Программа дополнительного образования «Радуга» (7-14 лет)
Муниципальное автономное учреждение
дополнительного образования
«Станция юных техников»
СОГЛАСОВАНО Директор ГОЦ ______________ Г.А. Кыштымова «_______»______________ 2017г.
|
УТВЕРЖДАЮ Директор ОЛ _______________ С.В. Ступина «_______»_______________ 2017г.
|
Программа
оздоровительного лагеря
«Радуга»
с дневным
пребыванием детей
Возраст детей:7-14 лет
Срок реализации: июнь 2017 г.
г. Новоуральск
2017 г.
Содержание программы
1. Паспорт программы
2. Пояснительная записка
3. Цели и задачи организации работы лагеря
4. Содержание и формы реализации программы
5. Условия реализации программы
6. Кадровое обеспечение
7. Методическое обеспечение
8. Педагогические условия
9. Материально-техническое обеспечение
10. Критерии эффективности программы
11. Наличие опыта реализации
12. Предполагаемые результаты программы
13. Реабилитационная работа с детьми
14. Литература
15. Приложение
Программа разработана с учетом следующих законодательных нормативно – правовых документов:
1. Конвенция о правах ребенка.
2. Конституция РФ.
3. Федеральный закон № 124 – ФЗ от 24.07.1998 г. "Об основных гарантиях прав ребенка в РФ".
4. Федеральный закон № 120 – ФЗ от 21.06.1999 г. "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних" (с дополнениями и изменениями).
5. СанПиН 2.4.4.2599 -10
6. Федеральный закон от 28.12.2016 № 465-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования государственного регулирования организации отдыха и оздоровления детей»
7. Постановление Администрации Новоуральского городского округа от 11.03.2015 №554-а «Об организации отдыха, оздоровления и занятости детей в Новоуральском городском округе в 2015-2017гг» (с изменениями)
8. Постановление Администрации Новоуральского городского округа от 15.02.2017 № 209-а «О внесении изменений в постановление Администрации НГО от 11.03.2015 № 554-а ««Об организации отдыха, оздоровления и занятости детей в Новоуральском городском округе в 2015-2017гг»
9. Постановление Администрации Новоуральского городского округа от 29.12.2016 № 2917-а «О внесении изменений в Административный регламент предоставления муниципальной услуги «Предоставление путёвок детям в организации отдыха в дневных и загородных лагерях» (с изменениями от 13.03.2017)
10. Письмо Управления образования от 09.03.2017 №503/01-16 «Об организации работы лагерей дневного пребывания в 2017 году»
11. Приказ Управления образования от 22.03.2017 № 72 «Об организации отдыха и оздоровления детей и подростков в ЗДОЛ «Самоцветы» и лагерях дневного пребывания детей в 2017 году»
Паспорт программы
Полное название программы |
Программа летнего оздоровительного лагеря «Радуга» с дневным пребыванием детей «Земля полна чудес» |
Название проводящей организации |
Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования «Станция юных техников» |
Срок реализации |
18 дней |
Автор программы |
Коллектив ОУ |
Направление программы |
Экологическое |
Цель программы |
Дать ребятам представление о Земле как об уникальном творении Вселенной, о природе планеты, о влиянии человека на природу, о способах общения человека с природой, воспитывать экологическую культуру учащихся |
Основные задачи программы |
- создание условий для удовлетворения интересов детей, развития личности, раскрытия её творческого потенциала; - дать детям представление о Земле как об уникальном творении Вселенной, о природе планеты, о влиянии человека на природу, о способах общения человека с природой; - воспитание понимания взаимосвязей между человеком, обществом и природой; - формирование экологической культуры, ответственности за состояние окружающей среды, бережного отношения к ней; - воспитание эстетического отношения к труду как к источнику радости и творчества людей, стремления к активной природоохранной деятельности, практическому решению экологических проблем родного края; - воспитание у детей уверенности в своей значимости, чувства человеческого достоинства, понимания ценности человеческой жизни и осознание собственной ответственности за сохранение здоровья и ведение здорового образа жизни; - создание системы интересного, разнообразного по форме и содержанию отдыха и оздоровления детей. |
Ожидаемые результаты реализации Программы |
- совершенствование личности и раскрытие ее творческого потенциала; - развитие личностных качеств: эстетического отношения к миру, к природе; - повышение экологической культуры, ответственности за состояние окружающей среды; - умение находить решение по устранению экологических проблем родного края; - понимание и осознание ценности человеческой жизни, ответственности за сохранение здоровья и ведение здорового образа жизни. |
Система организации контроля |
Контроль над исполнением программы осуществляется директором лагеря. |
Пояснительная записка
«Мы – хозяева нашей Родины и она для нас
кладовая солнца с великими сокровищами жизни»
М. Пришвин
Одной из важнейших проблем стоящих перед современным обществом является экологическая проблема. В 2017 год признан Годом экологии. Истоки современных проблем в экологии – в бездумном и жестоком отношении человека к природе. Эпоха НТП привела к истощению и загрязнению природной среды, причем с каждым десятилетием противоречия во взаимодействии общества и природы обостряются. Планету может спасти лишь деятельность людей, совершаемая на основе глубокого понимания законов природы, учет многочисленных взаимодействий в природных сообществах, осознание того, что человек - это всего лишь часть природы. А начинать работу по изменению общественного сознания необходимо с детства. В решение данной проблемы включена работа школьного лагеря, где создаются условия для разностороннего воспитания - эстетического, этического, научного, а это главное условие для формирования экологической культуры. Учащиеся приобретают уникальный опыт, формируются информационные, коммуникативные и социальные компетенции; овладевают различными способами деятельности, приобретают активную жизненную позицию.
