12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Терешкина Регина Артуровна292
Учитель начальных классов. Стаж работы 34 года.
Россия, Ленинградская обл., Кириши
Материал размещён в группе «Учителя начальных классов»

Нравственное воспитание школьников на уроках литературного чтения

(из опыта работы)

Содержание

1.Введение

2.Основная часть



- Формирование нравственных представлений и нравственных качеств ребенка в 1 классе



- Накопление опыта нравственных отношений на уроках литературного чтения во втором классе



- Воспитательное значение стиля отношений педагога с детьми на уроках литературного чтения в третьем классе



- Формирование личности школьника в условиях классного коллектива в четвертом классе

3. Заключение















Выполнила учитель МОУ «КСОШ №7»

Терешкина Регина Артуровна

МОУ «КСОШ№7»



Введение

В современной России подрастающее поколение формируется в сложных социальных условиях, характеризующимися реформированием общества, сменой ценностных ориентиров, резкой дифференциацией доходов, высокой занятостью или безработицей родителей учащихся. В условиях острых политических, экономических, идеологических и национальных противоречий возрастает роль нравственности как основы безопасности личности, общества и государства. Нравственность регулирует отношения людей в обществе. Замена духовных приоритетов материальными особо губительно сказалась на нравственном здоровье общества. Больше всего пострадало подрастающее поколение. В результате информационного воздействия дети уже не рассматривают труд как средство обретения материального благополучия и внутреннего удовлетворения. Все хотят быть богатыми, но никто не хочет работать. Героями становятся кинозвезды, бандиты, сумевшие разбогатеть в одночасье. Безнравственная и даже преступная основа такого обогащения мало кого из школьников волнует. Образцом для них служит наглое, агрессивное поведение, ощущение вседозволенности. И это неслучайно. Наши дети живут в зоне информационного отравления. Духовное и творческое оскудение в такой ситуации неизбежно.

Необходимо менять такую ситуацию. Исходя их этого, повышается актуальность целенаправленного нравственного воспитания в образовательном процессе. На школу ложится ответственность найти адекватные современным условиям способы организации воспитательной работы, позволяющие с одной стороны, убедительно показать детям непреходящий характер «вечных ценностей» и идеалов человека, а с другой – целенаправленно формировать опыт и личностные качества, которые обеспечат успешность деятельности в современной жизни.

Особое место в нравственном воспитании отведено начальной школе, так как в этом возрасте дети охотно открывают для себя мир человеческих отношений, могут понять и переживать то, что происходит с другим человеком. У младших школьников интенсивно развиваются моральные качества: товарищество, ответственность за класс, негодование при чьей - то несправедливости. Они стремятся поступать в соответствии с теми требованиями, которые предъявляют взрослые. Дети постигают сущность добра и зла, чести и бесчестия, справедливости и несправедливости. Одновременно с этими «азбучными истинами» необходимо раскрывать перед учащимися начальной школы сущность таких моральных ценностей, как любовь к Родине, героизм, стойкость, честь, независимость. Мастерство и искусство воспитания заключаются в том, чтобы мир нравственных богатств увлек детей.

Какова же роль учителя в развитии нравственных качеств учеников?

Учитель должен создать в классе нравственно и эмоционально благоприятную среду для формирования коллектива и личности. Я решила, что помочь в воспитании детей мне сможет книга. А точнее уроки литературного чтения. Уроки чтения – это возможность помочь каждому ребенку лучше узнать себя, мир, который его окружает, научить сочувствовать, переживать, думать. Читая произведения, дети вступают в общение с писателями, чей опыт представляет огромную ценность в формировании человеческой личности. Работа с книгой, освоение чужого опыта поможет мне совершенствовать нравственные способности детей. Чтение скорректирует и усовершенствует духовные запросы моих учеников.

