Родительское собрание «Духовно-нравственное воспитание школьников в преподавании учебного предмета "Основы религиозных культур и светской этики"»
Пояснительная записка к презентации
Родительское собрание.
Автор:
Федорова Е.А., учитель начальных классов, МКОУ «Унъюганская СОШ№1», ХМАО-Югра
ТЕМА: Духовно – нравственное воспитание школьников в преподавании учебного предмета «Основы религиозных культур и светской этики».
Основы духовно-нравственной культуры народов России. Введение предмета «Основы религиозных культур и светской этики».
Причины введения нового учебного курса ОРКСЭ.
Характеристика и организация преподавания нового школьного предмета.
Рекомендации, практические советы родителям о помощи своему ребёнку в изучении ОРКСЭ.
1 слайд - тема
Введение.
Приветствие.
Добрый вечер, уважаемые родители. Спасибо, что, несмотря на занятость, отложили все свои домашние дела и пришли на встречу с нами.
Сегодня у нас с вами состоится важный разговор на тему - духовно - нравственное развитие и воспитание школьников. Проблема д.- н. воспитания всегда волновала общество. На протяжении последних десятилетий этот вопрос особенно остро обсуждается в широких кругах общественности, в органах государственной власти, в образовании, родителями.
Результаты тестирования в нашей школе показали, что большинство из вас также озабочены проблемами духовно- нравственного развития и воспитания.
2 слайд
94% считают, что в обществе стоит острая проблема духовно- нравственного воспитания,
2% считают, что нет такой проблемы,
4% не знают, что ответить по этому вопросу.
Причинами отрицательной ситуации по духовно – нравственному воспитанию
вы называете:
3 слайд
- Отсутствие чётких положительных жизненных ориентиров
для молодого поколения- 42%
Резкое ухудшение морально- нравственной обстановки в обществе – 54%
Спад культурно- досуговой работы с детьми – 35%
Резкое снижение физической подготовки молодёжи – 10%
- Занятость родителей – 23%
С 2011 года в школах России введён новый стандарт начального общего образования, который направлен на обеспечение духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся, сохранение и развитие культурного разнообразия, овладение духовными ценностями и культурой народов России.
I. Выступление директора школы.
- (Подробно об этом расскажет директор школы – Ч. Татьяна Зиновьевна (или о важности знания культуры и духовного наследия народа)).
- Сообщение, что для реализации д.-н. развития и образования разработан новый предмет «Основы религиозных культур и светской этики». С 1 сентября 2012/2013 учебного года преподавание учебного курса ОРКСЭ осуществляется во всех школах России в соответствии с нормами законодательства Российской Федерации. Преподавание основ религиозных культур в государственных и муниципальных общеобразовательных учреждениях осуществляется в соответствии с нормами законодательства Российской Федерации: Конституцией Российской Федерации, законами Российской Федерации «Об образовании», «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»; Федеральным законом «О свободе совести и о религиозных объединениях».
Предмет включён в школьную программу 4 класса, главной целью его является духовно-нравственное воспитание школьника с учётом интересов, культурных особенностей и потребностей его семьи.
II. Причины введения нового учебного курса ОРКСЭ в 4 классе. Психолог.
Почему новый предмет вводится на «стыке» начальной и основной школы.
В возрасте 10 лет ребенок становится младшим подростком. Этот возрастной период сменяет детство и продлится примерно до 12 лет. Младший подростковый возраст (учащиеся IV - VI классов) – один из самых сложных периодов развития школьников. В это время ребенок одновременно переживает два кризиса – возрастной и образовательный. В дополнение к этому внешняя информационная среда оказывает на ребенка и семью не всегда позитивное воздействие.
Возрастной кризис вызван переходом от детского возраста к подростковому. Подростковый возраст – стадия развития личности между детством и взрослостью - качественно новый этап в развитии школьника, который характеризуется изменениями, связанными с началом полового созревания и вхождением во взрослую жизнь. В это время происходит становление нового, еще достаточно неустойчивого, самосознания, сложных форм мыслительной деятельности, абстрактного, теоретического мышления, появляется мужской и женский взгляд на мир, активно развиваются творческие способности. Активно формируется новый образ физического «Я», новый уровень самосознания, пробуждается интерес к себе, существенно повышается самооценка, укрепляется чувство собственного достоинства, заметно повышается уровень личностных притязаний.
