Урок литературы в 7 классе: Тема «маленького человека» в повести Н.В. Гоголя «Шинель»

7
0
Материал опубликован 3 May 2021 в группе

Н.В. Гоголь «Шинель» (2 урока)

Тема «маленького человека» в повести Н.В. Гоголя «Шинель» (1 урок)


Цели урока:

Образовательная:

познакомить обучающихся с историей создания и содержанием повести Н.В. Гоголя «Шинель»,

проследить раскрытие темы “маленького человека”,

выявить идею рассказа на основе анализа образов, сюжета и композиции произведения.

Развивающая:

совершенствовать умение учащихся выявлять значимые художественные детали текста,

совершенствовать коммуникативные навыки: участвовать в коллективном обсуждении, работать в группе, высказывать (письменно) мнение по предложенной теме на основе сопоставления разных точек зрения.

Воспитательная: создать условия для формирования гуманистического мировоззрения.


Оборудование:

мультимедийный проектор;

презентация к уроку;

приложения с заданиями для групп учащихся


ХОД УРОКА

Организационный момент.

Формулирование целей и задач урока.

         Слово учителя.

Знакомство с циклом «Петербургские повести» (презентация)

           “Петербургские повести” Гоголя – новый шаг в развитии русской литературы. В этот цикл входят повести: “Невский проспект”, “Нос”, “Портрет”, “Коляска”, “Записки сумасшедшего” и “Шинель”. Над циклом писатель работает с 1835 по 1842 г. Объединены повести по общему месту событий – Петербургу. Это не только место действия, но и своеобразный герой указанных повестей, в которых Гоголь рисует жизнь в её различных проявлениях. Обычно писатели, рассказывая о петербургской жизни, освещали быт и характеры знати, верхушки столичного общества.

           Гоголя привлекали мелкие чиновники, мастеровые (портной Петрович), нищие художники, “маленькие люди”, выбитые из колеи жизни. Вместо дворцов и богатых домов читатель в гоголевских повестях видит городские лачуги, в которых ютится беднота.

            Особое место в этом ряду занимает повесть Н. В. Гоголя «Шинель» - «одно из глубочайших созданий Гоголя», по словам В. Г. Белинского, «колоссальное произведение», по мнению Герцена. Чем заслужила повесть столь высокие оценки, нам и предстоит сегодня выяснить.

Изображение «маленького человека» (презентация)

Гоголь изобразил «маленького человека».

      В русской литературе тип «маленького человека» появился в 1830-е годы XIX века в творчестве Пушкина (Самсон Вырин в «Станционном смотрителе», бедный Евгений в «Медном всаднике»).

В творчестве Гоголя этот образ нашёл наиболее яркое отражение.

Какие предположения можно сделать о том, каков «маленький человек»?

Ответы обучающихся


Слово учителя

Маленький человек – герой, занимающий одно из низших мест в социальной иерархии, что определяет его психологию и общественное поведение. Социально-литературный тип «маленького человека» обладает целым рядом общих черт — невысокое социальное положение, утрата своего лица, своей личности, человеческая приниженность, робость, непременно вызывающие чувство жалости при виде оскорбления человека.

3. История создания повести «Шинель» (презентация)

Замысел повести «Шинель» родился не сразу. В середине 30-х годов Гоголь услышал анекдот о чиновнике, потерявшем ружье. Как свидетельствует в своих воспоминаниях П.В. Анненков, «рассказан был канцелярский анекдот о каком-то бедном чиновнике, страстном охотнике за птицей, который необычайной экономией и неутомимыми, усиленными трудами сверх должности накопил сумму, достаточную для покупки хорошего лепажевского ружья рублей в 200 (ассигнациями)». Но ружье тонет в воде при первой же охоте, а чиновник, возвратясь домой, слег в постель и уже не встал, ибо сильно заболел. Его спасли товарищи, собравшие деньги и купившие чиновнику новое ружье.

Практическая работа.

Заполнение сравнительной таблицы (работа вгруппах).

- В чем сходны, а чем отличаются анекдот и повесть «Шинель»?

