Статья «Особенности заданий, формирующих читательскую грамотность на уроках литературы»
Муниципальные педагогические чтения
руководящих и педагогических работников образовательных организаций МО г. Саяногорск
«Практика современного образования: новые форматы для новых результатов»
ОСОБЕННОСТИ ЗАДАНИЙ, ФОРМИРУЮЩИХ ЧИТАТЕЛЬСКУЮ ГРАМОТНОСТЬ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРЫ Кухарева Юлия Валентиновна, учитель МБОУ Лицей №7Цель: Отметить особенности и специфику заданий по литературе.
Задача: Поделиться педагогическими наработками по применению заданий, развивающих читательскую грамотность.
Читательская грамотность – одна из важнейших составляющих функциональной грамотности школьника. По определению PISA, читательская грамотность – способность человека понимать и использовать письменные тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни. Качество образовательных достижений школьников определяется качеством учебных заданий, предлагаемых педагогом.
Литература - один из самых сложных предметов в школьном курсе, так как формирует базовые навыки и умения работы с текстом, необходимые при изучении всех дисциплин. Работа с художественным текстом очень сложна, но здесь есть и свои преимущества, потому что художественные тексты имеют сюжетную линию, и читать их детям легче. Предмет «литература» заслуживает серьёзного внимания, ведь здесь формируются все важнейшие навыки и умения работы с текстом.
Какие задания могут развивать читательскую грамотность на уроках литературы?
Общим понятием, объединяющим все задания по выработке функциональной грамотности, является контекстность (жизнеподобие). Основные особенности контекстных заданий:
- задача поставлена вне предметной области, но решается с помощью предметных знаний;
- в каждом из заданий подробно описывается жизненная (сюжетная) ситуация, понятная учащемуся;
- контексты заданий близки к проблемным ситуациям, возникающим в повседневной жизни;
- вопросы изложены простым, ясным языком, обычно немногословно.
Разберём примеры заданий на уроках.
Задание 1. Интерпретация и сопоставление двух эпизодов, разделённых во времени.
А.С. Пушкин. «Станционный смотритель» (внеклассное чтение).
«Вижу как теперь самого хозяина, человека лет пятидесяти, свежего и бодрого, и его длинный зелёный сюртук с тремя медалями на полинялых лентах», таким увидел рассказчик Вырина в самом начале их знакомства. Найдите в повести другой портрет этого героя. Что изменилось в этом портрете? Чем были вызваны эти перемены. ( Если бы вы были в это время рядом с Дуней, что бы вы ей рассказали о состоянии здоровья её отца?) Как в литературе называется приём сопоставления на основе контраста?
Ответ. Второй портрет автор даёт читателю после трагических событий в жизни Вырина. Сбежала его дочь, и её дальнейшая судьба не известна. Смотритель убит горем. Он не следит за собой, за домом, много пьёт с горя. Теперь Вырин выглядит больным измождённым стариком. (Если бы я был в это время рядом с Дуней, я рассказал бы, что её отец убит горем, страдает, болеет, много пьёт, скоро умрёт. Я попросил бы навестить отца или подать о себе весть, чтобы прекратить его страдания.) Такой приём на основе контраста называется антитезой.
Задание 2. Наблюдение за ролью пейзажа в художественном произведении.
Понаблюдаем за тем, как природа может «сочувствовать» герою.
- Как описывает автор состояние природы, приезжая в первый раз к станционному смотрителю? А как - во второй?
Дети читают, сопоставляют, интерпретируют два фрагмента текста, делают вывод.
«День был жаркий. В трёх верстах от станции*** стало накрапывать, и через минуту проливной дождь вымочил меня до последней нитки…» - так начинается рассказ о смотрителе.
А вот как он заканчивается:
«Это случилось осенью. Серенькие тучи покрывали небо: холодный ветер дул с пожатых полей, унося красные и жёлтые листья со встречных деревьев».
- Почему автор рисует столь разные картины природы? Чего он достигает этим? Какова роль этих картин в описании настроения героя?
(Введение термина «психологический параллелизм»).
Задание 3. Поиск фактологической информации (время, место или обстоятельства действия)
а) Найдите указание времени действия, с которого начинается повествование в романе-эпопее Л.Н. Толстого «Война и мир».
// Ответ: июль 1805 года.
б) Кем является Анна Павловна Шерер и кто её первый гость?
// Ответ: фрейлина императрицы Марии Фёдоровны (матери императора Александра); князь Василий – министр и член сената.
в) Какое главное политическое событие обсуждает Анна Павловна с князем Василием?
// Ответ: Анна Павловна обсуждает причины предстоящей военной кампании России против Наполеона (1805 г.) и даёт оценку действиям Наполеона.
г) Куда собирается князь Василий после визита к Анне Павловне?
//Ответ: на праздник к английскому посланнику.
Задание 4. Анализ эпизода.
Роман И.С. Тургенева «Отцы и дети». Эпизод «Базаров и Фенечка в беседке».
Вопрос: Почему Базарову стало стыдно за своё поведение?
