Исследовательская работа по обществознанию «Нужна ли ребенку свобода слова?» (8 класс)

2
0
Материал опубликован 23 January 2016

Муниципальное образовательное учреждение «Звениговская средняя (полная) общеобразовательная школа № 3»

Исследовательская работа

на тему:

Выполнила:

ученица 8 класса «а»

МОУ «ЗСОШ №3»

Привалова Дарья

Руководитель: Иванова О.В.

учитель истории и обществознания

 

Содержание:

Введение. Значение политических прав и свобод для человека

1. Международные документы и Конституция Российской Федерации

о свободе слова

2. Свобода слова ребенка

2.1. Нужна ли свобода слова детям?

2.2. Исследование проблемы свободы слова ребенка (анализ анкетирования учащихся 7, 8 и 11 классов городскойи

сельской школ)

Заключение

Список использованной литературы

Цель работы: определение места и роли свободы в жизни современного школьника.

Задачи работы:

Показать значение политических прав и свобод для общества.

Выяснить границу прав каждого человека, особенно права на свободу слова.

Выяснить  и сравнить отношение  современных подростков к  проблеме  свободы слова.

Сформулировать основные выводы о необходимости учиться защищать свои права, уметь правильно пользоваться свободой слова.

Введение. Значение политических прав и свобод для человека.

Утверждают, что человек ответственный – это и есть человек свободный. Свобода – это нормальное естественное состояние человека. Философы считают, что свобода выражается в возможности действовать по своему желанию, усмотрению. В ст. 1 Всеобщей декларации прав человека провозглашено: «Все люди рождаются свободными и равными в правах. Они наделены разумом и совестью и должны поступать в отношении друг друга в духе братства»1. У каждого человека на Земле есть его неотъемлемые права, они являются основой свободы, справедливости и всеобщего мира. Этими правами человек наделяется сразу, в момент рождения. Ведь «право – это все то, что истинно и справедливо» (В. Гюго).

Проблема прав и свобод человека была актуальна во все времена.

Свобода слова тесно связана с вопросами установления истины, самоуправления, обеспечения гибкости политической системы, самореализации личности,

естественных прав человека и их защиты.

Джон Стюарт Милль писал, что «особое зло подавления мнений в том, что обездоливается всё человечество, и те, кто против данной мысли, ещё больше, чем её сторонники. Если мысль верна, они лишены возможности заменить ложь истиной; если неверна, теряют… ясный облик и живое впечатление истины, оттенённой

ложью… Полная свобода выражений — необходимое условие, чтобы оправдать претензии на истину»2.

Многие либеральные мыслители, начиная с Ж. Ж. Руссо, отмечали важность обучения культуре свободы слова. По их мнению, ведение дискуссии с целью установления истины и терпимое отношение к альтернативным точкам зрения способствует прогрессу и согласию в обществе. Люди должны не просто обладать свободой обсуждать все общественные вопросы, но и уметь использовать её для осуществления взвешенного выбора.

Иммануил Кант считал, что на первый план выступают человеческое достоинство и объективные потребности (естественные права), данные человеку от рождения, т.е. принципы человеческого общества имеют фундаментальную естественную природу. Такой подход, впервые отражённый в американском «Билле о правах» и французской «Декларации прав человека и гражданина» (1789 года.), означает, что допустимы только такие ограничения на свободу слова, которые носят вынужденный и нравственно оправданный характер: «Свободное выражение мыслей и мнений есть одно из драгоцейнейших прав человека; каждый гражданин, поэтому может свободно высказываться, писать, печатать, отвечая лишь за злоупотребление этой свободой в случаях, предусмотренных законом».

(«Декларация прав человека и гражданина», ст. 11)

Из уроков истории мы знаем, что право на свободу слова провозглашалось даже в недемократических тоталитарных государствах, например в СССР. К сожалению, это право «соблюдалось» только на бумаге. Но наличие такого права в законах тоталитарных государств говорит о его значимости. Мы помним о судьбе тех, кто осмеливался воплощать в жизни свое естественное право на свободу слова. Их бросали в тюрьмы, лагеря, психушки, высылали из страны, создавали невыносимые условия жизни. Здесь можно вспомнить о судьбе академика А.Д. Сахарова, писателей А.И. Солженицына, Б.Пастернака, о фильмах и книгах, созданных в 50-70-х годах и не допущенных властями к читателю или зрителю. По этому поводу Александр Исаевич Солженицын говорил: «Гласность, честная и полная гласность – вот первое условие здоровья всякого общества. Кто не хочет отечеству гласности - тот не хочет очистить его от болезней, а загнать их внутрь, чтобы они гнили там»4.