Работа оздоровительного лагеря направлена на развитие бережного отношения к природе, на привитие любви к своей Родине, на развитие потребности в здоровом образе жизни на основе экологического воспитания, духовной, познавательной, игровой и художественной деятельности.
Отличительной особенностью данной программы является то, что экологическое воспитание рассматривается как один из важнейших аспектов социализации личности, т.е. принятие и ответственное выполнение законов существования человека в природе и обществе.
Программа рассчитана на детей 7-14 лет.
Срок реализации: 18 дней июнь 2017.
Проведение лагерной смены обусловлено необходимостью:
· Продолжение образовательного и воспитательного процесса в условиях лета;
· Проблема летней занятости детей;
· Укрепление здоровья.
При написании программы руководствовались принципами, заложенными в воспитательной системе МАУ ДО «СЮТ»:
· Принцип нравственного отношения друг к другу, к окружающему миру;
· Принцип творческого отношения к делу;
· Принцип добровольности участия в делах;
· Принцип учета возрастных особенностей детей;
· Принцип доступности выбранных форм работы.
Создание оздоровительного лагеря с экологической направленностью является актуальной. В современном мире проблемы окружающей среды приобретают поистине глобальный характер. На первый взгляд может показаться, что экологические проблемы в основном имеют отношение к городам. Однако на практике наблюдается изменение характера почв, низкое плодородие, нередки случаи нарушения норм внесения минеральных удобрений и так далее. Поэтому сохранение среды приобретает первостепенное значение. Детям, живущим в сельской местности, эти проблемы близки и понятны. Чем больше людей будут рассматривать природу как объект своей заботы, тем эффективнее окажутся усилия общества по ее охране.
Новизна данной программы заключается в том, что весь период насыщен разноплановой интересной деятельностью связанной с экологической темой, причём тему дня дети выбирают сами согласно запланированным и предложенным станциям, по которым они путешествуют.
Цель и задачи программы
Цель программы: Дать ребятам представление о Земле как об уникальном творении Вселенной, о природе планеты, о влиянии человека на природу, о способах общения человека с природой, воспитывать экологическую культуру учащихся.
Задачи программы:
- создание условий для удовлетворения интересов детей, развития личности, раскрытия её творческого потенциала;
- дать детям представление о Земле как об уникальном творении Вселенной, о природе планеты, о влиянии человека на природу, о способах общения человека с природой;
- воспитание эстетического отношения к миру, чувства любви к природе, воспитание доброты и трепетного отношения ко всему живому;
-воспитание понимания взаимосвязей между человеком, обществом и природой;
- формирование экологической культуры, ответственности за состояние окружающей среды, бережного отношения к ней;
- воспитание эстетического отношения к труду как к источнику радости и творчества людей, стремления к активной природоохранной деятельности, практическому решению экологических проблем родного края;
- воспитание у детей уверенности в своей значимости, чувства человеческого достоинства, понимания ценности человеческой жизни и осознание собственной ответственности за сохранение здоровья и ведение здорового образа жизни;
- создание системы интересного, разнообразного по форме и содержанию отдыха и оздоровления детей.
Сюжетная модель проекта
Каждый лучик – чудо Земли.
Логотип в виде Солнца и Радуги.
В центре Радуга
* Красный цвет - человек.
* Оранжевый цвет - почва.
* Желтый цвет - солнце.
* Зелёный цвет - растения.
* Голубой цвет – воздух (небо).
* Синий цвет - вода.
* Фиолетовый цвет - животные.
Прибыв в лагерь, детям предлагается отправиться в интересное путешествие. Но вдруг к ребятам приходит послание от Земли. В нем говорится, что яркий цветной мир, окружающий детей, начинает блекнуть. На Землю наступают непрерывные дожди, скука, серость и уныние. Злой волшебный ветерок отнял у солнца его лучики, накрыл его черными тучами.
Дорогие ребята! Если не остановить злого волшебного ветерка. И не будет улыбок, смеха детворы, и станут дни унылыми. Чтобы спасти нашу Землю, мы обратились к Облачку с просьбой помочь нам избавиться от Дождя. Облачко согласилась нам помочь, но одно оно бессильно, ему нужна ваша, ребята, помощь. Помогите нам! Сделайте нашу жизнь радостной, цветной!
На открытие смены к ребятам приходит Облако. Она рассказывает ребятам, что дождь можно победить дружбой, собирая капли дождя «капитошки» и обменивая его на лучики солнца, а как известно после дождя на фоне Солнца появляется Радуга. Если в лагере будут царить Дружба, Творчество, Инициатива, все краски вернутся на Землю в виде Радуги. Каждый день в лагере должен быть наполнен интересными мероприятиями, фантазией, победами.
