Новый ФГОС третьего поколения: изменения стандартов НОО
«Новый ФГОС третьего поколения: изменения стандартов НОО» Чаплыгина Ольга Владимировна, учитель начальных классов
Изменения в новых ФГОС НОО Обновленные ФГОС начнут действовать с 1 сентября 2022 года в каждой школе. Обучающиеся, которые будут приняты на обучение в 1 и 5 классы в 2022 году, будут учиться уже по обновленным ФГОС. Для обучающихся, зачисленных на обучение до вступления в силу настоящих приказов, возможно обучение по новым ФГОС с согласия их родителей (законных представителей). То есть, принимать детей на обучение в соответствии с новыми ФГОС НОО можно уже с 16.07.2021. Однако, в 2021-2022 учебном году образовательные организации вправе осуществлять обучение по новым ФГОС обучающихся, которые осваивали программы в соответствии с предыдущими ФГОС, только с письменного согласия родителей (законных представителей).
Цели обновления Федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС) обеспечение единого образовательного пространства на территории Российской Федерации обеспечение лидирующих позиций России в области фундаментального математического образования, физики, химии, биологии, технических наук, гуманитарных и социальных наук повышение роли школы в воспитании молодежи как ответственных граждан России на основе традиционных российских духовно - нравственных и культурно-исторических ценностей, а также в профилактике экстремизма и радикальной идеологии повышение качества преподавания русского языка, литературы, отечественной истории, основ светской этики, традиционных религий. сохранение глубины и фундаментальности отечественного образования.
Новые стандарты должны обеспечить единство образовательного пространства России; вариативность содержания образовательных программ; применение методик обучения, направленных на формирование гармоничного физического и психического развития, а также на сохранение и укрепление здоровья; развитие личностных качеств, необходимых для решения повседневных и нетиповых задач для адекватной ориентации в окружающем мире; благоприятные условия воспитания и обучения; единство учебной и воспитательной деятельности; формирование культуры непрерывного образования и саморазвития на протяжении всей жизни; разумное и безопасное использование цифровых технологий; формирование российской гражданской идентичности; личностное развитие обучающихся, в том числе гражданское, патриотическое, духовно -нравственное, эстетическое, физическое, трудовое, экологическое воспитание; формирование у школьников системных знаний о месте РФ в мире, а также о её исторической роли, территориальной целостности, культурном и технологическом развитии, вкладе в мировое научное наследие и формирование представлений о современной России.
ФГОС разработан с учетом региональных, национальных и этнокультурных особенностей инновационной экономики стратегии научно-технологического развития ориентирован на изучение цивилизационного наследия России
Вариативность содержания программ НОО обеспечивается во ФГОС за счет: требований к структуре программ начального общего образования; возможности разработки и реализации Организацией программ начального общего образования, в том числе предусматривающих углубленное изучение отдельных учебных предметов; возможности разработки и реализации Организацией индивидуальных учебных планов, соответствующих образовательным потребностям и интересам обучающихся.
Требования к результатам освоения программы НОО Личностные Метапредметные Предметные Научно-методологической основой для разработки требований к личностным, метапредметным и предметным результатам обучающихся, освоивших программу начального общего образования, является системно-деятельностный подход.
Личностные результаты формирование у обучающихся основ российской гражданской идентичности; готовность обучающихся к саморазвитию; мотивацию к познанию и обучению; ценностные установки и социально значимые качества личности; активное участие в социально значимой деятельности Отсутствует портрет выпускника начальной школы Обновлённые ФГОС также обеспечивают личностное развитие учащихся, включая гражданско-патриотическое, духовно-нравственное, эстетическое, физическое, трудовое, экологическое воспитание, воспитание ценностей научного познания.
Метапредметные результаты Универсальные учебные коммуникативные действия: 1) общение 2) совместная деятельность Дано более четкое описание данных УУД Универсальные учебные регулятивные действия: 1) самоорганизация 2) самоконтроль Отсутствует более подробная классифи - кация регулятивных УУД Универсальные учебные познавательные действия: Не указаны общеучебные действия • базовые логические действия • базовые исследовательские действия • работа с информацией Не указаны способы работы с информацией
Предметные результаты ФГОС 3 поколения определяют чёткие требования к предметным результатам по каждой дисциплине. Появилось конкретное содержание по каждой предметной области. Предметные результаты освоения программы начального общего образования с учетом специфики содержания предметных областей, включающих конкретные учебные предметы (учебные модули), ориентированы на применение знаний, умений и навыков обучающимися в учебных ситуациях и реальных жизненных условиях, а также на успешное обучение на уровне начального общего образования. Школы со статусом федеральных и региональных инновационных площадок вправе самостоятельно определять достижение промежуточных результатов по годам обучения, независимо от содержания примерных ООП
В обновлённых ФГОС сформулированы максимально конкретные требования к предметам всей школьной программы соответствующего уровня, позволяющие ответить на вопросы: В обновлённых ФГОС сформулированы максимально конкретные требования к предметам всей школьной программы соответствующего уровня, позволяющие ответить на вопросы: что конкретно школьник будет знать, чем овладеет и что освоит. Обновлённые ФГОС описывают систему требований к условиям реализации общеобразовательных программ, соблюдение которых обеспечивает равенство возможностей получения качественного образования для всех детей независимо от места жительства и дохода семьи. Благодаря обновлённым стандартам школьники получат больше возможностей для того, чтобы заниматься наукой, проводить исследования, используя передовое оборудование.