Формирование нравственных представлений и нравственных качеств ребенка в первом классе

Одной из задач в формировании личности является обогащение его нравственными представлениями и понятиями. Степень овладения ими у детей различна, что связано с общим развитием ребенка, его жизненным опытом. В этом плане велика роль уроков чтения. Мы часто говорим : « Книга – это открытие мира». Действительно, ребенок, читая, знакомится с окружающим миром, природой, трудом людей, со сверстниками, их радостями и неудачами. Художественное слово воздействует на сознание ребенка, на его чувства и поступки. Слово может окрылить ученика, вызвать желание быть лучше, сделать что – то хорошее, помогает осознать человеческие взаимоотношения, познакомиться с нормами поведения.

Первоклассники прежде всего должны усвоить понятия о доброте, доброжелательности, отзывчивости, справедливости, научиться их различать. Качества эти взаимосвязаны. Так добрый человек будет всегда чутким, отзывчивым, справедливым. А справедливый, как правило, отзывчив и чуток. Важно научить ребенка видеть проявление нравственных качеств в жизни, различать добро и зло. У семилетних детей имеются представления об основных категориях нравственности: о добре и зле, о хорошем и плохом. Но эти представления часто наивны, своеобразны. Поэтому учителю надо знать их содержание, чтобы направлять нравственное развитие детей. В «Азбуке» под редакцией и в учебнике «Литературное чтение» много произведений, которые посвящены воспитанию у детей доброты, отзывчивости, взаимопомощи и справедливости. В учебниках содержатся литературные тексты мастеров художественного слова, детских писателей, фольклорные произведения, тексты исторического содержания, работая с которыми дети постигают простые и вечные истины добра, сострадания, сочувствия, любви к другим людям, к Родине, чувство патриотизма и гордости за страну.

В процессе взаимодействия учащихся с художественными произведениями происходит перенос эстетических и нравственных открытий в жизненный опыт. Произведения подобраны таким образом, чтобы дети поняли, почему люди должны быть внимательными друг к другу, почему важно прийти на помощь, когда кто – то в ней нуждается. Важно, чтобы ребенок понял, что доброе дело надо делать, не ожидая похвалы. Воспитывая у детей добрые чувства, необходимо у них вызывать нетерпимое отношение к полярным качествам: жестокости, жадности, вызывать эмоции осуждения, негодования. Многие произведения посвящены воспитанию в детях любви ко всему живому. Необходимо привлечь внимание детей к природе, вызвать у них желание оберегать животный и растительный мир. Ребенок, который с детства привык с пренебрежением относиться к живым существам, не умеющим говорить, но способным чувствовать боль и обиду, переносит такое отношение и на людей. При работе с текстами следует избегать постановки вопросов, требующих механического воспроизведения текста. Нужно задавать вопросы, направленные на выявление нравственной основы произведения. Самое главное – выявить отношение первоклассников к прочитанному, предложить им высказать свое мнение. Обоснование своего ответа заставляет ученика вдуматься в прочитанное, оценить поступок того или иного персонажа рассказа.

Необходимо и как можно чаще вспоминать о личном опыте ребенка. Там, где это целесообразно и вытекает из хода обсуждения произведения, следует поговорить с детьми об организации практических дел. В практической деятельности нравственные качества будут уточняться и укрепляться. В связи с чтением рассказов природоведческого содержания можно провести интересную и полезную работу по охране живой природы. Зимой – организовать подкормку птиц, привлекать детей к уходу за комнатными растениями, учить заботиться о домашних животных. Чтение произведений на нравственные темы должно проходить в задушевной, дружеской обстановке, располагающей к откровенности, размышлениям. Характер бесед не должен быть назидательным, поучительным, не должен подводить детей к готовым выводам, необходимо, чтобы дети больше размышляли сами. Эмоциональный настрой учителя тоже играет важную роль. Учитель голосом, мимикой, интонацией показывает ученикам свое отношение к положительным и отрицательным персонажам. Чтение вслух учителем сопровождается коллективными переживаниями, сплачивает детей. Эмоциональные реакции учителя передаются детям, способствуют формированию у детей определенного отношения к прочитанному.

