12+ Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917 Лицензия на образовательную деятельность №0001058 |
Пользовательское соглашение Контактная и правовая информация |
Серебрякова Светлана Харисовна99 Россия, Московская обл., Серпухов Материал размещён в группе «Педагогические журналы и публикации» |
Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников через экскурсии, посещение музеев и выставок
Педагог-новатор Василий Александрович Сухомлинский утверждал, что "Детство-каждодневное открытие мира. Нужно, чтобы это открытие стало, прежде всего познанием человека и Отечества. Чтобы в детский ум и сердце входили красота настоящего человека, величие и ни с чем не сравнимая красота Отечества".
Дошкольный возраст, как возраст формирования основ личности, имеет свои потенциальные возможности для формирования высших социальных чувств, к которым относится и чувство патриотизма.
Патриотическое воспитание дошкольников – это воспитание любви к семье, детскому саду, родному дому, городу, природе, культурному достоянию своего народа, своей нации, толерантного отношения к представителям других национальностей.
Воспитание чувства патриотизма у дошкольников, процесс сложный и длительный. Это весьма кропотливая работа должна вестись систематически и планомерно, во всех возрастных группах, в разных видах деятельности и по разным направлениям.
Экскурсия, как особый вид занятий, даёт возможность в естественной обстановке знакомить детей с природными, культурными объектами, с деятельностью взрослых и решает три группы задач.
Военно-исторические и мемориальные;
Социально-бытовые, производственные;
Искусствоведческие экскурсии
В младших группах экскурсии проводятся внутри дошкольного учреждения, участка, а начиная со средней группы - за пределами детского сада.
Содержание экскурсий определяется программой, по которой работает дошкольное учреждение. Учет краеведческого принципа и принципа сезонности должно обеспечивать наглядность и повторность восприятия учебного материала, постепенное усложнение знаний в соответствии с особенностями детского мышления, создавать благоприятные условия для развития познавательных интересов, нравственных качеств, активизации эстетических переживаний.
Немаловажную роль играет непосредственное окружение дошкольного учреждения: наличие достопримечательностей, культурных объектов, природных ландшафтов, производственных заведений и др.
Ещё в младшем дошкольном возрасте у детей начинают формироваться элементарные представления о явлениях общественной жизни и нормах человеческого общения. Малышам свойственна большая эмоциональная отзывчивость, что позволяет воспитывать в них добрые чувства и отношения к окружающим людям и, прежде всего, к близким, желание сделать им что-то хорошее. Они с трудом представляют себе такие понятия, как город, страна. Основная задача воспитателя - вызвать положительные эмоции, чувство восхищения своим городом и страной.
В начале года дети знакомятся с предметами и помещениями группы, участком, территорией детского сада и зданием. Первые понятия о городе дети получают на целевых прогулках через знакомство с ближайшими к дошкольному учреждению улицами, простыми их названиями. Во время праздников, каких-либо общественных событий, обращая внимание детей на празднично украшенные улицы, воспитатель приобщает малышей к жизни своей страны.
Воспитание уважительного отношения к труженику и результатам его труда, входят как составляющие компоненты патриотического воспитания маленького гражданина. Работа по ознакомлению с трудом взрослых сводится к знакомству с трудом сотрудников детского сада, постоянно подчёркивая их заботу о детях: посещают кабинет медсестры, кухню, рассматривают предметы, взрослые рассказывают детям о своей работе. На целевых прогулках дети наблюдают за трудом шофёра и дворника. Главная задача - вызвать чувство уважения к людям труда, желание оказать им посильную помощь.
Во время экскурсий на кухню и в прачечную дети пятого года жизни узнают о разнообразии трудовых процессов. Очень важно, чтобы из разнообразных впечатлений у ребят сложились правильные представления о труде взрослых в детском саду.
В средней группе практикуются природоведческие экскурсии и посещения социальных объектов родного края. Достоинство этих экскурсии в том, что они знакомят дошкольников с объектами природы в их естественной обстановке; развивают стремление познавать окружающий мир, воспитывают у ребят эстетические чувства, умение видеть и беречь красоту природы. Постепенно из различных экскурсий у ребёнка складывается целостный образ природы родного края, малой Родины. А посещение памятников и монументов вызывает у детей желание узнавать больше о родном городе, его историческом прошлом.
Детей 6-7 лет продолжают знакомить с трудом взрослых в детском саду. При посещении кухни, кладовой, медицинского кабинета, кабинета заведующей детским садом углубляются ранее полученные представления.
Продолжается знакомство с миром природы края, изучение сезонных изменений в разные времена года и при этом в доступной форме осваивают навыки общественного поведения, основы безопасности жизнедеятельности.
На социально-бытовых, производственных экскурсиях детей знакомят с профессиями людей, работающих в учреждениях и на предприятиях. Это такие виды труда, как труд строительных рабочих, швейное производство, типография, библиотека, школа, почта, пожарная часть, труд хлебороба и др. Они раскрывают историю предприятия, производственный процесс, помогают детям освоить представления о труде людей, способствуют расширению кругозора, воспитывают уважительное отношение к труду работников заводов, фабрик и прочих учреждений. Задача воспитателя - внимательно изучать накопленные знания детей, учитывать и использовать их для воспитания начал трудолюбия и других ценных моральных качеств и воспитания любви к Родине.
Исторические экскурсии в музеи и выставки, очень познавательны. Они знакомят детей с подлинными памятниками материальной и духовной культуры нашего города: с жизнью и обрядами своих далёких предков, с предметами быта, древними орудиями труда, историей и развитием края, знакомство с архитектурой, планировкой и застройкой города. Решаются задачи воспитания чувства гордости за свой край, любовь к нему, стремление хранить и приумножать его историю.
Искусствоведческие экскурсии в картинные галереи и выставочные залы знакомят детей с творчеством композиторов, художников, с произведениями искусства, что способствуют восприятию красоты природы, развивают культуру чувств, воображения, творчества, обогащению художественного и жизненного опыта детей
Информационные технологии в образовательном процессе с детьми дошкольного возраста совершенствуют способы и средства организации экскурсий. У виртуальной экскурсии нет границ, не покидая здания детского сада, она позволяет посетить исторические места города, области, страны, недоступные для реального посещения; даёт возможность неоднократно повторять материал в нужном темпе, сэкономить время и средства. Такие экскурсии можно подготовить самим или посетить увлекательные экскурсию на сайтах музеев Серпухова, которые предлагают бесплатно совершить онлайн путешествия-экскурсии по выставкам с помощью 3D тура.
При правильном воспитании интенсивно развиваются целостное восприятие окружающего мира, наглядно-образное мышление, творческое воображение, непосредственное эмоциональное отношение к окружающим людям. Если у дошкольника эти качества не будут сформированы надлежавшим образом, то восполнять возникший недостаток позднее окажется трудным, а подчас и невозможным. Чтобы подготовить ребенка к самостоятельной жизни, научить его быть честным, справедливым и успешным во всех делах, необходимо помочь ему с раннего детства полюбить свою Родину.