12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Кирьянова Елена86
0

Статья «Новые подходы к планированию уроков в рамках введения ФГОС второго поколения»

НОВЫЕ ПОДХОДЫ К ПЛАНИРОВАНИЮ УРОКОВ

В РАМКАХ ВВЕДЕНИЯ ФГОС ВТОРОГО ПОКОЛЕНИЯ


 


 

Кирьянова Елена Анатольевна

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Кяхтинская средняя общеобразовательная школа № 4» г.Кяхта


 

«Плохой учитель преподносит истину,
хороший учит её находить»

Адольф Дистервег

 


 

В настоящее время появляются новые требования, как к человеку, так и к образованию. «Образование в течении жизни» - вот девиз сегодняшнего дня.

Определены четыре «столпа образования»

1.Учиться и пользоваться знаниями, т.е. получать образование в течении всей жизни.

2.Учиться делать дело, не только пользуясь стандартными навыками, но шире научиться в рамках формального, так и неформального социального опыта справляться с разными ситуациями и работать в команде.

3.Учиться жить вместе, развивая и понимая других людей и их стремление к независимости, укрепляя плюрализм, взаимопонимание и мир.

4.Учиться быть, т.е. в большей степени развивать свои личностные качества и способность действовать с большей независимостью, руководствуясь собственными суждениями и личной ответственностью.

Новые социальные запросы, отраженные в ФГОС, определяют цели образования как общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся, обеспечивающие такую ключевую компетенцию образования, как «научить учиться». Важнейшей задачей современной системы образования является формирование совокупности универсальных учебных действий, обеспечивающих компетенцию «научить учиться», а не только освоение учащимися конкретных предметных знаний и навыков в рамках отдельных дисциплин.

Перечислим изменения в воспитательно-образовательном процессе современной школы:

содержание образования: «знаю что» - «знаю как»;

форма образования: обучение - учебная деятельность;

позиция ученика: объект обучения - субъект учебной деятельности

позиция учителя: транслятор - организатор деятельности; наставник - сотрудник; судья - эксперт.

Как же построить урок, чтобы реализовать требования Стандартов второго поколения?

«Урок – это зеркало общей и педагогической культуры учителя, мерило его интеллектуального богатства, показатель его кругозора, эрудиции»- говорил В.А. Сухомлинский.

Об уроке написано много. Меняются цели и содержание образования, появляются новые средства и технологии обучения, но урок остается вечной и главной формой обучения. Как сотни и тысячи лет назад, встречаются участники образовательного процесса: учитель и ученик. Учитель остается главным действующим лицом на любом уроке. Потому, что он – всегда старше, за ним – знания, опыт понимания и применения этих знаний. Но все это – не облегчает, а осложняет его жизнь. Перед Учителем – живые, вечно меняющиеся, непредсказуемые ученики, от которых не всегда знаешь, чего ожидать.

Задача учителя - установить гармонические и двусторонние отношения с учащимися, организовать их познавательную деятельность, пробудить творческую активность.

Для построения урока в рамках ФГОС важно понять, какими должны быть критерии результативности урока.

 1. Цели урока задаются с тенденцией передачи функции от учителя к ученику.

 2. Учитель систематически обучает детей осуществлять рефлексивное действие (оценивать свою готовность, обнаруживать незнание, находить причины затруднений и т.п.)

 3. Используются разнообразные формы, методы и приемы обучения.

 4. Учитель владеет технологией диалога, обучает учащихся ставить и адресовать вопросы.

5. Учитель эффективно сочетает репродуктивную и проблемную формы обучения, учит детей работать по правилу и творчески.

 6. На уроке задаются задачи и четкие критерии самоконтроля и самооценки

7. Учитель добивается осмысления учебного материала всеми учащимися.

8. Учитель стремиться оценивать реальное продвижение каждого ученика, поощряет и поддерживает минимальные успехи.

9. Учитель специально планирует коммуникативные задачи урока.

10. Учитель принимает и поощряет, выражаемую учеником, собственную позицию, иное мнение, обучает корректным формам их выражения.

11. Стиль, тон отношений, задаваемый на уроке, создают атмосферу сотрудничества, сотворчества, психологического комфорта.

12. На уроке осуществляется глубокое личностное воздействие «учитель – ученик»

Как для учеников, так и для учителя, урок интересен тогда, когда он современен в самом широком понимании этого слова. Это и совершенно новый, и не теряющий связи с прошлым, одним словом – актуальный (важный, существенный для настоящего времени).