В новых ФГОС требования к результатам разделили на тематические модули по предметам. Во ФГОС НОО тематические модули указали для учебных предметов «Изобразительное искусство», «Музыка», «Технология», «Физическая культура», «ОРКСЭ». ФГОС определяют обязательные для изучения модули. В них описали модули, которые можно изучать, если есть определенные природно- климатические условия, материально-техническое обеспечение и контингент учеников. Например, к ним отнесли «Растениеводство», «Животноводство» учебного предмета «Технология». Для физкультуры такими модулями стали «Зимние виды спорта» и «Плавание».
Изменили требования и к структуре содержательного раздела программ. На уровне НОО убрали программу коррекционно работы и программу формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни. На уровне ООО вместо программы развития УУД указали программу формирования УУД. Дополнили содержательный раздел НОО и ООО рабочими программами учебных модулей. В итоге, согласно новым стандартам, содержательный раздел ООП НОО и ООО должен содержать : - рабочие программы учебных предметов, учебных курсов, курсов внеурочной деятельности, учебных модулей; - программу формирования УУД - рабочую программу воспитания. В содержательный раздел программы ООО должна быть включена программа коррекционной работы в том случае, если в школе обучаются дети с ОВЗ.
Требования к рабочим программам Критерий Старый ФГОС Новый ФГОС Виды программ Рабочие программы учебных предметов и курсов, в том числе и внеурочной деятельности Рабочие программы учебных предметов, учебных курсов, в том числе и внеурочной деятельности, учебных модулей. Структура рабочих программ Различается для рабочих программ учебных предметов, курсов и курсов внеурочной деятельности Одинаковая для всех рабочих программ, в том числе и программ внеурочной деятельности Тематическое планирование рабочих программ учебных предметов, курсов внеурочной деятельности С учетом рабочей программы воспитания с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы С указанием количества академических часов, отводимых на освоение каждой темы, возможности использования по этой теме ЭОР и ЦОР Учёт рабочей программы воспитания Только в разделе «Тематическое планирование» Во всех разделах рабочей программы Особенности рабочей программы курса внеурочной деятельности В содержании программы должны быть указаны формы организации и виды деятельности В программе должны быть указаны формы проведения занятий
Изменения структуры воспитательной работы среди школьников, её направления Новые стандарты конкретизируют содержание календарного плана воспитательной работы, который входит в организационный раздел ООП. Он должен содержать перечень событий и мероприятий воспитательной направленности, которые организует и проводит школа или в которых она принимает участие.
В новых ФГОС подробнее описаны результаты освоения программы. - Требования к пояснительной записке стали едиными. (Теперь на уровне НОО не надо указывать в записке состав участников образовательных отношений и общие подходы к организации внеурочной деятельности. А на уровне ОО придется добавить общую характеристику программы.) - Требования к структуре рабочих программ по предметам и внеурочной деятельности стали одинаковыми. - Разрешили уменьшить срок освоения программы, если вводится ускоренное обучение по индивидуальному учебному плану.
Изменили объем часов аудиторной нагрузки: увеличили минимальный порог и уменьшили верхнюю границу. Границы аудиторной нагрузки Старый ФГОС НОО Новый ФГОС НОО Минимум 2904 2954 Максимум 3345 3190 Уменьшили объем внеурочной деятельности. Теперь вместо 1350 можно запланировать до 1320 часов за четыре года.
Использование электронных средств обучения, дистанционных технологий. Старый ФГОС таких требований не устанавливал. Новый ФГОС фиксирует право школы применять различные образовательные технологии. Деление учеников на группы. Раньше таких норм ФГОС не устанавливал. Новые стандарты НОО и ООО разрешают организовать образовательную деятельность при помощи деления на группы. Обучение в группах можно строить по разному: с учётом успеваемости, образовательных потребностей и интересов, целей. Это позволит учителям реализовать дифференцированный подход. Информационно – образовательная среда. Новые ФГОС определяют, что доступ к информационно – образовательной среде должен быть у каждого ученика и родителя или законного представителя в течение всего периода обучения.
Пермякова Ольга Анатольевна