Технологическая карта «Три склонения имён существительных» (Русский язык, 5 класс)
Технологическая карта урока №4
Ф.И.О. учителя Бесова Т.Г.
Класс: 5
Дата: 06.04.2016
Предмет: русский язык
Тема урока: Три склонения имён существительных.
Место и роль урока в изучаемой теме: раздел «Морфология», «Имя существительное» - 124-й урок.
Цель урока: актуализировать знания об известных учащимся признаках, по которым существительные распределяются по трем группам - трем склонениям, отработать умение правильно писать и-е в окончаниях имен существительных.
Задачи урока:
образовательная: обучить определять склонения имен существительных, опираясь на содержание таблиц и схем; уточнить понятия “склонение имен существительных”; определение места типов склонения имен существительных в грамматических категориях части речи.
развивающие: научить систематизировать материал, обобщать, делать выводы, формировать лингвистическую зоркость; отрабатывать орфографическую грамотность.
воспитательные: уметь осознавать эстетическую ценность русского языка, потребность охранять чистоту русского языка как явление национальной культуры.
деятельностная: сформировать у учащихся способность к рефлексии коррекционно-контрольного типа и реализации коррекционной нормы (фиксировать собственные затруднения в деятельности, выявить их причины, построить и реализовать проект выхода из затруднения и т.д.).
Характеристика этапов урока
Этап урока |
Цель |
Содержание учебного материала |
Методы и приёмы работы |
ФОУД |
Деятельность учителя |
Деятельность обучающихся |
|
Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности |
Выработка на личностно значимом уровне внутренней готовности выполнения нормативных требований учебной деятельности. |
Орг. момент. Приветствие. Вступительное слово: Здравствуйте, ребята. Начать наш урок я хотела бы с пословицы: «Каждый день жизни прибавляет частицу мудрости». Как вы ее понимаете? (Варианты ответов детей.) Вы знаете, что наши знания - это богатство, которое мы складываем в сундучок, а когда нужно, достаем и используем. Сегодня на уроке нам понадобится этот сундучок. |
Эвристическая беседа, подбор своих примеров, иллюстрирующих природу изучаемой проблемы. Просмотр мультимедийной презентации, сопровождающей ход урока |
Познавательные: понимают познавательную задачу. Регулятивные: планируют (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, операции. Коммуникативные: работают в парах, учатся понимать позицию партнера, в том числе и отличную от своей) |
Учитель приветствует учащихся, проверяет готовность к уроку, задает вопросы. |
Слушают учителя, участвуют в диалоге с учителем. Размещают учебные материалы на рабочем месте, демонстрируют готовность к уроку. |
|
Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии |
Подготовка мышления учащихся, организация осознания ими внутренней потребности к построению учебных действий и фиксирование каждым из них индивидуального затруднения в пробном действии. |
А начнем мы с блицопроса. Давайте вспомним, какие имена существительные относятся к 1-му склонению? Какие имена существительные относятся ко 2-му склонению? Какие имена существительные относятся к 3-му склонению? А сейчас давайте проведем маленькое исследование. Каждая группа получает свое задание. Задание (на слайде). У вас написаны высказывания, относящиеся к имени существительному. Среди них есть как верные, так и неверные утверждения. Ваша задача: прочитать высказывания, и если оно является верным, то ставьте знак «+», а если неверным, то знак «-». А сейчас докажите свой выбор. Для этого каждая группа выбирает одно высказывание и доказывает его верность |
Выполнение заданий в группах. Взаимопроверка знаний по учебнику и ключу на слайде. Просмотр мультимедийной презентации «Склонение имен существительных» |
Познавательные: выполняют учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме; осуществляют для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливают причинно- следственные связи. Коммуникативные: слушают, задают вопросы, отвечают на вопросы других, формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения |
