Нормы появления звуков в речи ребенка.
Нормы появления звуков в речи ребенка.
Становление звукопроизношения у детей происходит в основном в возрасте от 1 года до 5–6 лет. При этом звуки речи усваиваются не изолированно, а в составе слов. Сначала ребенок коверкает слова, искажая их звуковой и слоговой состав, но по мере овладения речевыми звуками произношение слов все более уточняется, постепенно приближаясь к норме. В первые годы жизни ребенок из-за незрелости речевых органов может произносить правильно лишь самые простые по артикуляции звуки. К таким звукам относятся гласные [а], [о], [э] и согласные [п], [б], [м]. Именно из этих звуков и состоят первые слова ребенка: папа, баба, мама. Несколько позднее усваиваются и другие артикуляторно простые звуки, не требующие особенно тонких движений губ и языка: гласные [и], [ы], [у] и согласные [ф], [в]; [т], [д], [н]; [к], [г], [х]; [й]. Всеми этими звуками ребенок, как правило, овладевает в период от 1 года до 3-х лет.
Более сложные по артикуляции согласные звуки, к числу которых относятся свистящие ([с], [з], [ц]) и шипящие ([ш], [ж], [ч], [щ]), появляются лишь в возрасте от 3-х до 5 лет. До этого они или полностью отсутствуют в речи детей, или заменяются более простыми по артикуляции звуками. И, наконец, такие наиболее артикуляторно сложные звуки, как [р] и [л], у большинства детей появляются в период от 5 до 6 лет.
Конечно, возможны и отклонения от этих сроков в ту или иную сторону. Если у родителей есть какие-либо сомнения - лучше обратиться за консультацией к логопеду. Желаем всем чистой и красивой речи!