12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Платонова Елена Георгиевна21
Россия, Псковская обл., Псков

Конспект урока по родному языку в 6 классе


Тема: «Нормы употребления имён существительных»

Цель урока: научиться соблюдать грамматические нормы употребления имён существительных.

Задачи урока:

Образовательные:

способствовать формированию умения правильно образовывать падежные формы имен существительных;

формировать навык работы со словарями;

повторить сведения о языковых нормах.

Развивающие:

развивать способность определять и исправлять речевые недочеты, связанные с нарушением грамматических норм употребления имен существительных;

развивать внимание, память;

развивать умение сравнивать, группировать, делать выводы. ​​​​​​​

Воспитательные:

воспитывать интерес к родному языку,

воспитывать культуру общения.

Оборудование урока:

Русский родной язык. 6 класс: учебное пособие для общеобразовательных организаций/ (О.М. Александрова и др.).– М.: Просвещение, 2019

Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка/ С.И. Ожегов. - М.: АСТ, 2017

Компьютер, проектор, карточки, 2 корзины.

Ход урока

Организационный момент

Приветствие учителя.

-На уроке будь старательным

Будь спокойным и внимательным.

Все пиши, не отставая,

Слушай, не перебивая.

Говорите четко, внятно,

Чтобы было все понятно.

Если друг стал отвечать,

Не спеши перебивать.

Актуализация знаний

Повторение теоретического материала

-Что такое языковая норма?

(Исторически обусловленная совокупность общеупотребительных языковых средств, а также правила их отбора и использования, признаваемые обществом наиболее пригодными в конкретный исторический период).

Составление кластера

- Какие языковые нормы вы знаете?

t1600355797aa.jpg


- Что регулирует каждая норма?

(Орфоэпические нормы регулируют постановку ударения, произношение согласных;

грамматические - образование и употребление частей речи;

лексические - употребление слов в соответствии с их лексическим значением;

орфографические - написание слов,

пунктуационные - постановку знаков препинания).


Создание проблемной ситуации


Послушайте стихотворение Б. Ю. Нормана (слайд).

Слыхали эту новость?

У нас в шкафу живёт

Тот, кто любую овощь,

Любой продукт сжуёт.

Он яблок, помидору

И всю картофель съест,

Баранок без разбору

Умнёт в один присест.

Прожорлив, как собака,

Тот, кто живёт в шкафу:

Пропали тюль и тапок,

И туфель на меху.

Он съел жилету кунью

И дедовский папах,

Персолем и шампунью

Который весь пропах.

Так кто ж ту путь проделал

Из шкафа в антресоль?

Мыш ненасытный, где он?

Где он, огромный моль?

Вы скажете: не верим!

Чтоб всё пустить в труху?

...Но есть обжора Время –

Вот кто живёт в шкафу.

- Почему это стихотворение вызвало у вас улыбку?

Какие ошибки допущены в стихотворении?

(Допущены ошибки в родовой принадлежности существительных).

- Найдите существительные, в которых допущена ошибка в их родовой принадлежности.

(Овощ – м. р., яблоко – ср. р., помидор – м. р., картофель – м. р., баранка – ж. р., тапка – ж. р., туфля – ж. р., жилет – м. р., шампунь – м. р. путь – м. р., мышь – ж. р., моль – ж. р.).

-Какие слова вызвали затруднения?

(Папаха, персоль).

- Почему?

(Из-за незнания лексического значения слова).

- Где мы можем выяснить лексическое значение слова? (В толковом словаре).

Работа со словарями

Папаха, -и, ж. Высокая меховая шапка.

(Папаха – ж.р.)

Персоль, и, ж. Соль, которая применяется для отбеливания и одновременной дезинфекции изделий из белых хлопчатобумажных и льняных тканей.

(Персоль – ж.р. )

Объяснить учащимся значение притяжательного прилагательного куний.

(Кунью (куний) - связанный, соотносящийся по значению с существительным куница; свойственный, характерный...

КУНИЦА, -ы, ж. Небольшой хищный зверек с ценным светло-коричневым пушистым мехом, а также мех его. II прил. куний, -ья, -ье.)

iV. Определение темы и цели урока

- Как вы думаете, какова тема сегодняшнего урока?

