Статья «Нужна ли ребёнку речевая группа?»
Составитель: учитель-логопед
МАДОУ ЦРР- детский сад
Еремина Е.В.
«…..Связная речь, как бы вбирает в себя
все достижения ребенка в овладении родным языком,
в освоении его звуковой стороны, словарного запаса
и грамматического строя»
Ф.А. Сохин
Нужна ли ребёнку речевая группа?
Речь имеет важнейшее значение в развитии ребенка. Процесс овладения речью происходит у детей не одинаково. В период формирования устной, а в последующем и письменной речи могут возникнуть различные нарушения. Они затрудняют общение с окружающими, создают препятствия для успешного овладения системой знаний при обучении. Нарушение речи у ребенка в любом возрасте имеет свою причину. Под причиной нарушения речи понимают воздействие на организм внешнего или внутреннего вредоносного фактора, или их взаимодействия, которые определяют специфику речевого расстройства и без которых нарушение не может возникнуть. Еще античный философ и врач Гиппократ занимался проблемами возникновения различных нарушений, в том числе и речевых. Он связывал нарушения речи с поражением головного мозга. Другой не менее известный философ, Аристотель видел причины различных речевых отклонений в нарушениях строения речевого аппарата. Российские исследователи предпринимали попытки классифицировать все речевые нарушения в зависимости от причин их возникновения.
Так, М.Е. Хватцев разделил причины речевых нарушений на внешние и внутренние, выделив так же органические, функциональные, социально-психологические и психоневрологические причины. К органическим причинам М.Е. Хватцев отнес различную внутриутробную патологию, возникающую в период от 4 недель до 4 месяцев развития плода, в момент родов или сразу после рождения. К этим же причинам он отнес органические поражения периферических органов речи (например, расщепление нёба и другие изменения в артикуляционном аппарате). В Возникновении речевых нарушений большое значение М.Е. Хватцев отводил экзогенно-органическим факторам, отнесенным им же к группе органических поражений (центральной и периферической нервной системы). К ним относятся различные неблагоприятные воздействия (инфекции, травмы, интоксикации и др.) на центральную нервную систему ребенка и его организм в целом. Если вредное воздействие на ребенка было оказано еще в утробе матери, то говорится о внутриутробной патологии; при родах и после них – о натальной и постнатальной патологии соответственно. Ведущим нарушением этого периода принято считать асфиксию и родовую травму.
Причинами, приводящими к нарушениям речи у детей, может являться также несовместимость резус-фактора крови матери и ребенка. При внутриутробном поражении мозга отмечаются самые тяжелые случаи речевых нарушений, которые могут сочетаться с другими нарушениями – слуха, зрения, интеллекта. Если к нарушениям органического характера присоединяются неблагоприятные условия воспитания и окружения ребенка в 1й год жизни, то возникшие нарушения только усиливаются. Для полноценного развития ребенка, его общение должно быть полным, постоянным, эмоционально насыщенным.
Например, если ребенок воспитывается в семье, где один из её членов страдает каким-либо нарушением речи, то ребенок автоматически переносит эти дефекты в свою речь. Речевые нарушения могут возникать в результате различных видов травм, общей физической ослабленности. В результате перенагрузки речевой системы могут возникнуть такие нарушения, как заикание. Ребенок может отказаться от речевого общения, замкнуться в себе, проявлять протест в различных формах.
В дошкольном возрасте рассматривается речевое нарушение устной речи (произношение).
В 3 года, а иногда и раньше (2,5-2.8) необходимо показать ребенка специалисту, учителю-логопеду дошкольного учреждения или логопеду детской поликлиники. Чем раньше будет выявлен речевой дефект у ребенка, тем легче и быстрее он будет поддаваться коррекции.
Часто встречаются в дошкольном возрасте следующие виды нарушения речи, исходя из клинической диагностики:
Дислалия – нарушение звукопроизношения при нормальном слухе и нормальной проводимости речевого аппарата. Проявляется в заменах, искажениях, смешениях тех или иных звуков. Это происходит по нескольким причинам: из-за несформированности правильного положения артикуляционного аппарата при произнесении тех или иных звуков, из-за неправильного усвоения артикуляционных позиций, из-за дефектов самого артикуляционного аппарата.
Дизартрия – нарушение произносительной стороны речи вследствие недостаточной иннервации речевого аппарата. Дизартрия возникает из-за органического поражения центральной нервной системы. Дети с таким речевым нарушение наблюдаются у невролога, в областных клиниках и речевых центрах, и получают серьезное лечение данного заболевания.
Алалия – полное отсутствие или недоразвитие речи из-за органических поражений речевых зон головного мозга во внутриутробном периоде или доречевом периоде развития. Это один из самых сложных дефектов речи: языковая система не формируется, страдают все звенья произносительной стороны речи. Это нарушение так же требует постоянного наблюдения врача – невролога, длительного медикаментозного лечения.