В социальном плане подростковый возраст представляет собой переход от зависимого детства к самостоятельной и ответственной взрослости. Центральное новообразование этого возраста - чувство взрослости. Оно выражается в отношении подростка к себе как к взрослому и желании, чтобы и взрослые, и сверстники так же относились к нему. Социальное развитие подростка противоречиво. С одной стороны, происходит свертывание прежде установившейся системы интересов ребенка, проявляется протестный характер поведения подростка по отношению к взрослым. С другой – возрастает самостоятельность, разнообразными, содержательными становятся отношения с людьми и миром, укрепляется ответственное отношение к себе, другим людям, формируются общественно-значимые мотивы деятельности, сознательное отношение к себе как члену общества. Подросток пытается понять себя и свои возможности, у него появляется чувство принадлежности к особой, „подростковой“ общности, ценности которой являются основой для собственных нравственных оценок. Ведущей деятельностью подростка является общение со сверстниками. Главная тенденция - переориентация общения с родителей и учителей на сверстников. В общении у подростка формируются навыки социального взаимодействия, появляется чувство солидарности, эмоционального благополучия, самоуважения.
Образовательный кризис связан с переходом с начальной на основную ступень общего образования. В 5 классе вместо одного педагога, который в течение 4 лет выстраивал разносторонние отношения с ребенком и его родителями, появляются разные учителя, преподающие разные предметы. Отношения с ними еще долго будут ограничены в основном вопросами успеваемости по отдельным предметам и соблюдения дисциплины на уроках. Один класс, который был освоен младшим школьником как личностное пространство, заменяется кабинетной системой, как следствие - «феномен беспризорности» подростков в школьном здании. В выпускном классе начальной школы младшие подростки были самыми взрослыми. В основной школе они оказываются самыми маленькими на фоне активно формирующегося чувства взрослости. Учителя, принимая класс, нередко видят своих новых учеников, в сравнении со старшими школьниками, несамостоятельными и недостаточно образованными.
Такое отношение учителей к младшему подростку во многом обусловлено и различием в организации учебного процесса на ступенях начального и основного общего образования. В начальной школе широко используется личностное учебное общение учителя - значимого взрослого - и ребенка, построенное в форме диалога, широко применяются технологии развивающего обучения. В основной школе преобладает обучение репродуктивного типа, оно ведется в одном темпе и по одной общей для всех траектории, результаты учения оцениваются с «единственно правильной» точки зрения, предметные знания нередко не находят применения за пределами тех учебных ситуаций, в которых были освоены.
Таким образом, 4 – 5 классы, переход из младшей в основную школу, – довольно сложный период развития ребенка, когда происходит наложение образовательного кризиса на возрастной и их взаимное усиление . Младший подросток нередко оказывается в стрессовой ситуации. Поэтому бывает сложно выявить единственную причину новых, не всегда позитивных форм его поведения. В этом возрасте происходит заметное отчуждение ребенка от родителей и учителей, снижается ценность школы в жизни подростка, иногда теряется смысл образования, ставится под сомнение авторитет старших как носителей норм взрослой, социально приемлемой жизни.
Негативные последствия возрастного и образовательного кризисов существенно усиливает не всегда позитивное влияние на подростка социально-информационной среды. Благодаря стремительному развитию средств связи, информационных технологий, транспортного сообщения с любой точкой мира, современный ребенок находится в беспредельном информационном и огромном социальном пространстве, не имеющем четких внешних и внутренних границ. На него воздействуют потоки информации, получаемой из Интернета, телевидения, компьютерных игр, кино. Воспитательное и социализирующее воздействие (не всегда позитивное) этих и других источников информации нередко является доминирующим в процессе развития и воспитания младшего подростка, оттесняя на второй план семью и школу.
Печатные и электронные СМИ, доступная система развлечений в основном ориентированы на удовлетворение и культивирование простейших, а иногда и откровенно низменных человеческих потребностей. Изобилие еды, напитков, денег, власти подается как абсолютное человеческое счастье. Самоутверждение за счет других, жесткая борьба с другими людьми, в которой победитель получает все, а конкуренты (другие люди) лишаются всего, навязывается как норма общественной жизни.
