Занятие по основам религиозных культур «Нравственные заповеди религий мира»

8
1
Материал опубликован 23 January 2016

Пояснительная записка к презентации


Здесь будет файл: /data/edu/files/m1453550138.ppt (Нравственные заповеди религий мира)


Тема урока:

«Нравственные заповеди религий мира»

Тип урока: усвоение нового материала, комбинированный

Цель урока:

дать представление о нравственных заповедях ведущих религий мира и показать, что все заповеди мировых религий сводятся к «золотому правилу нравственности»

Задачи урока:

1) Выявить сущность понятий «мораль», «заповедь», «нравственность», «нравственный закон», «любовь к ближнему», «Новый Завет», «золотое правило нравственности»

2) Познакомить учащихся с заповедями иудаизма, христианства, ислама и буддизма.

3) Показать сходства и различия основных заповедей религий мира.

4) Показать, что все заповеди мировых религий сводятся к нравственным нормам поведения человечества.

5) Воспитывать толерантное отношение к культурам мировых религий.

Прогнозируемый результат:

Знание нравственных заповедей мировых религий.

Понимание школьниками значения религиозных заповедей в жизни каждого человека и всего человечества.

Совершенствование учащимися навыка работы с различными источниками информации.

Приобщение школьников к духовно-нравственному сознанию и поведению.

Оборудование:

Мультимедийный проектор, иллюстративный материал (книги Библия, Новый Завет, Коран, С.И. Ожегов «Толковый словарь», Д.С. Лихачев «Письма о добром и прекрасном», цитаты ), презентация (слады)

Актуальность темы:

Социологи отмечают, что в наше время люди, в частности, дети стали более циничными, эгоистичными. У современных детей нравственные законы часто отсутствуют. Поэтому тема «Нравственные заповеди в религиях мира» актуальна. Изучение данной темы помогает воспитывать в учащихся духовные качества, необходимые человеку в обществе, а также проявлять толерантность к религиозным культурам, сосуществующим в одной стране.

Ход урока:

Организационный момент (2 минуты):

Приветствие, отметка отсутствующих

Связь с предыдущей темой урока (3 минуты)

Учитель: Ребята, вы уже знакомы с историей мировых религий. Давайте вспомним названия и их основоположников.

Ученики: Иудаизм. Основатель иудаизма - Моисей (вывел еврейский народ из египетского рабства). Христианство. Основатель христианства – Иисус (пострадал за грехи всего человечества, был предан Иудой и распят на кресте). Ислам. Основатель – Мухаммад (вел нравственную жизнь). Буддизм. Основатель буддизма – Сиддхартха Гаутама, названный затем Буддой, то есть «достигшем просветления».

Объяснение новой темы (30 минут)

Учитель: Все мировые религии стремятся ответить на вопрос: в чем же ценность каждого человека и как человек должен жить и относиться к другим людям. Поэтому, тема сегодняшнего урока – Нравственные заповеди религий мира. Но вначале давайте подумаем с вами, что же значат понятия «заповедь» и «нравственность».

Ученики рассуждают…

Учитель: Итак, Заповедь – это «правило», «закон», а Нравственность – это «духовные качества, необходимые человеку в обществе», такие как доброта, честность, сочувствие и т. д. (Толковый словарь). Значит, заповеди религий – это законы, по которым должен жить человек. И не просто законы, а нравственные законы. Давайте узнаем, когда появились заповеди и какова их сущность в каждой из четырех религий. По преданию 10 заповедей были даны Богом Моисею на горе Синай (учащимся показывается слайд с изображением скрижалей и звучит иудейская музыка). И звучат они так: 1). Почитай Господа; 2) Не сотвори себе кумира;3). Не произноси напрасно имя Господа; 4) Соблюдай день субботний; 5) Почитай отца и мать твою; 6) Не убивай; 7)Не прелюбодействуй;8) Не кради; 9) Не лги; 10)Не завидуй. Заповеди эти отражены в Торе – священной книге иудеев.

Учитель: Несмотря на дарование Моисею этих заповедей люди продолжали грешить: красть, обманывать, убивать… Христиане считают, что тогда Господь послал на Землю своего сына – Иисуса, давшего всем Новую Заповедь: «Заповедь новую даю вам – да любите друг друга». Эта заповедь говорит о том, что нужно любить не только друзей своих, но и недоброжелателей, врагов, а именно, прощать их: «… Я говорю вам: любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас,.. молитесь за обижающих вас…». Как вы думаете, почему часть библии названа Новым Заветом?

Ученики: Она происходит от названия «Новая заповедь»

Учитель: Правильно, ведь Иисус учит любить и прощать всех. Да и сам он показывает всем пример всепрощения и любви: страдает за человеческие злодеяния, но, тем не менее, не перестает любить всех людей, даже своих врагов (Показывается слайд заповедей христианства с сопровождением христианского церковного песнопения).

Учитель: Вспомните, кто в исламе являлся примером нравственности?