Формы и методы работы по программе, которые будут использоваться:
- тематические экскурсии;
- познавательные игры и викторины;
- спортивные игры и соревнования;
- игровые тестирования, опросы, анкетирование;
- беседы, семинары, работа по проектам, «круглые столы» по обсуждению достигнутых результатов, написание заметок о прошедшем дне;
- занятия на природе;
- изготовление поделок, оформление клумб на территории школы;
- театральные представления, концерты, фестивали, акции.
Летний оздоровительный лагерь дневного пребывания работает по следующим направлениям:
Нравственно-эстетическое:
- проведение творческих конкурсов, праздников, концертов, способствующих общему развитию детей:
- проведение развивающих интеллектуально-познавательных деловых игр и конкурсов;
- овладение техниками «бисероплетения», работа с берестом, работа с соленым тестом, «оригами» (из треугольного модуля), техникой работы с бумагой на кружках художественно-эстетической направленности: «Бумажный фейерверк», «Умелые ручки», «Изостудия».
Здоровьесберегающее:
Основополагающими идеями в работе с детьми в пришкольном летнем лагере является сохранение и укрепление здоровья детей, поэтому в программу включены следующие мероприятия:
- утренняя гимнастика;
- принятие солнечных и воздушных ванн (в течение всего времени пребывания в лагере в светлое время суток);
- организация пешеходных экскурсий;
- организация здорового питания детей;
- организация спортивно-массовых мероприятий:
- спортивные эстафеты;
- подвижные спортивные игры;
Экологическое направление:
Задачи экологической деятельности: воспитание бережного отношения к природе, развитие экологического мышления, изучение эколого-санитарной обстановки на территории сельского поселения.
Основные формы работы:
- Экологический десант
- Экологический звёздный час
- Исследовательская работа
- Экскурсии в природу
- Участие в экологических акциях
- Путешествие по страницам Красной книги;
Гражданско-патриотическое направление:
Это направление включает в себя все мероприятия, носящие патриотический, исторический и культурный характер. Мероприятия этого направления должны воспитывать в детях патриотизм, любовь к родному краю, чувство гордости за свою страну, за ее историю и культуру:
- линейка Памяти (22 июня, День Памяти);
- викторины, беседы, конкурсы рисунков (12 июня, День России);
- посещение музеев, выставок.
Условия реализации программы:
Для успешной реализации программы необходимо выполнение ряда условий:
1.Чёткое представление целей и постановка задач.
2.Конкретное планирование деятельности.
3.Кадровое обеспечение программы.
4.Методическое обеспечение программы.
5.Педагогические условия.
6.Материально-техническое обеспечение.
Кадровое обеспечение:
В реализации программы участвуют:
· Директор лагеря;
· Воспитатели.
Подбор и расстановка кадров осуществляется администрацией МАУ ДО «СЮТ». Все участники воспитательного процесса проводят работу по плану. Педагоги несут ответственность за жизнь и здоровье детей, выполнение учебно-воспитательного плана, проведение лагерных дел, организацию лагерной жизни.
Методическое обеспечение
1. Наличие программы лагеря, плана работы, плана-сетки.
2. Должностные инструкции всех участников процесса.
3. Подбор методических разработок в соответствии с планом работы.
4. Проведение ежедневных планёрок.
5. Разработка системы отслеживания результатов и подведения итогов
Педагогические условия
1. Отбор педагогических средств с учетом возрастных и индивидуальных особенностей, способствующих успешной самореализации детей.
2. Организация различных видов деятельности.
3. Добровольность включения детей в организацию жизни лагеря.
4. Создание ситуации успеха.
5. Систематическое информирование о результатах прожитого дня.
6. Организация различных видов стимулирования.
Материально-техническое обеспечение
1. Выбор оптимальных условий и площадок для проведения различных мероприятий.
2. Материалы для оформления и творчества детей.
3. Наличие канцелярских принадлежностей.
4. Аудиоматериалы и видеотехника.
5. Призы и награды для стимулирования.
Материально- технические условия предусматривают:
- отрядные комнаты;
- медиотека;
- актовый зал;
- спортивная площадка;
- стадион;
- двор.
Критерии эффективности программы
Для того чтобы программа заработала, нужно создать такие условия, чтобы каждый участник процесса (взрослые и дети) нашел свое место с удовольствием относился к обязанностям и поручениям, а также с радостью участвовал в предложенных мероприятиях. Для выполнения этих условий разработаны следующие критерии эффективности:
· Постановка реальных целей и планирование результатов программы;
· Заинтересованность педагогов и детей в реализации программы, благоприятный психологический климат;
· Удовлетворенность детей и взрослых предложенными формами работы;
· Творческое сотрудничество взрослых и детей.