В окружающей семью информационной среде родителям и ребенку крайне сложно найти такие ценности, как бескорыстная любовь к человеку, любовь к семье, своему народу, России, честность, совесть, порядочность, уважение к родителям, забота о старших и младших, трудолюбие, милосердие. Эти ценности не продаются, они бесценны, именно поэтому их нет в шоу-бизнесе и коммерческих СМИ.
На ребенка оказывают огромное влияние информационно-компьютерные технологии, развитие которых происходит удивительно быстрыми темпами. Без них трудно представить жизнь современного человека и общества. Но их влияние на развитие ребенка может иметь и негативные последствия. Информационно-компьютерные технологии создают виртуальную реальность (Интернет, компьютерные игры), которая уже стала неотъемлемой частью жизни детей. Она способна не только дополнять реальную жизнь, но и, при чрезмерном внимании ребенка к ней, вытеснять объективную реальность, подчинять ее своим правилам.
Возможности общения в Интернете позволяют человеку виртуализировать себя, легко, по прихоти желания меняя имя, рост, возраст, внешние формы, пол, социальное положение, создавать кажущуюся ему привлекательной иллюзию себя. Но возврат к себе реальному неизбежен и болезнен. Создавая с удовольствием себя виртуального, человек начинает воспринимать свое реальное существование как недоразумение, как неправильную жизнь. И если реальную жизнь нельзя так же легко исправить как виртуальную, то может наступить разочарование в ней самой.
Возможности коммуникации в Интернете, доступность товаров, услуг, информации в режиме «нажал кнопку – получил» способны сформировать установку на легкую жизнь. Ребенок не всегда замечает, что за этим кроются усилия сотен людей, что каждая услуга обеспечена многолетним образованием, нелегким трудом его родителей.
Компьютерные игры могут создавать у ребенка, еще недостаточно знакомого с реальной жизнью, иллюзию свободы, вседозволенности, ничем не ограниченных возможностей. В виртуальной игре война становится забавой, убийство людей, живых существ – источником наслаждения, здесь всегда можно перезагрузить игру и стереть прошлое так, как будто бы его никогда не было. Дети во все времена играли в игры. Традиционные игры происходили между живыми людьми по установленным ими правилам, требовали от каждого игрока выполнения определенных обязательств, в том числе и моральных. Игра всегда была действенным средством взросления, социализации и морального развития ребенка. Но в формате компьютерной игры дети взаимодействуют не с людьми, а с фантомами, в отношениях с которыми не приняты никакие общественные нормы. Ребенок взрослеет среди них, принимает правила поведения, которые в реальности не только не работают, но способны причинять вред человеку.
Виртуальное пространство может заслонять реальное. Если семья и школа в должной мере не обеспечивают социализацию ребенка, включение его, сообразно его возможностям, в решение реальных дел и забот, не обучают его в полной мере правилам жизни в обществе, то виртуальный мир – более яркий, легкий, доступный, динамичный – может занять в сознании доминирующее положение, что неизбежно приведет к искаженному восприятию реального мира и неадекватным формам общественного поведения.
Смещение виртуального и реального в сознании ребенка происходит, о чем было сказано выше, на фоне искаженных ценностей, агрессивно навязываемых СМИ. Добавить к этому возрастной и образовательный кризисы, которые неизбежно сопровождают переход из младшей в основную школу, из детского в подростковый возраст, тогда можно понять всю сложность ситуации, в которой оказывается Ваш ребенок в 4-5 классе.
Подмена реальных форм взросления виртуальными, ослабление связей между детьми и взрослыми, между разновозрастными детьми приводят к самоизоляции детства; агрессивное навязывание псевдоценностей, ложных правил жизни - к примитивизации сознания детей и подростков, к росту жестокости, цинизма, грубости, за которыми на самом деле скрываются страх, одиночество, неуверенность, непонимание реальной жизни и неприятие будущего.
Значение предмета «Основы религиозных культур и светской этики» велико. Введение нового предмета направлено на содействие семье и обществу в решении педагогических, моральных проблем.