В своей работе мне хотелось бы сконцентрировать свое внимание на проблеме осознания своих возможностей подростками, определения ими границы дозволенного. Уважение прав других рождает чувство доверия к тебе и уважения твоих прав!

Перед собой я ставлю следующие задачи:

Показать значение политических прав и свобод для общества.

Выяснить границу прав каждого человека, особенно права на свободу слова.

Выяснить  и сравнить отношение  современных подростков к  проблеме  свободы слова.

Сформулировать основные выводы о необходимости учиться защищать свои права, уметь правильно пользоваться свободой слова.

1. Международные документы и Конституция Российской Федерации о свободе слова.

Право на свободу слова должно быть у всех людей, независимо от пола, цвета кожи, вероисповедания, места жительства и возраста. Это право закреплено в международных документах о правах человека и правовых документах всех стран, считающих себя цивилизованными и демократическими.

10 декабря 1948 года была принята Всеобщая декларация прав человека, которая явилась первым в истории международным документом общего значения о правах человека, подчеркивающим необходимость всеобщего соблюдения прав и свобод для всех людей. Ст. 19 Всеобщей декларации прав человека, посвященная праву на свободу убеждений и их свободное выражение, исходит из того, что личное мнение не может быть навязано человеку законом и признает за каждым человеком право беспрепятственно придерживаться своего мнения. Право каждого человека на выражение своего мнения означает свободу искать, получать и распространять всякого рода информацию и идеи устно и письменно, а также посредством «печати, или художественных форм выражения, или иными способами по своему выбору»5. Однако пользование такой свободой связано с некоторыми ограничениями. Ограничение на это право должно быть строго регламентировано законом, преследовать истинную праведную цель, а также должно быть необходимым и адекватным для достижения этой благородной цели.

Законы, ограничивающие свободу слова должны быть максимально прозрачными и не должны иметь лазеек для отличных от истинных толкований. К ним Пакт относит установленные законом ограничения в целях:

ограждения прав и репутации других лиц;

охраны государственной безопасности, общественного порядка, здоровья и общественной морали.

В Конституции Российской Федерации это право закреплено в ст. 296.Так, Конституция РФ запрещает пропаганду, возбуждающую социальную, расовую, национальную или религиозную ненависть и вражду, а также распространение сведений, составляющих государственную тайну. Также судом могут быть вынесены частичные или временные ограничения.

Итак, свобода слова — это право человека и гражданина выражать свои мысли. В настоящее время свобода слова заключает в себе свободу выражения как в устной, так и в письменной форме (то есть свобода печати и средств массовой информации).

2. Свобода слова ребенка.

У человека есть права; ребенок – человек, значит, у ребенка тоже есть права. 20 ноября 1989 года Генеральная Ассамблея ООН единогласно проголосовала за принятие «великой хартии вольностей для детей, мировой конституции прав ребенка», как сразу стали именовать Конвенцию ООН о правах ребенка (ратифицирована Верховным Советом СССР 13 июня 1990 г.). В ст.13 Конвенции о правах ребенка сказано, что ребенок имеет право свободно выражать свое мнение и получать информацию в любой форме с учетом ограничений, которые предусмотрены законом и необходимы для соблюдения прав других лиц, государственной безопасности, здоровья и нравственности населения7.

2.1 Нужна ли свобода слова детям?

Почему так важно наделить детей правом свободно высказывать свои мысли? Представьте, что вы, опасаясь какого-то наказания, не смеете даже подумать о чем-то, что может не совпадать с официальной точкой зрения. Скажем, вам не нравится, как действует какой-то человек, обладающий властью, но вы молчите в страхе за свою безопасность. И если молчат все, что же будет с этими людьми и этой страной?! В недалеком прошлом таких «молчальников» было предостаточно. К сожалению, и сейчас это «как бы чего не случилось» еще присутствует в нашем обществе.