Учитель проводит блицопрос, ставит учебную задачу – провести мини-исследование, организует групповую работу. |
Отвечают на вопросы. Строят понятные для партнера высказывания |
|
Выявление места и причины затруднения |
Выявление и фиксация места и причины затруднения, обсуждение затруднений. |
Задание для 1-й группы (на карточке). Имена существительные 1-го склонения имеют в родительном падеже окончание -и, в дательном и предложном падеже окончание -е. Имена существительные 1-го склонения имеют в родительном падеже окончание -ы, в дательном и предложном падеже окончание -е Вывод: нам надо доказать верность утверждения, что |
Выполнение заданий в группах. Взаимопроверка знаний по учебнику и ключу на слайде. Просмотр мультимедийной презентации «Склонение имен существительных» |
Личностные: имеют желание осознавать свои трудности и стремятся к их преодолению; проявляют способность к самооценке своих действий, поступков. Познавательные: устанавливают причинно-следственные связи, делают выводы. Регулятивные: осознают недостаточность своих знаний. Коммуникативные: задают вопросы с целью получения необходимой для решения проблемы информации |
Организует групповую работу, предлагает выявить условия написания и-е в окончании слова, сформулировать правила урока на основе полученных выводов при выполнении заданий. |
Смотрят презентацию, воспринимают на слух информацию, осваивают лингвистические термины. Обдумывают ответы на вопросы и понимают, что знаний у них недостаточно для полных ответов |
|
Воспользуемся для доказательства опорными словами Р п_________________окончание Д п_________________окончание П п_________________окончание Следовательно, утверждение,имена существительные 1скл.имеют в Р п имеют окончание-и, в Д п и П п окнчание-е, является верным. |
|||||||
Задание для 2 группы. 1.Имена существительные 2-огоскл имеют в предложном падеже окончание – е. 2. Имена существительные 2-огоскл имеют в предложном падеже окончание – и. Вывод: нам надо доказать верность утверждения, что имена существительные 2-огоскл имеют в предл. падеже окончание – е. Воспользуемся для доказательства опорными словами П п_________________окончание Следовательно,утверждение,что имена существительные 2-ого скл имеют в предложном падеже окончание – е является верным, а второе утверждение неверным. |
|||||||
Построение проекта выхода из затруднения |
Раскрытие сущности новых понятий, усвоение новых способов учебной и умственной деятельности учащихся |
Учитель формулирует цель учебной деятельности вместе с учащимися, принимающими ее на себя. Начертите в тетрадях шкалу самооценки и оцените свое умение писать безударные окончания имен существительных. Что у вас вызывает трудности? Над этим мы и будем работать на уроке. Всегда ли легко определить, какую букву писать в окончании? Как проверить написание безударных окончаний в именах существительных? Какие слова являются опорными для каждого склонения? |
Беседа по вопросам. Работа с учебником |
Личностные: осознают свои возможности в учении; способны адекватно рассуждать о причинах своего успеха или неуспеха в учении, связывая успехи с усилиями, трудолюбием. Познавательные: извлекают необходимую информацию из прослушанного объяснения учителя, высказываний одноклассников, систематизируют собственные знания |
Учитель предлагает выявить условия написания и-е в корне слова, сформулировать правила. |
Выполняют упражнения. Формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения. В сотрудничестве с учителем и одноклассниками делают выводы |
|
Реализация построения проекта |
Построение учащимися нового способа действий и формирование умений его применять при решении задач разного уровня сложности. |
Работа над упр.521 |
Работа в группах. Эвристическая беседа, ответы на вопросы |