Ученики: Это пророк Мухаммад. Он посещал больного соседа, приносил ему еду, хотя тот делал Мухаммеду много пакостей и во всем завидовал.

Учитель: Именно Мухаммед установил нравственные правила для мусульман, которые отражены в Коране – священной книге ислама (Показываются слайды с изображением пророка Мухаммеда и заповедями ислама, звучит мусульманская музыка)

Учитель: Как вы считаете, ребята, есть ли сходство заповедей ислама с иудейскими и христианскими? (Ученики находят схожие заповеди, глядя на слайд)

Учитель: Ребята, вспомните, что должен сделать человек, чтобы достичь счастья по мнению буддистов?

Ученики: Он должен сделать счастливыми других людей.

Учитель: В буддизме есть также правила, которые описаны в Трипитаке – священной книге. ) Считается, что установил их Будда (ребятам показывается слайд с изображением Будды и заповедями буддизма, звучит тибетская музыка)

Учитель: Как вы думаете, ребята, какие из заповедей можно назвать одинаковыми, сходными во всех четырех религиях?

Ученики: «Почитай родителей», «Не убивай», «Не прелюбодействуй», «Не кради», «Не лги», «Не завидуй».

Учитель: Правильно, а как вы думаете, почему название темы урока звучит не просто «Заповеди религий мира», а «Нравственные заповеди религий мира»?

Ученики: Это религиозные правила, которые учат доброте, взаимопомощи, честности.

Учитель: А к какому основному правилу можно отнести все заповеди мировых религий?

Ученики: К золотому правилу нравственности, которое было сформулировано мудрецами различных народов и звучит так: «(не) поступай с другими так, как ты (не) хотел бы, чтобы они поступали с тобой»

Закрепление темы (7 минут)

Учитель: Итак, сегодня, ребята, мы с вами познакомились с основными заповедями иудаизма, христианства, ислама и буддизма и узнали, что все заповеди мировых религий схожи и имеют нравственный стержень. Они учат прежде всего тому, как нужно жить человеку и поступать по отношению к другим. Как вы думаете, ребята, что было бы на Земле, если бы не соблюдались заповеди?

Ученики: Тогда не было бы мира на Земле, и человечество, не соблюдая никаких правил и законов, погубило бы себя.

Учитель: А что человек может сделать, чтобы этого не произошло, и, в частности, вы сами?

Ученики: Совершать добрые поступки: не обижать животных, уважать старших, помогать людям.

Учитель: Правильно! И хотелось бы завершить наш с вами урок словами академика Д.С. Лихачева «Исправить человечество нельзя, исправить себя просто… Провести через улицу старика, уступить место в трамвае,.. быть вежливым и обходительным… - все это просто для человека… Вот почему нужно начинать с себя» (Цит.: Лихачев Д.С. Письма о добром. – Спб.: LOGOS, 2007. – С.32-33)

Домашнее задание (3 минуты)

Учащимся предлагается написать сочинение-рассуждение на тему: «Что было бы на Земле, если бы не соблюдались бы не соблюдались религиозные заповеди и законы Конституции»

Литература:

Религии мира. Энциклопедия для детей / под ред. Аксенова М.Д. –. М.: Аванта+, 1998. – 672 с. - Т.6. Ч.1.

Религии мира. Энциклопедия для детей / под ред. Аксенова М.Д. –. М.: Аванта+, 1998. – 672 с. - Т.6. Ч. 2.

История религий в России / под общ. Ред. Н.А. Трофимчука. – М., 2002.

Лихачев Д.С. Письма о добром. – СПб.: Изд-во «Логос», 2007. – 256 с.

Предварительный просмотр презентации

Нравственные заповеди религий мира

Цель урока : дать представление о нравственных заповедях ведущих религий мира

Задачи 1. Выявить сущность понятий: «нравственность»,«заповедь», «мораль». 2. Ознакомить с заповедями иудаизма, христианства, ислама и буддизма. 3. Показать сходства и отличия заповедей основных религий мира. 4. Показать, что все заповеди рассматриваемых религий сводятся к нравственным нормам поведения человечества. 5. Воспитывать толерантное отношение к культурам основных религий.

Аннотация урока Социологи отмечают, что в наше время люди, в частности, дети, более циничны, эгоистичны. У современных детей нравственные законы часто отсутствуют. Поэтому тема «Нравственные заповеди в религиях мира» актуальна, она помогает воспитывать духовные качества, необходимые человеку в обществе, толерантное отношение детей к религиозным культурам, сосуществующим в одной стране.

ЗАПОВЕДЬ религиозно-нравственное предписание 2) Правило 3) Закон

НРАВСТВЕННОСТЬ духовные качества, необходимые человеку в обществе

Оборудование Компьютер Мультимедийный проектор Иллюстрации Фотографии Слайды

Прогнозируемый результат Знание учащимися нравственных заповедей иудаизма, христианства, ислама и буддизма. 2. Понимание школьниками отличий и сходств заповедей рассматриваемых религий, а также значение религиозных заповедей в жизни каждого человека и всего человечества. 3. Совершенствование навыка работы с различными источниками информации (учебником, ИКТ, иллюстрациями) 4. Приобщение школьников к духовно-нравственному сознанию и поведению 5. Воспитание толерантного отношения к культурам основных религий.

