Ежедневное планирование в группе продлённого дня
Ежедневное планирование в группе продлённого дня.
В настоящее время становится все более актуальной работа воспитателя группы продлённого дня в коррекционной школе-интернате. Перед ним стоит важная задача - добиться того, чтобы дети выросли не только сознательными и здоровыми членами общества, но и обязательно, инициативными, думающими, способными на творческий подход к делу. В основу системы воспитания положены следующие исходные принципы:
Планирование составлена с учетом принципов:
• принцип систематичности, комплексности и системности;
• принцип развития;
• принцип индивидуального и личностного подхода;
• принцип объективности и научности;
• принцип системности;
• принцип единства сознания и деятельности;
• принцип эффективности;
• принцип гуманизма и педагогического оптимизма;
• принцип природосообразности;
• принцип культуросообразности.
Целью воспитания является оптимальное развитие личности обучающегося с недостатками слуха, возможно более полная его самореализация. Всестороннее развитие предполагает включение в многообразные виды деятельности (интеллектуальную, ценностно-ориентировочную, общественную, трудовую, художественную, спортивную, игровую, коммуникативную), активное взаимодействие с окружающими, развитие заключается в единстве и гармонии трех сторон личности: интеллекта, души и тела, а также в сочетании ценностей различных уровней (общечеловеческих, социальных, национальных и личностных).
В связи с поставленной целью перед воспитателями встают следующие задачи:
• мировоззренческая подготовка, помощь воспитанникам в построении их отношений к миру, с миром, к себе в мире, в определении своего места в жизни и обществе;
• приобщение воспитанников к культурным ценностям страны и мира, формирование потребности в дальнейшем духовном совершенствовании;
• развитие творческих способностей ребенка в различных сферах деятельности;
• воспитание уважения к труду и формирование потребности в труде, развитие качеств и способностей, важных для осуществления разнообразной трудовой деятельности;
• формирование личности, гуманной во всех отношениях с окружающим миром;
• развитие гражданской и социальной ответственности человека, воспитание уважения к закону;
• развитие способности к рефлексии, самооценке и регуляции своего поведения, чувства собственного достоин6ства;
• воспитание потребности в здоровом образе жизни;
• развитие способности жить полноценной счастливой жизнью, иметь хорошую семью.
Поставленные цель и задачи актуальны для воспитания лиц с ОВЗ, когда мы говорим о подготовке их к жизни в качестве полноценных членов общества.
На реализацию цели и задач направлена работа групп продлённого дня нашей школы-интерната, деятельность которых регламентируется планом работы воспитателя, утвержденным заместителем директора по учебно-воспитательной работе, курирующим учебно-воспитательный процесс школе-интернате.
В основу планирования работы каждого воспитателя заложены следующие приоритетные позиции:
создание условий для личностного развития учащихся;
создание условий для реализации основных форм деятельности учащихся в группе продленного дня: бытовой, учебной, досуговой, физкультурно-оздоровительной;
создание условий для формирования системы отношений к самому себе, другим людям, окружающему миру.
Важным условием эффективности деятельности воспитателя группы продленного дня является планирование. У каждого воспитателя группы продленного дня три плана работы: календарно-тематический на год, на месяц и ежедневный.
Календарно-тематический план составляем на год и месяц с выделением каждой учебной недели, который согласован с планом работы школы-интерната.
Требования к календарно-тематическому плану работы:
- конкретность воспитательных задач;
- учет возрастных особенностей детей, уровня воспитанности;
- учет индивидуальных особенностей коллектива.
Программа воспитательной работы школы – интерната выделяет следующие направления воспитания:
- духовно-нравственное
- гражданско-патриотическое
- художественно-эстетическое и экологическое
- спортивно-оздоровительное
- общественно-полезная деятельность (трудовое)
- познавательно-информационное.
Эти направления определяют содержание модели в целом, способствуют обеспечению за счёт соответствующих технологий личностно-ориентированной направленности воспитательного процесса, решению тех задач и достижению тех целей, которые задаются конкретной социальной ситуацией.
В группе продлённого дня используются следующие виды деятельности: проблемно-ценностное общение (ПЦО); познавательная (ПД); туристско-краеведческая спортивно-оздоровительная (СОЗ); игровая (ИД); художественное творчество (ХТ); досугово-развлекательная (ДРД); трудовая деятельность; социальное творчество (СТ); проектная деятельность.
Для удобства разработана план-сетка ежедневного планирования. Рассмотрим составляющие режима дня, по которому живут воспитатели и воспитуемые нашей школы.
Приём детей в группу.
Приём пищи.
Прогулка (экскурсия), занятия в ОДО.
Приём пищи.
Самоподготовка.
Уход домой.
Обязательность выполнения режима означает, что все участники должны строго следовать его требованиям. Несколько слов о документации, которая должна быть в каждой группе продлённого дня.
Режим группы, утверждённый директором школы.
Положение о ГПД.
Должностная инструкция воспитателя ГПД.
Таким образом, планирование работы в ГПД – это процесс моделирования воспитывающей среды группы как комплекса социально-ценных обстоятельств, окружающих ребёнка и способствующих его личностному росту. Реализация поставленных нами задач и чёткое их выполнение приведут к личностному росту каждого воспитуемого, к формированию их общественной культуры, совокупности главных жизненных ценностей, навыков общения.
Форма ежедневного плана воспитателя ГПД
Время |
Режимные моменты |
Цели и деятельность |
Словарь |
|||||
Приём детей |
||||||||
Переодевание |
||||||||
Приём пищи. Обед. |
||||||||
ОДО. Прогулка. Отдых и деятельность на воздухе. |
. |
|||||||
Полдник. |
||||||||
Наименование видов деятельности, направлений работы |
Раздел. Тема занятия |
Тип занятия |
Форма занятия |
Элементы содержания |
Результативность |
ИКТ по плану |
Корректировка
|
|
|
Самоподготовка |
|||||||
|
Отпуск детей домой |