Накопление опыта нравственных отношений на уроках литературного чтения во втором классе

Со 2 класса я стала проводить занятия по УМК «Все цвета, кроме черного» На этих занятиях мы учились общаться, разговаривать, дружить, уважать друг друга.Эти занятия помогли детям лучше узнать себя, понять свое настроение, чувства. Дети научились рассказывать о себе, поняли, что не надо стесняться своих чувств, необходимо научиться управлять ими. У учеников окрепла вера в свои силы, в свои возможности. Но и этих занятий было недостаточно, чтобы донести до детей сущность человеческих отношений.

Работа над накоплением опыта нравственных представлений продолжилась и на уроках литературного чтения К.Д. Ушинский писал: «…то литературное произведение нравственно, которое заставляет дитя полюбить нравственный поступок, нравственное чувство, нравственную мысль, выраженную в этом произведении»Учитель, используя тексты для чтения, может расширять представления детей о подлинном товариществе и верной дружбе, о необходимых для этого качествах, показать детям, то мешает дружбе. Подбор художественных произведений для чтения осуществлен таким образом, что на их основе можно развивать нравственную культуру во взаимоотношениях второклассников. Читая литературные произведения, дети учатся разбираться в поведении и поступках людей, в мотивах поступков, чувствовать красоту добра, осуждать безобразное, злое. Вопросы для обсуждения предлагаемых произведений углубят понимание детьми поступков героев, их оценку.

Этические беседы, проводимые на основе этих произведений, вызывают обычно большой интерес у детей, если они затрагивают отношения ребенка с близкими, с товарищами, если учитель поднимает вопросы об ответственности человека перед людьми, Родиной, миром природы. Коллективное обсуждение поставленных перед детьми вопросов способствует, таким образом, не только уточнению нравственных представлений, но и расширению жизненного опыта детей. Читая и беседуя по прочитанному, дети постепенно учатся выделять нравственную сторону поступков и действий людей, оценивать поведение с позиции нравственных норм. Очень важно не только обращать внимание детей на проявление добра и зла, но и воспитывать у них желание выступать против несправедливости, жестокости, нечестности. Поведение литературного героя для второклассника нередко служит эталоном, по которому он оценивает поведение своих товарищей и свое собственное. В воспитательном отношении очень важно заинтересовать ребенка той «нравственной проблемой», которая заключена в рассказе, сказке, стихотворении. В связи с тем велика роль выразительного чтения самого учителя, от которого во многом зависит восприятие ребенком произведения. Направленность вопросов, подведение итогов, обучение прочитанного произведения должны будить мысль ребенка, быть проблемными. Это значит, что под руководством учителя дети сами должны разрешить поставленный вопрос, вывести правило, а не получить решение в готовом виде. Разбор произведений должен обеспечить единство знаний и чувств ребенка, на уроке должна быть создана такая обстановка, которая бы побуждала ребенка пережить прочитанное.

Воспитательное значение стиля отношений педагога с детьми на уроках литературного чтения в третьем классе

В третьем классе возрастает объем учебного материала. Увеличивается количество домашних заданий. Становится более серьезными требования к самостоятельности детей. Огромное значение имеет стиль отношений, который складывается на уроке между учителем и детьми. Третьеклассники уже подвергают анализу свои отношения с учителем, по – своему оценивают их. Стиль отношений педагога к детям создает благоприятный или неблагоприятный микроклимат урока, определяет настроение ученика, заставляет его радоваться, огорчаться, испытывать страх, гордость.

В основе гуманистического стиля отношений лежит безграничная вера в возможности ученика, опора на положительное в ребенке. На уроках учитель подвергает моральной оценке поведение школьников, их взаимоотношения. Основная функция моральной оценки – ориентировать детей в том, как они поступают: хорошо. Плохо, достойно, недостойно, нравственно или безнравственно. С помощью оценки выясняется, какие отношения являются правильными, какие нет. Оценка учителя служит основой для формирования самооценки детей. В третьем классе углубляются имеющиеся у детей представления о доброжелательстве и справедливости в отношении с людьми, о дружбе и товариществе. В третьем классе учителя волнует вопрос о том, как использовать нравственные представления о жизни в своем поведении. Учитель не только обращает внимание дна проявление тех или иных качеств, но и работает с ними над определением соответствующих понятий.