Ответы обучающихся

(Во-первых, в анекдоте чиновник сам виноват в утере драгоценного ружья, а у А.А. его отняли, во-вторых, в анекдоте чиновнику помогли товарищи и в истории этой мы видим счастливый конец. В-третьих, в первом случае отсутствует обстановка жуткой нищеты, какую мы наблюдаем в гоголевской повести. Самое же главное: ружьё – всё-таки предмет роскоши. Без него вполне можно обойтись. Без шинели в Петербурге, где «есть сильный враг всех, получающих 400 рублей в год жалования, наш северный мороз», просто не выжить.)

- Как вы думаете, почему?

(город безжалостен, равнодушен к миру «маленького человека»)


4. Анализ повести. Беседа по вопросам (презентация)

- С каким чувством, каким отношением к герою вы читали повесть Гоголя? 


Ответы обучающихся


 -  Что мы узнаем о герое в начале повести? Что означает его имя?

Ответы обучающихся

          (служил в одном департаменте, ничего замечательного о нем сказать нельзя, низенького роста, рябоват, рыжеват, подслеповат, с небольшой лысиной на лбу, с морщинами, ему за 50 лет, но служит он чиновником низшего класса в табели о рангах — вечный титулярный советник (это 9 ступень чиновничьей лестницы). Хотя писатель и уверяет в том, что имя героя не выисканное, но значение этого имени говорит об обратном: Акакий (др.-греч. Ἀκακιος) — мужское имя, в переводе с греческого языка — не делающий зла, смиренный, незлобивый, невинный. Фамилия его — Башмачкин. Называя ее, писатель словно иронизирует: «...она произошла от башмака; но когда, в какое время и каким образом... ничего этого неизвестно».)

   - Работа над портретом героя.

- Сравните изображения Акакия Акакиевича, созданные разными художниками. Какое из них наиболее близко вашему представлению этого героя и почему?

Ответы обучающихся

- Когда же меняется отношение рассказчика к герою? (Или оно остается неизменным?)

Ответы обучающихся

(Конечно, ученики заметили, что отношение меняется, и уже с первых страниц ироническое настроение часто переходит в грустное. Акакия Акакиевича становится жаль, когда мы узнаем об отношении к нему сослуживцев, которые не оказывали ему никакого уважения, когда появляется сравнение с мухой)

- Как относились в департаменте к Акакию Акакиевичу? (чтение отрывка)

  (В этом фрагменте звучит важная для писателя мысль об уважении к человеку, «маленькому человеку», как стали называть таких героев, как Акакий Акакиевич. Читателю становится понятно, что насмешки над такими людьми омерзительны.)

- Для чего вводит Гоголь молодого человека, который не будет героем повести? (чтение отрывка)

Ответы обучающихся

(Гоголь хотя и с некоторой усмешкой описывает неловкого Акакия Акакиевича, но его смех беззлобный в отличие от жестоких насмешек чиновников-коллег. Юмористический тон повествования меняется, когда Гоголь описывает молодого чиновника, которого поразили слова Акакия Акакиевича. Юноша увидел в нём такого же человека, как и он сам: «Я брат твой», т.е. я также создан Богом по образу и подобию его. Эти слова перевернули жизнь молодого человека, в то время как для большинства других Акакий Акакиевич продолжал быть «мухой»).

- Что мы узнаем об отношении героя к службе? Как в этом проявляется его характер?

     Ответы обучающихся

(Гоголь подчёркивает и ещё одну важную черту в Акакии Акакиевиче: он служит «с любовью», чего нельзя отметить у других чиновников. Пусть его любовь – это любовь всего лишь к буквам, но в переписывании бумаг он своего рода мастер: каллиграфический почерк является искусством, особенно во времена, когда делопроизводство велось в рукописной форме. Переписывание бумаг для него — особый приятный мир, но ничего более он делать не умел, терялся от задания переменить глаголы 1 лица в 3-е. Дома он также переписывал бумаги, ожидал, «что-то бог пошлет переписывать завтра». За свою работу он получал всего 400 рублей в год, мизерные по тем временам деньги. Он покорен судьбе, не склонен к протесту.)

Подведение итогов урока.

- Достоин ли Башмачкин уважения или он полное ничтожество? (работа в группах)

Ответы обучающихся 

Домашнее задание.

Поразмышляйте письменно над вопросом «Башмачкин – несчастный человек или посмешище?»

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.