Нравственное воспитание детей в группе продленного дня
Нравственное воспитание детей в группе продленного дня
(Воронина Е.А, воспитатель группы продленного дня
МБОУ «Гимназия г. Навашино»,Нижегородской области)
Проблема нравственного воспитания в условиях современного общества приобрела особое значение. Работа по этому направлению должна начинаться в младшем школьном возрасте со знакомства детей с нормами и правилами поведения и формирования моральных привычек. Потеря моральных ориентиров, обесценивание таких понятий, как совесть, честь, долг, привели к негативным последствиям в обществе.
В современном мире, во времена компьютеризации, дети разучились общаться друг с другом, зачастую утратили те самые главные человеческие качества как уважение, сострадание, отзывчивость. Поэтому сегодня мы еще раз должны обратить на это внимание.
Воспитывая детей, мы должны обращать их взор к доброму и благому. Развивать нравственные чувства, прививать навыки борьбы со злом, умение сделать правильный выбор.
Цель нравственного воспитания – воспитание гуманной личности, формирование у детей нравственных ориентиров при построении деятельности, общения и взаимоотношений. Учить творить добро, действовать бескорыстно, по велению души и сердца.
Научить видеть красоту и многообразие жизни.
Особое место в нравственном воспитании отводится начальной школе, так как в этом возрасте дети охотно открывают для себя мир человеческих отношений, могут понять и переживать то, что происходит с другим человеком.
В.А. Сухомлинский говорил: «В младшем возрасте, когда душа очень податлива к эмоциональным воздействиям, мы раскрываем перед детьми общечеловеческие нормы нравственности, учим их азбуке морали».
У нас в гимназии нравственному воспитанию отводится немаловажная роль.
В процессе работы по этому направлению, я обращаю внимание ребенка на то, что жизнь человека, его ум и здоровье - это превеликая ценность на земле, и, что счастье его самого, родных, близких и окружающих людей в первую очередь зависит от желания постоянно работать над собой. Я стараюсь привить и воспитать в детях такие положительные качества личности как: доброта, сочувствие, сила духа, смелость, терпимость, любовь к окружающему миру и всему живому, т. д.
В настоящее время всё меньше и меньше людей, обладающих добротой. Человек безразлично относится к проблемам и бедам других людей. Все заняты своими делами, своими заботами. Назрела проблема душевной теплоты. Поэтому я нацеливаю детей быть добрее друг к другу, не проходить мимо людей, зовущих на помощь.
Я часто провожу клубные часы, дискуссии, беседы и часы -общения на которых обсуждаем самые разные темы о добре, сострадании, уважении, любви к своим близким и т.д. Дети начальных классов очень любят рассуждать, могут высказывать свое мнение и приводить примеры из жизни. Очень нравится детям разбирать проблемные ситуации и инсценировать их с положительной позиции. Воспитанники любят участвовать в мастер-классах: разгадывают ребусы, кроссворды, составляют пословицы, расшифровывают слова, выполняют творческие работы (КТД) и многое другое.
Работаем в группах-готовимся
Каждый год мы делаем открытки для Ветеранов ВОВ, детей войны. Дети с удовольствием выполняют поделку, чтобы потом подарить ее своим близким или просто соседям- ветеранам.
КТД «Открытка Ветерану»
Конкурсы рисунков помогают детям отобразить свое отношение к животным, друзьям, родителям. В рисунках дети отображают любовь к своей малой родине. Часто мы ходим на выставки, библиотечные часы, в исторический музей нашего города, где с детьми проводят очень увлекательные и интересные мероприятия. И у нас в гимназии тоже есть музей, который мы с удовольствием посещаем. Узнаем историю нашей школы и города, знакомимся с интересными людьми. Я воспитываю в детях уважительное отношение к старшему поколению, любовь к родному краю, своей малой Родине.
Вместе с родителями дети охотно участвуют в благотворительных акциях, в которых оказывают посильную помощь нуждающимся людям. С начала этого года мы приняли участие в благотворительных акциях: «Волшебная крышечка» (сбор средств пойдет на лечение больных детей), «Бумага во благо» (помощь детям-инвалидам Навашинского района- эта акция организована ГБУ «Комплексный Центр социального обслуживания населения Навашинского района») и «Дети-детям» (оказание посильной помощи дому-Малютки в сборе средств гигиены). Очень приятно, что дети могут сочувствовать, если нужно прийти на помощь. И, конечно, же большое спасибо родителям, которые своим примером помогают воспитывать в детях нравственные качества.
В музее гимназии и конкурс рисунков "Моя малая родина"
Проведение совместных мероприятий с родителями (праздники, поездки, трудовые десанты, участие в конкурсах и акциях), помогает ближе познакомиться с семьей, ее традициями, устраняет проблемы в поведении детей (если они возникают) и помогает с ними справиться. Индивидуальные консультации и беседы с родителями и детьми дают положительные результаты.
На уборке школьного сада и Акция «Поможем птицам»
Анкетирование и проведение диагностик выявляет отношение детей друг к другу, семье, к старшим и пожилым людям, к окружающим, жизненным ценностям. Дети дают характеристику своему характеру, оценивают свои поступки и поведение (Методика-тест «Хороший ли ты сын (дочь), диагностика «10 моих «Я», тест «Добрый ли Я?», диагностика нравственной воспитанности).
Все мероприятия анализируются с учителем, который работает в классе.
Дети чутки и восприимчивы ко всему, что их окружает. Чтобы стать добрыми к людям, надо научиться понимать других, проявлять сочувствие, честно признавать свои ошибки, удивляться красоте окружающей природы, бережно относиться к ней. Конечно, трудно перечислить все нравственные качества человека будущего общества, но главное, что эти качества должны закладываться сегодня.
И в заключении хочется сказать: свою главную цель не только в работе, но и в жизни мы видим в том, чтобы делать добро.
Дарите детям доброту, как солнце светит по утру,
Как ласковая ива тянется к пруду – несите детям доброту!