Духовно-нравственное воспитание учащихся на уроках литературы в условиях перехода на ФГОС
Духовно-нравственное воспитание учащихся на уроках литературы в условиях перехода на ФГОС
Выступление на МО МБОУ КСОШ №32 им. Героя Советского Союза М.Г.Владимирова
учителя русского языка и литературы Мацегоровой Н.А.,05.01.2016г.
Введение Федерального государственного образовательного стандарта второго поколения (ФГОС) – это новый этап модернизации российского образования. Основой ФГОС является духовно-нравственное воспитание личности. Изменения в социальной жизни нашей страны, перемены в области просвещения делают особенно актуальными проблемы духовности, морали, этики. По требованию новых стандартов полученные знания не должны быть мертвым грузом: вызубрил правило, но ничего не понял. Ребёнок должен уметь свободно пользоваться этими знаниями, самостоятельно их находить, применять в жизни. Для педагога важно не просто передать знания школьнику, а научить его овладевать новыми знаниями, новыми видами деятельности.
Целью духовно-нравственного развития и воспитания школьников является социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, творческого, компетентного гражданина России, принимающего судьбу Отечества, как свою личную, осознающего ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененного в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации.
Поставленная цель реализуется через учебные программы и программы внеурочной деятельности. В программу по литературе мы, учителя-филологи, обязательно включаем уроки регионального компонента, проводим классные и внеклассные мероприятия по гражданскому и патриотическому воспитанию:
- учащиеся сочиняют стихи и пишут сочинения на тему «Моя малая Родина»,
- учащиеся 8, 11 классов периодически посещают районный краеведческий музей,
- принимали участие в сборе информации о погибших воинах-земляках для создания «Книги Памяти»,
-проводим уроки мужества и т.д.
- вовлекаем в работу по организации литературных гостиных(К юбилею С.Есенина)
- готовят творческие работы (по творчеству Чехова, Шолохова)
- участвуют в чтении стихов, прозы наизусть(Живая классика, «Поэзия войны священной)
Литература родного края формирует у школьников высокую гражданскую позицию, патриотическое сознание, уважение к культуре и истории своего края, обогащает их духовно-нравственный опыт лучшими чертами менталитета казачества. Учащиеся постигают категории добра, справедливости, чести, патриотизма, любви к своей «малой» родине. Каждое художественное произведение донских писателей актуально. Так как является культурно-историческим, духовно-нравственным наследием родного края. Родина, родной край - однокоренные слова. Род человеческий на том и держится, своё родное любить нужно, защищать и заботиться.
Проблемы нравственности волнуют многих педагогов-методистов( Н. А. Троицкая, М. К. Качурин, Е. И. Ильин и др. ), и каждый из них приводит немало аргументов о становлении духовного мира человека на уроках литературы. Конечно, это очень обширная тема, и отразить весь нравственный процесс уроков литературы невозможно.
Толковый словарь С. И. Ожегова понятие «нравственности» определяет так: «Правила, определяющие духовные и душевные качества, необходимые человеку в обществе, а также выполнение этих правил поведения».
Значительная роль в воспитании и обучении принадлежит учителям, преподающим предметы гуманитарного цикла, особенно литературу. Ведь преподавание литературы в школе играет важную роль в подготовке учащихся к жизни. Мы живём в такое время, когда наблюдается дефицит духовности, падение нравственности, утрата милосердия, жестокость и зло берут верх над добром и порядочностью. Поэтому я считаю, что для учителя литературы воспитание нравственности у учащихся становится одной из главных задач, как на уроке, так и вне урока, конечно, не злоупотребляя процессом обучения. На уроках литературы я стараюсь научить ребят идейно-художественному, лингвостилистическому анализу лирических произведений, эпических текстов и понимать теорию литературы, развивать монологическую речь, и всё же при всём этом обращаю внимание их на нравственные моменты художественного произведения.
О нравственной стороне произведений написано немало критических статей различных авторов: Е. Н. Ильина, Г. И. Беленького, Н. А. Троицкой, М. Г. Качурина, А. Я Васильевой, А. К. Кузнецовой и многих других. И каждый выдвигает свою точку зрения по определённой проблеме.
В начале 20 века часто непорядочность, невоспитанность, предрассудки господствовали над образованностью, трудолюбием, хорошими манерами поведения. Я считаю, что жизненные ситуации чеховских героев современны и нашему времени. Учитель литературы должен учить учащихся на уроках видеть в человеке не внешнюю красоту, а внутреннюю, жить и трудиться не только для себя , но и для других.
