Современный урок как условие выхода на новые образовательные результаты в ходе реализации новых образовательных стандартов
Современный урок как условие выхода на новые образовательные результаты в ходе реализации новых образовательных стандартов
Русский язык
Новые требования к результатам образовательной деятельности диктуют новые требования к уроку как основной форме организации учебного процесса.
Современный урок строится в рамках системно-деятельностного подхода, направлен на формирование и развитие универсальных учебных действий, на достижение личностных результатов, развивает у школьников способности самостоятельно ставить учебную задачу, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения.
В образовательной области «Филология» приоритетным является коммуникативное развитие – формирование способности и готовности свободно осуществлять общение на русском родном языке, овладение современными средствами вербальной и невербальной коммуникации.
Конечная цель обучения русскому языку – это практическая грамотность, речевая и языковая культура учащихся. Школа призвана развивать умение ребёнка реализовать себя в новых динамичных социально-экономических условиях, адаптироваться к различным жизненным обстоятельствам. И наиболее важными характеристиками социально успешной личности становятся коммуникабельность, способность к сотрудничеству и речевому взаимодействию, владение культурой слова, устной и письменной речью в различных сферах применения языка.
Современному обществу нужен человек, способный принимать самостоятельные решения, обладающий приёмами учения, готовый к самообразованию, сотрудничеству для достижения совместного результата. И сегодня в начальной школе всё больше внимания уделяется деятельностному, практическому содержанию образования, конкретным способам деятельности, применению приобретённых знаний и умений в реальных жизненных ситуациях. Поэтому большое распространение получила технология проблемно-диалогового обучения, которая применима при работе по любой из действующих программ обучения. Она отвечает требованиям новых образовательных стандартов.
Суть проблемно-диалогового обучения – обеспечение творческого усвоения знаний учащимися посредством специально организованного учителем диалога. Учитель сначала в побуждающем или подводящем диалоге помогает ученикам поставить учебную проблему, т.е. сформулировать тему урока или вопрос для исследования, тем самым вызывая интерес к новому материалу, формируя познавательную мотивацию. Затем учитель организует поиск решения или «открытие» нового знания. При этом достигается подлинное понимание учениками материала, т.к. нельзя не понимать то, до чего додумался сам. Область применения – уроки «открытия» новых знаний и их воспроизведения.
Проблемная ситуация создается с учетом реальных противоречий, значимых для детей. Только в этом случае она является мощным источником мотивации их познавательной деятельности. Проблемно- диалогический урок обеспечивает более качественное усвоение знаний, приучает детей творчески мыслить, развивает их интеллектуальные способности и активность, так как для диалога с учителем нужны и смелость, и решительность. Кроме того, в работу включается весь класс, что гарантирует усвоение нового материала большинством учеников.
На уроке «открытия» нового знания должны быть проработаны два звена:
Постановка учебной проблемы (это этап формулирования темы урока);
Поиск решения (это этап формулирования нового знания)
Методы постановки учебной проблемы
Проблемная ситуация на уроке может, конечно, возникнуть сама собой, но для достижения поставленной цели, учитель должен четко представлять, в какой момент проблема должна возникнуть, как ее лучше обыграть, чтобы в дальнейшем ее разрешение привело к задуманному результату. Поэтому проблемную ситуацию необходимо хорошо продумать и подвести к тому, чтобы ученики самостоятельно сформулировали проблему урока в виде темы, цели или вопроса.
Постановку учебной проблемы можно осуществить при помощи следующих методов:
ПОДВОДЯЩИЙ ДИАЛОГ.
Он представляет собой направленную на «открытие» новых знаний цепочку вопросов, в каждом из которых запрограммирован правильный ответ (по сути – один). Этот вид диалога легко просчитывается по времени, быстро ведёт к нужному результату и развивает логическое мышление. Однако его роль в развитии творческого мышления скромнее.
Пример:
Русский язык, 2 класс
Тема урока: «Распространенные и нераспространенные предложения»
Цель урока:
Образовательная: создать условия для организации деятельности учащихся по изучению и первичному закреплению понятий: распространенные и нераспространенные предложения, для формирования умения отличать распространенные от нераспространённых предложений, умения характеризировать предложение по наличию главных и второстепенных членов.
Развивающая: способствовать развитию познавательной активности обучающихся посредством формирования общеучебных навыков: мышления, способности анализировать, обобщать, высказывать предположения, делать выводы.
Воспитательная: создать условия, обеспечивающие воспитание интереса к изучению русского языка.
Тип урока: урок «открытия» новых знаний.
Посмотрите на доску.
(на доске записаны предложения:
Наступает утро.
Запели птицы.
Могучий дуб стоял на краю леса.