Заповеди иудаизма Жагрова Светлана Николаевна, МОУ СОШ №2 п. Екатериновка Саратовской области; E-mail: se397@yandex.ru Я - Господь, Бог твой; да не будет у тебя других богов Не сотвори себе кумира Не произноси имя Господа всуе Соблюдай день субботний Почитай отца твоего и мать твою Не убивай Не прелюбодействуй Не кради Не произноси ложного свидетельства на ближнего своего Не лги Не завидуй

Скрижали – камни, на которых впервые были написаны 10 заповедей иудаизма

Пророк Моисей

Гора Синай, где читал заповеди пророк Моисей

Талмуд – священный текст иудеев

Заповеди Христианства

Новый Завет (Евангелие) – священная книга Христиан

«Заповедь новую даю вам : да любите друг друга»

Заповеди Христианства 1. Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душою твоею, и всею крепостию, и всем разумением твоим. Сия есть первая и наибольшая заповедь. 2. Вторая же подобная ей: Возлюби ближнего твоего, как самого себя. на сих двух заповедях утверждается весь закон и пророки. 3 Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное.. 4 Блаженны плачущие, ибо они утешатся. 5 Блаженны кроткие, ибо они наследуют землю. 6 Блаженны алчущие и жаждущие правды, ибо они насытятся. 7 Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут. 8 Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят. 9 Блаженны миротворцы, ибо они будут наречены сынами Божиими. 10 Блаженны изгнанные за правду, ибо их есть Царство Небесное. 11 Блаженны вы, когда будут поносить вас и гнать и всячески неправедно злословить за Меня. Радуйтесь и веселитесь, ибо велика ваша награда на небесах: так гнали и пророков, бывших прежде вас.

ИСЛАМ

Мухаммед Пророк Мухаммед – основатель исламской религии, жил в 570-632 гг. н.э., родился и жил в Мекке. Это центр Аравийского полуострова.

Коран – священная книга мусульман

1. Заповедь – нет иного бога, кроме Аллаха

Заповеди ислама – монотеистической религии 1. Нет иного бога, кроме Аллаха, и Мухаммед пророк его. 2. Не сотвори себе кумира. 3. Не произноси имя Аллаха напрасно. 4. Почитай родителей своих 5. Не убий. 6. Не прелюбодействуй. 7. Не укради. 8. Не лжесвидетельствуй 9. Не завидуй

Заповеди Буддизма

Священное писание Буддизма - Трипитака

14 заповедей Буддизма 1. Самый большой враг в жизни человека - это он сам. 2. Самая большая глупость в жизни человека - это ложь. 3. Самое большое поражение в жизни человека - это надменность. 4. Самая большая печаль в жизни человека - это зависть. 5. Самая большая ошибка в жизни человека - потерять самого себя. 6. Самая большая вина в жизни человека - неблагодарность. 7. Самое достойное сожаления в жизни человека - умаление своего достоинства. 8. Самое достойное восхищения в жизни человека - подняться после падения. 9. Самая большая утрата в жизни человека - потеря надежды. 10. Самое большое достояние в жизни человека - здоровье и разум. 11. Самый большой долг в жизни человека - искренние чувства. 12. Самый большой дар в жизни человека - великодушие. 13. Самый большой недостаток в жизни человека - непонимание. 14. Самое большое утешение в жизни человека - добрые дела.

ЗОЛОТОЕ ПРАВИЛО НРАВСТВЕННОСТИ «(не) поступай по отношению к другим так, как ты (не) хотел бы, чтобы они поступали по отношению к тебе».

в формате MS Powerpoint (.ppt / .pptx)
Комментарии

Уважаемая Людмила Владимировна, благодарю за разработанный учебный материал, но есть явная неточность, касающаяся ислама. В исламе нет таких заповедей, которые ВЫ указали в своем материале.Есть Коран и Сунна, в соответсвии с которыми образуется закон - Шариат. (Коротко тут не скажешь, нужно специально изучать) А столпов Ислама пять (выполняя которые, человек и определят себя как мусульманин) : Шаха́да — Свидетельство, о том, что нет божества, кроме Аллаха, и что Мухаммад — Его раб и Его посланник (Пророк) . Салят — Совершение ежедневной пятикратной молитвы. Закя́т — выплата очистительного пожертвования. Сыям — пост в течение месяца Рамадан Хадж — паломничество в Мекку, если человек в состоянии его совершить. Вы же указали христианские заповеди, что не совсем верно. Этим самым Вы вводите в заблуждение детей.Так, что надо исправить и в дальнейшем лушче консультироваться со специалистами. С уважением, Кулбашева Г.К.

29 January 2017