Технологическая карта «Три склонения имён существительных» (Русский язык, 5 класс)

0
0
Материал опубликован 13 March 2017

Технологическая карта урока №4

 Ф.И.О. учителя Бесова Т.Г.

Класс: 5

Дата: 06.04.2016

Предмет: русский язык

Тема урока: Три склонения имён существительных.

Место и роль урока в изучаемой теме: раздел «Морфология», «Имя существительное» - 124-й урок.

Цель урока: актуализировать знания об известных учащимся признаках, по которым существительные распределяются по трем группам - трем склонениям, отработать умение правильно писать и-е в окончаниях имен существительных.

Задачи урока:

образовательная: обучить определять склонения имен существительных, опираясь на содержание таблиц и схем; уточнить понятия “склонение имен существительных”; определение места типов склонения имен существительных в грамматических категориях части речи.


 

развивающие: научить систематизировать материал, обобщать, делать выводы, формировать лингвистическую зоркость; отрабатывать орфографическую грамотность.

воспитательные: уметь осознавать эстетическую ценность русского языка, потребность охранять чистоту русского языка как явление национальной культуры.

деятельностная: сформировать у учащихся способность к рефлексии коррекционно-контрольного типа и реализации коррекционной нормы (фиксировать собственные затруднения в деятельности, выявить их причины, построить и реализовать проект выхода из затруднения и т.д.).

Характеристика этапов урока

Этап урока

Цель

Содержание учебного

материала

Методы и приёмы работы

ФОУД

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Мотивация

(самоопределение)

к учебной

деятельности

Выработка на

личностно значимом

уровне внутренней

готовности выполнения

нормативных требований

учебной деятельности.

Орг. момент.

Приветствие.

Вступительное слово:

Здравствуйте, ребята. Начать наш урок я хотела бы с посло­вицы: «Каждый день жизни прибавляет частицу мудрости».

Как вы ее понимаете? (Варианты ответов детей.)

Вы знаете, что наши знания - это богатство, которое мы скла­дываем в сундучок, а когда нужно, достаем и используем. Сего­дня на уроке нам понадобится этот сундучок.

Эвристическая беседа, подбор своих примеров, иллюстриру­ющих природу изучаемой про­блемы.

Просмотр муль­тимедийной пре­зентации, сопро­вождающей ход урока

Познавательные: понима­ют познавательную задачу. Регулятивные: планируют (в сотрудничестве с учите­лем и одноклассниками или самостоятельно) необходи­мые действия, операции. Коммуникативные: рабо­тают в парах, учатся пони­мать позицию партнера, в том числе и отличную от своей)

Учитель приветствует учащихся, проверяет готовность к уроку, задает вопросы.

Слушают учите­ля, участвуют в диалоге с учи­телем. Размеща­ют учебные ма­териалы на рабо­чем месте, демонстрируют готовность к уроку.

Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии

Подготовка

мышления учащихся,

организация осознания ими

внутренней потребности к

построению учебных

действий и фиксирование

каждым из них

индивидуального

затруднения в пробном

действии.

А начнем мы с блицопроса.

Давайте вспомним, какие имена существительные относятся к 1-му склонению?

Какие имена существительные относятся ко 2-му склонению?

Какие имена существительные относятся к 3-му склонению?

А сейчас давайте проведем маленькое исследование. Каждая группа получает свое задание.

Задание (на слайде).

У вас написаны высказывания, относящиеся к имени существи­тельному. Среди них есть как верные, так и неверные утвержде­ния. Ваша задача: прочитать высказывания, и если оно является верным, то ставьте знак «+», а если неверным, то знак «-».

А сейчас докажите свой выбор. Для этого каждая группа вы­бирает одно высказывание и доказывает его верность

Выполнение заданий в груп­пах.

Взаимопроверка знаний по учеб­нику и ключу на слайде. Про­смотр мульти­медийной пре­зентации «Скло­нение имен существитель­ных»

Познавательные: выпол­няют учебно-познаватель­ные действия в материали­зованной и умственной форме; осуществляют для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливают причинно- следственные связи. Коммуникативные: слуша­ют, задают вопросы, отве­чают на вопросы других, формулируют собственные мысли, высказывают и обо­сновывают свою точку зрения

Учитель проводит блицопрос, ставит учебную задачу – провести мини-исследование, организует групповую работу.