Регулятивные: контролируют учебные действия, замечают допущенные ошибки; осознают правило контроля и успешно используют его в решении учебной задачи. Коммуникативные: осуществляют совместную деятельность в парах и рабочих группах, умеют задавать вопросы для уточнения последовательности работы |
Учитель предлагает учащимся объяснить написание слов, составить словосочетания со словами на изученную орфограмму, контролирует выполнение задания слабыми учащимися. |
Работа с заданиями. Отвечают на вопросы, под руководством педагога выполняют упражнение 521 |
|
Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи |
Обобщить и систематизировать знания, усвоение учащимися нового способа действия при решении типовых задач. |
Задание «Соберите в корзинку». Мышка принесла с собой овощи, фрукты и ягоды и просит чтобы вы помогли ей разложить их в две корзины: в первую корзину - 1-го склонения, а во вторую - 2-го склонения. Учитель показывает слайды - предметные картинки с овощами, фруктами, ягодами. Ребята первого варианта записывают существительные 1 -го склонения. Ребята второго варианта - 2-го склонения. Картофель, репа, редька, малина, кабачок, баклажан, клюква, яблоко, перец, рябина, чеснок, лук, смородина, капуста, помидор, редис, клубника. Давайте проверим, что в первой корзинке? (Репа, редька, малина, клюква, рябина, смородина, капуста, клубника.) Взаимопроверка. А теперь проверим, что во второй корзинке? (Картофель, кабачок, баклажан, перец, чеснок, лук, помидор, редис.) Взаимопроверка. Задание «Не ошибись». Мышка приготовила вам еще одно задание. Вам нужно записать существительные 3-го склонения. Один ученик работает за откидной доской. Учитель читает слова с мягким знаком на конце. Жизнь, фасоль, печь, дочь, помощь, картофель, степь, автомобиль, морковь, тетрадь, лошадь, конь, день, лень, пень, боль, тюль, сушь. Какие существительные 3-го склонения вы записали? (Жизнь, фасоль, печь, дочь, помощь, степь, морковь, тетрадь, лошадь, лень, боль, сушь.) Взаимопроверка |
Игра «Соберите корзинку», работа в парах. |
Личностные: имеют желание осваивать новые виды деятельности, участвовать в творческом, созидательном процессе. Познавательные: выполняют учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме; осуществляют для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливают причинно- следственные связи, делают обобщения, выводы. Регулятивные: адекватно оценивают свои достижения, осознают возникающие трудности, ищут их причины и пути преодоления. Коммуникативные: формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения |
Формулирует задание для выборочного диктанта, предлагает выполнить задание, контролирует правильность объяснения и обозначения орфограмм. |
Формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения. В сотрудничестве с учителем и одноклассниками делают выводы. |
|
Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. |
Выполнить разноуровневые обучающие упражнения на основе текстов учебника или книг для внеклассного чтения |
Самостоятельное выполнение разных по сложности упражнений, подобранных учителем в соответствии с уровнем подготовки класса. |
Выполнение разноуровневых обучающих упражнений на основе текстов учебника или книг для внеклассного чтения. Работа в группах. |
Познавательные: самостоятельно формулируют цель; осуществляют поиск необходимой информации (из материалов учебника и рассказа учителя, по воспроизведению в памяти) |
Учитель предлагает учащимся выполнить задание, написанное на доске, с самопроверкой по эталону |
Отвечают на вопросы, выполняют задания, оценивают работы товарищей |
|
Физкультминутка |
Уметь переключаться с одного вида деятельности на другой. |
Молодцы, ребята! Вы хорошо поработали, пришло время отдохнуть. Выполняем упражнения для профилактики нарушений зрения. - глазами нарисуйте шесть кругов по часовой стрелке и шесть против часовой стрелки (следите за осанкой, не сутультесь); -глазами нарисуйте геометрические фигуры (круг, квадрат ,треугольник); - глазами напишите тему нашего сегодняшнего урока. Мы с вами отдохнули, продолжаем работать.
