Урок литературы в 8 классе: Н.С. Лесков «Старый гений», сюжет и герои
Урок «Н.С. Лесков. "Старый гений": сюжет и герои»
Класс: 8
Предмет: Литература
УМК: под ред. В.Я. Коровиной
Цели урока: познакомить учеников с биографией Н.С. Лескова и с рассказом "Старый гений", развивать навыки работы с текстом: подробного пересказа, выделения элементов композиции произведения
Задачи урока:
образовательные:
- отметить внимание Н.С. Лескова к России, к русскому национальному характеру, проблемам российского общества;
- способствовать умению критически осмысливать полученную информацию через анализ текста;
- пробудить познавательный интерес у учащихся;
- помочь учащимся в осмыслении сюжета и идеи, композиции произведения, его героев и проблем;
- способствовать пониманию учащимися актуальности проблем рассказа в наше время;
развивающие:
- способствовать развитию мыслительной и коммуникативной деятельности;
- создать условия для самостоятельного обобщения и вывода;
- развивать голос, дикцию учащихся;
- развивать навыки парной и командной работы;
- развивать навыки подробного пересказа;
- совершенствовать навыки анализа текста художественного произведения;
воспитательные:
- воспитывать у учащихся уважительное отношение не только к закону, но и нравственным нормам жизни;
- через осмысление проблем рассказа формировать мировоззрение и ценностную систему учащихся;
- воспитывать умение культурно вести дискуссию, не перебивать выступающего, выслушивать чужую точку зрения, быть терпимым к иному мнению.
Тип урока: урок изучения нового материала.
Планируемые результаты:
Предметные: восьмиклассники разовьют умения слушать текст, по которому затем будут формулировать вопросы и давать на них ответы, восьмиклассники разовьют умения выделять в тексте элементы композиции, пересказывать отрывки из произведений, соответствующие определённому композиционному элементу.
Метапредметные УУД:
Познавательные: учащиеся формулируют тему урока, ставят себе учебные задачи, самостоятельно составляют алгоритм деятельности при решении проблемы, извлекают нужную информацию, структурируют полученные знания, устанавливают причинно-следственные связи, умеют доказывать свои суждения.
Регулятивные: самостоятельно выделяют и формулируют цель, составляют план и последовательность действий, корректируют свои действия в процессе обучения.
Коммуникативные: проявляют активность во взаимодействии при решении коммуникативных и познавательных задач, работают в паре, команде, выражают своё мнение, представляют результаты своей работы.
Личностные УУД: формулируют внутреннюю позицию с опорой на моральные ценности, развивают этические чувства сопереживания, стыда, совести как регуляторов поведения, ориентируются в социальных ролях и межличностных отношениях, развивают эмоциональный интеллект посредством сопереживания героям литературного произведения применяют правила делового сотрудничества, сравнивают разные точки зрения, оценивают собственную учебную деятельность.
Оборудование, методические материалы: шляпа со скороговорками, шляпа с карточками с авторами и названиями произведений, раздаточный материал для рефлексии
План урока:
№п/п | Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
1. | Эмоционально-установочный (Приложение 1) | "Мягкая посадка": предлагает учащимся вытянуть из шляпы скороговорки, произнести из и сесть на рабочее место | Произнося скороговорки, готовят голосо-речевой аппарат к работе |
2. | Формулирование темы урока и постановка целей урока | Проводит игру "Печатная машинка". Координирует, направляет деятельность учащихся | Называют по очереди буквы алфавита, печатают название рассказа "Старый гений". Формулируют тему урока, ставят себе цели |
3. | Получение нового знания. Биография Н.С. Лескова (Приложение 2) | Руководит деятельностью учащихся. Консультирует, направляет | Вызываются 2 учащихся. Один, заранее подготовленный, рассказывает о жизни и творчестве Н.С. Лескова. Другой слушает и формулирует вопросы для класса по услышанному тексту, опрашивает одноклассников, даёт оценку услышанному |
