12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Серебрякова Светлана Харисовна99
Россия, Московская обл., Серпухов
Материал размещён в группе «Педагогические журналы и публикации»
3

Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников через экскурсии, посещение музеев и выставок

Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников через экскурсии, посещение музеев и выставок.

 Развитие ребенка как будущей личности, гражданина своей страны невозможно без знания культуры и истории своего государства, своего родного города. Поэтому, нравственно - патриотическое воспитание детей - одна из основных задач дошкольной образовательной организации, важным условием которой является тесная взаимосвязь с родителями, семьей, как ячейкой общества и хранительницей национальных традиций.

 Педагог-новатор Василий Александрович Сухомлинский утверждал, что "Детство-каждодневное открытие мира. Нужно, чтобы это открытие стало, прежде всего познанием человека и Отечества. Чтобы в детский ум и сердце входили красота настоящего человека, величие и ни с чем не сравнимая красота Отечества".

 Дошкольный возраст, как возраст формирования основ личности, имеет свои потенциальные возможности для формирования высших социальных чувств, к которым относится и чувство патриотизма.

 Патриотическое воспитание дошкольников – это воспитание любви к семье, детскому саду, родному дому, городу, природе, культурному достоянию своего народа, своей нации, толерантного отношения к представителям других национальностей.

 Воспитание чувства патриотизма у дошкольников, процесс сложный и длительный. Это весьма кропотливая работа должна вестись систематически и планомерно, во всех возрастных группах, в разных видах деятельности и по разным направлениям.

 Наиболее эффективными методами и формами являются такие, где дети сами были бы активными участниками, где бы широко применялась наглядность. Поэтому одной из самых интересных форм образовательной деятельности является экскурсия.  

 Экскурсия, как особый вид занятий, даёт возможность в естественной обстановке знакомить детей с природными, культурными объектами, с деятельностью взрослых и решает три группы задач.

По содержанию экскурсии делятся на:

Исторические;

Военно-исторические и мемориальные;

Социально-бытовые, производственные;

Природоведческие

Искусствоведческие экскурсии

 В младших группах экскурсии проводятся внутри дошкольного учреждения, участка, а начиная со средней группы - за пределами детского сада.

 Содержание экскурсий определяется программой, по которой работает дошкольное учреждение. Учет краеведческого принципа и принципа сезонности должно обеспечивать наглядность и повторность восприятия учебного материала, постепенное усложнение знаний в соответствии с особенностями детского мышления, создавать благоприятные условия для развития познавательных интересов, нравственных качеств, активизации эстетических переживаний.

 Немаловажную роль играет непосредственное окружение дошкольного учреждения: наличие достопримечательностей, культурных объектов, природных ландшафтов, производственных заведений и др.

 Ещё в младшем дошкольном возрасте у детей начинают формироваться элементарные представления о явлениях общественной жизни и нормах человеческого общения. Малышам свойственна большая эмоциональная отзывчивость, что позволяет воспитывать в них добрые чувства и отношения к окружающим людям и, прежде всего, к близким, желание сделать им что-то хорошее. Они с трудом представляют себе такие понятия, как город, страна. Основная задача воспитателя - вызвать положительные эмоции, чувство восхищения своим городом и страной.

 В начале года дети знакомятся с предметами и помещениями группы, участком, территорией детского сада и зданием. Первые понятия о городе дети получают на целевых прогулках через знакомство с ближайшими к дошкольному учреждению улицами, простыми их названиями. Во время праздников, каких-либо общественных событий, обращая внимание детей на празднично украшенные улицы, воспитатель приобщает малышей к жизни своей страны.

 Воспитание уважительного отношения к труженику и результатам его труда, входят как составляющие компоненты патриотического воспитания маленького гражданина. Работа по ознакомлению с трудом взрослых сводится к знакомству с трудом сотрудников детского сада, постоянно подчёркивая их заботу о детях: посещают кабинет медсестры, кухню, рассматривают предметы, взрослые рассказывают детям о своей работе. На целевых прогулках дети наблюдают за трудом шофёра и дворника. Главная задача - вызвать чувство уважения к людям труда, желание оказать им посильную помощь.

 Итоговой обобщающей темой экскурсий в младших группах можно считать комплексную тему «Мой родной город»

 Во время экскурсий на кухню и в прачечную дети пятого года жизни узнают о разнообразии трудовых процессов. Очень важно, чтобы из разнообразных впечатлений у ребят сложились правильные представления о труде взрослых в детском саду.

