Календарно-тематическое планирование по внеурочной деятельности «Нравственные уроки литературы» (6 класс)
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Данная рабочая программа внеурочной деятельности «Нравственные уроки литературы» для учащихся с ОВЗ разработана на основе примерной адаптированной основной общеобразовательной программы образования учащихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), с учетом требований учебного плана образовательного учреждения МОУ «Старомайнская средняя школа № 1» , программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида: 5-9 классы, под редакцией В. В. Воронковой. – М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2012г.
Программа курса внеурочной деятельности рассчитана на 35 часов (1 час в неделю).
Тема духовно-нравственных ценностей одна из проблемных тем для детей с ОВЗ, поэтому мной был выбран именно этот курс внеурочной деятельности.
Цели и задачи:
1. Развитие личностных качеств, воспитание чувства патриотизма, уважения к окружающим.
2. Развитие духовно-нравственных ценностей, необходимых для жизни в современном обществе.
3. Развитие интереса к русской и зарубежной литературе, умения анализировать художественные произведения.
Планируемые результаты
Личностные |
1) понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа; определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих и моральных качеств личности; 2) осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; стремление к речевому самосовершенствованию; 3) достаточный объем словарного запаса для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью. |
Метапредметные |
1) владение всеми видами речевой деятельности (понимание информации, владение разными видами чтения; адекватное восприятие на слух текстов разных стилей; способность извлекать информацию из различных источников; овладение приемами отбора и систематизации материала; способность определять цели предстоящей учебной деятельности, последовательность действий, оценивать достигнутые результаты; умение воспроизводить прослушанный или прочитанный текст с разной степенью развернутости; умение создавать устные и письменные тексты разных типов; способность правильно и свободно излагать свои мысли в устной и письменной форме; соблюдение в практике речевого общения основных орфоэпических, лексических, грамматических, стилистических норм современного литературного языка; соблюдение основных правил орфографии и пунктуации в процессе письменного общения; 2) применение приобретенных знаний, умений и навыков в повседневной жизни; способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам, при менять полученные знания и навыки анализа языковых явлений на межпредметном уровне; 3) коммуникативно целесообразное взаимодействие с другими людьми в процессе речевого общения. |
Предметные |
владение навыками работы с учебной книгой, словарями и другими информационными источниками, включая СМИ и ресурсы Интернета; владение навыками различных видов чтения (изучающим, ознакомительным, просмотровым) и информационной переработки прочитанного материала; владение различными видами аудирования (с полным пониманием, с пониманием основного содержания, с выборочным извлечением информации) и информационной переработки текстов различных функциональных разновидностей языка; адекватное понимание, интерпретировать и комментировать тексты различных функционально-смысловых типов речи (повествование, описание, рассуждение) и функциональных разновидностей языка; участие в диалогическом и полилогическом общении, создавать устные монологические высказывания разной коммуникативной направленности в зависимости от целей, сферы и ситуации общения с соблюдением норм современного русского литературного языка и речевого этикета; создание и редактировать письменные тексты разных стилей и жанров с соблюдением норм современного русского литературного языка и речевого этикета; анализ текста с точки зрения его темы, цели, основной мысли, основной и дополнительной информации, принадлежности к функционально-смысловому типу речи и функциональной разновидности языка; использование знания алфавита при поиске информации;
|
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
ПАТРИОТИЗМ. Понятие о патриотизме. Малая родина. Чтение и анализ стихов о родине русских поэтов 19-20 веков.
ПОНЯТИЕ О КРАСОТЕ. Красота природы. Чтение и анализ стихотворений русских поэтов о природе. Внешняя и внутренняя красота. Анализ рассказа «Красивая лягушка и безобразный пес» (М.А. Андрианов «Философия для детей в сказках и рассказах»). Сказка С.Т. Аксакова «Аленький цветочек». Просмотр мультфильма по сказке Т.Гофмана «Щелкунчик».
ПОДВИГ И ГЕРОИЗМ. Что такое подвиг и кто такой герой? Анализ рассказа «Самоотверженный поступок» (М.А. Андрианов «Философия для детей в сказках и рассказах») Чтение русских былин об Илье Муромце, Алеше Поповиче и Добрыне Никитиче.
ХВАСТОВСТВО И ЗАВИСТЬ. Анализ рассказа «Как хвастовство вред принесло»
(М.А. Андрианов «Философия для детей в сказках и рассказах» ). Басня И.А. Крылова «Скворец».
ЩЕДРОСТЬ И ЖАДНОСТЬ. Анализ рассказа «Два брата» (М.А. Андрианов «Философия для детей в сказках и рассказах»). Басня И.А. Крылова «Волк и журавль».
ПОНЯТИЕ О ДРУЖБЕ. Анализ рассказа «История о короткой дружбе» ( М.А. Андрианов «Философия для детей в сказках и рассказах»). « О дружбе осла и лиса «(Азербайджанская народная сказка), « Дружба»(Пакистанская народная сказка)
СПРАВЕДЛИВОСТЬ. Анализ рассказа «Ужасная несправедливость» (М.А. Андрианов «Философия для детей в сказках и рассказах»). «Алмаз брата» (Индийская притча), «Волчий суд»(Грузинская притча).
БЕСКОРЫСТИЕ. Бескорыстие и корыстолюбие. Анализ рассказа «Мальчик по имени Взамен» (М.А. Андрианов «Философия для детей в сказках и рассказах»). Чтение и анализ баллады В.Жуковского «Перчатка». Просмотр мультфильма по балладе В.Жуковского «Кубок».
