НОД «К нам пришла осень» (Развитие речи в старшей группе)
5
Развитие речи в старшей группе.
ТЕМА: «К нам пришла осень»
Цель: Формирование умений составлять рассказ с опорой на картинки.
Задачи:
Обобщать и систематизировать представления детей о признаках осени, ее характерных особенностях.
Продолжать развивать умения строить полные и четкие предложения, а из них короткий рассказ.
Формировать умение отвечать на вопросы полным предложением.
Активизировать словарь словами: опадают, моросит, листопад, облачно, увядает, слякотно.
Воспитывать дружеских взаимоотношений между детьми.
Материалы и оборудование: Письмо, магнитная доска, магниты, картинки для составления рассказа, компьютер, интерактивная доска, музыка для физминутки, осенние листочки (по количеству детей).
Предварительная работа.
Экскурсии в природу, наблюдения на прогулке.
Беседы с детьми об осени, осенних явлениях, жизни растений, животных и людей осенью.
Рассматривание иллюстраций, картин.
Заучивание стихотворений, чтение произведений об осени.
Загадки на тему «Осень».
Дидактические игры по экологии.
Проведение физкультминуток.
Ход НОД:
Деятельность воспитателя | Деятельность детей |
Мотивационная часть Воспитатель. Сегодня на улице пасмурно и сыро, а в нашей группе светло и весело! А весело от наших светлых улыбок, ведь каждая улыбка - это маленькое солнышко, от которой становится тепло и хорошо. Поэтому я предлагаю вам чаще улыбаться друг другу и всем окружающим вас людям. Подарите свои улыбки нашим гостям, чтобы у них появилось хорошее настроение. | Дети стоят полукругом. Ответы детей. |
Воспитатель. Ребята, послушайте загадку. Листья опадают,
Это время года Отгадай мой друг. (Осень) Воспитатель. Ребята, о каком времени года здесь говорится в загадке? Как вы догадались? Почему вы решили, что речь идет именно об осени? Какие слова в этой загадке дают понять, что это осень. Воспитатель. Давай - те же посмотрим, какая сегодня погода за окном и поиграем. Я буду задавать вам вопросы, а вы мне будете отвечать одним словом, а потом нужно придумать предложение с этим словом. Игра «Осенний день» С утра с неба льет сильный дождь. Как можно сказать о такой погоде? (дождливая) Дождь прошел, вокруг сырость. Как можно охарактеризовать такую погоду? (сырая) Вдруг налетел сильный ветер. Что говорят о такой погоде? (ветреная) Вдруг сильный ветер срывает с деревьев листья? (листопад) Ветер собрал на небе много облаков, которые закрыли все небо. Какая это погода? (облачная) В обед на небе светило солнце. Если светит солнце, какая это погода? (солнечная) К вечеру пришел мороз. Что скажете о такой погоде? (морозная) А ночью выпал снег. Как называют такую погоду? (снежная) Воспитатель. Вот таким может быть осенний день. Сюрпризный момент (стук в дверь) Воспитатель. Ребята, сегодня к нам в детский сад пришло письмо, оно не обычное. Сейчас я вам его прочитаю (показывает конверт). Я предлагаю вам сесть на стулья, чтобы внимательно прочитать письмо. «Здравствуйте, ребята! Пишет вам птичка-невеличка. Я живу в одном лесу на большом красивом дереве. Это дерево – мой дом. Мне знакома на нем каждая веточка и каждый листочек. Однажды я заметила, что с деревом что-то происходит. Зеленые листочки на дереве стали желтеть и опадать. С каждым днем листьев на дереве становится все меньше и меньше. Наверное, мое дерево заболело и скоро погибнет. Где же я буду жить? Ребята, расскажите мне, что происходит с моим деревом?» Воспитатель. Скажите, что происходит с деревом, на котором живет птичка? Оно погибает? Вы все правильно догадались. Воспитатель. Как мы можем рассказать об этом птичке? Воспитатель. Вы хотите составить рассказы об осени и отправить в письме птичке – невеличке? Она прочитает, и больше не будет волноваться о своем дереве. | Дети: Об осени Листья опадают. Дети заглядывают в окно. На дворе осень золотая. Погода сегодня солнечная.(дождливая) Погода осенняя дождливая. Это дождливая погода. Погода сырая, слякотная. О такой погоде можно сказать она ветреная. О такой погоде говорят листопад. Такая погода бывает облачная. Погода сегодня солнечная. На улице морозно. Погода снежная, выпал первый снег. Дети сидят на стульях. Дерево не погибает, а это наступила осень. Написать письмо птичке невеличке и отправить по назначению. |