На деревьях желтеют листочки)
Выделите в данных предложения подлежащее и сказуемое.
Что общего заметили? (в каждом предложении 1 подлежащее и 1 сказуемое).
В чем различие? (в первых двух предложениях нет никаких других членов предложения, кроме подлежащего и сказуемого, а в 3 и 4 – есть).
Предположите, какая будет тема урока и что мы на нём узнаем.
(Учитель фиксирует тему).
ПОБУЖДАЮЩИЙ ДИАЛОГ.
Он состоит из отдельных стимулирующих реплик, которые помогают ученику работать по-настоящему творчески, и поэтому развивает творческие способности учащихся. Он нацелен на большую самостоятельность учеников. Учитель побуждает высказывать свои версии решения проблемы, задавая вопросы, на каждый из которых существует несколько вариантов правильного ответа, в том числе не предусмотренных автором диалога. Этот вид диалога лучше развивает творческое мышление, но при этом ученики могут увести урок в сторону от темы, поэтому на него требуется больше времени.
Пример:
Русский язык, 2 класс
Тема урока: «Правописание слов с непроверяемыми буквами, обозначающими безударный гласный звук в корне»
Цель урока:
Образовательная: организовать деятельность учащихся по формированию навыков правописания слов с непроверяемыми буквами, обозначающими безударный гласный звук в корне; по формированию умения сопоставлять две орфограммы: непроверяемые буквы, обозначающие безударный гласный звук в корне; проверяемые буквы, обозначающие безударный гласный звук в корне
Развивающая: обеспечить условия для развития памяти, критического мышления, умения анализировать, делать выводы.
Воспитательная: создать условия, обеспечивающие воспитание культуры общения с одноклассниками; интереса к изучению русского языка.
Тип урока: урок «открытия» новых знаний.
Какая орфограмма есть в слове «моряк»? (буква, обозначающая безударный гласный звук в корне)
Как проверить букву, обозначающую безударный гласный звук в корне? (подобрать такое проверочное слово, чтобы безударный гласный звук в корне, стал ударным)
Если буква гласная вызвала сомнение,
ты её немедленно ставь под ударение.
Как подобрать проверочное слово? (Чтобы подобрать проверочное слово для обозначения буквой безударного гласного звука в корне, надо:
а) или изменить форму слова (моря - море, у моря);
б) или подобрать однокоренное слово (трава -травка, зелёный - зелень)
так, чтобы безударный гласный звук в корне стал ударным.)
Поиграем в игру «Подбери проверочное слово». Я буду бросать кому-то из вас мяч и называть проверяемое слово с буквой, обозначающей безударный гласный звук в корне, а вы должны подобрать проверочное слово.
Звезда (звёзды), легко (лёгкий), гнездо (гнёзда), весло (вёсла), темно (тёмный), тепло (тёплый), лесной (лес), вишнёвый (вишня), холмистый (холм), ветер (-----). |
А какое же проверочное слово мы подберём к слову «ветер»? А к слову «петух», например? (дети высказывают свои точки зрения)
Если подобрать проверочное слово не получается, то как же узнать о правописании этих слов? Как не допустить в них ошибку? (дети высказывают свои точки зрения)
Проверочного слова к слову «ветер» нет, как и к слову «петух». В русском языке есть слова, в которых написание буквы, обозначающей безударный гласный звук в корне, проверить нельзя.
На сегодняшнем уроке мы узнаем, как называются такие слова, узнаем и постараемся запомнить много таких новых слов.
Методы поиска решения учебной проблемы:
ПОБУЖДАЮЩИЙ К ГИПОТЕЗАМ ДИАЛОГ
ПОДВОДЯЩИЙ К ЗНАНИЮ ДИАЛОГ
Сходство данных методов в том, что любой из них обеспечивает понимание нового знания учениками. Различие методов – в характере учебной деятельности школьников и, следовательно, в развивающем эффекте.
Подводящий к знанию диалог лишь имитирует творческий процесс и формирует логическое мышление и речь учащихся.
А вот побуждающий к гипотезам диалог является более сложным для учителя. Он представляет собой сочетание специальных вопросов, стимулирующих учеников выдвигать и проверять гипотезы. Данный метод имеет определенную структуру: начинается с общего побуждения (призыва к мыслительной работе), при необходимости продолжается подсказкой (намеком, сужающим круг поиска), в крайнем случае завершается сообщением учителя.
Побуждающий к гипотезам диалог
Пример:
Русский язык, 3 класс
Тема урока: «Правописание суффиксов существительных: –ек, -ик»
Цель урока:
Образовательная: организовать деятельность учащихся по формированию навыков правописания суффиксов существительных: –ек, -ик.
