Календарно-тематическое планирование по внеурочной деятельности «Нравственные уроки литературы» (6 класс)

6
0
Материал опубликован 10 September 2017 в группе

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Данная рабочая программа внеурочной деятельности «Нравственные уроки литературы» для учащихся с ОВЗ разработана на основе примерной адаптированной основной общеобразовательной программы образования учащихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), с учетом требований учебного плана образовательного учреждения МОУ «Старомайнская средняя школа № 1» , программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида: 5-9 классы, под редакцией В. В. Воронковой. – М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2012г.

Программа курса внеурочной деятельности рассчитана на 35 часов (1 час в неделю).

Тема  духовно-нравственных ценностей одна из проблемных тем для детей  с ОВЗ, поэтому мной был выбран именно этот курс внеурочной деятельности. 

Цели и задачи:

1. Развитие личностных качеств, воспитание чувства патриотизма, уважения к окружающим.

2. Развитие духовно-нравственных ценностей, необходимых для жизни в современном обществе.

3. Развитие интереса к русской и зарубежной литературе, умения анализировать художественные произведения.

 

Планируемые результаты

Личностные

1) понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа; определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих и моральных качеств личности;

2) осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; стремление к речевому самосовершенствованию;

3) достаточный объем словарного запаса для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.

Метапредметные

1) владение всеми видами речевой деятельности (понимание информации, владение разными видами чтения; адекватное восприятие на слух текстов разных стилей; способность извлекать информацию из различных источников; овладение приемами отбора и систематизации материала; способность определять цели предстоящей учебной деятельности, последовательность действий, оценивать достигнутые результаты; умение воспроизводить прослушанный или прочитанный текст с разной степенью развернутости; умение создавать устные и письменные тексты разных типов; способность правильно и свободно излагать свои мысли в устной и письменной форме; соблюдение в практике речевого общения основных орфоэпических, лексических, грамматических, стилистических норм современного литературного языка; соблюдение основных правил орфографии и пунктуации в процессе письменного общения;

2) применение приобретенных знаний, умений и навыков в повседневной жизни; способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам, при менять полученные знания и навыки анализа языковых явлений на межпредметном уровне;

3) коммуникативно целесообразное взаимодействие с другими людьми в процессе речевого общения.

Предметные

владение навыками работы с учебной книгой, словарями и другими информационными источниками, включая СМИ и ресурсы Интернета;

владение навыками различных видов чтения (изучающим, ознакомительным, просмотровым) и информационной переработки прочитанного материала;

владение различными видами аудирования (с полным пониманием, с пониманием основного содержания, с выборочным извлечением информации) и информационной переработки текстов различных функциональных разновидностей языка;

адекватное понимание, интерпретировать и комментировать тексты различных функционально-смысловых типов речи (повествование, описание, рассуждение) и функциональных разновидностей языка;

участие в диалогическом и полилогическом общении, создавать устные монологические высказывания разной коммуникативной направленности в зависимости от целей, сферы и ситуации общения с соблюдением норм современного русского литературного языка и речевого этикета;

создание и редактировать письменные тексты разных стилей и жанров с соблюдением норм современного русского литературного языка и речевого этикета;

анализ текста с точки зрения его темы, цели, основной мысли, основной и дополнительной информации, принадлежности к функционально-смысловому типу речи и функциональной разновидности языка;

использование знания алфавита при поиске информации;

 

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

ПАТРИОТИЗМ. Понятие о патриотизме. Малая родина. Чтение и анализ стихов о родине русских поэтов 19-20 веков.

ПОНЯТИЕ О КРАСОТЕ. Красота природы. Чтение и анализ стихотворений русских поэтов о природе. Внешняя и внутренняя красота. Анализ рассказа «Красивая лягушка и безобразный пес» (М.А. Андрианов «Философия для детей в сказках и рассказах»). Сказка С.Т. Аксакова «Аленький цветочек». Просмотр мультфильма по сказке Т.Гофмана «Щелкунчик».

ПОДВИГ И ГЕРОИЗМ. Что такое подвиг и кто такой герой? Анализ рассказа «Самоотверженный поступок» (М.А. Андрианов «Философия для детей в сказках и рассказах») Чтение русских былин об Илье Муромце, Алеше Поповиче и Добрыне Никитиче.

ХВАСТОВСТВО И ЗАВИСТЬ. Анализ рассказа «Как хвастовство вред принесло»

(М.А. Андрианов «Философия для детей в сказках и рассказах» ). Басня И.А. Крылова «Скворец».

ЩЕДРОСТЬ И ЖАДНОСТЬ. Анализ рассказа «Два брата» (М.А. Андрианов «Философия для детей в сказках и рассказах»). Басня И.А. Крылова «Волк и журавль».

ПОНЯТИЕ О ДРУЖБЕ. Анализ рассказа «История о короткой дружбе» ( М.А. Андрианов «Философия для детей в сказках и рассказах»). « О дружбе осла и лиса «(Азербайджанская народная сказка), « Дружба»(Пакистанская народная сказка)
СПРАВЕДЛИВОСТЬ. Анализ рассказа «Ужасная несправедливость» (М.А. Андрианов «Философия для детей в сказках и рассказах»). «Алмаз брата» (Индийская притча), «Волчий суд»(Грузинская притча).