Поэтому я считаю, что культуру свободы слова надо воспитывать с детства. Именно культуру, потому что свобода слова – это очень ответственное право. Свобода всегда предполагает ответственность. Абсолютной свободы не может быть. У нас, к сожалению, этой истины не понимают не только дети, но и многие взрослые. Нецензурную речь, пошлые мысли, грязные поступки мы постоянно видим и слышим не только на улице, но и в средствах массовой информации. Нашему обществу еще многому надо учиться, в том числе и быть свободным!

Я интересовалась у ребят моей школы: должны ли быть какие-нибудь ограничения права свободы мысли и слова и есть ли такие убеждения, распространению которых нельзя помогать? Ответы были такие: нельзя призывать к насилию, войне, ненависти, нарушению закона, терроризму, клеветать на какого-либо человека, распространять какие-то ложные сведения.

Вывод: никто не должен использовать свои права и свободы, чтобы злоупотреблять ими, ущемлять права и свободы других людей, приносить вред обществу и государству. Это должен понимать каждый ребенок.

2.2 Исследование проблемы свободы слова ребенка (анализ анкетирования учащихся 7, 8 и 11 классов городской и сельской школ)

Главным показателем свободы слова является возможность открыто выражать собственное мнение в любом месте. Я провела исследование в нашей школе среди учащихся 7, 8 и 11 классов (в опросе участвовали 30 человек). Такие же вопросы были заданы по просьбе руководителя моего проекта в школе с. Красный ЯрЗвениговского района (18 человек). Мне было интересно сравнить мнение городских и сельских ребят.

Были заданы следующие вопросы:

1. Насколько открыто вы можете выражать собственное мнение в школе, дома, на улице, с друзьями?

В основном ответы были такие: с друзьями и на улице открыто говорят все опрошенные, а в школе могут открыто говорить не все (33 % - в сельской школе и 43 % - в городской), причем некоторые ребята писали, что не только в школе, но и дома с родителями не обсуждают свои проблемы. Подростки опасаются, что если их мнение будет идти вразрез с мнением учителей и администрации, то они будут наказаны. Я считаю это неправильным, ведь, как говорят, в споре рождается истина. Как можно защищать свои права молча?!

Кстати, в сельской школе у ребят есть возможность анонимно высказывать свое мнение, если кто-то боится говорить о каких-то нарушениях открыто. На видном месте висит ящик для предложений и замечаний. Но этот ящик всегда пуст. Какой можно сделать вывод: ребята по-прежнему боятся высказываться; нет замечаний или все равно? Самое страшное – это последнее. Ведь, как сказал кто-то из великих, с равнодушного молчания окружающих совершаются самые страшные преступления. Если мы будем молчать и равнодушно полагать, что от нас ничего не зависит, что мы ничего не сможем исправить или доказать, то можно потерять все те небольшие завоевания демократии последних лет.

2. Что происходит, если выражаемое мнение не совпадает с мнением окружающих?

Сельская школа:

66 % опрошенных не спорят с окружающими и изменят свое мнение;

28 % попытаются доказать свою точку зрения.

И один человек (6 %) написал, что мнения у всех разные и если он будет соглашаться со всеми, то запутается.

Городская школа:

51% - «большинство всегда право, изменю свое мнение»

33% - «стою на своем до конца, мнение других меня не касается»

Один человек проявляет агрессию, один – не знает как поступит и только три человека (10%!)постараются найти компромисс.

3. Насколько терпимо вы относитесь к мнению товарищей и взрослых?

В основном (94%) сельские ребята отвечали, что слушают мнение взрослых, ведь взрослые старше, а значит, опытнее и мудрее. А один ответ был такой: «Когда дети пытаются что-то возразить взрослым, то взрослые говорят: «Помолчи!» или могут стукнуть, потому что некоторые люди считают, что только взрослые могут высказывать свое мнение».

Отвечая на вопрос о товарищах, все писали, что выслушивают их и если не согласны с ними, то пытаются переубедить. Когда это не получается, то каждый остается при своем мнении.

Городские школьники отвечали:

«достаточно терпимо» - 67%

«злюсь, ухожу от всех, закрываюсь в своей комнате» - 23%

«мнения товарищей мне безразлично, а взрослых слушаю, потому что все равно придется к ним обратиться» - 10%

4. Что вы обычно делаете, чтобы быть услышанным?