Анализируя рассказ «Попрыгунья» А. П. Чехова отмечаем нравственную красоту и величие врача Дымова. Этот герой идёт на помощь людям, даже когда у него большое личное горе, и он сам имеет право на отдых и человеческое сочувствие.
Чехов не даёт прямых авторских оценок Дымова ни как врача, ни как человека, почти не говорят о нём и герои рассказа. Но на протяжении всего повествования разбросаны краткие авторские замечания, помогающие понять и величие героя, и силу любви его к людям.
Я считаю, что на уроках литературы при изучении художественных произведений учитель должен убедить учащихся внимательнее относиться к другим, становиться требовательнее к себе.
Учебной программой предусмотрено немало произведений, где показаны взаимоотношения отцов и детей, то есть старшего и младшего поколения в семье. Это произведения К. Паустовского, А. С. Пушкина «Станционный смотритель», «Капитанская дочка», Н. В. Гоголя «Тарас Бульба», Л. Н. Толстого «После бала», В. Шекспира «Ромео и Джульета», А. Островского «Гроза», И. С. Тургенева «Отцы и дети», А. Куприна «Олеся», М. Горького «Фома Гордеев», М. Шолохова «Судьба человека», «Донские рассказы»(«Родинка», «Червоточина» и др.)
Чтобы идти в ногу со временем, чтобы знания моих учеников соответствовали современным требованиям образования, я использую такие технологии: информационно-компьютерные, технологию уровневой дифференциации, здоровьесберегающие, игровые, проектного обучения.
Использую технологию личностно-ориентированного подхода в обучении, так как приходится работать одновременно с учащимися, отличающимися по подготовке, особенностям мыслительной деятельности, типам памяти, умению учиться. Использую следующие виды заданий: с наличием образца выполнения, со вспомогательными вопросами; с инструкциями; с применением классификации (предлагается самостоятельно составить схему или таблицу).
Применение данной технологии обеспечивает эффективный характер деятельности каждого учащегося, предоставляет возможность оказать школьникам оперативную помощь на любом этапе урока.
Большой интерес для меня представляет проектная технология, потому что она направлена на творческую самореализацию личности, развитие ее возможностей, мышления. Участвуя в проекте, школьники реализовывают свои творческие возможности. Навыки и умения, полученные во время создания проекта, развивают деловые качества, которые в дальнейшем помогут стать им успешными в жизни и уверенными в себе людьми, быть духовно полноценными творческими личностями. Для меня метод проектов привлекателен тем, что, возлагая на себя роль организатора познавательной, поисковой, творческой деятельности учащихся, я обогащаю свой потенциал, постоянно нахожусь в творческом поиске.
Практикую как на уроках литературы, так и на уроках языка исследовательские работы.
Литература направлена, прежде всего, на духовно-нравственное воспитание учащихся. Ведущая идея моего подхода – анализировать проблематику и идейный смысл изучаемого произведения, опираясь на субъективный опыт ребёнка, и на основе рефлексии формировать потребность в самодиагностике, самопознании, самосовершенствовании. Другими словами, познавая литературу, дети имеют возможность познать и оценить самого себя.
В своей работе я применяю несколько типов проектов: исследовательские, творческие, индивидуальные и групповые.
Формы проектов в урочной деятельности в 5 -11 классах:
«Поэты пушкинской поры» (9 «А»), защита на уроке (группа)
«Я памятник воздвиг себе нерукотворный…».
Конкурс презентаций о жизни и творчестве А.С. Пушкина (10 класс).
Презентации о родном крае.(8 кл)
Ребята выступают не только в роли авторов, но и дизайнеров работ.
Применение метода проектов на уроках литературы позволяет мне осваивать новые формы и методы работы и в значительной мере способствует мотивации учащихся к учебной и творческой деятельности, повышает качество знаний, самооценку учащихся, развивает навыки самостоятельного поиска и обработки необходимой информации.
Изучая в 5 классе сказку «Тёплый хлеб» К. Паустовского, стараюсь убедить учащихся, что положительные качества в человеке всегда одерживают превосходство . Так и Филька(главный герой) сумел разжечь в своём сердце искорку доброты, сострадания к солдатскому коню. А помогла ему в этом бабушка, которая рассказала ему поучительную сказку. После этой истории Филька кормит коня тёплым хлебом и беды в деревне прекращаются.
Задаю ребятам вопрос:
- Каким добрым делам и поступкам учат ваши родители, дедушки и бабушки?
- Какие истории, рассказанные взрослыми, помогли выбрать вам правильное решение?