Наличие опыта реализации
Учитывая опыт прошлых лет, можно с уверенностью сказать, что программа летней оздоровительной площадки, построенная в форме игры, дает положительные результаты. Ребята, посещающие летний лагерь становятся более коммуникабельными, физически выносливыми, раскрывают свои скрытые таланты, становятся активнее в школьной жизни. Желающих, посещать лагерь очень много, что говорит о том, что работа ведется в правильном направлении. В этом году предполагается, что Программа «Радуга» даст толчок к развитию нового этапа экологического направления, новых творческих способностей. Программа построена так, что при доработке её вполне можно использовать при работе любых детских объединений.
Предполагаемые результаты программы
– Повышение уровня экологической культуры;
– Приобретении новых знаний о родном крае и научат их бережно и с любовью относиться к своей малой Родине;
– Укрепление и оздоровление детского организма: формирование полезных привычек (утренняя зарядка, соблюдение правил личной гигиены), развитие физических качеств (силы, ловкости, быстроты, выносливости);
– Эмоциональная разгрузка, снятие напряжения после учебного года;
– Развитие творческой и исследовательской активности каждого ребенка, творческий рост детей;
– Профилактика правонарушений несовершеннолетними;
– Приобретение детьми опыта общения со сверстниками в новых для них условиях;
– Развитие лидерских качеств;
– Эстетическое оформление клумб пришкольного участка.
Реабилитационная работа с детьми
Многофункциональность программы дает основание для создания условий самореализации детей различного возраста и особенностей характера, помогает детям найти своё место в детском коллективе, развить своё творчество, укрепить здоровье.
План работы ОЛ «Радуга» МАУ ДО «СЮТ»
№ |
Мероприятия |
Дата проведения |
Ответственные |
1. |
Открытие смены День знакомств «А вот и мы!» - Создание отряда, название девиз; - Конкурс рисунков на асфальте «Лучше нет родного края»; - Оформление отрядных уголков; - Инструктажи по ТБ, ПБ, антитеррористической безопасности; - Минутка здоровья |
29.05.2017 г. |
Директор, воспитатели, ответственный по ГО и ЧС Е.Д.Бухарова |
2. |
Открытие городской смены - Развлекательная программа МАУ ДО «ЦВР; - Практическое занятие антитеррористической безопасности; - Минутка здоровья |
30.05.2017 г. |
Директор, воспитатели, ответственный по ГО и ЧС Е.Д.Бухарова |
3. |
День здоровья - Квест «На пути к здоровья»; - Практическое занятие эвакуация на случай пожара; - Инструктаж «Жизненная безопасность»; - Минутка здоровья |
31.05.2017 г. |
Воспитатели, ответственный по ГО и ЧС Е.Д.Бухарова |
4. |
День смеха - «Лавина талантов – 2017». Развлекательная программа «Вместе веселее»; - Минутка здоровья |
01.06.2017 г. |
Воспитатели |
5. |
День кино - Минутка здоровья |
02.06.2017 г. |
Директор, воспитатели |
6. |
День эколога Всемирный день окружающей среды. - Флешмоб «Музыкальная планета»; - Минутка здоровья |
05.06.2017 г. |
Воспитатели |
7. |
Пушкинский день - Путешествие по сказкам А.С. Пушкина; - Конкурс рисунков «Мой любимый сказочный герой»; - Минутка здоровья |
06.06.2017 г. |
Воспитатели |
8. |
День творчества - Квест «Мы всё можем»; - Минутка здоровья |
07.06.2017 г. |
Воспитатели |
9. |
День кино - Минутка здоровья |
08.06.2017 г. |
Директор, воспитатели |
10. |
Игровушка Игра «Цветик-семицветик» - Минутка здоровья |
09.06.2017 г. |
Воспитатели |
11. |
День дружбы - Игра по станциям «Вместе весело дружить»; - Музыкально-экологическая эстафета «Знают дети всей Земли»; - Минутка здоровья |
13.06.2017 г. |
Воспитатели |
12. |
Межлагерная спартакиада - Экологическая викторина «Природа и мы»; - Минутка здоровья |
14.06.2017 г. |
Воспитатели |
13. |
День спорта - Межотрядная эстафета «Веселые старты» |
15.06.2017 г. |
Воспитатели |
14. |
Игровушка - Игры связанные с природой «Эх, разгуляй» - Минутка здоровья |
16.06.2017 г. |
Воспитатели |
15. |
День танца - Дискотека на улице «Марафон здоровья» - Минутка здоровья |
19.06.2017 г. |
Воспитатели |
16. |
Закрытие смены - Развлекательная программа «До свидания лагерь!»» - Флешмоб «Сцена прощания» |
20.06.2017 г. |
Директор, воспитатели |
17. |
Закрытие городской смены - к/ц «Нейва» |
21.06.2017 г. |
Директор, воспитатели |
18. |
День памяти и скорби - Праздничный концерт: Никто не забыт и ничто не забыто»; - минутка здоровья |
22.06.2017 г. |
Директор, воспитатели |
Система контроля за реализацией программы
Общее руководство реализацией программы осуществляет начальник лагеря, который для проведения отдельных мероприятий привлекает другие пришкольные лагеря, средства массовой информации и организации любых форм собственности для решения поставленных перед ним целей и задач.