В 3 классе была продолжена работа по УМК «Все цвета, кроме черного». Курс назван «Учусь понимать других». На занятиях дети учились разговаривать с людьми, преодолевать трудности в общении, понимать друг друга без слов, учились дружить. В третьем классе формируются навыки общения, появляется интерес к тому, что чувствуют и думают другие дети, как они выражают чувства, учатся оценивать поступки других людей. Эти занятия очень тесно переплетаются с уроками литературного чтения. Как и на уроках чтения на занятиях кружка дети изучают такие нравственные понятия, как совесть. Справедливость, добро и зло. В своей практике я не переношу моральную оценку(положительную или отрицательную) на личность ребенка в целом, оцениваю поступок, а не личность ребенка. На уроках применяю требования и стимул и оценку, что во многом определяет эффективность работы по нравственному воспитанию. Младший школьный возраст самый благодатный для воспитателя. Ребенок сам готов идти навстречу нашим требованиям, он хочет быть хорошим. Уметь объяснить, что нужно делать и как выполнять то или иное задание учителя, не ущемляя чувства собственного достоинства ребенка – необходимое условие для формирования нравственных качеств. Учитель должен строить отношения с детьми на доверии, тактично, опираться на лучшие, положительные качества учащихся, не проявлять грубости и нетерпимости. Создать атмосферу радости от совместного общения, выполнения дела.

К нравственному просвещению необходимо подключить чувства и переживания детей. Читая сказку, рассказ учитель интонацией подчеркивает переживания героев и обращает внимание на переживание ситуаций. Он просит детей рассказать, что они переживали, когда читали то или иное место произведения, что переживают, вспоминая рассказ. Если произведение произвела на детей сильное впечатление, обсуждение его можно отложить до следующего урока, чтобы дети глубже прочувствовали прочитанное. Надо стремиться к тонкому пониманию учащимися поведения литературных героев, не только их поступков, но и чувств, переживаний, а также причин, лежащих основе этого произведения. Анализ причин позволяет подвести ребенка к более глубокому пониманию психологии героев. Тексты для чтения дают возможность всесторонне рассмотреть с учащимися нравственную сторону взаимоотношения людей. В учебнике 3 класса каждый раздел программы раскрывают систему нравственных понятий: «Авторские сказки», «Басни», «Братья наши меньшие», «О совести и долге»

Формирование личности младшего школьника в условиях классного коллектива в четвертом классе

В четвертом классе продолжается работа по УМК «Все цвета, кроме черного». Курс назван «Учись общаться». На занятиях мы говорим о своем классе, об одноклассниках, о том, кого можно считать хорошим другом, рассуждаем, как можно научиться жить дружно. Многие стороны личности учеников младших классов формируются и проявляются , прежде всего в процессе учебного труда, который протекает в условиях классного коллектива. Поэтому важно, чтобы коллектив заботился о каждом человеке, входящем в его состав, знал бы о его самочувствии, условиях, в которых он живет и действует, способствовал бы удовлетворению его интересов и его способностей.

Коллектив должен дать каждому ребенку чувство защищенности от несправедливости и обиды, сознание, что он нужен коллективу. Воспитание коллективизма в ребенке предусматривает воспитание у него личной ответственности за собственное поведение, за выполнение учебных обязанностей.

Важнейшим средством формирования нравственных понятий остаются уроки чтения. На уроках чтения продолжается формирование дружеских взаимоотношений в классе. Искать повод для воспитательного влияния не приходится, школьная жизнь их дает каждую минуту. Вот что – то не поделили лучшие друзья, вот Маша злорадствует по поводу неудачного ответа своей подружки, Влад требует у товарища деньги за подаренную ранее игрушку. Наблюдения за детьми показывают целенаправленность работы по сплочению коллектива, разъяснение таких понятий, как «друг», «дружба», «забота о друге». Повод для беседы помогают найти и литературные произведения. Работая по формированию гуманных взаимоотношений, учитель должен знать, что наряду со знанием норм поведения в обществе и доказательств их сообразности и значимости, которые ученик получает в ходе этических бесед, необходимо активное использование этих норм в жизни.