В начале 90-х годов прошлого века в нашей стране была разрушена общественно-государственная система воспитания детей и молодежи. Советская система воспитания в новых социальных условиях требовала существенной модернизации, прежде всего, в плане содержания, ценностей и идеалов. Но, к сожалению, все было разрушено до основания. Российская семья, находясь в тяжелых экономических условиях, осталась наедине с проблемами воспитания своих детей. В то же время средства массовой информации, Интернет, шоу-бизнес насаждали несвойственные для народов нашей страны ценности: эгоизм, корыстолюбие, пренебрежение к труду, успех и обогащение любой ценой, неограниченное стремление к чувственным наслаждениям, свобода от ответственности и обязательств перед кем бы то ни было и др.
Введение предмета «Основы религиозных культур и светской этики» - первый шаг на пути восстановления в новых условиях на принципах гуманизма, нравственности, традиционной духовности социально-педагогического партнерства школы, семьи, государства, общественности в деле воспитания детей и молодежи. Государство через школу стремится поддержать усилия родителей по духовно-нравственному развитию детей, согласовать воспитание в семье и воспитание в школе.
III. Характеристика и организация преподавания нового школьного предмета.
Введение курса «Основы религиозных культур и светской этики» в учебный процесс общеобразовательных школ вызывает немалый интерес в обществе. Часть родителей, общественности осознаёт необходимость его введения, а другая часть скептически относится к введению нового предмета.
По данным анкетирования в нашей школе выявлено, что родители также имеют разное мнение по этому вопросу.
Слайд(%) №4
За введение курса - 65 % родителей, против - 13 %, затрудняются ответить -23 %.
Введение в школе курса «Основы религиозных культур и светской этики» вызывает множество опасений со стороны родителей учащихся. Эти опасения связаны, прежде всего, с тем, что многие из нас не знают содержание нового учебного предмета, для чего он необходим нашим детям и что дети будут делать на этих уроках.
Слайд (цели)№5
Мы сейчас постараемся развеять ваши сомнения и опасения, успокоить и убедить, что курс является важным и необходимым и поможет каждой семье в воспитании нравственных качеств основанных на идеях добра, совести, справедливости, патриотизма, достоинства, уважения к человеку, ценящих и любящих свою семью, культуру и традиции своего народа, нашу общую Родину — Россию.
В настоящее время курс ОРКСЭ рассчитан только на 4 класс. Курс преподаётся 1 час (урок) в неделю (34 часа).
СЛАЙД №6
Курс состоит из шести отдельных учебных модулей по выбору семьи учащегося.
Это четыре модуля по основам традиционных религиозных культур народов России: «Основы православной культуры», «Основы исламской культуры», «Основы буддийской культуры», «Основы иудейской культуры».
Курс имеет не вероучительный, а культурологический характер Религиозное воспитание не является целью курса ОРКСЭ. Курс не предполагает религиозной практики. В ходе преподавания его модулей дети не приобщаются к религиозным обрядам. Содержание каждого модуля комплексного курса не содержит критических оценок других религий и мировоззрений.
СЛАЙД№7
Родители выбирают для изучения один из модулей. Модуль выбирают родители, согласно закону РФ «ОБ образовании» родители до достижения детьми 15- летнего возраста являются их законными представителями перед государством. Родители имеют полное право посоветоваться с ребёнком, прежде чем сделать выбор.
Это будет либо изучение истории и культуры одной религии. Дети получат общее представление о выбранной религии, её традициях, нравственных ценностях, выдающихся представителях этих религий.
Либо изучение основных мировых религий. Модуль «Основы мировых религиозных культур» направлен на ознакомление учащихся с историей и культурой основных религий, традиционных для народов Российской Федерации.
Либо изучения светской этики. Модуль «Основы светской этики» предусматривает изучение и освоение общепринятых в нашей стране норм светской или гражданской этики.
Выбор зависит от вашего мировоззрения, ваших религиозных и светских взглядов.
СЛАЙД №8
По данным Министерства образования и науки РФ в целом по России выбор родителей четвероклассников на 2012—2013 учебный год составил:
Основы светской этики — 42,7%
Основы православной культуры — 31,7%
Основы мировых религиозных культур — 21,2%
Основы исламской культуры — 4%
Основы буддийской культуры — 0,4%
Основы иудейской культуры — 0,1%
СЛАЙД №9
Содержание всех модулей группируется вокруг трёх базовых национальных ценностей:
1) Отечество, 2) семья и 3) культурная традиция.