Таким образом, можно выделить следующие требования к современному уроку:

1.уточнение образовательного объекта;

2.конкретизация задания;

3.решение ситуации;

4.демонстрация образовательной продукции;

5.систематизация полученной продукции;

6.работа с культурно-историческими аналогами;

7.рефлексия.

В настоящее время все более актуальным в образовательном процессе становится использование в обучении приемов и методов, которые формируют умения самостоятельно добывать знания, собирать необходимую информацию, выдвигать гипотезы, делать выводы и умозаключения. По мнению А. Дистервега, деятельностный метод обучения является универсальным. «Сообразно ему следовало бы поступать не только в начальных школах, но во всех школах, даже в высших учебных заведениях. Этот метод уместен везде, где знание должно быть еще приобретено, то есть для всякого учащегося». Школа становится не столько источником информации, сколько учит учиться; учитель не проводник знаний, а личность, обучающая способом творческой деятельности, направленной на самостоятельное приобретение и усвоение новых знаний.

 

     Акценты нового стандарта

 


 

Структура урока нового знания в рамках деятельностного подхода

Мотивирование к учебной деятельности. Осознанное вхождение учащегося в пространство учебной деятельности на уроке. С этой целью организуется мотивирование ученика к учебной деятельности, а именно:

1.Актуализируются требования к нему со стороны учебной деятельности (надо);

2.Создаются условия для возникновения внутренней потребности включения в учебную деятельность (хочу);

3.Устанавливаются тематические рамки (могу). Сопоставление учеником своего реального «Я» с образом «Я – идеальный ученик», осознанное подчинение себя системе нормативных требований учебной деятельности и выработку внутренней готовности к их реализации.

Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии. Данный этап предполагает:

1.Актуализацию изученных способов действий, достаточных для построения нового знания;

2.Актуализацию соответствующих мыслительных операций и познавательных процессов;

3.Мотивацию к пробному учебному действию («надо» - «могу» - «хочу») и его самостоятельное осуществление;

4.Фиксацию индивидуальных затруднений в выполнении пробного учебного действия или его обосновании;

Выявление места и причины затруднения. Для этого учащиеся должны:

1.Восстановить выполненные операции и зафиксировать (вербально и знаково) место – шаг, операцию, где возникло затруднение;

2.Соотнести свои действия с используемым способом действий (алгоритмом, понятием и т.д.) и на этой основе выявить и зафиксировать во внешней речи причину затруднения – те конкретные знания, умения или способности, которых недостает для решения исходной задачи и задач такого класса или типа.

Построение проекта выхода из затруднения (цель и тема, способ, план, средство)

На данном этапе учащиеся в коммуникативной форме обдумывают проект будущих учебных действий: ставят цель (устранение затруднений), согласовывают тему урока. Выбирают способ. Строят план достижения цели и определяют средства – алгоритмы, модели и т.д. Этим процессом руководит учитель: на первых порах с помощью подводящего диалога, затем побуждающего, а затем и с помощью исследовательских методов.

Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи. На данном этапе учащиеся в форме коммуникации (фронтально, в группах, в парах) решают типовые задания на новый способ действий с проговариванием алгоритма решения вслух.

Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. При проведении данного этапа используется индивидуальная форма работы: учащиеся самостоятельно выполняют задания нового типа и осуществляют самопроверку, пошагово сравнивая с эталоном.

Включение в систему знаний и повторение. Организуя этот этап, учитель подбирает задания, в которых тренируется использование изученного ранее материала, имеющего методическую ценность для введения в последующем новых способов действий. Таким образом, происходит, с одной стороны, автоматизация умственных действий по изученным нормам, а с другой – подготовка к введению в будущем новых норм.

Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог). На данном этапе фиксируется новое содержание, изученное на уроке, и организуется рефлексия и самооценка учениками собственной учебной деятельности. В завершение соотносится её цель и результаты, фиксируется степень их соответствия, и намечаются дальнейшие цели деятельности.

Технологическая карта это новый вид методической продукции, обеспечивающей эффективное и качественное преподавание учебных курсов, возможность достижения планируемых результатов освоения основных образовательных программ в соответствии с ФГОС второго поколения.

Понятие «технологическая карта» пришло в образование из промышленности. Технологическая карта в дидактическом контексте представляет проект учебного процесса, в котором представлено описание от цели до результата с использованием инновационной технологии работы с информацией.
Сущность проектной педагогической деятельности в технологической карте заключается в использовании инновационной технологии работы с информацией, описании заданий для ученика по освоению темы, оформлении предполагаемых образовательных результатов. Технологической карте присущи следующие отличительные черты: интерактивность, структурированность, алгоритмичность при работе с информацией, технологичность и обобщённость.