Важно напомнить учащимся, что в главе 21, в разговоре с Аркадием под стогом сена, Базаров выражает мысль о том, что настоящим человеком можно считать того, которому все подчиняются или ненавидят. Именно таким человеком чувствовал себя Базаров, пока не встретил Одинцову. Любовь к ней сделала героя слабее. Здесь важно понять, зачем Базаров целует Фенечку. Для учёного-естествоиспытателя важно понять, что он будет чувствовать к Одинцовой после ухаживаний за хорошенькой Фенечкой. Он не считается с её чувствами и положением. После слов Фенечки: «Грешно вам, Евгений Васильевич», прозвучавших для него упрёком Базарову впервые становится стыдно за своё поведение.
- Задание 5. Сопоставительный анализ.
Исходным текстом является роман М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени», глава «Княжна Мери». Назовите произведение, в котором герой отвергает любовь. Можно предложить отповедь Онегина Татьяне после её письма и объяснение Печорина с княжной Мери после дуэли. Возможны подсказки:
Какие чувства подавляют в душе Онегин и Печорин?
В чём проявляются благородство Онегина и безнравственность Печорина?
(Онегин поборол в себе возникшее чувство любви к Татьяне. А Печорин влюбил в себя княжну Мери, насытив свою гордость, и был равнодушен к её страданиям.)
Задание 6. Написание обучающего сочинения по заданному плану.
- Написать сочинение по роману А.С. Пушкина «Евгений Онегин» на тему «Счастье было так возможно…» ? (В чём трагедия Онегина и Татьяны?)
План.
Вступление. (Роман – это реалистическое произведение о современнике Пушкина, о взаимной любви. Но почему главные герои не обрели счастья?)
Основная часть.
а) Что общего у Онегина и Татьяны? (Онегину надоела праздная жизнь в светском обществе, оно ему стало чуждо. Татьяна чувствует себя чужой в семье.)
б) Потребность героев в искренних чувствах. (Почему друг друга выбрали?)
в) чем отличаются Онегин и Татьяна? (Мечты Татьяны о любви как о духовном единстве. Преждевременная старость души Онегина.)
г) Симметрия как композиционный приём. (Признания в любви в письмах героев).
д) Что разлучило героев навсегда? (В чём проявляется эгоизм уже полюбившего Онегина? Почему Татьяна отказалась от любви? В чём проявляется нравственность героини?)
3. Заключение. (Кто виноват в несостоявшемся счастье?)
Очень важно понимать объективность авторской позиции и уметь сопоставлять её с мнением литературных критиков. Нужно рекомендовать учащимся с осторожностью читать критические статьи и сверять их аргументацию с исходным текстом.
Выводы. Задания по анализу эпизода кажутся относительно простыми, но позволяют использовать все накопленные знания и умения. Сопоставительный анализ произведений заставляет применить читательские навыки в изменённых условиях. Написание сочинения способствуют выражению своих мыслей о прочитанном. Не надо бояться делать учащимся подсказки, так как они помогают выработать алгоритм действия, например, при обучении написанию сочинения по заданному плану. Развитие навыка актуализации исходной информации художественного текста формирует умение самостоятельно мыслить.
В современном образовательном пространстве школьнику необходимо постоянно проявлять способность находить информационно-смысловые взаимосвязи текстов разного типа и формата, в которых поднимается одна и та же проблема, соотносить информацию из разных текстов с внетекстовыми фоновыми знаниями, критически оценивать информацию и делать собственный вывод.
С учётом этого фактора усложнена форма представления заданий, направленных на оценку способности школьника правильно понимать коммуникативное намерение автора текста, назначение текста, на оценку умения ориентироваться в структуре текстов разных видов и форматов, в структуре заданий и способах формулировки ответа на поставленные вопросы. В силу этого в Концепции оценки образовательных достижений учащихся актуализирована значимость оценивания не только предметных, но и метапредметных интеллектуальных умений.
Оценивание читательской грамотности как одного из компонентов функциональной грамотности в 5 и 6 классах будет сосредоточено на навыках чтения, которые включают в себя поиск, выбор, интерпретацию, интеграцию и оценку информации из всего спектра текстов, связанных с ситуациями, которые выходят за пределы класса.
В данной таблице мы сопоставили ответы на тесты учащихся 5 класса после изучения рассказа В.П. Астафьева «Васюткино озеро» и учащихся 6 класса, изучивших рассказ В.Г. Распутина «Уроки французского». Дети анализировали действия, поступки героев произведений в тяжёлых жизненных условиях. После изучения произведений учащиеся писали сочинения по заданному плану, отмечали, что им понравилось в героях, чему ребята научились у них.
В классе 28 человек. 1-3 задания оценивались по 1 баллу, 4 задание оценивалось тремя баллами.
|
Группы читательских действий | 5 класс | 6 класс |
Находить и извлекать информацию
| 23 | 27 |
Интегрировать и интерпретировать информацию | 21 | 25 |
Осмысливать и оценивать содержание и форму текста
| 17 | 24 |
Использовать информацию из текста | 48 | 57 |
Таким образом, мы можем наблюдать развитие читательской грамотности у учащихся в течение года.
Источники информации:
1. Цукерман Г. А., Ковалева Г. С., Кузнецова М. И. Становление читательской грамотности, или Новые похождения Тяни-Толкая // Вопросы образования. 2015. № 1. С. 284–300.
2. Язык – система. Язык – текст. Язык – способность. М., 1995.
3. PISA 2018. Draft Analytical Frameworks // OECD [Электронный ресурс]. URL: https://www.oecd.org/pisa/data/PISA-2018-draft-frameworks.pdf
4. http://www.centeroko.ru/public.html