Слайд №10
Содержание 1-го и 30-го уроков – общее для всех модулей.
Первый урок во всех учебниках называется – «Россия наша Родина» и имеет одинаковое содержание.
Школьники узнают о единстве многонационального российского народа и о многообразии его культурных, духовных, религиозных традиций. О том, что такое «духовность», «традиция», «нравственные ценности», какое значение они имеют в жизни человека, семьи, общества, что в нашей стране живут люди, которые знают и бережно хранят разные традиции. Мы нередко говорим на разных языках, но имеем общий государственный язык, историю, территорию, государство, единые нравственные основы все вместе составляем одну дружную семью народов России.
Слайд (темы на слайде, не читаю) №11
В содержании всех модулей большое место занимает семья, ценности семейной жизни.
Основы светской этики: «Род и семья – исток нравственных отношений», «Семейные праздники», «Жизнь человека – высшая нравственная ценность».
Основы мировых религиозных культур: «Семья», «Человек в религиозных традициях мира»
Основы православной культуры: Познакомятся с христианским отношением к семье, родителям, труду, долгу и ответственности человека в обществе. «Христианская семья», «Отношение христианина к природе», «Христианин в труде».
Основы исламской культуры: Взаимоотношениями мусульман в семье, в обществе, в быту, которые неразрывно связаны с религиозным учением ислама. «Семья в исламе», «Родители и дети», «Отношение к старшим», «Традиции гостеприимства».
Основы буддийской культуры: «Семья в буддийской культуре и её ценности» «Человек в буддийской картине мира»
Основы иудейской культуры: Большое место занимают темы семьи как нравственной ценности, духовного союза в иудейской культуре;
Семья рассматривается как нравственная ценность, как духовный союз любящих и заботящихся друг о друге людей, живущих в России. Разговор о семье переплетается с темой Родины, патриотизма, гражданственности, любви к родной земле, служения Отечеству.
Слайд №12
Культурные традиции в курсе «Основы религиозных культур и светской этики».
На этих уроках дети получат представление о том, что есть культура православия, культура ислама, культура буддизма, культура иудаизма, других мировых религий, что такое светская этика. Школьники познакомятся с жизнью и деятельностью основателей мировых религий.. Будет представлен образ жизни верующих людей, их религиозно-нравственные, семейные и общественные обязанности.
Содержание учебного модуля «Основы светской этики» направлено на знакомство школьников с основами нравственности, даёт первичные представления о морали и её значении в жизни человека, опираясь на положительные поступки людей.
На уроках четвероклассники получат знания об основах российской светской (гражданской) этики, познакомятся с «золотым правилом нравственности», будут размышлять над тем, что такое дружба, милосердие, сострадание и в чём они проявляются; как в современном мире понимаются слова «добродетель» и «порок»; что такое нравственный выбор и как его совершить, не войдя в противоречие со своей совестью;
Основы мировых религиозных культур
Модуль предполагает изучение основ мировых религий (буддизм, христианство, ислам) и национальной религии (иудаизм), направлен на развитие у учеников 4 класса представлений о нравственных идеалах и ценностях, составляющих основу религий, традиционных для нашей многонациональной страны.
На уроках дети осваивают понятия «религия и мораль» Перед ними будут раскрыты нравственные понятия добро и зло, милосердие, дружба, справедливость и т.д,
«культура и религия», узнают об основателях религий. (В процессе обучения они знакомятся со священными книгами, религиозными сооружениями, святынями, религиозным искусством, религиозными календарями и праздниками).
В курсе «Основы православной культуры» будет говориться о православных традициях, о преданиях и сказаниях о подвигах святых людей: Ильи Муромца, Александра Невского, преподобных Сергия Радонежского и Серафима Саровского.
Школьники познакомятся с символическим языком православной художественной культуры, искусством иконы, фрески, церковного пения,
(Среди основных тем курса: «Добро и зло в православной традиции». «Любовь к ближнему», «Милосердие и сострадание»,
«Во что верят православные христиане», «Православие в России», «Православный храм и другие святыни», «Православный календарь», «Православные праздники», священными книгами).
Основы исламской культуры
Модуль «Основы исламской культуры» знакомит школьников с основами духовно-нравственной культуры мусульманства или ислама. Коран — главный источник вероучения ислама, его нравственно-этических и правовых норм.
