Нравственные уроки сказки Николая Дмитриевича Телешова «Белая цапля» (6 класс)
Урок литературы в 6 классе.
Тема урока: Нравственные уроки сказки Николая Дмитриевича Телешова «Белая цапля».
Цели урока как результат деятельности учащихся:
предметные: познакомить с жизнью и творчеством Н.Д. Телешова, пробудить интерес к личности писателя и к его произведениям; рассмотреть нравственные проблемы, поставленные в сказке Н.Д. Телешова «Белая цапля»;
личностные: формировать представления учащихся о категориях добра и зла, о месте человека в мире и ответственности за этот мир, развивать у учащихся чувства сострадания, милосердия.
метапредметные: формировать у обучающихся умение самостоятельно искать и выделять необходимую информацию; умение аргументировать своё мнение и оформлять его в устных высказываниях; умение строить продуктивное речевое взаимодействие в группе, точно и ясно выражать мысли и оценивать свою и чужую речь.
Универсальные учебные действия:
Регулятивные УУД: формулировать тему (проблему урока); высказывать предположения на основе наблюдения.
Познавательные УУД: пользоваться разными видами чтения; владеть приёмами отбора и систематизации материала; строить рассуждения, делать выводы.
Коммуникативные УУД: слушать и слышать других, быть готовым корректировать свою точку зрения, адекватно использовать речевые средства для решения коммуникативных задач.
Оборудование: портрет писателя Н.Д. Телешова, выставка книг писателя, иллюстрации к его произведениям, детские рисунки, на уроке может быть ис-пользована презентация, подготовленная учителем, в связи с этим, будут необходимы компьютер, экран, мультимедийный проектор.
Ход урока.
1.Организационный момент. Приветствие.
- Добрую сказку помню я с детства,
Хочу, чтобы сказку послушал и ты,
Пусть подкрадётся к самому сердцу
И зародится в нём зерно доброты.
2. Теоретическая разминка. Актуализация имеющихся знаний.
− Ребята, давайте повторим с вами литературные произведения и жанры, которые мы уже изучили на уроках литературы. Для этого вам необходимо разгадать кроссворд и прочитать выделенное слово.
Кроссворд либо отображается на экране, либо просто подготовлен на доске.
Учитель зачитывает вопросы.
(В середине кроссворда должно получиться или высветиться название сказки «Белая цапля»)
Вопросы для кроссворда (ответы подписываются друг под другом):
1.Жанр русского народного эпоса, песня‐сказание о богатырях, народных героях. («Илья Муромец и Соловей‐Разбойник»)
2.Небольшое лирическое произведение, предназначенное для пения; часть
большого стихотворного произведения.
3.Лиро‐эпический жанр, «рассказ в стихах» с историческим, фантастическим или любовно‐драматическим сюжетом. (В.А. Жуковский «Светлана»)
4. Комическое (смешное) подражание художественному произведению. (А.П. Чехов «Страшная ночь»)
5. Театральное или цирковое представление, требующее пышной постановки и сценических эффектов. (М.Метерлинк «Синяя птица»)
6.Дословная выдержка из какого‐либо произведения.
7.Жанр фольклора и литературы: бывает народная и литературная. (В. Гауф «Маленький Мук»)
8.Эпический прозаический жанр, для которого характерны достаточно развёрнутый событийный ряд, представляющий в действии нескольких персонажей. Здесь больше действующих лиц, чем в рассказе, но меньше, чем в романе. (А.С.Пушкин «Метель»)
9.Разновидность рассказа, отличающаяся остротой конфликта, драматизмом сюжета, нередко имеющая неожиданный финал. (Проспер Мериме «Венера Илльская»)
10.Небольшой повествовательный рассказ нравоучительного характера в стихах или прозе с прямо сформулированным выводом. (И.А. Крылов «Квартет»)
былина
песня
баллада
пародия
феерия
цитата
сказка
повесть
новелла
басня
3. Формулирование темы и целей урока.
− Ребята, посмотрите на полученное выделенное словосочетание. Что у нас с вами получилось?
− Белая цапля.
− Как вы думаете, почему я выбрала такие ключевые слова для кроссворда?
- Потому что мы сегодня на уроке будем говорить об этом произведении.
− Да. Дома вы должны были прочитать сказку Н.Д.Телешова «Белая цапля». О чём это произведение?
- О добре, хорошем отношении к животным.
- Поэтому тема нашего урока: «Нравственные уроки сказки Н.Д.Телешова «Белая цапля».