Отвечают на во­просы. Строят понятные для партнера выска­зывания

Выявление места и причины затруднения

Выявление и фиксация места и причины затруднения, обсуждение затруднений.

Задание для 1-й группы (на карточке).

Имена существительные 1-го склонения имеют в родительном падеже окончание -и, в дательном и предложном падеже окон­чание -е.

Имена существительные 1-го склонения имеют в родитель­ном падеже окончание -ы, в дательном и предложном падеже окончание

Вывод: нам надо доказать верность утверждения, что

Выполнение заданий в груп­пах.

Взаимопроверка знаний по учеб­нику и ключу на слайде. Про­смотр мульти­медийной пре­зентации «Скло­нение имен существитель­ных»

Личностные: имеют жела­ние осознавать свои труд­ности и стремятся к их пре­одолению; проявляют спо­собность к самооценке своих действий, поступков.

Познавательные: устанав­ливают причинно-следст­венные связи, делают вы­воды.

Регулятивные: осознают недостаточность своих зна­ний.

Коммуникативные: зада­ют вопросы с целью полу­чения необходимой для решения проблемы инфор­мации

Организует групповую работу, предлагает выявить условия написания и-е в окончании слова, сформулировать правила урока на основе полученных выводов при выполнении заданий.

Смотрят презен­тацию, воспри­нимают на слух информацию, осваивают линг­вистические тер­мины.

Обдумывают от­веты на вопросы и понимают, что знаний у них недостаточно для полных ответов

Воспользуемся для доказательства опорными словами

Р п_________________окончание

Д п_________________окончание

П п_________________окончание

Следовательно, утверждение,имена существительные 1скл.имеют в Р п имеют окончание-и, в Д п и П п окнчание-е, является верным.

Задание для 2 группы.

1.Имена существительные 2-огоскл имеют в предложном падеже окончание – е.

2. Имена существительные 2-огоскл имеют в предложном падеже окончание – и.

Вывод: нам надо доказать верность утверждения, что имена существительные 2-огоскл имеют в предл. падеже окончание – е.

Воспользуемся для доказательства опорными словами

П п_________________окончание

Следовательно,утверждение,что имена существительные 2-ого скл имеют в предложном падеже окончание – е является верным, а второе утверждение неверным.

Построение проекта выхода из затруднения

Раскрытие сущ­ности новых понятий, усво­ение новых спо­собов учебной и умственной деятельности учащихся

Учитель формулирует цель учебной деятельности вместе с учащимися, принимающими ее на себя.

Начертите в тетрадях шкалу самооценки и оцените свое уме­ние писать безударные окончания имен существительных.

Что у вас вызывает трудности?

Над этим мы и будем работать на уроке.

Всегда ли легко определить, какую букву писать в окончании?

Как проверить написание безударных окончаний в именах существительных?

Какие слова являются опорными для каждого склонения?

Беседа по во­просам.

Работа с учеб­ником

Личностные: осознают свои возможности в учении; способны адекватно рас­суждать о причинах своего успеха или неуспеха в уче­нии, связывая успехи с уси­лиями, трудолюбием. Познавательные: извле­кают необходимую инфор­мацию из прослушанного объяснения учителя, выска­зываний одноклассников, систематизируют собствен­ные знания

Учитель предлагает выявить условия написания и-е в корне слова, сформулировать правила.

Выполняют упражнения. Формулируют собственные мысли, высказы­вают и обосно­вывают свою точку зрения.

В сотрудничестве с учителем и одноклассниками делают выводы

Реализация построения проекта

Построение

учащимися нового способа действий и формирование

умений его применять при решении задач разного уровня сложности.

Работа над упр.521

Работа в груп­пах. Эвристиче­ская беседа, от­веты на вопросы

Регулятивные: контроли­руют учебные действия, замечают допущенные ошибки; осознают правило контроля и успешно ис­пользуют его в решении учебной задачи. Коммуникативные: осу­ществляют совместную деятельность в парах и ра­бочих группах, умеют зада­вать вопросы для уточне­ния последовательности работы

Учитель предлагает учащимся объяснить написание слов, составить словосочетания со словами на изученную орфограмму, контролирует выполнение задания слабыми учащимися.

Работа с задани­ями.

Отвечают на во­просы, под руко­водством педаго­га выполняют упражнение 521

Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи

Обобщить и систематизировать знания, усвоение учащимися

нового способа действия

при решении типовых

задач.