| Проверка читательской грамотности (Приложение 3) | Задаёт 10 вопросов, требующих краткого ответа | Записывают краткие ответы в тетради (на листочках). Анализируют собственную деятельность |
| Актуализация опорных знаний | Проводит фронтальный опрос. Какие композиционные компоненты вы знаете? Что такое экспозиция, завязка, развитие действия, кульминация, развязка? | Отвечают на вопросы учителя, составляют в тетради таблицу из двух колонок: 1) элемент композиции, 2) рассказ "Старый гений", 3) номер главы рассказа |
4. | Работа в парах. Композиция рассказа "Старый гений" (Приложение 4) (Приложение 5) | Делит учащихся на пары, предлагая им вытянуть из шляпы по карточке. Каждой паре выдаёт для прочтения глава рассказа, соответствующую композиционному элементу | Объединятся в пары: автор - название произведения. Каждая пара читает свою главу рассказа, пересказывает, заполняет свою графу в таблице, начерченной на доске. После выступления всех пар таблица у обучающихся заполнена в тетради |
8. | Работа в группах. Суд над "сербским сражателем" | Организует деление на 2 группы | Каждая группа приводит свои аргументы за виновность "сербского сражателя" и за его невиновность. Анализируют, делают выводы |
9. | Рефлексия (Приложение 6) | Раздаёт бумажные смартфоны. Координирует деятельность учащихся | Пишут на бумажных смартфонах сообщение друзьям о своих впечатлениях от урока (можно отсутствующим одноклассникам) |
10. | Выдача домашнего задания | Предлагает темы для развёрнутого ответа: "Почему Иван Иванович назван старым гением", "Кто виноват в беде старушки", "Какие проблемы поднимает Лесков в рассказе" | Пишут развёрнутые ответы на одну из предложенных учителем тем |
Приложение 1
Скороговорки для речевой разминки перед уроком
Бранденбургские рододендроны из дендрария. |
В Кабардино-Балкарии валокордин из Болгарии. |
Терминатору термометр не требуется. У терминатора температура субфебрильная. |
На дворе парад, я параду рад, выйду на парад, возьму фотоаппарат. |
Камер-юнкер юркнул в бункер. |
Линолеум линял-линял, полиловел и вылинял. |
— Это колониализм? |
Однажды был случай в далёком Макао: |
Карл у Клары угнал Maclaren, а Клара у Карла угнала Corvette. |
Оповещение средствами вещания: «Всем мещанам с вещами на совещание». |
Пакет под попкорн. |
Кокосовары варят в скорококосоварках кокосовый сок. |
Флюорографист флюорографировал флюорографистку. |
Бессмысленно осмысливать смысл неосмысленными мыслями! |
А мне не до недомогания. |
Прокурор проколол дыроколом протокол. |
Интервьюер интервента интервьюировал. |
Короткие штанишки нынче в моде у мальчишки. |
Карл у Клары украл рекламу, а Клара у Карла украла бюджет. |
С утра на работу никому не охота, скорей бы суббота, субботу охота. |
Приложение 2
Примерный рассказ о жизни и творчестве Н.С. Лескова
Николай Семёнович Лесков родился в селе Горохово Орловской губернии в 1831 году. Именно в этом году Пушкин женился на Наталье Гончаровой. Пушкин женился 18 февраля, а Лесков родился 4 февраля.
Лесков происходил из дворянского рода. Отец его был следователем, получившим потомственное дворянство за заслуги на государственной службе, да и мать тоже происходила из обедневшего московского дворянского рода. У Николая было два брата и две сестры. Николай вырос в богатом доме одного из своих дядей с материнской стороны, где и получил первоначальное образование, однако особых успехов в учёбе не имел. Затем в возрасте 10 лет он поступил в гимназию, но через 5 лет его оттуда отчислили без аттестата, вручив лишь справку об окончании всего двух классов.
Первым местом работы Николая Лескова была государственная служба в уголовной палате, где работал его отец. Через два года переехал в Киев, где стал помощником столоначальника рекрутского присутствия. Более десяти лет писатель посвятил государственной службе. Он добился неплохих успехов, но внезапно уволился. Сам он объяснил это тем, что не может подолгу находиться на одном месте, так как ему не хватает новых впечатлений. Служба эта, связанная с разъездами по России обогатила Лескова запасом наблюдений. Лескова постоянно интересовала жизнь русского народа. Также Лесков побывал в Польше, во Франции и Чехии.