Развивающая: обеспечить условия для развития умений устанавливать причинно-следственные связи, обобщать полученные знания, делать необходимые выводы.
Воспитательная: обеспечить условия для воспитания положительного интереса к изучаемому предмету.
Тип урока: урок «открытия» новых знаний.
Основной этап урока
- Почему в одних существительных пишется суффикс –ек, а в других – ик? Попробуем ответить на этот вопрос. Посмотрите на наши слова. Какие есть гипотезы?
(На доске записаны слова: кусочек, листик, звоночек.)
- Суффикс –ек пишется после буквы ч (ошибочная гипотеза).
- Вы с этой гипотезой согласны?
- Есть у нас ещё слова с суффиксом –ик после ч?
- Слово ключик пишется с суффиксом –ик после ч (контраргумент).
- Значит, дело не в букве ч. Ещё какие есть гипотезы?
- Суффикс – ик пишется у неодушевлённых существительных (ошибочная гипотеза).
- Вы с этой гипотезой согласны?
- Нет, существительное зайчик одушевлённое, но в нём пишется суффикс – ик.
- Запишите данные существительные в форме родительного падежа. (Пишут: кусочка, листика, звоночка.) Выделите у существительных суффикс. А теперь запишите суффиксы парами: -ек – к, _-ик – ик, -ек – к
Кусочек-кусочка,
Листик-листика,
Звоночек-звоночка.
- Какие есть гипотезы?
- Суффикс –ек пишется, если гласный при изменении формы слова выпадает, а суффикс – ик, если не выпадает! (Решающая гипотеза.)
- Как нам проверить эту гипотезу?
- Как можно поработать со словами, записанными слева: ключик, песочек, чемоданчик?
- Надо изменить форму существительных с суффиксами – ек, – ик.
- Делайте. (Работают по плану.)
- Что вы заметили?
- Если гласный выпадает, то пишется суффикс –ек, а если не выпадает, то - -ик (аргумент).
- К какому же выводу вы пришли?
- Следует писать суффикс –ек, если гласный при изменении формы выпадает, и суффикс – ик, если гласный не выпадает.
Подводящий к знанию диалог
Пример:
Русский язык, 3 класс
Тема урока: «Сложные слова»
Цель урока:
Образовательная: организовать деятельность учащихся по формированию представления о сложных словах и способе их образования путём соединения двух корней, по формированию умения определять корни в сложных словах.
Развивающая: обеспечить условия для развития умения проводить сравнение и классификацию, умения наблюдать, анализировать, сравнивать.
Воспитательная: обеспечить условия для воспитания положительного интереса к изучаемому предмету.
Тип урока: урок «открытия» новых знаний.
Основной этап урока
-Так как же выделить корень в слове «звездопад»?
Чтобы ответить на вопрос, будем рассуждать. Почему это явление так называется?
Запишите «падают звёзды».
Подберите и запишите однокоренные слова к слову «падают». Выделите корень.
Подберите и запишите однокоренные слова к слову «звёзды». Выделите корень.
Есть ли корни звезд - и пад - в слове «звездопад»?
Так сколько же корней в слове «звездопад»?
Такие слова называются сложными. Сформулируйте определение (сложными называются слова с двумя корнями (открытие нового знания)).
Основная особенность современного урока заключается в том, что новые знания не даются в готовом виде. Дети открывают их сами в процессе самостоятельной исследовательской деятельности: дети усваивают лучше то, что открыли сами и выразили по- своему. На таких уроках ученики больше думают, чаще говорят, активнее формируют мышление и речь. Они учатся отстаивать собственную позицию, рискуют, проявляют инициативу и в результате вырабатывают характер. Помимо методов, приведённых выше, можно использовать множество других. Например:
Методы проблемного обучения (кластеры, Фишбоун, инсерт, синквейн и т.д.)
Игры («Орфографическое лото», «Четвертое лишнее», орфографическая эстафета, «Подбери пару», разгадывание анаграмм и кроссвордов и т.д.)
Групповую и парную работу,
Приёмы рефлексии («Ступени», «Градусник»)
Список использованной литературы
Мельникова Е.Л. Технология проблемно-диалогического обучения. Методы постановки учебной проблемы// Журнал «Эксперимент и инновации в школе».- 2008Киселева Н. В. Модель проблемно-диалогового урока в начальной школе // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2013. – Т. 3. – С. 2901–2905.
Интернет-рессурсы
Образовательный портал «Инфоурок» https://infourok.ru/ispolzovanie-tehnologii-problemnodialogovogo-obucheniya-na-urokah-v-nachalnoy-shkole-753563.html
Образовательная социальная сеть «Nsportal.ru» https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/obshchepedagogicheskie-tekhnologii/2018/02/18/ispolzovanie-tehnologii-problemno