Задание «Соберите в корзинку».

Мышка принесла с собой овощи, фрукты и ягоды и просит что­бы вы помогли ей разложить их в две корзины: в первую корзи­ну - 1-го склонения, а во вторую - 2-го склонения.

Учитель показывает слайды - предметные картинки с овощами, фруктами, ягодами.

Ребята первого варианта записывают существительные 1 -го скло­нения. Ребята второго варианта - 2-го склонения.

Картофель, репа, редька, малина, кабачок, баклажан, клюква, яб­локо, перец, рябина, чеснок, лук, смородина, капуста, помидор, редис, клубника.

Давайте проверим, что в первой корзинке? (Репа, редька, мали­на, клюква, рябина, смородина, капуста, клубника.) Взаимопроверка.

А теперь проверим, что во второй корзинке? (Картофель, ка­бачок, баклажан, перец, чеснок, лук, помидор, редис.)

Взаимопроверка.

Задание «Не ошибись».

Мышка приготовила вам еще одно задание. Вам нужно запи­сать существительные 3-го склонения.

Один ученик работает за откидной доской.

Учитель читает слова с мягким знаком на конце.

Жизнь, фасоль, печь, дочь, помощь, картофель, степь, автомо­биль, морковь, тетрадь, лошадь, конь, день, лень, пень, боль, тюль, сушь.

Какие существительные 3-го склонения вы записали? (Жизнь, фасоль, печь, дочь, помощь, степь, морковь, тетрадь, лошадь, лень, боль, сушь.)

Взаимопроверка

Игра «Соберите корзинку», работа в парах.

Личностные: имеют жела­ние осваивать новые виды деятельности, участвовать в творческом, созидатель­ном процессе. Познавательные: выпол­няют учебно-познаватель­ные действия в материали­зованной и умственной форме; осуществляют для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливают причинно- следственные связи, делают обобщения, выводы. Регулятивные: адекватно оценивают свои достиже­ния, осознают возника­ющие трудности, ищут их причины и пути преодо­ления.

Коммуникативные: фор­мулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения

Формулирует задание для выборочного диктанта, предлагает выполнить задание, контролирует правильность объяснения и обозначения орфограмм.

Формулируют собственные мысли, высказы­вают и обосно­вывают свою точку зрения.

В сотрудничестве с учителем и од­ноклассниками делают выводы.

Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

Выполнить разноуровневые обучающие упражнения на основе тек­стов учебника или книг для внеклассного чтения

Самостоятельное выполнение разных по сложности упражне­ний, подобранных учителем в соответствии с уровнем подго­товки класса.

Выполнение разноуровневых обучающих упражнений на основе тек­стов учебника или книг для внеклассного чтения. Работа в группах.

Познавательные: самосто­ятельно фор­мулируют цель; осуществ­ляют поиск необходимой информации (из материалов учебника и рассказа учите­ля, по воспроизведению в памяти)

Учитель предлагает учащимся выполнить задание, написанное на доске, с самопроверкой по эталону

Отвечают на во­просы, выполня­ют задания, оце­нивают работы товарищей

Физкультминутка

Уметь переключаться с одного вида деятельности на другой.

Молодцы, ребята! Вы хорошо поработали, пришло время отдохнуть. Выполняем упражнения для профилактики нарушений зрения.

- глазами нарисуйте шесть кругов по часовой стрелке и шесть против часовой стрелки (следите за осанкой, не сутультесь);

-глазами нарисуйте геометрические фигуры (круг, квадрат ,треугольник);

- глазами напишите тему нашего сегодняшнего урока.

Мы с вами отдохнули, продолжаем работать.

   

Фронтальная

Личностные: установка на здоровый образ жизни и её реализация на уроке.

Учитель применяет здоровьесберегающую технологию

Выполняют эле­ментарные физи­ческие упраж­нения, взаимодействуют с учителем.

Включение в систему знаний и повторение

Обобщить полученные на уроке сведе­ния, оценить результаты ра­боты

Подведём итоги. О чём вы узнали на уроке? Чему научились?

Проверим ваши знания с помощью теста «Третий лишний».

День, тень, пень.

Стена, доска, юнга.

Камыш, тишь, мышь.

Почему они лишние?