Ислам сформировал целостную систему духовных и нравственных ценностей, которые вошли в жизнь всех мусульманских народов. Первое знакомство народов нашей страны с этой религией состоялось ещё в 643 году. (Кроме сведений о мусульманских праздниках, учащиеся узнают о праздниках народов России, для которых ислам является традиционной религией. Основными темами модуля «Основы исламской культуры» в рамках курса «Основы религиозных культур и светской этики» являются: «Пророк Мухаммад — образец человека и учитель нравственности в исламской традиции», «Столпы ислама и исламской этики», «Обязанности мусульман», «Для чего построена и как устроена мечеть», «Мусульманское летоисчисление и календарь», «Ислам в России», «Семья в исламе», «Нравственные ценности ислама», «Искусство ислама». Завершается изучение темой «Праздники мусульман)».
Слайд13
Изучение модуля «Основы иудейской культуры» направлено на то, чтобы представить основы знаний об этой религиозной традиции в историческом, мировоззренческом, культурном аспектах. Большое значение уделяется обычаям, праздникам, памятным историческим датам. Особый урок посвящен понятиям о добре и зле в иудейской культуре.
Модуль «Основы буддийской культуры» ориентирован на семьи, для которых близка культура этой древней, одной из трёх мировых религий. Изучение в школе этого модуля призвано в доступной форме познакомить учащихся с основами буддийской культуры: ее основателем, буддийским учением, нравственными ценностями, священными книгами, ритуалами, святынями, праздниками, искусством.
Слайд 14
Заключительный урок, как и первый урок, посвящён теме Родины и Отечества имеет одинаковое содержание и название во всех учебниках курса ОРКСЭ «Любовь и уважение к Отечеству». (Зачитать из учебника: «Ценность любви не в том, что любят вас, а в том, что вы способны любить других…Отечество – это все мы» и …).
Комплексный курс ОРКСЭ является безотметочным. Учитель, преподающий данный предмет, может рекомендовать классному руководителю поставить положительные отметки за работу на уроке в литературное чтение или изобразительное искусство в зависимости от проделанной работы. Главным критерием результативности будет являться качество нравственной жизни человека, его моральный облик, его поступки.
Д/з в рамках курса даётся в соответствии с нормами СаНПина. Задания предусматривают включение родителей в деятельность по их подготовке.
Слайд 15
По результатам тестирования
42 % четвероклассников называют, что родители помогают в выполнять д/з по предмету, интересуются, чем занимаются дети на уроках, 58 % говорят, что родители не помогают и не спрашивают, что делают дети на данном уроке, 8% говорят, что родители иногда им помогаютв работе над д/з.
Слайд 16
В нашей школе преподавание курса ведётся в течение 6 лет. На 2011-12 год родителями были выбраны модули:
«Основы мировых религиозных культур»-30%, «Основы светской этики» -70%,
на 2016—2017 учебный год «Основы светской этики». -100%.
Курс ОРКСЭ и ведётся в 4 классе 1 час в неделю. Отказаться от изучения курса нельзя т.к. он является обязательным, как и математика, физика или русский язык( ещё раз о выборе в соответствии с убеждениями, мировоззрением).
Слайд 17
Результ. Тест. – нравится – не нравится
Следует отметить высокую активность детей практически на всех занятиях. Безоценочная система не сковывает детей. Они много рассуждают, доказывают, не боятся ошибиться. Дети задают вопросы, самостоятельно ищут на них ответ. На уроках ребята не только работают с учебником, но мы им предлагаем и дополнительный материал. Они с интересом рассматривают иллюстрации, читают тексты, работают над вопросами.
Заключение:
Наше родительское собрание состоялось. Мы собираемся с вами, чтобы принять решение. Ваши предложения?
Как вы смотрите, если в решение собрания внести следующие положения.
1). Провести повторное анкетирование по выбору модуля по Основам религиозных культур и светской этики.
2) Результаты удовлетворённости выбором модуля опубликовать на школьном сайте.
Информационные ресурсы:
http://pandia.ru/text/78/493/23134.php
http://sch-ekat-kr-yar.ucoz.net/documents/orkse-roditelyam.pdf
Литература:
А.Я. Данилюк А.М. Кондаков В.А. Тишков «Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России» -М.: Просвещение, 2009