|
Фронтальная |
Личностные: установка на здоровый образ жизни и её реализация на уроке. |
Учитель применяет здоровьесберегающую технологию |
Выполняют элементарные физические упражнения, взаимодействуют с учителем. |
|
Включение в систему знаний и повторение |
Обобщить полученные на уроке сведения, оценить результаты работы |
Подведём итоги. О чём вы узнали на уроке? Чему научились? Проверим ваши знания с помощью теста «Третий лишний». День, тень, пень. Стена, доска, юнга. Камыш, тишь, мышь. Почему они лишние? |
Обобщение полученных на уроке сведений, оценивание результатов работы. Беседа. Работа в группах. |
Познавательные: приобретают умения использовать полученные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни. Регулятивные: оценивают свою работу; исправляют и объясняют ошибки. Коммуникативные: формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения |
Учитель предлагает выполнить творческую работу, формулирует задание. |
Подводят итоги урока под руководством учителя, оценивают себя и товарищей. Отвечают на вопросы |
|
Рефлексия учебной деятельности |
Самооценка учащимися результатов своей учебной деятельности, осознание метода построения и границ применения нового способа действия |
Что нового узнали на уроке? Какие трудности у вас появлялись в процессе работы? Как вы их преодолевали? Понравилось ли вам на уроке? Какое настроение у вас сейчас? Дайте оценку нашей работе: выберите одну из предложенных на вашем столе карточек и покажите мне. Урок понравился - карточку с улыбающимся лицом, нет - карточку с грустным лицом. |
Заключительная беседа по вопросам |
Познавательные: устанавливают взаимосвязь между объемом полученных на уроке знаний, умений, навыков и операционных, исследовательских, аналитических умений как интегрированных, сложных умений; приобретают умения мотивированно организовывать свою деятельность. Регулятивные: оценивают свою работу, работу в группе. |
Учитель предлагает учащимся провести самооценку знаний, выставляет отметки. Организует рефлексию, обобщает сказанное, благодарит за работу. Учитель дает дифференцированное домашнее задание: сильным ученикам - написать лингвистическую сказку о склонении имен существительных или письмо от лица любого героя мультфильма «Трое из Простоквашино», слабым – упражнение из учебника. |
Определяют свое эмоциональное состояние на уроке. Заполняют дневники достижений |
|
Дополнительная информация |
|||||||
Каким образом данный урок будет содействовать реализации новых ФГОС |
Урок «Три склонения имен существительных» содействует реализации новых ФГОС, так как: ученики самостоятельно поставили цель урока как собственную учебную задачу; спроектировали средства достижения поставленных целей; оценили результаты своей работы. Структура урока была выстроена с позиции системно-деятельностного подхода: учитель создал проблемную ситуацию, ученики приняли данную ситуацию и выявили проблему. Учитель управлял поисковой деятельностью учащихся, подводя их к самостоятельному поиску решения проблемной ситуации. |
||||||
Ресурсы, оборудование и материалы |
Интерактивная доска (экран), компьютер, мультимедийный проектор Мультимедийный ряд: презентация по теме урока, выполненная учителем |
||||||
Список учебной и дополнительной литературы |
Ладыженская Т. А. , Баранов М.Т. , Тростенцова. Русский язык. Учебник для 5 класса в 2-х ч. – М., 2012. Богданова, Г. А. Уроки русского языка в 5 кл. / Г. А. Богданова. – М: Просвещение, 2014. Богданова Г.А. Тестовые задания по русскому языку. 5 класс: пособие для учащихся общеобразоват. учреждений / Г.А.Богданова. – 4-е изд. – М.: Просвещение, 2010. – (Лингвистический тренажер). Тростенцова, Л. А. Дидактические материалы по русскому языку: 5 класс: Книга для учителя / Л. А. Тростенцова, М. М. Стракевич. – М.: Просвещение, 2014. Контрольно- измерительные материалы. Русский язык: 5 класс/ Сост. Н.В. Егорова. - М.: ВАКО, 2012 |
||||||
Ссылки на использованные интернет-ресурсы |
http://www.uroki.net http://akademius.narod.ru/vibor-rus.html http://www.zavuch.info http://festival. 1 september.ru/subjects http://www.intergu.ru |
||||||
Дидактическое обеспечение урока ССЫЛКИ |
Презентация, раздаточный материал, учебник |
||||||
Используемые педагогические технологии, методы и приемы |
Технологии: здоровьесберегающая технология; технология деятельностного метода обучения; технология оценки ученических успехов;технология проблемного обучения. Формы работы: групповая, парная, индивидуальная. Методы: методы проблемного обучения: проблемный вопрос, проблемная ситуация, дискуссия, развивающие методы; беседа. |
||||||
Ограничения на использование ресурса (да, нет), описание ограничений |
- |
||||||
Дополнительная необходимая информация |
- |