НОД «К нам пришла осень» (Развитие речи в старшей группе)

6
0
Материал опубликован 16 June 2021

5


Развитие речи в старшей группе.

ТЕМА: «К нам пришла осень»

Цель: Формирование умений составлять рассказ с опорой на картинки.

Задачи:

Обобщать и систематизировать представления детей о признаках осени, ее характерных особенностях.

Продолжать развивать умения строить полные и четкие предложения, а из них короткий рассказ.

Формировать умение отвечать на вопросы полным предложением.

Активизировать словарь словами: опадают, моросит, листопад, облачно, увядает, слякотно.

Воспитывать дружеских взаимоотношений между детьми.


Материалы и оборудование:   Письмо, магнитная доска, магниты, картинки для составления рассказа, компьютер, интерактивная доска, музыка для физминутки, осенние листочки (по количеству детей).


 Предварительная работа.

Экскурсии в природу, наблюдения на прогулке.

Беседы с детьми об осени, осенних явлениях, жизни растений, животных и людей осенью.

Рассматривание иллюстраций, картин.

Заучивание стихотворений, чтение произведений об осени.

Загадки на тему «Осень».

Дидактические игры по экологии.

Проведение физкультминуток.

Ход НОД:

Деятельность воспитателя

Деятельность детей

  Мотивационная часть

Воспитатель. Сегодня на улице пасмурно и сыро, а в нашей группе светло и весело! А весело от наших светлых улыбок, ведь каждая улыбка - это маленькое солнышко, от которой становится тепло и хорошо. Поэтому я предлагаю вам чаще улыбаться друг другу и всем окружающим вас людям. Подарите свои улыбки нашим гостям, чтобы у них появилось хорошее настроение.

Дети стоят полукругом.




Ответы детей.

Воспитатель. Ребята, послушайте загадку.

Листья опадают,
Моросят дожди,
Травы увядают,
Лето позади.


Мокрая погода,
Всё серо вокруг

Это время года

Отгадай мой друг. (Осень)

Воспитатель. Ребята, о каком времени года здесь говорится в загадке? Как вы догадались? Почему вы решили, что речь идет именно об осени?

Какие слова в этой загадке дают понять, что это осень.

Воспитатель. Давай - те же посмотрим, какая сегодня погода за окном и поиграем.

Я буду задавать вам вопросы, а вы мне будете отвечать одним словом, а потом нужно придумать предложение с этим словом.

Игра «Осенний день»

С утра с неба льет сильный дождь. Как можно сказать о такой погоде? (дождливая)

Дождь прошел, вокруг сырость. Как можно охарактеризовать такую погоду? (сырая)

Вдруг налетел сильный ветер. Что говорят о такой погоде? (ветреная)

Вдруг сильный ветер срывает с деревьев листья? (листопад)

Ветер собрал на небе много облаков, которые закрыли все небо. Какая это погода? (облачная)



В обед на небе светило солнце. Если светит солнце, какая это погода? (солнечная)

К вечеру пришел мороз. Что скажете о такой погоде? (морозная)

А ночью выпал снег. Как называют такую погоду? (снежная)

Воспитатель. Вот таким может быть осенний день.


Сюрпризный момент (стук в дверь)

   Воспитатель. Ребята, сегодня к нам в детский сад пришло письмо, оно не обычное. Сейчас я вам его прочитаю  (показывает конверт).

Я предлагаю вам сесть на стулья, чтобы внимательно прочитать письмо.

«Здравствуйте, ребята! Пишет вам птичка-невеличка. Я живу в одном лесу на большом красивом дереве. Это дерево – мой дом. Мне знакома на нем каждая веточка и каждый листочек. Однажды я заметила, что с деревом что-то происходит. Зеленые листочки на дереве стали желтеть и опадать. С каждым днем листьев на дереве становится все меньше и меньше. Наверное, мое дерево заболело и скоро погибнет. Где же я буду жить? Ребята, расскажите мне, что происходит с моим деревом?»

Воспитатель. Скажите, что происходит с деревом, на котором живет птичка? Оно погибает?

Вы все правильно догадались.

Воспитатель. Как мы можем рассказать об этом птичке?

Воспитатель. Вы хотите составить рассказы об осени и отправить в письме птичке – невеличке? Она прочитает, и больше не будет волноваться о своем дереве.










Дети: Об осени

Листья опадают.
Моросят дожди.
Травы увядают.
Лето позади.
Мокрая погода.
Всё серо вокруг.





Дети заглядывают в окно.

На дворе осень золотая.

Погода сегодня солнечная.(дождливая)



Погода осенняя дождливая.

Это дождливая погода.


Погода сырая, слякотная.


О такой погоде можно сказать она ветреная.

О такой погоде говорят листопад.


Такая погода бывает облачная.





Погода сегодня солнечная.



На улице морозно.


Погода снежная, выпал первый снег.






Дети сидят на стульях.