БЕСКОРЫСТИЕ. Бескорыстие и корыстолюбие. Анализ рассказа «Мальчик по имени Взамен» (М.А. Андрианов «Философия для детей в сказках и рассказах»). Чтение и анализ баллады В.Жуковского «Перчатка». Просмотр мультфильма по балладе В.Жуковского «Кубок».

ЛЮБОВЬ К ТРУДУ. Беседа по русским народным сказкам о труде и безделии. Е.Пермяк «Золотой гвоздь». Чтение и анализ.

СЕМЕЙНЫЕ ЦЕННОСТИ. Что такое семья? Л.Чарская «Записки маленькой гимназистки»(главы из книги).

МИЛОСЕРДИЕ. Анализ рассказа «Два облачка» (М.А. Андрианов «Философия для детей в сказках и рассказах»). Чтение и анализ рассказов В.Сухомлинского «Горбатая девочка», «Ласточка с перебитым крылом», «Старый пес». Сочинение сказки о проявлении милосердия и сострадания.

ЛОЖЬ. Анализ рассказа «История про один обман » (М.А. Андрианов «Философия для детей в сказках и рассказах»). Виктор Драгунский «Тайное становится явным».

СОВЕСТЬ. Анализ рассказа «Совесть- учитель человека » (М.А. Андрианов «Философия для детей в сказках и рассказах»). Просмотр художественного фильма по произведению К.Паустовского «Теплый хлеб».

ВЕЖЛИВОСТЬ. Вежливость- важное средство примирения людей. Анализ рассказа «Как вежливый поступок жизнь спас » (М.А. Андрианов «Философия для детей в сказках и рассказах»). Что такое лесть? А.П.Чехов «Толстый и тонкий»

ДОБРО И ЗЛО. Составление таблицы «Добрые и злые поступки». А.П.Платонов «Никита». Анализ рассказа «Как Родничок свою воду испортил.» (М.А. Андрианов «Философия для детей в сказках и рассказах»). В.Короленко «В дурном обществе».

ВЕРНОСТЬ И ПРЕДАННОСТЬ. А.И.Куприн «Белый пудель» . О силе прощения. В.Астафьев «Конь с розовой гривой».

БЛАГОДАРНОСТЬ. Б.Ганаго «Бриллиантовые слезы».

ОДИНОЧЕСТВО. Одиночество -главное несчастье человека. Г.Х.Андерсен «Девочка со спичками». Кого можно назвать одиноким? Драйпер Шенон «Привет,давай поговорим».(главы из книги) А. де Сент-Экзюпери «Маленький принц»(чтение глав, просмотр эпизодов мультфильма).

ИТОГОВЫЕ УРОКИ. Выполнение творческой работы. АЛЬБОМ «За что я люблю жизнь».

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

«Нравственные уроки литературы»

для детей с ОВЗ

В 6 КЛАССЕ

п/п

Дата

Тема урока

Кол-во

час.

Плановая

Скорректированная

1

   

Нет в мире краше Родины нашей. Понятие о патриотизме. Стихи о Родине.

1

2

   

Красота вокруг нас. Стихи о русской природе.

1

3-4

   

Красота человека: внутренняя и внешняя. Сказка С.Т. Аксакова «Аленький цветочек». Т.Гофман «Щелкунчик»

2

5

   

Что такое подвиг и героизм? Герои русских былин.

1

6

   

Хвастовство и зависть-два проявления эгоизма. Басни И.А.Крылова

1

7

   

О щедрости и жадности. Басни И.А. Крылова

1

8

   

Что значит быть другом? История о короткой дружбе. Сказки народов мира о дружбе.

1

9

   

Что такое справедливость? Притчи народов мира о справедливости и несправедливости.

1

10

   

Бескорыстие и корыстолюбие. В.Жуковский баллада «Кубок».

1

11

   

Что посеешь, то и пожнешь…В.Жуковский баллада «Перчатка»

1

12

   

Трудолюбие и праздность. Тема труда в русских сказках и рассказах. Е.Пермяк «Золотой гвоздь».

1

13

   

В гостях хорошо, а дома лучше. Поговорим о семейных ценностях. Л.Чарская «Записки маленькой гимназистки»(главы из книги).

1

14-15

   

Милосердие и сострадание. Рассказы Василия Сухомлинского.

2

16

   

История про один обман. Виктор Драгунский «Тайное становится явным»

1

17-18

   

Совесть-учитель человека. К. Паустовский «Теплый хлеб».

2

19

   

Ежели Вы вежливы…Вежливость и лесть. А.П.Чехов «Толстый и тонкий».

1

20-21

   

Выбор между добром и злом. А.П.Платонов «Никита».

2

22-23

   

С кем поведешься, от того и наберешься. В.Короленко «В дурном обществе».

2

24-25

   

Верность и преданность. А.И.Куприн «Белый пудель»

2

26-27

   

О силе прощения. В.Астафьев «Конь с розовой гривой».

2

28

   

Умение быть благодарным. Б.Ганаго «Бриллиантовые слезы».

1

29

   

Одиночество -главное несчастье человека. Г.Х.Андерсен «Девочка со спичками»

1

30

   

Кого можно назвать одиноким? Драйпер Шенон «Привет,давай поговорим».(главы из книги)

1

31-33

   

«Мы в ответе за тех , кого приручили…»

А. де Сент-Экзюпери «Маленький принц»

3

34-35

   

Итоговые уроки. Любовь к жизни. Творческая работа. Альбом «За что я люблю жизнь»

2

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации