Статья «Нравственное воспитание школьников через интеграцию уроков литературы и изобразительного искусства»

2
0
Материал опубликован 16 October 2019

Анашкина Татьяна Владимировна

Должность: учитель русского языка и литературы.

Категория: ВКК

Егорова Ольга Андреевна

Должность: учитель изобразительного искусства

Категория: ВКК

МБОУ СОШ №1 имени 50-летия «Красноярскгэсстрой»

Республика Хакасия, г.Саяногорск

Аннотация. Данная статья посвящена вопросу нравственного воспитания школьников через интеграцию уроков литературы и изобразительного искусства. В ней поясняется, каким образом может быть реализованы межпредметные связи на уроках и во внеурочной деятельности. Уделено внимание возможным мероприятиям, которые направлены на формирование метапредметных УУД.

Нравственное воспитание школьников через интеграцию уроков литературы и изобразительного искусства

Важно понимать, что в центре образования человека, его мировоззрения, убеждений, отношений с другими людьми, предпосылок интеллектуального и эмоционального развития лежит мораль. Всегда актуальной задачей развития в школе будет определение содержания и формы нравственного воспитания. Это составляет большую сложность для школьного образования. В наше уникальное время наблюдается крушение доселе незыблемых идеалов, потому в обязанности каждого педагога входит раскрытие духовных качеств ребенка, развитие нравственных в нем чувств и навыков борьбы со злом, а также способности делать правильный выбор, основываясь на нравственных критериях.

Эффективность работы с детьми обуславливается пониманием их реального отношения к текущим проблемам. Наше общество имеет огромное количество конфликтов на своем пути, что очень отражается на воспитании подрастающего поколения. Чтобы исправить ситуацию, воспитание должно опираться на трезвый школьный процесс, семью, народные традиции, что поможет ребенку социализироваться и понять, кто он есть в этом мире, найдя с ним гармонию. Школа же даст ему базовое моральное образование и будет способствовать продолжению этого процесса за своими пределами [1]. Помимо прочего, на нравственное воспитание ребенка влияют такие предметы как изобразительное искусство и литература.

Изобразительное искусство способствует формированию у ребенка сложного внутреннего мира, он получает новые знания о мире и развивает свои эстетические вкусы и творческий потенциал. Также способствует интеллектуальному и духовному развитию ребенка.

Интеграция изобразительного искусства использует потенциал нескольких дисциплин с целью расширения возможностей по решению основных воспитательных и образовательных задач посредством уплотнения данной информации и стимулирование мыслительной деятельности. Также на это влияет неординарность ситуации и эмоциональный настрой преподавателя. На уроке учитель использует большое количество разных методов и способов обучения, что очень положительно влияет на воспитание и развитие ребенка. Как мы знаем, органы чувств взаимосвязаны между собой. Зрительные и слуховые образы играют роль «живых картин» для учащихся, создают образное представление объективной действительности [2].

Литература, если ее преподавать без интеграции с другими предметами, может оказаться довольно скучной для многих дисциплиной. Но ведь литература – это целое наследие, данное нам от предыдущих поколений, которое объясняет нам принципы жизни, помогает избежать ошибок или эффективно их исправить. Книги помогают человеку лучше понимать других людей, мир и себя в первую очередь. Даже современные произведения, а не классика, способны дать что-то новое, адаптируя все лучшее из прошлого опыта под современные условия. Этим обуславливается важность и актуальность интеграции литературы с изобразительным искусством, чтобы сделать процесс ознакомления с ней более интересным и привлекательным [3]. 

Сегодня актуальной проблемой является нравственное воспитание детей. Уровень жизни обуславливает тот факт, что материальные ценности стали над духовными. Дети не понимают полноценно суть таких добродетелей как милосердие, великодушие, справедливость. Духовная опустошенность оборачивается в первую очередь утратой патриотизма – важнейшей культурной ценностью народа. Но школа способна восстановить гармонию в верных ценностях своих учеников. Лучше всего начинать это делать в дошкольном возрасте, так как именно в этом возрасте формируется стабильность духовного фундамента человека, и укрепляются его эмоции, чувства, мышление, социализация, он начинает себя социально идентифицировать (осознавать свое место в обществе). Вот почему здоровое психологическое воздействие на ребенка в этот период времени возымеет необходимый эффект, ведь образы он воспринимает настолько ярко, что они могут убеждениями остаться у него на всю жизнь, что очень важно для воспитания патриотизма.[4].

Отметим, что особый эффект на нравственное воспитание ребенка может оказать интеграция литературы и изобразительного искусства. Объединение этих двух дисциплин можно направить на достижении одной цели. Например, можно организовать «Неделю патриотизма», когда дети будут в класс приносить фото своих бабушек и дедушек, ставшими жертвами второй мировой, или различные иллюстрации и рисунки их собственного исполнения. Или просто те, которые вызывают в них соответствующие яркие чувства. А также рассказы и стихотворения на патриотическую тематику, ознакомление с которыми подкрепляется также различными фото и рисунками. Можно изготовить поздравительные открытки для ветеранов и вручить их. Стоит сказать, что патриотизм – это не только гордость за подвиг нашего народа во время Второй Мировой Войны, это также гордость за наших современников, за наши достижения на протяжении последних нескольких десятилетий. Детей стоит мотивировать положительной оценкой, найти и продемонстрировать любые графические и литературные материалы, которые пробуждают в них чувства патриотизма, восхищения своей страной. Это будет эффективно, ведь ребенку дана возможность выбора, выражения своего творческого начала. Кроме того, полезным будет каждому ребенку написать эссе в котором высказаться на тему, что в его стране он считает лучшим, чего нет в других. Опять же, творчество и выражение личного мнения как ничто другое способствует формированию убеждения человека

Помимо «Недели патриотизма» не стоит забывать на протяжении года о праздниках, таких как 9 мая, 23 февраля, Хакасский Новый год, День России, 8 Марта и других. Каждый из них достоин внимания, ведь все эти праздники связаны с нашей страной, историей. В эти праздники также стоит читать тематические, соответствующие празднику, литературные произведения и обсуждать истории, связанные с ним.

Нравственное воспитание играет важную роль. Именно оно в долгосрочной перспективе будет способствовать экономическому росту, увеличению уровня жизни в стране и положительному фону менталитета всего населения уровню счастья каждого гражданина. Одним из самых эффективных методов для этого является интеграция на уроках и во внеурочной деятельности литературы и изобразительного искусства, ведь яркие образы, творческая реализация и регулярное сосредоточение на одном направлении (причины для гордости за свой народ и его достижения) очень хорошо способствуют в конечном итоге патриотическому сознанию каждого ученика.


Список используемых источников:

Важность воспитания детей в школе https://infourok.ru/aktualnost-problemi-vospitaniya-podrastayuschego-pokoleniya-v-selskom-sociume-577514.html

Интеграция изобразительного искусства с предметами развивающего цикла http://window.edu.ru/resource/799/22799/files/034.pdf

Важность литературы как предмета в школе https://www.virtualacademy.ru/news/vazhnost-literatury-v-shkolnoj-programme/

Необходимость воспитания патриотизма http://journalpro.ru/articles/aktualnost-patrioticheskogo-vospitaniya-detey-doshkolnogo-vozrasta/


.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.