− Скажите, а что значит нравственные уроки сказки? Как вы понимаете слово нравственность?
- Нравственность – правила, определяющие поведение, душевные и духовные качества, необходимые в обществе. Нравственные уроки - это уроки порядочности, о правильных и неправильных поступках человека и их выборе.
− Давайте теперь сформулируем цель нашего урока.
− Мы должны сегодня на уроке выяснить, чему учит эта сказка, какие нравственные уроки она нам преподаёт.
- Урок многое сможет вам прояснить, кому-то поможет повзрослеть, иначе посмотреть на жизнь. И поможет нам в этом писатель Н.Д.Телешов. (Сообщение о Н.Телешове подготовленной ученицей).
Николай Дмитриевич Телешов прожил долгую и интересную жизнь. И почти вся она была связана с Москвой. В первопрестольной столице России он и родился в зажиточной купеческой семье. Более дальние предки его были крепостными крестьянами во Владимирской губернии, но стали свободными, выкупившись у помещика. Об этой фамильной черте – стремлении к свободе, незави-
симости – писатель вспоминал в своей автобиографии: «Может быть, именно от предков и жива во мне уверенность, что без свободы нет ни настоящего счастья, ни настоящей жизни ни для человека, ни для человечества».
Николай рано приобщился к чтению и литературе. Ещё двенадцатилетним подростком в 1880 г. он стал свидетелем торжественного открытия памятника А.С.Пушкину в Москве, выступлений Достоевского, Тургенева. Н.Д. Телешов был хорошо знаком с А.П. Чеховым и с М. Горьким.
Образование он получил в Московской коммерческой академии, но основной его профессией на всю жизнь стал литературный труд. Пришёл Телешов в литературу в 1884 году, когда в журнале «Радуга» были напечатаны его первые стихи, за которыми последовали прозаические очерки.
С 1889 г. Телешов играет большую роль в литературно‐общественной жизни Москвы. Он был организатором знаменитого литературного кружка, который собирался у него в доме по средам, эти литературные собрания (в которых участвовали и актеры, и художники, и музыканты) стали называть «Средами», или «Телешовскими средами». На заседаниях кружка бывали Максим Горький и Иван Бунин, Викентий Вересаев и Александр Куприн, Леонид Андреев и Иван
Шмелев, Владимир Короленко и Дмитрий Мамин‐Сибиряк. В этом московском писательском клубе проходили первые чтения только что написанных, но пока не опубликованных рассказов, повестей, пьес. Разгорались жаркие споры по по поводу услышанного. Сам Телешов писал чаще всего рассказы. Рассказы о простой повседневной жизни русских людей, о жизни трудной и часто несправедливой. В основном это были произведения без эффектных поворотов сюжета, без ярких, необыкновенных героев. И поэтому внимание Телешова к жанру романтической сказки‐легенды было неожиданным. Обращением к новому для себя жанру писатель отметил начало нового века – двадцатого. В 1900 году он публикует «Белую цаплю», а в 1901 году сказку‐легенду «О трех юношах». Обращался он к сказочному жанру и позднее, в том числе к сюжетам из русской истории. Последние десятилетия жизни Николая Дмитриевича Телешова были посвящены работе над главной его книгой – «Записки писателя».
4. Беседа по содержанию
- В 1900г. Вышла в свет сказка «Белая цапля». А что вы знаете о цаплях? (Сообщение ученика)
- Цапли — крупные птицы, более метра в длину, размах крыльев у них достигает двух метров. И трудно поверить, что весит такая птица всего два килограмма. А все дело в перьях — рыхлых, пышных и у некоторых видов — особенно у белых цапель — очень красивых. Из-за этих перьев, которые использовались в дамских нарядах, ежегодно уничтожались сотни тысяч птиц. Вот почему белая цапля стала сейчас очень редкой. В нашей стране белые цапли, как и многие другие редкие птицы и животные, взяты под защиту государства,т.е. занесены в Красную Книгу.
- Как вы думаете, о чём сказка «Белая цапля»?
- О том, как могут повлиять на судьбу братьев наших меньших необдуманные действия и поступки людей.
- О том, что человек должен бережно относиться к природе, охранять ее, заботиться о ней.
- О преступлении, совершенном прекрасной и любимой всеми принцессой — героиней сказки.
- Об ошибке, которую исправить очень трудно; она принесла гибель в «Страну
белых птиц».)
- Вспомним, в какой стране проживает главная героиня сказки - принцесса Изольда.