Обычно со всех сторон сыплются истории, примеры о том, как нужно относиться к людям, животным. И тут же ребята приходят к выводу, что родные их учат добру, любви ,состраданию, ведь в жизни без этих качеств не прожить.
Обратимся к фрагменту урока литературы в седьмом классе. Изучая произведение А. С Пушкина «Станционный смотритель», я ставлю цель: выявить у ребят чувство ответственности за близких им людей. Достичь осмысления внутреннего мира героев, их поступков помогают вопросы по тексту:
Права ли Дуня, что уехала из дома?
Как отреагировал отец(С. Вырин) на отъезд Дуни?
Вспоминала ли Дуня об отце в Петербурге?
Как вела себя Дуня на кладбище?(Обращаю внимание на глаголы легла и лежала)
Конечно, ребятам этого возраста хочется видеть конец повести счастливым. Воспользовавшись этим, я использую элементы урока- гипотезы, то есть начинаю вопросы со слов: «Что было бы если…
Вопросы:
- Что было бы, если станционный смотритель был принят в доме Минского, как гость?
- Что было бы, если Дуня уехала с согласия отца?
-Что было бы, если приехала навестить отца после появления его в Петербурге?
Такие вопросы выявят ответы, которые утвердят в сознании подростков понятия о милосердии к людям.
Выше было сказано о том, что жизненный опыт ученика нужно соединять с жизнью персонажей. Поэтому завожу разговор о том, как относятся ребята к родителям. Прошу их подумать минуту о том, всегда ли были справедливы ребята с ними. Как поступят они, когда родители будут преклонного возраста. Затем предлагаю всем ребятам помолчать ,включаю медленную музыку и предлагаю мысленно попросить прощения у родителей за плохие свои поступки.
Нравственное воспитание в школе должно быть ориентировано на требования нашей жизни не только в настоящем, но и в будущем. Важным является воспитание морально-волевых черт характера: честности и правдивости, нравственной чистоты, простоты и скромности в общественной и личной жизни, уважение к старшим.
Филологи, как никто другой, понимают, что уроки литературы – это уроки добра, на которых кроме выявления в произведениях конкретно-исторического смысла и общечеловеческого содержания развивается эмоциональное восприятие художественного текста, образное и аналитическое мышление, творческое воображение. Школьники овладевают умением грамотно использовать русский литературный язык при создании собственных устных и письменных высказываний (сочинение «Любимый уголок природы», «За что я люблю Россию?» диспут на тему: «Что такое счастье?»и т.д.
В качестве примера можно прочитать детям казачью притчу «Александрушка»
«В стародавние времена у казаков был страшный обычай: родится парень – оставляли жить, воина из него растили, а если девочка – в куль заворачивали да в реку с обрыва бросали. А жён себе казаки из дальних походов привозили. У одного казака долго детей не было, родилась девочка, скрыли ото всех, назвали Александрушкой и стали воспитывать, как парня. Александрушка огонь была: и на коне скакать, и из лука стрелять. Пришла беда, враги напали, много казаков побили. Впереди вражеского войска турок в железной маске, ничего его не брало ни стрела, ни сабля. Александрушка ночь думала и хитрость придумала, рано утром против войска одна выехала, стрелу к небу направила, удивились враги, головы вверх подняли, и турка тоже, шея толстая из-под маски открылась. Пустила Александрушка стрелу и убила главаря. Расправились враги с Александрушкой, изрубили. А тут и наши казаки подоспели, побили татар. Нашли мертвую Александрушку, стали в чистую одежду обряжать, чтобы похоронить, смотрят, Александрушка – девушка. Выходит девушка казачий род спасла, за нас всех смерть приняла, давайте отменять обычай. С тех пор казаки перестали девочек с обрыва в реку сбрасывать»
После ознакомления с притчей, я думаю, равнодушных не будет. Так как всем захочется высказать своё мнение. А как известно, на эмоциях и душевном подъеме рождается истина, приходит самосознание: что есть сам человек? Как мастерица из мелкого бисера создаёт картину, так и человек соткан из своих помыслов, поступков. Задача семьи и школы помочь нашим детям не оступиться, не запятнать себя, а стать достойными гражданами своей Родины..
Образовательный процесс в школе неразрывно связан с духовно-нравственным воспитанием. Наиглавнейшая задача педагогов – вырастить честных, добрых, достойных, трудолюбивых людей, чтобы они нашли своё место в жизни и использовали полученные знания и умения на благо Родины.
И последнее… Словом можно убить,
Словом можно спасти,
Словом можно полки за собой повести.
Учителя-словесники, именно на нас лежит большой груз ответственности в становлении личности. Об этом нужно помнить всегда.