 В средней группе практикуются природоведческие экскурсии и посещения социальных объектов родного края. Достоинство этих экскурсии в том, что они знакомят дошкольников с объектами природы в их естественной обстановке; развивают стремление познавать окружающий мир, воспитывают у ребят эстетические чувства, умение видеть и беречь красоту природы. Постепенно из различных экскурсий у ребёнка складывается целостный образ природы родного края, малой Родины. А посещение памятников и монументов вызывает у детей желание узнавать больше о родном городе, его историческом прошлом.

 Детей 6-7 лет продолжают знакомить с трудом взрослых в детском саду. При посещении кухни, кладовой, медицинского кабинета, кабинета заведующей детским садом углубляются ранее полученные представления.

 Продолжается знакомство с миром природы края, изучение сезонных изменений в разные времена года и при этом в доступной форме осваивают навыки общественного поведения, основы безопасности жизнедеятельности.

 На социально-бытовых, производственных экскурсиях детей знакомят с профессиями людей, работающих в учреждениях и на предприятиях. Это такие виды труда, как труд строительных рабочих, швейное производство, типография, библиотека, школа, почта, пожарная часть, труд хлебороба и др. Они раскрывают историю предприятия, производственный процесс, помогают детям освоить представления о труде людей, способствуют расширению кругозора, воспитывают уважительное отношение к труду работников заводов, фабрик и прочих учреждений. Задача воспитателя - внимательно изучать накопленные знания детей, учитывать и использовать их для воспитания начал трудолюбия и других ценных моральных качеств и воспитания любви к Родине.

 Исторические экскурсии в музеи и выставки, очень познавательны. Они знакомят детей с подлинными памятниками материальной и духовной культуры нашего города: с жизнью и обрядами своих далёких предков, с предметами быта, древними орудиями труда, историей и развитием края, знакомство с архитектурой, планировкой и застройкой города. Решаются задачи воспитания чувства гордости за свой край, любовь к нему, стремление хранить и приумножать его историю.

 На экскурсиях по местам военных событий и в военно-исторических музеях на конкретных примерах и фактах дети узнают о самоотверженности и героизме нашего народа в борьбе за свободу в разные периоды времени. Рассматривая репродукции и картины, знакомясь с материалами, подлинными предметами, вещами у детей возникает чувство любви к своей Родине, гордость за свой народ, за его силу духа; развивается любознательность, внимательность, наблюдательность; формируется бережное отношение к истории своей страны, ее прошлому и наследию. Особое место занимает тема Великая Отечественная война, как неисчерпаемая тема патриотического воспитания.

 Искусствоведческие экскурсии в картинные галереи и выставочные залы знакомят детей с творчеством композиторов, художников, с произведениями искусства, что способствуют восприятию красоты природы, развивают культуру чувств, воображения, творчества, обогащению художественного и жизненного опыта детей

 Информационные технологии в образовательном процессе с детьми дошкольного возраста совершенствуют способы и средства организации экскурсий. У виртуальной экскурсии нет границ, не покидая здания детского сада, она позволяет посетить исторические места города, области, страны, недоступные для реального посещения; даёт возможность неоднократно повторять материал в нужном темпе, сэкономить время и средства. Такие экскурсии можно подготовить самим или посетить увлекательные экскурсию на сайтах музеев Серпухова, которые предлагают бесплатно совершить онлайн путешествия-экскурсии по выставкам с помощью 3D тура.

 Можно с уверенностью сказать, что с помощью экскурсионной работы дети демонстрируют более высокий уровень развития в образовательной области «Патриотическое развитие». Ведь, ребенок не рождается злым или добрым, нравственным или безнравственным. То, какие нравственные качества разовьются у ребенка, зависит, прежде всего, от родителей, педагогов и окружающих его взрослых.

 При правильном воспитании интенсивно развиваются целостное восприятие окружающего мира, наглядно-образное мышление, творческое воображение, непосредственное эмоциональное отношение к окружающим людям. Если у дошкольника эти качества не будут сформированы надлежавшим образом, то восполнять возникший недостаток позднее окажется трудным, а подчас и невозможным. Чтобы подготовить ребенка к самостоятельной жизни, научить его быть честным, справедливым и успешным во всех делах, необходимо помочь ему с раннего детства полюбить свою Родину.

Опубликовано в группе «Педагогические журналы и публикации»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.