Мотивационное обеспечение программы
Любая деятельность в лагере должна быть посильной и конкретной для личности каждого ребёнка. Она должна быть привлекательной, соответствовать интересам личности, иметь чётко выраженный результат, содержать эффект новизны, способствовать творчеству и самостоятельности, допускать возможность вариативности в выборе способов достижений целей, удовлетворять потребности личности в самоутверждении.
Методическое обеспечение программы
Методическое сопровождение программы «Зелёная планета» обеспечивает старший вожатый смены. Он ведёт целенаправленную работу по подбору, приобретению и накоплению разработок передового опыта.
Весь накопленный материал, необходимые издания периодической печати, статистические данные, касающиеся подростков, пребывающих на смене, размещается в штабе лагеря.
У специалистов, работающих по программе, есть возможность получать информацию через Интернет, в библиотеках школы и села.
Материально-техническое обеспечение программы
Для реализации программы используется вся имеющаяся материально-техническая база школы:
1. Отрядные комнаты;
2. Стадион;
3. Двор;
4. Комнаты гигиены
Ø Набор медикаментов для оказания первой медицинской помощи.
Ø Бытовые предметы: столы, стулья.
Аппаратура:
Ø Музыкальный центр
Ø Компьютер
Ø Мультимедийный проектор
Спортивный инвентарь:
Ø Баскетбольные мячи
Ø Футбольные мячи
Ø Волейбольные мячи
Ø Резиновые мячи разных размеров
Ø Скакалки
Ø Гимнастические обручи
Ø Кегли
Ø Маты
Развивающие игры:
Ø Шашки
Ø Шахматы
Ø Строительный конструктор
Ø Настольные игры
Возможные риски
· Плохие природные условия;
· Поломка техники.
Ожидаемые результаты и критерии их оценки
Заявленная программа является краткосрочной. В ходе реализации данной программы ожидается:
– повышение уровня экологической культуры;
– укрепление и оздоровление детского организма: формирование полезных привычек (утренняя зарядка, соблюдение правил личной гигиены), развитие физических качеств (силы, ловкости, быстроты, выносливости);
– эмоциональная разгрузка, снятие напряжения после учебного года;
– развитие творческой активности каждого ребенка, творческий рост детей;
– приобретение детьми опыта общения со сверстниками в новых для них условиях;
– развитие лидерских качеств;
– эстетическое оформление отрядных уголков.
Для оценки результативности программы будем пользоваться следующими показателями:
- количественные (охват общественности, количество конкретных дел, акций, мероприятий);
- показатели социального развития личности (не умел – научился, не знал – узнал, качество продуктов социально-творческой деятельности : поделки, рисунки, походы, акции);
- показатели социальной адаптации личности (активность, повышение уровня успешности);
- технологические показатели (уровень организации и координации деятельности);
- экономические (уровень материальных затрат на реализацию);
- уровень удовлетворённости обучающихся и их родителей качеством реализации программы.
Результатом реализации программы будут являться следующие показатели:
1. Для детского коллектива:
· раскрытие и развитие творческого потенциала с возможностью его последующей реализации в семье и школе;
· формирование навыков творческой деятельности и успешного участия ребёнка в коллективно-творческой деятельности;
· проявление ребёнком своей творческой индивидуальности как одной из форм общения в детском коллективе.
2. Для педагогического коллектива:
· уровень соответствия ожиданий от педагогической практики и их оправданности;
· уровень психологического комфорта вожатых в коллективе;
· накопление профессионального педагогического опыта.
3. Для родителей:
· физическое, интеллектуальное и социальное оздоровление ребенка;
· реализация потребности ребенка в развитии и саморазвитии, интересов и потенциала личности;
· полноценный отдых ребенка.
Профилактические мероприятия и мероприятия по предупреждению чрезвычайных ситуаций и
охране жизни детей в летний период
Инструктажи
- «Правила безопасного поведения детей в оздоровительном лагере дневного пребывания»;
- «Правила пожарной безопасности»;
- «Инструктаж по технике безопасности»;
- «По антитеррористической безопасности»;
- «Травматизм и его предупреждение на железнодорожных путях»;
- «Правила дорожного движения».
Беседы
- Беседы, проведённые медицинским работником: «Как ухаживать за зубами?», «Путешествие в страну Витаминию», «Как беречь глаза?»;
- Игра – беседа «Уроки безопасности при пожаре»; встреча с работниками пожарной охраны; экскурсия в пожарную часть;
- Инструкции по основам безопасности жизнедеятельности: «Один дома. Безопасность в доме», «Правила поведения с незнакомыми людьми», «Правила поведения и безопасности человека на воде», «Меры доврачебной помощи».
Литература:
1.Анисимова Т.Б. 100 замечательных идей для детских праздников. / Т.Б. Анисимова - Ростов-на-Дону: Феникс, 2004 . - 320 с. - (Мир вашего ребенка)
2. Балашова Т.Д.В помощь организатору детского оздоровительного лагеря./ Т.Д. Балашова - Москва – 2000.- 112 с.
3.Бузырева Л.М. Копилка вожатских премудростей: Методическое пособие. /Л.М. Бузырева - Изд-во ЦГЛ, 2003. - 128 с.