(Нормы употребления имен существительных).

- Исходя из темы урока, какую цель мы поставим.

(Научиться соблюдать грамматические нормы употребления существительных).

Работа по теме урока

Род имён существительных

Работа в группах

На слайде записаны слова: кофе, шампунь, безе, мозоль, вуаль, какао, тюль, салями, желе.

-Запишите слова мужского рода и подберите к ним прилагательные (группа №1),

слова женского рода (группа № 2),

слова среднего рода (группа № 3).

Слова мужского рода

(1 группа)

Слова женского рода

(2 группа)

Слова среднего рода

(3 группа)

Горячий кофе

Новый шампунь

Красивый тюль

  

Больная мозоль

Тёмная вуаль

Вкусная салями


Сладкое безе

Ароматное какао

Персиковое 

желе

2. Форма именительного падежа множественного числа имён существительных


Работа с карточками

Перед вами лежат карточки, на которых записаны слова в единственном числе. Образуйте форму именительного падежа множественного числа. Каждая группа должна распределить карточки по корзинам:

с существительными с окончаниями –а, я;

с окончаниями -и, ы.

Слова: договор, сторож, месяц, свитер, шофёр, адрес, директор, возраст, почерк, доктор, якорь, столяр.


(Договоры, месяцы, свитеры, шофёры, возрасты, почерки, столяры.

Сторожа, адреса, директора, доктора, якоря)


Работа с учебником

- Откройте учебник на стр.84, выполните упражнение 115.

(У некоторых многозначных слов выбор окончания определяется значением).

Форма родительного падежа множественного числа имён существительных

Загадка-шутка

Как правильно сказать:

У рыбов не зубов,

У рыбей нет зубей,

Или у рыб нет зуб? (Слайд)

(У рыб нет зубов).

- Какая форма имени существительного иногда вызывает затруднения?

(Форма родительного падежа множественного числа).

Работа с учебником

- Откройте учебник на стр. 85.

Прочитайте по цепочке текст.

Игра «Магазин»

А сейчас я вам предлагаю представить, что мы находимся в магазине и вам нужно купить товар, который представлен на импровизированной витрине. Продолжите данные предложения, используя указанные слова. (Слайд)

Продайте, пожалуйста, одну пару… (носки, шорты, туфли, чулки, ботинки, сапоги).

Взвесьте, пожалуйста, пять (килограммы)… (яблоки, помидоры, апельсины, мандарины, томаты).

Игра «Корректор»

- Вы уже побывали в роли покупателей, теперь представьте, что вы сменили профессию и стали корректорами.

- Напомните, чем они занимаются? (Исправляют в тексте орфографические и пунктуационные ошибки, опечатки, следит, чтобы текст был правильно оформлен).

- Выполните упражнение № 120.

-Каждый из вас сегодня выпил чашку чаю или, может быть, чашку чая, положил ложку сахара или ложку сахару.

-Как вы думаете, как надо правильно надо произносить эти слова?

(Варианты ответов).

Краткое сообщение заранее подготовленного ученика.

V. Итог урока

Какие нормы мы закрепляли?

Какие трудные формы имен существительных вы запомнили?

Какие окончания могут быть у существительных родительного падежа множественного числа?

Как узнать, правильно вы образовали форму слова или нет?

Д. С. Лихачев в книге «Письма о добром и прекрасном» написал: «Наш язык - это важнейшая часть нашего общего поведения в жизни. И по тому, как человек говорит, мы сразу и легко можем судить о том, с кем мы имеем дело… Учиться хорошей интеллигентной речи надо долго и внимательно - прислушиваясь, запоминая, замечая, читая и изучая. Но хоть и трудно - это надо».

Я надеюсь, что информация, полученная сегодня на уроке, поможет вам правильно строить свои высказывания.

Рефлексия

Свои впечатления от урока запишите в форме синквейна.

Домашнее задание (на выбор)

Выполните упражнение 122 или составьте карточку «Трудные случаи употребления имён существительных».







Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.