Занятие по основам религиозных культур «Нравственные заповеди религий мира»
Пояснительная записка к презентации
Здесь будет файл: /data/edu/files/m1453550138.ppt (Нравственные заповеди религий мира)
Тема урока:
«Нравственные заповеди религий мира»
Тип урока: усвоение нового материала, комбинированный
Цель урока:
дать представление о нравственных заповедях ведущих религий мира и показать, что все заповеди мировых религий сводятся к «золотому правилу нравственности»
Задачи урока:
1) Выявить сущность понятий «мораль», «заповедь», «нравственность», «нравственный закон», «любовь к ближнему», «Новый Завет», «золотое правило нравственности»
2) Познакомить учащихся с заповедями иудаизма, христианства, ислама и буддизма.
3) Показать сходства и различия основных заповедей религий мира.
4) Показать, что все заповеди мировых религий сводятся к нравственным нормам поведения человечества.
5) Воспитывать толерантное отношение к культурам мировых религий.
Прогнозируемый результат:
Знание нравственных заповедей мировых религий.
Понимание школьниками значения религиозных заповедей в жизни каждого человека и всего человечества.
Совершенствование учащимися навыка работы с различными источниками информации.
Приобщение школьников к духовно-нравственному сознанию и поведению.
Оборудование:
Мультимедийный проектор, иллюстративный материал (книги Библия, Новый Завет, Коран, С.И. Ожегов «Толковый словарь», Д.С. Лихачев «Письма о добром и прекрасном», цитаты ), презентация (слады)
Актуальность темы:
Социологи отмечают, что в наше время люди, в частности, дети стали более циничными, эгоистичными. У современных детей нравственные законы часто отсутствуют. Поэтому тема «Нравственные заповеди в религиях мира» актуальна. Изучение данной темы помогает воспитывать в учащихся духовные качества, необходимые человеку в обществе, а также проявлять толерантность к религиозным культурам, сосуществующим в одной стране.
Ход урока:
Организационный момент (2 минуты):
Приветствие, отметка отсутствующих
Связь с предыдущей темой урока (3 минуты)
Учитель: Ребята, вы уже знакомы с историей мировых религий. Давайте вспомним названия и их основоположников.
Ученики: Иудаизм. Основатель иудаизма - Моисей (вывел еврейский народ из египетского рабства). Христианство. Основатель христианства – Иисус (пострадал за грехи всего человечества, был предан Иудой и распят на кресте). Ислам. Основатель – Мухаммад (вел нравственную жизнь). Буддизм. Основатель буддизма – Сиддхартха Гаутама, названный затем Буддой, то есть «достигшем просветления».
Объяснение новой темы (30 минут)
Учитель: Все мировые религии стремятся ответить на вопрос: в чем же ценность каждого человека и как человек должен жить и относиться к другим людям. Поэтому, тема сегодняшнего урока – Нравственные заповеди религий мира. Но вначале давайте подумаем с вами, что же значат понятия «заповедь» и «нравственность».
Ученики рассуждают…
Учитель: Итак, Заповедь – это «правило», «закон», а Нравственность – это «духовные качества, необходимые человеку в обществе», такие как доброта, честность, сочувствие и т. д. (Толковый словарь). Значит, заповеди религий – это законы, по которым должен жить человек. И не просто законы, а нравственные законы. Давайте узнаем, когда появились заповеди и какова их сущность в каждой из четырех религий. По преданию 10 заповедей были даны Богом Моисею на горе Синай (учащимся показывается слайд с изображением скрижалей и звучит иудейская музыка). И звучат они так: 1). Почитай Господа; 2) Не сотвори себе кумира;3). Не произноси напрасно имя Господа; 4) Соблюдай день субботний; 5) Почитай отца и мать твою; 6) Не убивай; 7)Не прелюбодействуй;8) Не кради; 9) Не лги; 10)Не завидуй. Заповеди эти отражены в Торе – священной книге иудеев.
Учитель: Несмотря на дарование Моисею этих заповедей люди продолжали грешить: красть, обманывать, убивать… Христиане считают, что тогда Господь послал на Землю своего сына – Иисуса, давшего всем Новую Заповедь: «Заповедь новую даю вам – да любите друг друга». Эта заповедь говорит о том, что нужно любить не только друзей своих, но и недоброжелателей, врагов, а именно, прощать их: «… Я говорю вам: любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас,.. молитесь за обижающих вас…». Как вы думаете, почему часть библии названа Новым Заветом?