4.. Григоренко Ю.Н. Учебное пособие по организации детского досуга в лагере и дома. / Ю.Н. Григоренко - «Кипарис»-1999.- 166 с.
5.Газета «Педсовет» за 2000-2009 год.
6.Елжова Н.В. Лето, ах, лето! Праздники, развлечения, конкурсы при организации досуга в детских оздоровительных центрах. /Н.В. Елжова - Ростов-на-Дону: Феникс, 2004. - 224 с.
7. Зайцева О.В, Карпова Е.В. На досуге. Игры в школе, дома, во дворе.Популярное пособие для родителей и педагогов. – Ярославль:»Академия развития», «Академия К», 1998. – 192 с.
8. Коган М.С. С игрой круглый год./ М.С. Коган - Сибирское университетское Издательство: Новосибирск, 2006. – 136 с.
9.Кувватов С.А. Активный отдых на свежем воздухе. / С.А.Кувватов - Ростов-на-Дону: Феникс, 2005. - 311 с. - (Мир вашего ребенка)
10.Научно-практический журнал «Завуч начальной школы», №2 – 2008.
11. Сысоева М.С. Организация летнего отдыха детей./ М.С. Сысоева - Москва – 1999. 12.Серия: «Праздник в школе». Минск. «Красико- Принт». 2007. – 136 с.
Режим дня
оздоровительного лагеря
при МАУ ДО «СЮТ»
8.30-8.45 встреча детей, утренняя зарядка
«Мы вам рады!»
8.50-9.30 Игры на воздухе, отрядные мероприятия.
9.40-10.00 завтрак
«Нас столовая зовёт, полезная каша
и вкусный компот!»
10.30-12.50 Художественно-творческая деятельность
«Вместе с отрядом сил не жалей,
пой, танцуй, рисуй и клей!»
13.00 – 13.20 «Лишь заслышим зов игры, быстро на улицу выбежим
мы, ждёт нас здесь много забав интересных,
соревнований, прогулок чудесных!»
13.30 – 14.00 обед
«Время обеда настаёт, и вот отряд
за отрядом к столовой идёт!»
14.10-14.30 операция «Уют»
«Надо в порядок всё привести,
в кабинете убрать и пол подмести!»
14.30 Уход детей домой.
«До свидания! До новых встреч!»
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Психоэмоциональный тренинг
Использование в работе упражнений психоэмоционального тренинга «Общение с природой» требует от воспитателя (и от самих ребят) особого настроения. Упражнения, при грамотном их проведении, позволяют улучшить настроение, освободиться от эмоциональной усталости или даже вылечить легкую боль. Они не представляют особой сложности. Но прежде чем приступить к их выполнению, необходима небольшая предварительная подготовка. Во-первых, психолог, заранее настраивает своих ребят, ведь через мысленное выстраивание ярких образов мы учим их и учимся сами управлять своим состоянием. Каждый участник выполняет упражнения индивидуально.
Упражнение 1. «СОЛНЕЧНЫЕ ЛУЧИКИ». Станьте так, чтобы солнце было впереди вас и над вами. Лучше стоять босыми ногами на песке или на земле. Почувствуйте себя спокойно, расслабьтесь. Разведите руки в стороны или вытяните вперед ладонями вверх. Представьте, что кончики ваших пальцев лучиками или солнечными ниточками соединяются с солнцем.
По этим ниточкам в кончики пальцев бегут солнечное тепло и сила и разливаются по всему телу, наполняя его. Когда почувствуете, что тепла и силы достаточно, поблагодарите солнце и опустите руки. Если ощутите избыток энергии, попросите солнце забрать ее. Для этого пошлите мысленно энергию по тем же лучикам вверх солнцу.
Упражнение 2. «БУДЕМ ЗДОРОВЫ» Во время прогулки встаньте босыми ногами на землю, а зимой на снег хотя бы на одну-две минуты. Вдохните через рот несколько раз воздух и пожелайте мысленно себе и всем людям здоровья. Лучше, если это будет связано с купанием в море или реке (перед ним или после него, а возможно и во время купания).
Упражнение 3. «ЗДРАВСТВУЙ, МОРЕ» Подойдите к воде и поздоровайтесь с морем или рекой. Это можно сделать про себя или вслух. Можно коснуться воды ладошкой. Главное будьте доброжелательны и искренни.
Упражнение 4. «СЕМЬ ВОЛН» Вы хотите обратиться к морю (реке) с просьбой? Выберите место, где будите чувствовать себя комфортно. Вслушайтесь в шум воды. Почувствуйте ритм, представив, как на вас накатывает волна за волной. С набегающей волной обратите просьбу к морю (она должна быть заранее четко сформулирована). Представьте, что эта набегающая волна проходит сквозь ваше тело и голову и принимает вашу просьбу. С каждой новой волной повторяйте все заново. Это нужно сделать 7 раз. Можете при этом представлять себя в воде, а не на берегу. А если хотите помочь своему воображению, войдите в воду по щиколотку или по колено (если это будет приятно и не переключит внимания).
