Конспект занятия по музыке для детей старшей группы детского сада «Девочка из цветка»
Тема: «Девочка из цветка»
Задачи:
- слышать и чувствовать начало и конец музыкального произведения
- развивать творческое воображение по средством музыкально-ритмических движений
- побуждать импровизировать мелодию на заданный текст
- эмоционально передавать через движения музыкальные образы
- развивать чувство ритма
- воспитывать любовь к природе, бережное отношение к ней
- учить петь, передавая характер песен, петь без крика, естественным голосом, слушая вступление
Методическое обеспечение: сказочный цветок, фонограммы музыки, музыкальные инструменты
Предварительная работа: Разучивание пластических упражнений, чтение сказки Г.-Х.Андерсона «Дюймовочка», слушание произведения «Песня жаворонка» П. Чайковского, разучивание песен «Солнечная песенка» Г. Вихаревой, «Дятел» Т. Попатенко, разучивание парного танца, игры «Угадай, кто идет?»
Ход занятия:
Дети входят в зал под музыку «Весенняя песня» Ф. Мендельсона, встают в круг, здороваются.
М/Р: Посмотрите, пожалуйста, какой сказочный цветок расцвел сегодня в нашем волшебном саду. Как вы думаете, в какой сказке есть такой цветок? Из чего вырос цветок? (из зернышка) Что нужно сделать для того, чтобы цветок вырос? (посадить зернышко в землю, полить его) Сегодня я приглашаю вас в сказку. Сейчас воспитатель подарит вам каждому по волшебному зернышку и вы посадите его. Подумайте, как это нужно сделать, чтобы выросли красивые цветы. (Воспитатель «вкладывает» в ладоши по зернышку под «Подснежник» П. Чайковского. Дети изображают «выращивание цветка»: выкапывают ямку, кладут зернышко, поливают, закапывают. Цветок начинает расти, дети импровизируют распускание цветка)
М/Р: Посмотрите, какие прекрасные цветы выросли, в каждом их них живет Дюймовочка. Она пока спит, давайте осторожно ее разбудим. У нас есть цветок – веселый колокольчик. Веселый колокольчик, пропой свою звонкую, радостную песенку, чтобы Дюймовочка проснулась.
(Дети сочиняют мелодию на заданный текст:
Веселый колокольчик – динь, динь, динь, динь, динь, динь –
Смеется и хохочет – динь, динь, динь, динь, динь, динь)
М/Р: Каждое утро Дюймовочка умывалась капельками росы, давайте покажем как она это делала (дети сбивают капельки росы, умываются, стряхивают с ладошек). Ребята, Дюймовочка просила меня навестить ее друзей, давайте отправимся в путь.
Дети идут осторожным шагом, чтобы не потревожить птичьи гнезда.
Перед нами ручеек – легкий бег змейкой
Подлезание под ветвями деревьев. Перешагивание.
М/Р: Путь наш был долгим, трудным, давайте присядем, отдохнем на лесной опушке и послушаем музыкальные загадки. Слушайте первую загадку:
(Дети слушают и отгадывают произведение «Песня жаворонка» П. Чайковского)
Слушание (после слушания М/Р задает вопросы детям):
Кто сочинил это произведение?
Какой характер у музыки?
Как меняется динамика?
Кто исполняет произведение?
М/Р: Ребята, слышите, кажется ветер шумит, давайте его изобразим голосом.
Распевание на звук «У»
М/Р: Молодцы, а теперь слушаем вторую загадку.
Звучит песня «Солнечная песенка» Г. Вихаревой
М/Р: Давайте украсим эту песенку музыкальными инструментами.
Исполняется песня с сопровождением ДМИ
М/Р: Слушайте еще одну лесную загадку.
Слушают вступление песни «Дятел», отгадывают название песни, поют подгруппами, пение песни второй раз с прохлопыванием ритмического рисунка.
МР: Ребята, мне кажется дятел приглашает нас отправиться на лесную танцплощадку. Я слышу музыку, ну-ка, мальчики, приглашайте девочек на танец.
Дети исполняют парный танец «Полька с хлопками» З. Роот
М/Р: Ой, ребята, тише, тише, что-то странное я слышу.
Появился на лужке некто в черном котелке.
На лужке была жара – и кротовая нора.
Кто будет кротом?
Проводится игра с кротом (Каждая группа насекомых движется на свою музыку: «В траве сидел кузнечик» - кузнечики; «Вальс» - бабочки, «Полька» - жуки; с окончанием музыки дети замирают, засыпают. Когда появляется крот, все бегут на стульчики – домики и закрывают голову руками.)
М/Р: Как мы весело играли, но нам пора уже возвращаться в группу. Вам понравилось наше путешествие? Что вам понравилось больше всего?
Подводятся итоги занятия.
М/Р: Лес открыл для всех свои ворота настежь,
Луг припас для всех свои цветы,
Все кругом поет тебе и мне о счастье,
Если сам ты полон доброты! Берегите природу.
Дети выходят из зала.