Статья «О перспективах сочетания литературных традиций и инноваций, влиянии сетературы на читательскую культуру»
О перспективах сочетания литературных традиций и инноваций,
влиянии сетературы на читательскую культуру
Развитие современной литературы на сегодняшний день не стоит на месте. Распространение Интернета дает неограниченные возможности новым авторам для публикации их литературных произведений и текстов. Мы видим, что чаще всего в этих произведениях существует явное несоответствие определенным стандартам, смешение литературных жанров. Но вместе с тем новые авторы имеют возможность публиковаться в Интернете, что прибавляет им опыта и мастерства. А у читателей появляется возможность не только прочитать новое произведение, но и выразить свои мысли.
Сетература (сетевая литература) – вид творчества, конечный продукт которого – художественное произведение – размещается в компьютерной сети, может неоднократно редактироваться и быть доступным многим потребителям (читателям) одновременно.
Важно сегодня рассмотреть вопрос качества литературного процесса в Интернете, в том числе и сетературы. Похоже, что скоро литература из занятия профессионального превратится в занятие любительское. Грань ведь между ними осталась размытой. В настоящее время по-прежнему преобладающую часть литературного ресурса Интернета составляет творчество авторов низкого качества. Литература перестала быть элитарным занятием. А может, она не деградирует, а стала другой? Может, понять ее надо, а не отвергать?
Можно допустить и ту мысль, что широкое распространение сетературы сегодня возможно, потому что она – зеркало сегодняшнего дня. Сетевая литература – это не отдельное явление, разделенное пропастью с традиционной печатной литературой, а всего лишь альтернативный информационный канал. Да, конечно, она во всех ее проявлениях имеет свои особенности, отличия от традиционной литературы, но это все-таки литература, а не какое-то иное явление, чуждое литературному процессу. И действительно, главным здесь есть все-таки сама литература и то, что связано с литературным процессом. А в каком виде она будет представлена, может, уже второстепенно? И все же нельзя признать верным мнение, что Сеть существенным образом не повлияла на литературный процесс, и что сетевая литература ничем не отличается от бумажной.
Литературный процесс в Интеренете проходит более динамично, появляются новые формы и жанры. Некоторые из них, к примеру, гипертекст и комментарии, практически не встречаются или вовсе невозможны в бумажной литературе. В современной литературе наблюдаются тенденции к не выдерживанию чистого литературного жанра, а перемешиванию или взаимопроникновению жанра друг в друга.
Если говорить о перспективе сочетания литературных традиций и инноваций, следует отметить, что современная литература обретает черты блог-литературы. Крупная проза не в чести, ее мало кто пишет, и еще меньше, кто читает. В современной сетевой литературе многое от журналистики, в ней важно, чтобы произведение было актуально, соответствовало тому, что волнует людей сегодня и уже на имеет значения, будет ли кто читать его завтра. В современной сетературе не так уж много долгоживущих произведений. Новизна чаще доминирует над содержанием. Форма зачастую становится главнее сюжета. Здесь выживают наиболее мелкие и приспособляющиеся к новым условиям жанры: анекдоты, рассказы, короткие стихотворения, фэнтези, ремейки.
В современной литературе фэнтези уже целое художественное направление. Существует много мнений об этой инновации в литературе. Часто в вину ставят его близость к народным сказкам. Вспомним, что этот вид фольклора не есть развлекательным рассказом для детей, а глубокое загадочное произведение, построенное на символах, которые влияют на подсознание человека. Может следует найти и достоинства фэнтези? Произведения эти легкие и эстетичные. Красивые люди, места, поступки, впечатляющие читателя. Может, это уход от серости жизни, невзрачности! Читательский контингент, поклонники фэнтези – это в основном люди с широким кругозором (история, фольклор, мифология, история моды, художественное творчество). Они увлеченные, любящие читать, а это тоже важно в наше время.
Ремейк трактуется сегодня как порождение постмодернизма. Задачи его, оказывается, многообразные. Это и осовременивание классики, установление связи между различными видами искусства, родами и жанрами. Он активизируется на определенных этапах развития литературы, знаменуя актуализацию культурного наследия, так как подпитывается иронией, игрой и отражает более общие культурные процессы. Думается, вопросом дискуссии может стать мнение о том, можно ли считать ремейк жанром, системой приемов (игра).
Читателю непросто ориентироваться в современном литературном сетевом процессе, ведь каждый день здесь что-то видоизменяется, даже фамилия или псевдоним автора. И все же нельзя считать, что в сетературе нет Имен, что она не родила ничего талантливого.
Возвращаясь к сравнению сетевой и бумажной литературы, хочется отметить, что сетература не только меняет облик, но и предсказывает новое. Становится ясно, что будущее литературы - в Сети. Хотя и не является отдельным литературным жанром, надо понимать, что она есть средство самовыражения личности, исходя из уникальности Интернета. Это, на наш взгляд, может вернуть автора и читателя друг другу.
Наиболее примечательными произведениями сетературы есть: Ю. Нетеренко «Аэропорт», Д.Соколов «Лоскутное одеяло», А.Андреев «Роман».
Какое влияние имеет сегодня сетература на современный литературный процесс? Наверное, оно равно ее популярности, и не остается сомнения в том, что за сетературой будущее. Не думается все же, что она заставит классическую литературу окончательно уйти в прошлое. Скорее всего, это будет сосуществование и взаимовлияние двух культурных явлений.
Возможно, сегодняшнее время перевернет многовековую традицию литературы и войдет в историю как переходной период от ее бумажной формы к цифровой и виртуальной. А возможно, сетература станет лишь временным и переходящим феноменом. Я отношусь к этому несколько настороженно. Ведь к числу «минусов» Интернета можно отнести формирование человека в качестве бездумного потребителя информации. Да и Интернет-общение не заменит реальные человеческие взаимоотношения. Однако нельзя отрицать тот факт, что Интернет сильно меняет нашу жизнь, ту культурную плоскость, которую мы передадим своим потомкам.
Многие отличительные свойства Интернета указывают на него как на будущее литературы. Появляются новые сетевые авторы, а известные писатели печатают произведения в блогах, тем самым приближая свое творчество к читателю.
Скорее всего, в недалеком будущем основные события литературной жизни будут происходить в Интернете.