Важно создать такие условия, чтобы дети сами были инициаторами добрых дел, проявляли заботу о ближних, о слабых, заботились о животных. Словесные формы воспитательного воздействия должны постоянно сочетаться с посильными эмоциональными заданиями, всякое дело должно быть окрашено эмоциональными переживаниями, в этом случае создаются условия для формирования убеждений.

В.А .Сухомлинский верно отмечал, что детская душа чутка к призыву творить красоту и радость для людей, важно только чтобы за призывами следовал труд». Успех в воспитании гуманных отношений среди учеников решают сочетания целого комплекса мер, среди которых находит место метод приучения, определяющим условием при этом является обеспечение единства сознания и поведения, слова и дела. Эффективность воспитания во многом определяется и теми взаимоотношениями, которые складываются между детьми в процессе учебы. Реальное руководство взаимоотношениями учитель может осуществить при организации групповых заданий. В 4 классе групповые задания носят творческий характер, и дети должны проявить большую самостоятельность при их выполнении. Учитель уже хорошо знает слабые и сильные стороны каждого ученика, его интересы, способности, поэтому может педагогически целесообразно определить содержание учебных заданий для каждой группы ребят. Особый интерес представляют коллективные задания поискового характера. Содержание заданий, предложенных для коллективной работы, само по себе не всегда направлено на воспитание коллективизма у детей. Но любое из них создает основу для организации коллективной работы, воспитания товарищеских отношений между детьми. Смысл групповой работы – научить детей согласованно и плодотворно трудиться над одним общим заданием, помогая друг другу. В работе творческого характера задача та же, но при распределении обязанностей требуется учесть способности и возможности, интересы и склонности каждого ученика.

В школьном коллективе учатся и общаются рядом друг с другом девочки и мальчики, будущие мужчины и женщины. Воспитание в мальчиках рыцарской заботы, чтобы любое проявление грубости, неуважение к девочке вызывало протест и осуждение коллектива – необходимое условие, чтобы мальчики выросли настоящими мужчинами. Иначе проявляется чувство «заботы» у девочек, у них больше мягкости, нежности, женственности. Воспитывая в девочках и мальчиках гуманные чувства нельзя упускать из виду специфику воздействия.

На уроках литературного чтения в 4 классе могут быть использованы самые разнообразные виды, формы и приемы работы с текстом. Многие из них окажутся знакомыми детям, но теперь их применение должно соответствовать усложнившейся форме и содержанию читаемых произведений, возросшему уровню программных требований и возможностям учащихся. Произведение, вынесенное на урок, должно быть изучено так, чтобы дети усвоили как можно полнее заключенное в нем содержание. Произведение должно оказать на ученика нравственное, эстетическое, речевое влияние, должны быть задействованы интеллектуальные и эмоциональные силы ученика. Все эти цели могут быть достигнуты лишь при учете особенностей всего класса и отдельных его учеников, уровня подготовленности, начитанности, а также педагогической позиции самого учителя.

Заключение

Никогда нельзя считать работу по нравственному воспитанию законченной, но некоторые итоги уже можно подвести. В процессе чтения ученики развиваются как личности, у них формируется интеллект и общая культура. Учащиеся читают литературные произведения, воспринимая их как произведения искусства, одновременно у них совершенствуются навыки чтения, обогащается речь, формируются навыки работы с книгой. Я считаю, что дети используют чтение как средство своего развития, совершенствования нравственных качеств. Освоение литературных произведений сочетается с творчеством учащихся, развитием их эмоционально – нравственной сферы, обогащением духовного мира. Кружковая работа по УМК «Все цвета, кроме черного», воспитательная программа, по которой я работаю, и, конечно, уроки литературного чтения помогают решать задачи по нравственному воспитанию школьников. (Внеурочная работа описана в программе «Наша дружная семья – 26 Я») Если учитель может иметь такое большое влияние на умы и души учеников, то имя его звучит гордо!





9


Опубликовано в группе «Учителя начальных классов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.