Упражнение 5. «МОЕ ДЕРЕВО» Спокойно походите между несколькими деревьями, прислушиваясь к своим ощущениям.
Почувствуйте, к какому из деревьев вас больше всего тянет, подойдите к нему. Дерево можно обнять или просто приложить ладошки. Поздоровайтесь, познакомьтесь и попросите дерево поделиться с вами той жизненной силой и энергией, которой оно обладает. Не забудьте поблагодарить своего зеленого друга.
Упражнение 6. «ПОЛЕТ ПТИЦЫ» Станьте так, чтобы чувствовать себя свободно и устойчиво, расслабьтесь. Можете закрыть глаза. Дышите равномерно, спокойно. Попробуйте «отпустить» руки – они начнут медленно подниматься вверх, как будто с легкостью преодолевая земное притяжение. Вам будет проще, если вы попытаетесь представить себя птицей, которая медленно и плавно машет крыльями. Можно подключить счет: на «1.2,3» поднять руки до уровня плеч, на «4,5,6» опустить. Второй вариант: на «1-6» поднять руки вверх, сомкнуть ладони над головой, на следующие «1-6» опустить. Старайтесь не отвлекаться от своих внутренних ощущений. Во-вторых, нужно правильно настроить ребят на выполнение такого специфичного задания: вряд ли им уже приходилось участвовать в подобных занятиях. Обязательно нужно объяснить ребенку, что ему необходимо перед началом упражнения поздороваться с той стихией, к которой он собирается обратиться, подружиться с ней, пожелать ей доброго утра, дня или вечера. А после завершения упражнения сказать спасибо, поблагодарить за приятные минуты. Грамотное объяснение участникам того, что и как нужно делать, также является залогом удачной работы. В-третьих, немаловажно быть искренне заинтересованным в успехе. За один сеанс можно использовать одно-два, максимум три упражнения. Особая рекомендация: упражнение 5 используется отдельно.
Упражнение 7. «ВДОХ ЖИЗНИ» Чистый воздух, вдох и выдох – это самое быстрое, мгновенное пробуждение нервной системы. Понятие воздух с высоты, сверху, через гортань, с мыслью, что он падает на вас. Затем как бы проглотите его, задержите дыхание. После этого «выбросите» воздух через рот с мыслью, что «выбрасываете» болезнь из себя. «Вдох жизни» проделайте три раза. При «проглатывании» воздуха можно мысленно направить его в больное место и «окружить» им его, а можно «дышать» через место, где болит.
Правила проведения упражнений психоэмоционального тренинга
«Общение с природой»
1. До начала занятий воспитатель должен обязательно настроить ребят на выполнение таких необычных для них упражнений.
2.Если ребенок не хочет участвовать в тренинге, заставлять его не нужно.
3. Иногда во время выполнения упражнений у детей наблюдается непроизвольный смех или слезы. Необходимо спокойно вывести ребенка из состояния выполнения упражнения. Для педагога такая реакция ребенка является своеобразным показателем внутреннего неблагополучия. Может быть, этот ребенок больше нуждается в вашей поддержке и в дружеском совете. Чем в подобных упражнениях. Будьте внимательны!
4.Не рекомендуется выполнять упражнения при явном физическом недомогании. Лучше обратиться к врачу, чтобы во время остановить наступление болезни.
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
«Зоологические забеги» (эстафеты)
«Тараканьи бега»
Таракан – это насекомое, состоящее из 6 лапок (один участник на четвереньках, другой кладет ноги на плечи и спину первого так, чтобы второй ребенок оказался бегущим на руках спереди того, кто бежит на четвереньках), участвуют 2-3 пары. Кто быстрее?
«Двугорбый верблюд»
Необходимо 4 волейбольных мяча (это будут горбы). 2 участника, наклонившись и встав друг за другом, одной придерживают горбы, второй держатся за пояс другого. Кто быстрее?
«Черепаха – путешественница»
Тазы или ванны устанавливают на спины медлительным, неповоротливым «черепахам». Они должны, не потеряв панциря, добежать до поворота и обратно.
Варианты: «пчелы» с ведерками меда или нектаром, «цапли» на одной ноге и т.д.
«Рак, спасающийся от опасности»
Спасаясь, рак пятится задом и держит клешни готовыми к обороне. Участник бежит до поворота спиной и возвращается обратно тем же способом.
«Кенгуру с детенышем»
Для эстафеты потребуется два рюкзака, внутрь которых помещен волейбольный мяч – «детеныш». Прыжками игрок добирается до поворота и обратно, передав «детеныша» с сумкой следующему игроку.
«Пингвин»
Зажав между колен теннисный мяч, участник вразвалочку по - пингвиньи проносит мяч до поворота и обратно.
«Лягушка на охоте»
Здесь потребуются ласты. Надев ласты, передвигаясь прыжками, первый «лягушонок» останавливается на повороте и ловит «комара» (теннесный мяч). Возвращаясь, он отдает ласты второму, а мяч – третьему участнику
эстафеты.
«Заяц, петляющий по лесу»
Участники должны передвигаться, подражая бегу зайца. Для этого «заяц» наклоняется, встает, опираясь на руки, продвигаясь. Он выбрасывает ноги как можно выше, «петляя» вокруг стульев (деревьев).