Дерево не погибает, а это наступила осень.

Написать письмо птичке невеличке и отправить по назначению.


Содержательная часть


Ребята, что пишется в самом начале письма? Здравствуй птичка, пишут тебе ребята из детского сада № 3

Мы решили тебе пояснить, что происходит в твоем лесу.

А я предлагаю вам составить интересный рассказ об осени. Вы говорите, я пишу, выбираем самое красивое предложение.

У меня есть карточки – подсказки, которые помогут в составлении рассказа.

Воспитатель. Как мы назовем наш рассказ?

К нам пришла осень.

Что происходить осенью? В этом нам поможет

 Карточка №1 – солнце.

Воспитатель.  Составьте предложение о том, какое солнце осенью?

Воспитатель.  Солнце все реже появляется на небе и слабо греет землю. 

 Карточка №2 – туча и дождь.

Воспитатель. Что это обозначает?

Воспитатель. Осенью небо затянуто облаками, часто идет дождь.

 Карточка №3 – листья падают с деревьев. 

Воспитатель. Что происходит осенью с деревьями? 

Воспитатель.  Осенью природа готовится к зиме, листья на деревьях желтеют, краснеют и опадают. Когда дует сильный ветер, они летят с деревьев - это явление называется листопад.

Все ли деревья сбрасывают листья?

Воспитатель. Хвойные деревья остаются зелеными.

 Карточка №4– птицы.

Воспитатель. Какие  изменения происходят в жизни птиц. Расскажите, что вы знаете об этом?

Воспитатель.  Перелетные птицы собираются в стаи и улетают в теплые края. С нами остаются только зимующие птицы, потому  что им зима не страшна.

Почему они улетают?

Карточка №5 –  звери.

Воспитатель. Что делают осенью звери?

Воспитатель.  Звери готовятся к зиме. Они делают запасы на зиму, меняют шубку на более теплую. Медведи ,ежи, барсуки ложатся спать до самой весны.

Да мы хотим составить интересный рассказ.




К нам пришла осень. Наступила осень. В лесу наступила осень золотая



Солнце светит, но слабо согревает землю.

Осенью небо затянуто облаками, часто идет дождь. Дождь осенний моросит.

 Осенью природа готовится к зиме, листья на деревьях желтеют, краснеют и опадают

 Осенью природа готовится к зиме, листья на деревьях желтеют, краснеют и опадают.








Перелетные птицы улетают в теплые края, остальные остаются с нами зимовать. Потому что насекомые впадают в спячку.

Звери готовятся к зиме: делают запасы на зиму, меняют шубку, кто-то впадает в спячку до самой весны.

Я так устала, а кто еще устал. Я предлагаю немного отдохнуть

Физминутка .

Воспитатель. Осенью часто дует ветер, который срывает листочки с деревьев. И листья кружась падают на землю.

Посмотрите, сколько листьев у меня

(кленовые листья лежат в коробке).

Предлагаю вам потанцевать, закружиться в танце.

Физминутка

«Листочки, листочки» (муз. А Филиппенко)

Выполняются движения под музыку по показу воспитателя.

 Воспитатель. Ребята давайте посмотрим, что у нас получилось.

Ребята, вот мы и составили рассказ, вы назвали много осенних признаков, чтобы птичка поняла, что ничего необычного не происходит с ее деревом – это просто наступила осень.

Послушайте, какой рассказ мы составили. Я вам прочитаю.

«К нам осень пришла»

К нам пришла осень. Солнце все реже появляется на небе и слабо греет землю.  С каждым днем становится все холоднее и холоднее. Погода бывает пасмурная, часто идет дождь. Осенью природа готовится к зиме, листья на деревьях желтеют, краснеют и опадают. Когда дует сильный ветер, они летят с деревьев - это явление называется листопад. Перелетные птицы собираются в стаи и улетают в теплые края. С нами остаются только зимующие птицы, потому  что им зима не страшна. Звери готовятся к зиме. Они делают запасы на зиму, меняют шубку на более теплую. Медведи, ежи, барсуки ложатся спать до самой весны. Нам очень нравится осень.

 Воспитатель.  Молодцы! Хорошие получились у вас рассказы. Я вечером отправлю их в письме птичке-невеличке, чтобы она не волновалась за свое дерево.​​​​​​​

Дети стоят полукругом у мальберта

















(Далее 2-3 ребенка составляют описательный рассказ об осени, опираясь на схему).


Заключительная часть

Воспитатель.  Ребята давайте мы завтра нарисуем птичку и посмотрим, какой птичке придет письмо. Вы посмотрите картинки дома и мне расскажете, какую птичку вы хотите нарисовать.


Рефлексия. «Поляна настроения»
Ребята, посмотрите это поляна настроения. Кому было интересно, весело возьмите красные листочки, кому было трудно желтые листья кому не интересно, возьмите коричневые листочки.

Дети выбирают листья.




в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.