Большая часть сельских ребят ответили, что будут пытаться высказаться еще и еще раз, чтобы, наконец, их услышали. И снова один ответ (6%) наводит на размышления. Ученик пишет: «Если меня не слышат, я замолкаю» …

Похоже отвечали и городские ребята:

Попытаются все же высказать свое мнение – 50%

«замолкаю и обижаюсь» - 50%

Анкетирование показало, что городские ребята чувствуют себя немного свободнее сельских, но свобода слова состоит не в том, чтобы говорить что угодно и где угодно, а в том, что каждый не должен бояться говорить то, в чем уверен и нести полную ответственность за сказанное. Очевидно, что человеку легче следовать чьей-то воле, чем делать свободный выбор и отвечать за свои действия. Но нельзя бояться своей правоты, нельзя думать, что от тебя ничего не зависит. Ответы ребят показали, что мы научимся быть по-настоящему свободными только тогда, когда освободимся от «внутреннего рабства».

5. Заключение.

Таким образом, свобода слова тесно связана с вопросами установления истины, самоуправления, обеспечения гибкости политической системы, самореализации личности, естественных прав человека и их защиты. У нас в стране демократическое общество. Демократия подразумевает развитую систему прав и свобод человека, гарантию их соблюдения государственной властью. Люди должны иметь возможность не боясь, открыто высказывать свое мнение, получать правдивую и полную информацию о жизни в стране и в мире, о действиях властей и т.п.

Но свобода становится настоящей только тогда, когда свобода каждого отдельного человека не нарушает свобод других людей. Настоящая свобода служит установлению порядка в обществе. Нет прав без обязанностей!

Интересно, что еще в XVIII веке английский политик Э.Берк (1729-1787) писал: «Мы с удовольствием слушаем тех, кто говорит нам о наших правах, но мы не любим, чтобы нам напоминали о наших обязанностях»8.

Каждый человек со своими мыслями и чувствами имеет право на свободу мысли и слова, но он также обязан уважать мнение и чувства других людей. Только тогда мы будем жить по-настоящему в свободном обществе.

Но нужна ли свобода слова ребенку? Я отвечаю: «Да!» Только тогда, когда человек может свободно высказывать свое мнение в любом месте, не боится его отстаивать, тогда человек будет по-настоящему свободным. Но нести ответственность за последствия своих слов и поступков должен он сам, и, прежде всего, перед своей совестью. Воспитывать эти качества в человеке необходимо с детства. Из осторожных молчунов-детей вырастут осторожные молчуны-взрослые. И наше общество никогда не превратится в действительно правовое гражданское общество.

Перед нами стоит выбор, как жить дальше. Либо отстаивать свои законные интересы всеми незапрещенными методами, либо забыть слова «порядок», «справедливость», «закон». В этом случае мы будем жить по тем законам, по которым жили люди в далекие времена – кто сильнее, тот и прав.

Выбирать должны мы сами. От нашего выбора зависит, в каком обществе будем жить мы, наши дети и внуки. От нашего выбора зависит будущее нашей страны.

 Литература

Конституция РФ. – М., 1993 г.

Документы ООН о детях, женщинах и образовании. – М.,1995г.

Антонов В.В. Школьникам о Всеобщей декларации прав человека. - М., 2001 г.

Никитин А.Ф., Суворова Н.Г. Школьникам о праве.- М., 1992 г.

Политология: Энциклопедический словарь. – М., 1993 г.

Политическая культура личности. Проблемы формирования. – М., 1982г.

Пугинский П.И. Основы знаний о государстве и праве. – М., 1993 г.

В работе использованы материалы сайта http://ru.wikipedia.org/wiki

Приложение: презентация исследовательской работы.

1 В.В. Антонов «Школьникам о всеобщей декларации прав человека»//Просвещение. М., 2001 г., с. 5

4Л.Н.Боголюбов. Введение в обществознание//Просвещение. М., 2004 г.,

5 В.В. Антонов «Школьникам о всеобщей декларации прав человека»//Просвещение. М., 2001 г., с.44

6 См. Конституцию Российской Федерации//Юридическая литература. М., 1993 г., с. 12

7 Документы ООН о детях, женщинах и образовании// М., 1995 г., с. 13

8 Л.Н. Боголюбов. Обществознание 7 класс// Просвещение.М.2009. С. 75

Комментарии
Комментариев пока нет.