Обобщение полученных на уроке сведе­ний, оценивание результатов ра­боты. Беседа. Работа в группах.

Познавательные: приоб­ретают умения использо­вать полученные знания и умения в практической деятельности и повседнев­ной жизни.

Регулятивные: оценивают свою работу; исправляют и объясняют ошибки. Коммуникативные: форму­лируют собственные мыс­ли, высказывают и обосно­вывают свою точку зрения

Учитель предлагает выполнить творческую работу, формулирует задание.

Подводят итоги урока под руко­водством учите­ля, оценивают себя и товари­щей. Отвечают на вопросы

Рефлексия учебной деятельности

Самооценка

учащимися результатов

своей учебной

деятельности, осознание

метода построения и

границ применения нового способа действия

Что нового узнали на уроке?

Какие трудности у вас появлялись в процессе работы?

Как вы их преодолевали?

Понравилось ли вам на уроке?

Какое настроение у вас сейчас?

Дайте оценку нашей работе: выберите одну из предложенных на вашем столе карточек и покажите мне. Урок понравился - карточку с улыбающимся лицом, нет - карточку с грустным лицом.

Заключительная беседа по во­просам

Познавательные: устанав­ливают взаимосвязь между объемом полученных на уроке знаний, умений, навыков и операционных, исследовательских, анали­тических умений как инте­грированных, сложных умений; приобретают уме­ния мотивированно организовывать свою деятель­ность.

Регулятивные: оценивают свою работу, работу в группе.

Учитель предлагает учащимся провести самооценку знаний, выставляет отметки.

Организует рефлексию, обобщает сказанное, благодарит за работу.

Учитель дает дифференцированное домашнее задание: сильным ученикам - написать лингвистическую сказку о склонении имен существительных или письмо от лица любого героя мультфильма «Трое из Простоквашино», слабым – упражнение из учебника.

Определяют свое эмоциональное состояние на уро­ке. Заполняют дневники дости­жений

Дополнительная информация

Каким образом данный урок будет содействовать реализации новых ФГОС

Урок «Три склонения имен существительных» содействует реализации новых ФГОС, так как:

ученики самостоятельно поставили цель урока как собственную учебную задачу;

спроектировали средства достижения поставленных целей;

оценили результаты своей работы.

Структура урока была выстроена с позиции системно-деятельностного подхода: учитель создал проблемную ситуацию, ученики приняли данную ситуацию и выявили проблему. Учитель управлял поисковой деятельностью учащихся, подводя их к самостоятельному поиску решения проблемной ситуации.

Ресурсы, оборудование и материалы

Интерактивная доска (экран), компьютер, мультимедийный проектор

Мультимедийный ряд: презентация по теме урока, выполненная учителем

Список учебной и дополнительной литературы

Ладыженская Т. А. , Баранов М.Т. , Тростенцова. Русский язык. Учебник для 5 класса в 2-х ч. – М., 2012.

Богданова, Г. А. Уроки русского языка в 5 кл. / Г. А. Богданова. – М: Просвещение, 2014.

Богданова Г.А. Тестовые задания по русскому языку. 5 класс: пособие для учащихся общеобразоват. учреждений / Г.А.Богданова. – 4-е изд. – М.: Просвещение, 2010. – (Лингвистический тренажер).

Тростенцова, Л. А. Дидактические материалы по русскому языку: 5 класс: Книга для учителя / Л. А. Тростенцова, М. М. Стракевич. – М.: Просвещение, 2014.

Контрольно- измерительные материалы. Русский язык: 5 класс/ Сост. Н.В. Егорова. - М.: ВАКО, 2012

Ссылки на использованные интернет-ресурсы

http://www.uroki.net http://akademius.narod.ru/vibor-rus.html http://www.zavuch.info http://festival. 1 september.ru/subjects http://www.intergu.ru

Дидактическое обеспечение урока ССЫЛКИ

Презентация, раздаточный материал, учебник

Используемые педагогические технологии, методы и приемы

Технологии: здоровьесберегающая технология; технология деятельностного метода обучения; технология оценки ученических успехов;технология проблемного обучения.

Формы работы: групповая, парная, индивидуальная.

Методы: методы проблемного обучения: проблемный вопрос, проблемная ситуация, дискуссия, развивающие методы; беседа.

Ограничения на использование ресурса (да, нет), описание ограничений

-

Дополнительная необходимая информация

-

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.