 3 м. Упражнение выполняется не менее 3 мин. Если у учащихся получается выполнение упражнения правильно, то они переходят к упражнениям в парах.
Упражнения в парах. Ученики делятся на пары и оставляют один мяч на пару.
Нижняя подача. Напарники встают друг против друга на противоположных сторонах зала (по ширине) и отрабатывают нижнюю подачу. Пока ученики выполняют задание, учитель может оценить работу каждого ученика, кому-то подсказать что-то, кого-то просто похвалить и т. п.
Повторение передач мяча сверху (1 мин).
Повторение передач мяча снизу (1 мин).
Любые передачи (1 мин).
Подвижная игра «Подай и попади»
Несмотря на то что на этом уроке учащиеся еще не пробовали подавать мяч через сетку, можно предложить им именно этот вариант.
Учитель делит всех учащихся класса на две команды. По жребию все мячи у одной из них. Начинают подавать, стоя не далее шести метров от сетки. По сигналу члены первой команды по очереди начинают подавать мяч на противоположную сторону, но попадать они должны в заданную половину, точнее, четверть, так как делим территорию противника пополам и одну из половин назначаем целью. Можно выбирать, с какого места подавать, т. е. встать точно напротив того места, куда надо попасть, или немного сбоку, или по диагонали. Считается количество попаданий. Когда первая команда выполнила подачи, вторая собирает мячи и готовится к своей подаче. Та команда, у которой ошибок будет меньше, получает 1 очко. Выполняется следующая подача и т. д. Четверть, в которую следует выполнять подачу, стоит периодически менять. Если ученики выполняют подачи уверенно, то расстояние до сетки увеличиваем до 8-10 м.
III. Заключительная часть
Ученики заканчивают выполнение упражнений за несколько минут (4-5) до окончания урока. Инвентарь убирают в место для хранения. По команде учителя быстрое построение в шеренгу по одному.
Подведение итогов урока. Анализ и самоанализ работы учащихся.
Оценивание работы учащихся: учитель отмечает лучшее выполнение. Хвалит учащихся за старание и удачные подачи.
Домашнее задание: прочитать текст «Упражнения для освоения нижней прямой подачи» на с. 121 учебника Физическая культура в 5-6-7 классах, М.Я. Виленского.
Организованный уход из зала.