ЛЮБОВЬ К ТРУДУ. Беседа по русским народным сказкам о труде и безделии. Е.Пермяк «Золотой гвоздь». Чтение и анализ.
СЕМЕЙНЫЕ ЦЕННОСТИ. Что такое семья? Л.Чарская «Записки маленькой гимназистки»(главы из книги).
МИЛОСЕРДИЕ. Анализ рассказа «Два облачка» (М.А. Андрианов «Философия для детей в сказках и рассказах»). Чтение и анализ рассказов В.Сухомлинского «Горбатая девочка», «Ласточка с перебитым крылом», «Старый пес». Сочинение сказки о проявлении милосердия и сострадания.
ЛОЖЬ. Анализ рассказа «История про один обман » (М.А. Андрианов «Философия для детей в сказках и рассказах»). Виктор Драгунский «Тайное становится явным».
СОВЕСТЬ. Анализ рассказа «Совесть- учитель человека » (М.А. Андрианов «Философия для детей в сказках и рассказах»). Просмотр художественного фильма по произведению К.Паустовского «Теплый хлеб».
ВЕЖЛИВОСТЬ. Вежливость- важное средство примирения людей. Анализ рассказа «Как вежливый поступок жизнь спас » (М.А. Андрианов «Философия для детей в сказках и рассказах»). Что такое лесть? А.П.Чехов «Толстый и тонкий»
ДОБРО И ЗЛО. Составление таблицы «Добрые и злые поступки». А.П.Платонов «Никита». Анализ рассказа «Как Родничок свою воду испортил.» (М.А. Андрианов «Философия для детей в сказках и рассказах»). В.Короленко «В дурном обществе».
ВЕРНОСТЬ И ПРЕДАННОСТЬ. А.И.Куприн «Белый пудель» . О силе прощения. В.Астафьев «Конь с розовой гривой».
БЛАГОДАРНОСТЬ. Б.Ганаго «Бриллиантовые слезы».
ОДИНОЧЕСТВО. Одиночество -главное несчастье человека. Г.Х.Андерсен «Девочка со спичками». Кого можно назвать одиноким? Драйпер Шенон «Привет,давай поговорим».(главы из книги) А. де Сент-Экзюпери «Маленький принц»(чтение глав, просмотр эпизодов мультфильма).
ИТОГОВЫЕ УРОКИ. Выполнение творческой работы. АЛЬБОМ «За что я люблю жизнь».
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«Нравственные уроки литературы»
для детей с ОВЗ
В 6 КЛАССЕ
№ п/п |
Дата |
Тема урока |
Кол-во час. |
|
Плановая |
Скорректированная |
|||
1 |
Нет в мире краше Родины нашей. Понятие о патриотизме. Стихи о Родине. |
1 |
||
2 |
Красота вокруг нас. Стихи о русской природе. |
1 |
||
3-4 |
Красота человека: внутренняя и внешняя. Сказка С.Т. Аксакова «Аленький цветочек». Т.Гофман «Щелкунчик» |
2 |
||
5 |
Что такое подвиг и героизм? Герои русских былин. |
1 |
||
6 |
Хвастовство и зависть-два проявления эгоизма. Басни И.А.Крылова |
1 |
||
7 |
О щедрости и жадности. Басни И.А. Крылова |
1 |
||
8 |
Что значит быть другом? История о короткой дружбе. Сказки народов мира о дружбе. |
1 |
||
9 |
Что такое справедливость? Притчи народов мира о справедливости и несправедливости. |
1 |
||
10 |
Бескорыстие и корыстолюбие. В.Жуковский баллада «Кубок». |
1 |
||
11 |
Что посеешь, то и пожнешь…В.Жуковский баллада «Перчатка» |
1 |
||
12 |
Трудолюбие и праздность. Тема труда в русских сказках и рассказах. Е.Пермяк «Золотой гвоздь». |
1 |
||
13 |
В гостях хорошо, а дома лучше. Поговорим о семейных ценностях. Л.Чарская «Записки маленькой гимназистки»(главы из книги). |
1 |
||
14-15 |
Милосердие и сострадание. Рассказы Василия Сухомлинского. |
2 |
||
16 |
История про один обман. Виктор Драгунский «Тайное становится явным» |
1 |
||
17-18 |
Совесть-учитель человека. К. Паустовский «Теплый хлеб». |
2 |
||
19 |
Ежели Вы вежливы…Вежливость и лесть. А.П.Чехов «Толстый и тонкий». |
1 |
||
20-21 |
Выбор между добром и злом. А.П.Платонов «Никита». |
2 |
||
22-23 |
С кем поведешься, от того и наберешься. В.Короленко «В дурном обществе». |
2 |
||
24-25 |
Верность и преданность. А.И.Куприн «Белый пудель» |
2 |
||
26-27 |
О силе прощения. В.Астафьев «Конь с розовой гривой». |
2 |
||
28 |
Умение быть благодарным. Б.Ганаго «Бриллиантовые слезы». |
1 |
||
29 |
Одиночество -главное несчастье человека. Г.Х.Андерсен «Девочка со спичками» |
1 |
||
30 |
Кого можно назвать одиноким? Драйпер Шенон «Привет,давай поговорим».(главы из книги) |
1 |
||
31-33 |
«Мы в ответе за тех , кого приручили…» А. де Сент-Экзюпери «Маленький принц» |
3 |
||
34-35 |
Итоговые уроки. Любовь к жизни. Творческая работа. Альбом «За что я люблю жизнь» |
2 |