- Это далекая северная страна, королевство, расположенное на одиноком острове среди студеного моря. Здесь круглый год холодные сумерки и туманы.
- Что говорит автор о людях, живущих в этой стране? Найдите эти строки в тексте.
- Несмотря на скудость зелени и цветов, люди любили свою суровую родину, «любили и ценили всякую жизнь, всякую былинку». Они жили по законам любви в согласии с природой.
- В чём видел счастье старый король, отец Изольды? Найдите ответ в тексте.
Работа с текстом.
- «Он говорил ей, что настоящее счастье только и есть в милосердии, а если мы будем жестоки, то и нам изменит наше счастье».
‐ Как вы понимаете «быть милосердным»? Что такое милосердие?
Высказывания детей. Сравнение своих рассуждений и высказываний с определением толкового словаря. Работа с толковым словарём.
- Жестокость разрушает счастье человека.
-А какой была принцесса? Как она относилась к отцу?
-Она была добра и прекрасна, всегда помогала больным и несчастным, очень любила отца, доверяла ему, старалась его не огорчать, была послушной дочерью, послушание – очень важное свойство характера; любила свою суровую неприветливую родину. Принцесса считала, что даже свадебный наряд должен напоминать краски родной земли «В день своей свадьбы, — весело подумала она, — я надену наряд такой же, как моя милая родина: белое платье — как снег, серый плащ — как море, и на голову надену убор из тонких стрелок — как узоры мороза и чтоб сверкали они и искрились, как снежинки при лунном свете!»
-Она очень хотела понравиться жениху, ей хотелось всех поразить красотой.)
− Обычно в сказках на жестокость способны только злые, ленивые, корыстолюбивые герои. В чём Н.Д.Телешов отступает от обычного сказочного «шаблона». Для чего он это делает?
− Принцесса прекрасна и добра, «она всегда помогала больным и несчастным». Очевидно, автор хочет сказать, что и добрый, достойный человек может совершить жестокость, допустить преступную оплошность, если не будет задумываться над последствиями своих поступков.
− В жизни каждого из нас бывают ситуации, когда мы стоим перед нравственным выбором. Какую проблему поставила жизнь перед Изольдой?
Мясо их не годится в пищу.
Их много.
Только одну…только одну…
− Проблема такова: или лишиться задуманного головного убора, или получить его ценою жизни живого существа.
− Как описывает Телешов душевное состояние Изольды при принятии ею решения? Найдите ответ в тексте.
− Изольда испытывает страшные сомнения, сначала отказывается от предложения старика, не спит всю ночь. Но в конце концов желание иметь убор пересиливает голос совести.
- Задумалась ли принцесса Изольда о том, каковы будут последствия ее поступка?
- Нет, принцесса Изольда не задумалась о последствиях своего поступка. Она думала только о прекрасном свадебном головном уборе.
Физкультминутка
Вот летит большая цапля,
Плавно кружит над рекой. (Движения руками, имитирующие махи крыльями.)
Наконец, она садится
На корягу над водой. (Дети садятся на несколько секунд в глубокий присед.)
- Как можно было героине справиться со своим желанием?
-Обратиться к совести и дать себе ответ: добро или зло она будет творить?
-Обратиться за помощью к отцу, но она боится огорчить отца, она знает, какова будет его реакция, у неё появилась страшная тайна)
Мультфильм
-Можно ли поступок Изольды назвать преступлением?
-Да, Изольда ненарочно, но совершает преступление, ведь она, во-первых, нарушила основной закон своей страны — закон любви ко всему живому; во-вторых, она изменила завету своего отца: счастье человека в доброте и милосердии
—Каковы последствия поступка Изольды? (Зачитать эти строки)
-Эти последствия показали принцессе две цапли «Мы жили свободно и счастливо...Мы жили бы так и теперь, если бы ты не приказала убить одну из нас ,чтобы завладеть хохолком для твоего свадебного наряда. Этот хохолок вырастает у нас только весною, когда мы вьем наши гнезда. Они для нас тоже свадебный наряд. Знала ли ты об этом, принцесса?»
«...И с той поры начали приходить к нам охотники из больших городов, начали убивать нас сотнями, тысячами... Мы всюду искали спасения...»
«...Нас избивали без жалости, без разбора. Нас избивали в то время, когда мы вили гнезда, когда кормили мы наших детей. Мы падали мертвыми и ранеными, истекая кровью, из головы у нас вырывали убор, а наши птенцы умирали от голода... Ты не думала об этом, принцесса?»