Содержательная часть | |
Ребята, что пишется в самом начале письма? Здравствуй птичка, пишут тебе ребята из детского сада № 3 Мы решили тебе пояснить, что происходит в твоем лесу. А я предлагаю вам составить интересный рассказ об осени. Вы говорите, я пишу, выбираем самое красивое предложение. У меня есть карточки – подсказки, которые помогут в составлении рассказа. Воспитатель. Как мы назовем наш рассказ? К нам пришла осень. Что происходить осенью? В этом нам поможет Карточка №1 – солнце. Воспитатель. Составьте предложение о том, какое солнце осенью? Воспитатель. Солнце все реже появляется на небе и слабо греет землю. Карточка №2 – туча и дождь. Воспитатель. Что это обозначает? Воспитатель. Осенью небо затянуто облаками, часто идет дождь. Карточка №3 – листья падают с деревьев. Воспитатель. Что происходит осенью с деревьями? Воспитатель. Осенью природа готовится к зиме, листья на деревьях желтеют, краснеют и опадают. Когда дует сильный ветер, они летят с деревьев - это явление называется листопад. Все ли деревья сбрасывают листья? Воспитатель. Хвойные деревья остаются зелеными. Карточка №4– птицы. Воспитатель. Какие изменения происходят в жизни птиц. Расскажите, что вы знаете об этом? Воспитатель. Перелетные птицы собираются в стаи и улетают в теплые края. С нами остаются только зимующие птицы, потому что им зима не страшна. Почему они улетают? Карточка №5 – звери. Воспитатель. Что делают осенью звери? Воспитатель. Звери готовятся к зиме. Они делают запасы на зиму, меняют шубку на более теплую. Медведи ,ежи, барсуки ложатся спать до самой весны. | Да мы хотим составить интересный рассказ. К нам пришла осень. Наступила осень. В лесу наступила осень золотая Солнце светит, но слабо согревает землю. Осенью небо затянуто облаками, часто идет дождь. Дождь осенний моросит. Осенью природа готовится к зиме, листья на деревьях желтеют, краснеют и опадают Осенью природа готовится к зиме, листья на деревьях желтеют, краснеют и опадают. Перелетные птицы улетают в теплые края, остальные остаются с нами зимовать. Потому что насекомые впадают в спячку. Звери готовятся к зиме: делают запасы на зиму, меняют шубку, кто-то впадает в спячку до самой весны. |
Я так устала, а кто еще устал. Я предлагаю немного отдохнуть Физминутка . Воспитатель. Осенью часто дует ветер, который срывает листочки с деревьев. И листья кружась падают на землю. Посмотрите, сколько листьев у меня (кленовые листья лежат в коробке). Предлагаю вам потанцевать, закружиться в танце. Физминутка «Листочки, листочки» (муз. А Филиппенко) | Выполняются движения под музыку по показу воспитателя. |
Воспитатель. Ребята давайте посмотрим, что у нас получилось. Ребята, вот мы и составили рассказ, вы назвали много осенних признаков, чтобы птичка поняла, что ничего необычного не происходит с ее деревом – это просто наступила осень. Послушайте, какой рассказ мы составили. Я вам прочитаю. «К нам осень пришла» К нам пришла осень. Солнце все реже появляется на небе и слабо греет землю. С каждым днем становится все холоднее и холоднее. Погода бывает пасмурная, часто идет дождь. Осенью природа готовится к зиме, листья на деревьях желтеют, краснеют и опадают. Когда дует сильный ветер, они летят с деревьев - это явление называется листопад. Перелетные птицы собираются в стаи и улетают в теплые края. С нами остаются только зимующие птицы, потому что им зима не страшна. Звери готовятся к зиме. Они делают запасы на зиму, меняют шубку на более теплую. Медведи, ежи, барсуки ложатся спать до самой весны. Нам очень нравится осень. Воспитатель. Молодцы! Хорошие получились у вас рассказы. Я вечером отправлю их в письме птичке-невеличке, чтобы она не волновалась за свое дерево. | Дети стоят полукругом у мальберта (Далее 2-3 ребенка составляют описательный рассказ об осени, опираясь на схему). |
Заключительная часть Воспитатель. Ребята давайте мы завтра нарисуем птичку и посмотрим, какой птичке придет письмо. Вы посмотрите картинки дома и мне расскажете, какую птичку вы хотите нарисовать. | |
Рефлексия. «Поляна настроения» | Дети выбирают листья. |