Структура технологической карты:

1.название темы с указанием часов, отведенных на ее изучение;

2.планируемые результаты (предметные, личностные, метапредметные);

3.межпредметные связи и особенности организации пространства (формы работы и ресурсы);

4.этапы изучения темы (на каждом этапе работы определяется цель и прогнозируемый результат, даются практические задания на отработку материала и диагностические задания на проверку его понимания и усвоения);

5.контрольное задание на проверку достижения планируемых результатов.

Технологическая карта позволит учителю:

1.реализовать планируемые результаты ФГОС второго поколения;

2.системно формировать у учащихся универсальные учебные действия;

3.проектировать свою деятельность на четверть, полугодие, год посредством перехода от поурочного планирования к проектированию темы;

4.на практике реализовать межпредметные связи;

5.выполнять диагностику достижения планируемых результатов учащимися на каждом этапе освоения темы.

Так что же для  нас современный урок ?

это урок-познание, открытие, деятельность, противоречие , развитие, рост, ступенька к знанию, самопознание, самореализация, мотивация., интерес. профессионализм, выбор, инициативность, уверенность,  потребность.

Что главное в уроке?

Каждый учитель имеет на этот счет свое, совершенно твердое мнение. Для одних успех обеспечивается эффектным началом, буквально захватывающим учеников сразу с появлением учителя. Для других, наоборот, гораздо важнее подведение итогов, обсуждение достигнутого. Для третьих – объяснение, для четвертых – опрос и т.д. Времена, когда учителя заставляли придерживаться жестких и однозначных требований по организации урока миновали.

 Время «готовых» уроков постепенно отходит.

Новизна современного российского образования требует личностного начала учителя, которое позволяет ему либо уточить, наполняя учеников знаниями умениями и навыками, либо давать урок, развивая понимание этих знаний, умений, навыков, создавая условия для порождения их ценностей и смыслов.

 

« Если мы будем учить сегодня так,

как мы учили вчера,

мы украдем у детей завтра».

Джон Дьюи

Литература

1. http://www.prosv.ru/umk/perspektiva/info.aspx?ob_no=20077

2. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе.

3. От действия к мысли : пособие для учителя / Под ред. А.Г. Асмолова. - 2-е изд. - М. : Просвещение, 2010. - 152 с. : ил. - (Стандарты второго поколения). - Библиогр.: с. 148-150. - ISBN 978-5-09-022831-2.
4. Что такое универсальные учебные действия и зачем они нужны / О. А. Карабанова // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. - 2010. - № 2. - С. 11-12.

5. Климанова Л.Ф.   Универсальные учебные действия обучающихся : примеры формирования / Л. Ф. Климанова// Управление начальной школой. - 2010. - № 10. - С. 20-25.
6. Кузнецова М.И.   ФГОС и совершенствование системы контроля и оценивания достижений младших школьников / М. И. Кузнецова// Начальная школа плюс до и после. - 2011. - № 3. - С. 19-23. - Библиогр.: с. 23.

7. Кузнецова О.В.   Развитие универсальных учебных действий обучающихся средствами проектно-исследовательской деятельности / О. В. Кузнецова, Н. 8.В. Дудырева// Управление начальной школой. - 2011. - № 6. - С. 31-40.

9. Осипова Н.В.   Показатели сформированности универсальных учебных действий обучающихся / Н. В. Осипова, И. А. Головинская, С. В. Брюханова// Управление начальной школой. - 2010. - № 10. - С. 26-33.
10. Песняева Н.А.   Учебный диалог как средство формирования универсальных учебных действий младших школьников / Н. А. Песняева// Методист. - 2010. - № 4. - С. 61-67.

11. Песняева Н.А.   Формирование универсальных учебных действий в учебном диалоге / Н. А. Песняева// Управление начальной школой. - 2010. - № 7. - С. 15-22.
12. Петерсон Л.Г.   Механизмы формирования универсальных учебных действий на основе дидактической системы деятельностного метода обучения "Школа 2000..." / Л. Г. Петерсон// Муниципальное образование: инновации и эксперимент. - 2011. - № 3. - С. 17-23. - Библиогр.: с. 23.

Планируемые результаты начального общего образования / Под ред. Г.С. Ковалевой, О.Б. Логиновой. - 2-е изд. - М. : Просвещение, 2010. - 120 с. : ил. - (Стандарты второго поколения). - ISBN 978-5-09-023809-0.
Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий : пособие для учителя / Под ред. А.Г.

13. Асмолова. - М. : Просвещение, 2010. - 159 с. : ил. - (Стандарты второго поколения). - Библиогр.: с. 155-158. - ISBN 978-5-09-020588-7.

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.