«...Наш народ истреблен... Кровь наших братьев еще не застыла, их трупы еще лежат на земле... Мы хотим, чтобы ты видела правду...»
«...Еще недавно, принцесса, здесь слышались повсюду крики радости и жизни. Еще не так давно прозвучали первые вопли и стоны. Еще только вчера оглашался воздух криком последних страданий, а сегодня — все замолчало: наступила смерть... Слышишь ли ты, видишь ли ты что-нибудь, кроме смерти?…»)
-Что чувствует принцесса после встречи с цаплями?
-Она испытывает ужас, видя последствия своего легкомысленного поступка.
-Она раскаивается в содеянном, переживает за последствия.
-Ужас переполняет ее сердце, ужас и тревога за своих близких, за свою семью.
-Раскаяние — чувство сожаления по поводу своего поступка, проступка.
- Почему цапли говорят с Изольдой о трагедии с горечью, но без ненависти? Чему они ее учат?
-Цапли понимают, что Изольда действовала по недомыслию, что она не знала о последствиях.
-Две грустные, мудрые цапли с большими печальными глазами дают понять принцессе нужно нести ответственность за свои по ступки.
-Почему Изольда, решив, что все увиденное - это всего лишь сон, не успокаивается, почему беспокоится за свою семью.
-Она понимает, что зло, принесенное чьим-то семьям, детям, может обернуться злом для ее семьи, для ее детей).
К кому принцесса обращается за помощью?
-Изольда просит помощи и совета у отца.Ей хочется загладить свою вину, исправить ошибку.
-Мудрый король, переживая проступок дочери, объясняет ей: «Что сделано, того уничтожить нельзя никаким раскаянием. Раскаяние очищает душу и закаляет ее против новых искушений, но прошедшее — непоправимо... Мало — не делать зла: нужно делать добро. И только тогда ты будешь счастлива и покойна... В мире и так слишком много страданий, а, причиняя зло хотя бы самому незначительному существу, ты увеличиваешь это зло. А назначение человека совсем не такое».
- В чём же состоит назначение человека?
- Назначение человека — творить добро.
- Как вы понимаете эту фразу?
-Добро – это любить друг друга, не обижать друг друга, не завидовать, не гневаться, не брать чужого, не обманывать…
- Как объяснить смысл фразы короля: «И птицы гибнут, и человек унижается»?
Человек унижается, потому что, убивая птиц, он проявляет жадность, жестокость, равнодушие ко всему, что не касается его самого и его желаний.
- К какому решению приходит Изольда? Какие уроки она извлекает из случившегося?
-Она возвращается к своей семье с желанием совершать добро во имя будущего своего народа: «...в народе много было горя, и этому горю она решилась помочь, забывая себя и все свои удовольствия... И ей хотелось скорее доплыть, чтобы начать среди людей совсем новую, полную и благотворную жизнь...»)
5.Выводы.
-Чему учит нас сказка Н. Телешова?
-Предвидеть последствия своих поступков. Ведь самое незначительное злое действие человека может потянуть за собой вереницу ужасающих последствий.
-Мы всегда должны нести ответственность за свои поступки. Если в прошлом нами совершено что-то плохое - мы этого никогда не исправим.
-Не надо бояться делать добрые дела. А прежде, чем совершить необдуманный поступок – хорошо подумайте о том, не навредит ли он в будущем окружающему вас миру.
-Какова же мораль сказки Н.Д.Телешова «Белая цапля»?
Люби и цени все живое.
Думай о последствиях.
Береги природу и изучай ее.
6.Выводы записать в тетради.
- Для ребят была предложена работа в группах. Они должны были нарисовать понравившийся им момент.
Тест. Взаимопроверка.
-Тема ответственности за содеянное перед лицом будущего. Гибель самой маленькой частички окружающего мира может привести к катастрофе человечества. Это звучит как предупреждение человечеству.
- В каком произведении звучит эта же тема?
-Рэй Брэдбери “И грянул гром).
7.Итог урока.
-Что показалось интересным? Что нового узнал? Ответили ли мы на поставленные вопросы?
- Оцените свою работу на смайлике, укажите своё настроение.
Оценки.
-Мне хотелось бы завершить урок словами Е.Евтушенко:
Берегите эти земли, эти воды,
Даже малую былиночку любя.
Берегите всех зверей внутри природы,
Убивайте лишь зверей внутри себя.
8.Домашнее задание.
1.Написать мини-сочинение на одну из тем:
Доброта – это …
Мы и природа.
Жизнь дана на добрые дела.
Какое дело может быть добрым?