Психолого-педагогическая классификация речевых нарушений, часто встречающихся в дошкольном возрасте:
Фонетико-фонематическое недоразвитие – это нарушение процессов формирования произносительной системы родного языка у детей с различными речевыми расстройствами вследствие дефектов восприятия и произношения фонем (звуков).
Общее недоразвитие речи – различные полиморфные дефекты речи, при которых происходят нарушения в формировании всех компонентов речевой системы, относящихся к звукосмысловой стороне. Существует несколько общих признаков этих нарушений: более позднее развитие речи, бедный словарный запас, различные дефекты произношения, аграмматизмы, при образовании звуков имеются нарушения. Степень недоразвития может быть различной: речь может отсутствовать совсем, (при этом возраст ребенка может быть 5-6 лет), или быть лепетной, или речь может быть достаточно развернутой, но с различными элементами фонетического и лексико-грамматического недоразвития. При этом слух и интеллект у ребенка сохранен.
Для чего нужны занятия с логопедом?
- родители не всегда слышат все дефекты в речи ребенка,
- нет такой области деятельности человека, где не нужна была бы речь хотя бы на этапе обучения,
- правильная речь позволяет ребенку легче достигать успеха в обществе,
- речь является элементом социальной адаптации,
- чистая речь снимает ограничения в выборе профессии,
- часто родители считают, что плохая речь пройдет сама, к сожалению, это не всегда так,
- у людей с нарушениями речи часто формируются комплексы неполноценности,
- если не исправить произношение до школы, то потом это сделать трудно, так как оно войдет в привычку,
- если ребенок смешивает звуки в произношении, то и писать будет так же, потому что сначала он проговаривает то, что собирается написать.
Помочь выявить, и определить вид, степень речевого нарушения сможет опытный логопед дошкольного учреждения, которое посещает ребенок, также родители могут обратиться с вопросом диагностики речевого нарушения к специалистам в Психолого-Медико-Педагогическую Комиссию города или области. Специалисты рекомендуют родителям, в каких условиях лучше устранить данное речевое нарушение. Занятия с логопедом возможны в условиях логопедического пункта дошкольного учреждения, или в условиях специализированной группы компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи. Чаще всего, при выявлении у ребенка сложного нарушения речи, родителям рекомендуется обучение и воспитание ребенка по адаптированной образовательной программе для детей с тяжелым нарушением речи в условиях речевой группы дошкольного учреждения. В данную группу дети приходят уже с заключениями ПМПК, в которых указан тип речевого нарушения и его сложность. Дети с тяжелыми нарушениями речи не имеют нарушений интеллектуального развития, у речевых детей отмечается незначительная задержка и отставание в психическом развитии, которое с постепенным устранением речевого дефекта тоже приходит в норму.
Конечно, родители имеют право отказаться от посещения такой группы и просто посещать индивидуальные занятия логопеда. Но, именно в условиях речевой группы возможна система коррекционных логопедических занятий, направленных на исправление не только нарушения звукопроизношения у дошкольника, но и на развитие всей его языковой системы. Коррекционно- развивающая работа с дошкольниками предполагает четкую организацию пребывания детей в детском саду, правильное распределение нагрузки в течение дня, координацию и преемственность в работе логопеда, воспитателей, педагога-психолога, музыкального руководителя, руководителя по физическому воспитанию. В логопедической группе создана специальная коррекционно-развивающая, предметно-пространственная и социальная среда, обеспечивающая стимулирование речевого, эмоционального, сенсорного, моторного и когнитивного развития детей с нарушением речи в соответствии с их потребностями.
Итак, основные задачи логопедической группы:
Коррекция тяжелых нарушений устной речи: формирование правильного произношения, усвоение лексических и грамматических средств языка, развитие навыков связной речи;
Развитие всех компонентов устной речи детей (лексической стороны, грамматического строя речи, произносительной стороны речи, связной речи – диалогической и монологической форм);
Своевременное предупреждение нарушений чтения и письма;
Активизация познавательной деятельности детей;
Коррекция недостатков эмоционально-личностного и социального развития;
Пропаганда логопедических знаний среди педагогов, родителей (законных представителей).
Источники:
Т.Б. Епифанцева «Настольная книга педагога-дефектолога» ЛА «Парус» 2007г.
Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина, Т.В. Туманова «Коррекция нарушений речи. Программы дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушениями речи». Москва. «Просвещение» 2010г.
Положение о группе для детей с тяжелыми нарушениями речи МАДОУ ЦРР детский сад городского округа Красноуфимск 2013г.
О.И. Крупенчук «Логопед советует» Издательство «Детство-пресс» 2010г.