«Сороконожки»
Спутанная веревкой команда бежит к повороту и обратно.
«Трудолюбивые муравьи»
Необходимо по одной гимнастической палке на каждую команду. Первый «муравей» с палкой пробегает до поворота и обратно, прихватывает на помощь еще одного «муравья», пробежав вдвоем, пара присоединяет третьего, и бегут втроем.
ПРИЛОЖЕНИЕ 3
ТВОРЧЕСКИЕ КОНКУРСЫ
Для младших школьников
1. Представьте и мимикой, походкой: звуками изобразите:
- встревоженного кота, - грустного пингвина,
- восторженного кролика, - хмурого орла,
- разгневанного поросенка.
2. Представьте, что вы – животные, которые любят музыку, но не могут говорить по – человечески; представили – и теперь песню «Солнечный круг» хором:
- прогавкайте, - промяукайте,
- промычите, - прокудахтайте и прокукарекайте.
3. Попрыгайте, но не так, как вы это делаете обычно, а как:
воробей, кенгуру, заяц, лягушка, кузнечик.
4. Придумайте и все вместе изобразите композицию из серии «Ландшафты Земли»:
- «Лесотундра», - «Тайга»,
- «Пустыня», - «Степь», - «Джунгли».
5. Вылепите из пластилина необычное животное, которое называется:
- кубохвостиус, - шваброшерстиус,
- длинномониус, - зубоглазиус, - кривопузиус.
6. Вы все знаете «Танец маленьких утят», в котором движения танцующих напоминают движения утенка, открывающего клювик; машущего крылышками и хвостиком. А вы попробуйте на ту же мелодию придумать танец с движениями других животных и исполните его. У вас может получиться:
- танец маленьких котят, - танец маленьких щенят,
- танец маленьких жеребят, - танец маленьких поросят,
- танец маленьких обезьянок.
7. Однажды все герои сказки А. Милна «Вини – Пух и все, все, все» захотели иметь головные уборы. Нарисуйте, какой головной убор мог бы носить:
- Вини – Пух, - Ослик Иа,
- Пятачок, - Кролик, - Сова.
8. Нарисуйте растение, которое никогда не существовало, и придумайте ему название.
9. Представьте, что многие животные решили стать вежливыми и при встрече всегда здороваться. Придумайте и покажите, как могли бы приветствовать друг друга:
- крокодилы, - жирафы,
- антилопы, - львы, - гиппопотамы.
10. Придумайте для зоологического сада марсианских животных, нарисуйте их и дайте им имена.
ПРИЛОЖЕНИЕ 4
БОТАНИЧЕСКАЯ ПРОГУЛКА
Ботаническая прогулка представляет собой состязание, в котором на каждом этапе присуждаются очки. Победителя ждет приз. Соревновательный и игровой характер экскурсии пробуждает у детей любопытство. Усиливает наблюдательность. На протяжении прогулки дети ведут рабочие дневники.
Примерные задания на этапах:
1. Кто больше напишет названий встретившихся знакомых растений.
2. Определить название растений по картинкам (тысячелистник, пастушья сумка, щавель конский и др.).
3. Определить возраст дерева по спилу.
4. За 15 минут собрать материалы для гербария.
5. Собрать цветок из разрозненных изображений элементов (стебель, лист, цветок). Во время прогулки детям рассказывают о правилах сбора и заготовки лекарственных растений, выполнения элементов гербария, биологических цветочных часах, о пользе и вреде древесных грибов, о растениях-компасах, знакомят с правилами сбора грибов, проводят подвижные игры.
ЦВЕТОЧНОЕ ОРИЕНТИРОВАНИЕ
Для игры надо приготовить ручки, бумагу, фломастеры или карандаши. Можно проводить несколько вариантов игры.
Например:
Участникам даются листы бумаги с нарисованной примерной картой-схемой местности, на которой проводится игра, и даются названия растений. Каждый участник должен за как можно более короткий срок найти на местности места наибольшего скопления этих растений и нанести эти места на карту-схему.
Другой вариант:
На карте-схеме обозначается место, где растут какие-либо растения, а участники должны найти это место и узнать, что это за растения. Также можно дать детям вместо названий рисунки растений и дать задание нанести место их расположения на карту-схему.
ЮНЫЕ ЭКОЛОГИ
В игре могут участвовать от 5 до 10 человек. Все играющие встают в хоровод. Место каждого игрока – это какая либо профессия: водитель, врач, библиотекарь, продавец и т.д. Каждый участник должен сказать, какую помощь природе он может оказать на своем месте. После того, как все игроки назовут свой вариант помощи, они делают шаг по кругу и таким образом меняются местами, а значит и профессиями, и вновь должны сделать то же самое, но не повторять то, что сказал предыдущий игрок. Тот, кто не сумел назвать новый вариант помощи природе, выбывает из игры вместе со «своей профессией». Побеждает тот, кто останется последним. А следит за тем, чтобы не было повторов, ведущий или другие дети – они могут быть различными «представителями» природы.