Ученики: Она происходит от названия «Новая заповедь»
Учитель: Правильно, ведь Иисус учит любить и прощать всех. Да и сам он показывает всем пример всепрощения и любви: страдает за человеческие злодеяния, но, тем не менее, не перестает любить всех людей, даже своих врагов (Показывается слайд заповедей христианства с сопровождением христианского церковного песнопения).
Учитель: Вспомните, кто в исламе являлся примером нравственности?
Ученики: Это пророк Мухаммад. Он посещал больного соседа, приносил ему еду, хотя тот делал Мухаммеду много пакостей и во всем завидовал.
Учитель: Именно Мухаммед установил нравственные правила для мусульман, которые отражены в Коране – священной книге ислама (Показываются слайды с изображением пророка Мухаммеда и заповедями ислама, звучит мусульманская музыка)
Учитель: Как вы считаете, ребята, есть ли сходство заповедей ислама с иудейскими и христианскими? (Ученики находят схожие заповеди, глядя на слайд)
Учитель: Ребята, вспомните, что должен сделать человек, чтобы достичь счастья по мнению буддистов?
Ученики: Он должен сделать счастливыми других людей.
Учитель: В буддизме есть также правила, которые описаны в Трипитаке – священной книге. ) Считается, что установил их Будда (ребятам показывается слайд с изображением Будды и заповедями буддизма, звучит тибетская музыка)
Учитель: Как вы думаете, ребята, какие из заповедей можно назвать одинаковыми, сходными во всех четырех религиях?
Ученики: «Почитай родителей», «Не убивай», «Не прелюбодействуй», «Не кради», «Не лги», «Не завидуй».
Учитель: Правильно, а как вы думаете, почему название темы урока звучит не просто «Заповеди религий мира», а «Нравственные заповеди религий мира»?
Ученики: Это религиозные правила, которые учат доброте, взаимопомощи, честности.
Учитель: А к какому основному правилу можно отнести все заповеди мировых религий?
Ученики: К золотому правилу нравственности, которое было сформулировано мудрецами различных народов и звучит так: «(не) поступай с другими так, как ты (не) хотел бы, чтобы они поступали с тобой»
Закрепление темы (7 минут)
Учитель: Итак, сегодня, ребята, мы с вами познакомились с основными заповедями иудаизма, христианства, ислама и буддизма и узнали, что все заповеди мировых религий схожи и имеют нравственный стержень. Они учат прежде всего тому, как нужно жить человеку и поступать по отношению к другим. Как вы думаете, ребята, что было бы на Земле, если бы не соблюдались заповеди?
Ученики: Тогда не было бы мира на Земле, и человечество, не соблюдая никаких правил и законов, погубило бы себя.
Учитель: А что человек может сделать, чтобы этого не произошло, и, в частности, вы сами?
Ученики: Совершать добрые поступки: не обижать животных, уважать старших, помогать людям.
Учитель: Правильно! И хотелось бы завершить наш с вами урок словами академика Д.С. Лихачева «Исправить человечество нельзя, исправить себя просто… Провести через улицу старика, уступить место в трамвае,.. быть вежливым и обходительным… - все это просто для человека… Вот почему нужно начинать с себя» (Цит.: Лихачев Д.С. Письма о добром. – Спб.: LOGOS, 2007. – С.32-33)
Домашнее задание (3 минуты)
Учащимся предлагается написать сочинение-рассуждение на тему: «Что было бы на Земле, если бы не соблюдались бы не соблюдались религиозные заповеди и законы Конституции»
Литература:
Религии мира. Энциклопедия для детей / под ред. Аксенова М.Д. –. М.: Аванта+, 1998. – 672 с. - Т.6. Ч.1.
Религии мира. Энциклопедия для детей / под ред. Аксенова М.Д. –. М.: Аванта+, 1998. – 672 с. - Т.6. Ч. 2.
История религий в России / под общ. Ред. Н.А. Трофимчука. – М., 2002.
Лихачев Д.С. Письма о добром. – СПб.: Изд-во «Логос», 2007. – 256 с.
Galiya