Первые литературный опыт Лескова состоялся, когда ему было 26 лет. Лесков стал публиковать заметки в некоторых газетах. В возрасте 30 лет Лесков переехал в Петербург и посвятил себя литературной деятельности. Сначала Лесков подписывался под псевдонимом М. Стебницкий.
Лесков был дважды женат. В возрасте 22 лет женился на дочери киевского коммерсанта. Но его супруга заболела психическим расстройством и лечилась в Петербурге. В 34 года Лесков женился во второй раз. Сын от второго брака Андрей после разрыва родителей жил с отцам. Андрей стал военным, накануне первой мировой войны вышел в отставку в чине полковника, написал книгу «Жизнь Николая Лескова по его личным, семейным и несемейным записям и памятям».
Николай Лесков всегда оставался на стороне вегетарианства, потому как сострадание к животным было сильнее, чем желание покушать мясо. Лесков одним из первых внёс предложение о создании книги рецептов для вегетарианцев.
Умел Николай Семёнович Лесков 5 марта 1895 года. Кстати, в год смерти Лескова был основан Государственный Русский музей, который на сегодняшний день является вторым по посещаемости художественным музеем в мире после Лувра.
В Орле в 1974 году был открыт единственный в России музей, посвящённый творчеству Николая Лескова. А в 1981 году в старой части Орла, рядом со зданием гимназии, где учился Лесков, был установлен памятник писателю. Именем Лескова был назван открытый в 1985 году астероид. Лев Толстой назвал Лескова «самым русским из писателей», «писателем будущего».
Приложение 3
Вопросы по тексту "Старого гения"
1. От чьего лица ведётся повествование в рассказе? (от лица автора, который в рассказе является собеседником и знакомым старушки)
2. Кому старушка дала денег в долг? (великосветскому франту)
3. Сколько денег дала старушка в долг? (15 000)
4. Почему старушка дала в долг денег? (по доброте и простоте, знала мать этого господина)
5. После выигранного старушкой в суде дела что надо было предпринять, чтобы должник вернул старушке деньги? (вручить должнику с распискою какую-то бумагу)
6. Где старушка познакомилась с Иваном Ивановичем? (в Мариинском пассаже у саечника Василья)
7. Сколько денег попросил у старушки Иван Иванович для оказания услуги по вручению письма должнику? (500 рублей, из них 200 - себе за мысль и руководство, 300 - исполнителю)
8. Почему старушка доверилась Ивану Ивановичу? (предчувствие, сны)
9. Кто был исполнителем плана Ивана Ивановича? (сербский сражатель)
10. Где был приведён в исполнение план Ивана Ивановича? (на станции железной дороги)
Приложение 4
Карточки для поиска пары
А.С. Пушкин | "Капитанская дочка" | М.Ю. Лермонтов | "Мцыри" |
Н.В. Гоголь | "Шинель" | Исторические песни | Народ |
Д.И. Фонвизин | "Недоросль" | И.А. Крылов | "Обоз" |
Приложение 5
Таблица для работы в парах
Элемент композиции | Рассказ "Старый гений" | Номер главы |
Экспозиция | Вопиющее дело старушки | 1 |
Завязка | Приезд старушки в Петербург | 2 |
Развитие действия | Беготня старушки от чиновника к чиновнику в поисках справедливости | 3 |
Кульминация | Старушка принимает предложения старого гения | 4 |
Развязка | Франт уплатил весь свой долг старушке | 5 |
Приложение 6
Раздаточный материал для рефлексии
Список использованной литературы
1. Коровина В.Я. Литература. 8 класс. Учебник для общеобразовательных организаций. В 2 ч. Ч. 2 / В.Я. Коровина, В.П. Журавлёв, В.И. Коровин. - 6-е изд. - М.: Просвещение, 2018. - 368 с.
2. Николай Семёнович Лесков - биография писателя [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://litfest.ru/biografii/leskov.html
3. Нескучные скороговорки для отработки дикции [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://interesnoznat.com/interesno/neskuchnye-skorogovorki-dlya-uluchsheniya-dikcii.html